Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия религии о сущности религии с позиции теологии.




Билет №1.

1.Предмет философии исследуют наиболее общие законы развития.

Законы:

1)единство борьбы и противоположность

2)переход количество в качество

3)закон отрицания отрицаниях (2 вида: диалектич-й и метафизич-й)

Категории диалектики:

1)причины и следствия

2)сущность и явление

3)общее особенное единичное

4)необходимость и случайность

5)структура и функция

6)содержание и форма

7)возможность и действительность

2.Философия религии в эпоху Древней Индии (брахманизм, джайнизм, буддизм). На Древнем Востоке представление о первоначального выступали в мифологической религиозной оболочке. В Авесте древних иранцев, в Ведах индийцев, в Библии древних евреев первые религиозные представления древних были своеобразным мифическим отражением их произ-й деятельности.

В среде низших слоев индийского общества имел распространение культ Вишну- «доброго Бога» и Шивы – «злого Бога».

Главные идеи буддизма:

1) 4 благородные истины:

•жизнь - есть страдание

•причина страдания – истребление

•избавиться от этих страданий можно подавлением желаний

•пути преодоления страданий – нравств. совершенств.

2)Теория причинности (все имеет свою причину и последствия)

3)Непостоянство элементов (все меняется и изменяется. Человек сам является причиной страдания).

4)Средний путь (Будда призывает к умеренности и избеганию)

5)Восьмеричный путь (постепенные трансформационные сознания и психики человека)

Предполагает правильное стремление, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное созерцание, избавление от желаний.

 

 

Билет №2.

Философия религии – теория религиоведения.

Стихийный материализм, что причиной религии является теория страха (эпикур).

Метафизический материализм находил причины религии в обмане (Моисей, И.Христос, Мухаммед).

Диалектический материализм - качественно новый уровень понимания религии. Научно-материал-и объяснил сущность религии, причины возникновения религии и функции религии. На новом уровне осознания подошел к рассмотрению взаимосвязей, взаимовлияний гносеологии религии.

Всякая религия является фантастическим отражением в голове людей.

2.Этика учения буддизма. Буддизм – одна из древнейших из мировых религий. Ее название происходит от имени, а точнее, от почетного титула основателя – Будды Шакьямуни, жившего в Индии в V-VI вв до н.э. За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал не только религиозные представления и философию, но культуру, искусство, систему образования.

Учения Будды отличается удивительной простотой, ясностью и практичностью и адресовано для всех людей. Буддизм говорит о том, что человеческая жизнь полна страданий и боли. Но они могут быть устранены, если следовать элементарным правилам мышления и действия (в буддизме – восьмеричный путь). Любой человек, следуя ему, может измениться к лучшему и в идеале достигнуть просветления (освобождения от иллюзий и страданий этого мира).

 

Билет №3.

Философия и религия как типы мировоззрения.

Мировоззрение – совокупность принципов, взглядов и убеждений, определенное направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или общества в целом. Мировоззрение на уровне социальной группы, классов или общества это есть идеология.

Типы мировоззрения:

1)научно-материалестическая (коммунистическая)

2)религиозно-идеологическая (рабовладельческая идеология буржуазии)

3)мифологическая (метод познания мира)

Мировоззренческие проблемы:

1)Проблема решения основного вопроса философии:

Основной вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе.

1-я сторона вопроса: что первично и что вторична материя или сознание?

2-я сторона вопроса: познаваем ли мир?

Материалисты: материя первично;

Идеалисты: сознание первично;

Гностики: мир познаваем;

Агностики: мир не познаваем

2)Проблема развития:

•метафизическое (как изолированное развитие; развитие по кругу; развитие, который идет из вне; рассматривает количественные и качественные развитие, изолированного друг от друга)

•диалектическое (развитие как саморазвитие(причины внутри самой материи); развитие во взаимосвязи)

3)Проблема смысла жизни

Смысл жизни: индивидуалистический; альтруизм (когда общественный интерес превышает другой интерес); когда общественные личные интересы совпадали

Даосизм о естественном законе.

Даосизм (VI-Vвв до н.э), в основе которого учения Лао Цзы. Дао – естественный закон самих вещей, куда человек не должен вмешиваться. Все движущееся и переходит в свою противоположность. Слабые со временем станут сильными и одолеют нынешних сильных. Всеобщий закон Дао превращает в мистическое представление о том, что все в мире заранее предопределено таинственной силой. (ПО ЛЕКЦИЯМ)

Дао означает путь постижения законов природы, ее закономерностей. Учение призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао, универсальным принципом гармонии. Дао не есть бытие или не бытие. Это то, что является первопричиной. Дао универсально. Всепроникающе и не поддается разрушению. С точки зрения метафизики Дао невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете, порождает все сущее, и в то же время, является конечной целью любого проявления. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни. Согласно даосской философии, движению предшествует отдых, а действию – состояние покоя. Соответственно, Дао является основой любого процесса, само по себе оно неподвижно, но является началом любого движения. Дао не есть нечто, подвластное интеллектуальному осмыслению. Человек может осознать лишь смысл, не поддающийся словесному выражению.

 

Билет №4.

Философия религии о сущности религии с позиции теологии.

1)Теологическая – объективно-идеологическая трактовка религии сверхъестественный источник религии (от Бога, от абсолюта и т.п). Считается, что якобы человек наделен непреодолимым стремлением к встрече со святым, к слиянию с абсолютом. Отсюда и выводится существование причины религии. Этот подход превращает вопрос о сущности и существовании Бога. Обоснование религии сводится к постулированию бытия Бога.

2)Субъективно-идеалистическая трактовка. Уайт Джеймс рассматривает религию как порождение индивидуального сознания. Американский психолог Олпорт абсолютизирует субъективные особенности религиозных переживаний. Получается, что каждый имеет свою религию. Понимание религии неприемлемо для богословов. Т.к подрывает концепцию истинной религии и церкви как ее носитель. Поэтому философы – идеалисты пытаются соединить данный подход с признанием божественного абсолюта.

3)Антропологическая трактовка. Представитель Л.Фейербах, он пытался рассмотреть религию как отражение человеческого бытия. Религия рассматривается как продукт только человеческой фантазии.

4)Биологизаторская – в них религия трактуется как порождение человеческих институтов, как особая форма реагирования человека на окружающих. З.Фрейд объяснял врожденными импульсами и влечениями.

2.Конфуцианство о традициях. Конфуцианство (VIII-V вв до н.э). В этой древнекитайской философии есть 2 силы:

•инь (женская пассивная сила, которая управляет землей)

•ян (мужская сила, которая управляет небом)

Идеи:

1)наивно-идеалистические перемены

2)идея о противоположных началах

3)идея о естественном пути Дао

Философия конфуцианства возник в VI в до н.э. Заимствована из древнекитайских религий культ предков и культ неба. Эта религия отражает интересы рабовладельческой аристократии и ставила целью установление единой монархии и укрепление рабовладельческих отношений.

Конфуций (551-479гг до н.э) утверждал, что жизнь людей зависит от судьбы, а богатство и знатность от неба. Чтоб узнать новое необходимо изучать старое. Конфуцианство обожествляет императора. Император есть сын неба, а его физическая личность – олицетворение неба. Ли – нормы, порядок вещей, которых надо соблюдать. В борьбе с конфуцианством развивалось философское учение Даосизма (VI-Vвв до н.э), в основе учения Лао Цзы. Дао – естественный закон самих вещей, куда человек не должен вмешиваться. Все движущееся и переходит в свою противоположность. Слабые со временем станут сильными и одолеют нынешних сильных. Всеобщий закон Дао превращает в мистическое представление о том, что все в мире заранее предопределено таинственной силой.

 

Билет №5.

1.Соотношение философии и философии религии. Предмет философииисследуют наиболее общие законы развития.

Законы:

1)единство борьбы и противоположность

2)переход количество в качество

3)закон отрицания отрицаниях (2 вида: диалектич-й и метафизич-й)

Категории диалектики:

1)причины и следствия

2)сущность и явление

3)общее особенное единичное

4)необходимость и случайность

5)структура и функция

6)содержание и форма

7)возможность и действительность

 

Философия религии в широком смысле – совокупность философских установок по отношению к религии, концептуализации ее природы и функций, а также философских обоснований существования божества, философские рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку; в узком смысле – эксплицированное автономное философское рассуждение о божестве и религии, особый тип философствования. Целью философии религии является «раскрытие сущности религии».
(это дополнительная инфа)

2.Сократ – начало логики и этики. Сократ – великий философ Древней Греции. Философия Сократа носит этнический характер. Представлял объект идеализма, он выделялся логикой своей речи, изобличал сбивчивость понятий своих собеседников.

Философский метод называется майевтика (повивальное искусство).

Концептуальные положения учения Сократа:

1)Философия по Сократу – учение о том, как жить

2)Главная задача познания – самопознание

3)Считал, что должна существовать единая высшая общая цель, которой подчиняются все частные цели, которые представляют высшее благо

4)По Сократу любое дурное действие от незнания к незнанию

 

Билет №6.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...