Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совокупный спрос и факторы на него влияющие.




Совокупный спрос (AD) – это суммарное количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен и прочих равных условиях. AD = C + I + G + NX, где С – потребление, I – инвестиции, G – государственные закупки, NX – чистый экспорт.На совокупный спрос оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Основным ценовым фактором, влияющим на размер совокупного спроса, является уровень цен.Ценовой фактор выражается в действии трех эффектов: 1) эффект процентной ставки (рост уровня цен приводит к сокращению величины совокупного спроса); 2) эффект богатства (рост уровня цен делает держателей финансового богатства беднее, поэтому их расходы начинают сокращаться); 3) эффект импортных закупок (рост уровня цен в данной стране относительно уровня цен в других странах приводит к удорожанию отечественных товаров, экспорт товаров данной страны сокращается, а импорт увеличивается, что ведет к сокращению объема совокупного спроса).На совокупный спрос влияют неценовые факторы. В этом случае меняется не размер совокупного спроса, а сам совокупный спрос. Действие неценовых факторов выражается в сдвиге кривой AD вправо (если совокупный спрос увеличивается) и влево (если совокупный спрос сокращается). Неценовые факторы совокупного спроса: • изменения в потреблении домашних хозяйств; • изменения инвестиционных расходов;• изменения в чистом экспорте (конкурентоспособность товаров); • уровень доходов субъектов экономики, степень развитости кредитных отношений; • экономическая конъюнктура – возникновение кризисной ситуации в экономике уменьшает совокупный спрос, подъем экономики ведет к его росту; • ожидания субъектов экономики, в т.ч. потребительские ожидания; • уровень государственных расходов, а также налоговая политика государства; • склонность субъектов экономики (населения) к сбережению и к потреблению.

 


Специфика СП и факторы на него влияющие.

Совокупное предложение (AS) – реальный объем выпуска в экономике при любом возможном уровне цен. Кривая совокупного предложения (AS) показывает уровень реального объема производства при каждом возможном уровне цен. На оси абсцисс откладываем реальный объем производства (Y), на оси ординат – уровень цен (P). Кейнсианский отрезок (I) показывает возможность изменения общественного производства при неизменном уровне цен, промежуточный отрезок (II) показывает оживление в экономике, вертикальный классический отрезок (III) означает ситуацию полной занятости.

На совокупное предложение оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. К ценовым факторам относится средний уровень цен на предлагаемые товары и услуги. Существует прямая зависимость совокупного предложения от уровня цен: выше уровень – выше предложение, и наоборот. Ценовые факторы изменяют объем совокупного предложения. Это выражается в сдвиге кривой AS вправо (если совокупное предложение увеличивается) и влево (если совокупное предложение сокращается).Неценовые факторы изменяют характер совокупного предложения. К неценовым факторам относятся:• производительность труда;• уровень технологии производства;• изменение цен на ресурсы (факторы производства);• изменение объема применяемых ресурсов;• степень открытости национальной экономики и соотношение между экспортом и импортом товаров в данной стране;• изменение в структуре рынка;• изменение условий бизнеса (налоги, регулирование);• совокупный спрос – изменение совокупного предложения может быть реакцией на изменение совокупного спроса.

 


Эффект «храповика».

Эффект храповика рассматривается кейнсианской школой. Он базируется на неэластичности цен в сторону понижения. Подобно храповому колесу, которое может вращаться только в одном направлении, цены также могут изменяться только в сторону повышения, а вот понизить цены достаточно сложно (отсюда название эффекта). Проиллюстрируем этот эффект графически (рис. 7).

 

Начальное макроэкономическое равновесие наблюдается в точке Е1 при уровне цен P1 и реальном объеме производства Y1. Несмотря на то что это равновесное состояние, оно может находиться далеко от уровня полной занятости. Предположим, что в этой ситуации правительство ставит задачу достичь макроэкономического равновесия на уровне Y2 и успешно справляется с поставленной задачей, например осуществляя необходимые государственные расходы и тем самым стимулируя спрос до AD2. Новое макроэкономическое равновесие возникает при более высоком уровне цен Р2, но и при более высоком уровне реального объема производства Y2. Задача достигнута. Однако возможно, что правительству не удается поддерживать в дальнейшем совокупный спрос на новом уровне (нет возможности осуществлять большие государственные расходы, а других стимулов для поддержания совокупного спроса не возникает). Тогда совокупный спрос возвращается на уровень AD1.Однако проблема заключается в том, что из-за неэластичности цен в обратную сторону (в сторону понижения) экономика приходит не в точку Е1, а в точку E3, что ухудшает исходную ситуацию, так как новый высокий уровень цен Р2 сочетается теперь с низким уровнем реального объема производства Y3.Эффект храповика демонстрирует опасность непродуманного экономического роста: в случае, если не удастся его поддерживать на заданном уровне, откат назад может привести к ухудшению исходной ситуации.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...