Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем дисциплины и виды учебной работы




Учебно-методический комплекс дисциплины

Современный литературный процесс

Рекомендуется для направления подготовки

540300 Филологическое образование

Квалификация выпускника – бакалавр филологического образования

 

Аннотация рабочей программы

 

Дисциплина Современный литературный процесс является частью общепрофессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 032700 «Филология» ( профили «Отечественная филология» и «Прикладная филология»). Дисциплина реализуется на филологическом факультете кафедрой литературы.

Содержание дисциплины включается в ряд историко-литературных и теоретико-литературных курсов и охватывает круг вопросов, связанных с представлением о содержании русского литературного процесса XX и XXI веков и его специфике, обусловленной тесной связью с историей страны и идеологическими изменениями в ней.

Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций (ОК-1), профессиональных компетенций (ПК-1, ПК-7, ПК-8) выпускника.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, контролируемую самостоятельную работу (учебные проекты, мини-конференции, круглый стол), самостоятельную работу студента, консультации.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме устных и письменных опросов, рубежный контроль в форме зачета и промежуточный контроль в форме защиты проекта и тестирования.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 150 часов. Программой дисциплины предусмотрены 78 аудиторных часов, из них лекционные (50 часов), практические (28 часов) занятия, а также индивидуальная и самостоятельная работа студентов (72 часа).

 

Разработчик:

д.ф.н., доцент _____________ Мотеюнайте И.В.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению Филологическое образование 540300.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

­­­­­­­­­­­Псковский государственный педагогический университет

 

Филологический факультет

 

УТВЕРЖДАЮ

 

 

______________________________

 

"_____"__________________2011 г.

 

Рабочая программа дисциплины

Современный литературный процесс

Рекомендуется для направления подготовки

540300 Филологическое образование

Квалификация выпускника – бакалавр филологического образования

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины: ознакомление студентов с особенностями развития русской литературы в XX в. Это, во-первых, разделение литературного процесса на две ветви, советскую и эмигрантскую, вызванное октябрьскими событиями 1917 г.; а во-вторых, принципиальное изменение места литературы в общественной жизни, в связи с социально-политическими изменениями в стране в конце XX в. Поэтому целью дисциплины является ознакомление студентов с литературой эмиграции первой, второй и третьей волн как неотъемлемой составляющей русского литературного процесса XX века, а также с новыми, обусловленными историей, механизмами литературного процесса на рубеже XX-XXI вв.

Задачи дисциплины:

· Расширение и конкретизация знаний по истории русской литературы XX века, введение в обиход студентов-филологов новых материалов.

· Развитие навыков целостного анализа художественных произведений, принадлежащих различным эстетическим системам.

· Подготовка к критической деятельности и научным исследованиям в области изучения истории и типологии литературы.

Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС является частью общепрофессионального цикла дисциплин (Б.2) подготовки студентов по направлению подготовки 032700 «Филология», «Отечественная филология». Дисциплина реализуется на филологическом факультете кафедрой литературы.

Содержание дисциплины включается в ряд историко-литературных и теоретико-литературных курсов и охватывает круг вопросов, связанных с представлением о содержании русского литературного процесса XX и XXI веков и его специфике, обусловленной тесной связью с историей страны и идеологическими изменениями в ней. Дисциплина основывается на знаниях, полученных в курсах Основы науки о литературе, История русской литературы и культуры, а также связана с такими дисциплинами, как История русской литературы, История культуры, Теория литературы, Эстетика.

 

Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных компетенций:

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1),

профессиональных компетенций:

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1),

- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2),

- владение навыками подготовки и составления библиографий по тематике проводимых исследований (ПК-7).

- владение навыками выступления с сообщениями, устного и письменного представления материалов (ПК-8).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

а) специфику литературного процесса XX в. в России; основные исторические факты о литературе эмиграции (периодизацию, географическое размещение, состав и т.п.), а также дополнительные механизмы литературного процесса рубежа XX-XXI вв.;

б) основные произведения указанных авторов, в аспекте проблематики и поэтики;

в) исторический и теоретический материал, содержащийся в рекомендованной литературе;

Уметь

а) объяснять специфику литературного процесса XX века и, в частности, произведений, созданных в эмиграции, а также ориентироваться в современных авторских стратегиях;

б) определять взаимовлияние двух ветвей русского литературного процесса;

в) выявлять трансформацию классических традиций в современной литературе;

 

Иметь представление

а) об особенностях развития русской литературы в XX веке;

б) о социально-литературном контексте времени;

в) об особенностях развития русской литературы за рубежом;

г) о современном состоянии изучения литературы XX в.;

 

Владеть навыками

а) самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками;

б) сравнительного анализа произведений;

в) исторического комментирования художественного произведения;

г) рецензирования произведений сегодняшнего дня;

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе: - -   - -
Лекции          
Практические занятия (ПЗ), в том числе 16 часов - КСР          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе: - -   - -
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Другие виды самостоятельной работы          
           
Вид промежуточной аттестации: зачет          
Общая трудоемкость 150 часов; 4 зач. ед.          
         

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Литература русской эмиграции.   Тема 1. Специфика русского литературного процесса XX в.,его связь с историей и идеологическими изменениями в России XX в. (1 л.) Тема 2. Общие сведения об эмиграции. Значение и история явления в русской культуре. Причины и пути эмиграции; количественный и социальный состав; периодизация трех волн эмиграции; географические центры; периодические издания. (1 л.) Тема 3. Специфика литературы русского зарубежья. Тематическая и эмоциональная общность произведений, созданных эмигрантами; жанровая специфика литературы эмиграции; литературные полемики зарубежья; специфика образа России. Связи между русской литературой зарубежья и иноязычными литературами; образные и языковые переклички между произведениями зарубежья и метрополии. (2 л. + 2 п/з)
Тема 4. Эмигрантское творчество И.А. Бунина. Общая характеристика. Роман «Жизнь Арсеньева»: жанровая специфика, особенности композиции; выражение «эгоцентрического сознания»; взаимосвязи тем любви и смерти в романе. Цикл «Тёмные аллеи»: история создания, философский контекст осмысления любви; взаимосвязь тем памяти и России. Рассказ «Чистый понедельник» как воплощение бунинской концепции России и её исторического настоящего. (2 л.+ 2 п/з) Тема 5. В.В. Набоков. Общая характеристика творчества: биографические сведения; периоды жизни и творчества; типология романов; герои, темы и сюжеты. Тема искусства и творчества в произведениях. «Игровая поэтика». Роман «Дар» как центральный роман в творчестве («роман-путеводитель», «метароман»). (4 л.) Роман «Машенька»: особенности набоковской поэтики. (2 п/з) Тема 6. И.С. Шмелёв. Общие биографические сведения. Специфика творчества: метод «духовного реализма». Романы «Солнце мертвых» и «Няня из Москвы»: специфичность шмелевского сказа. Шмелёвская концепция Святой Руси в повестях «Лето Господне» и «Богомолье». (4 л. + 2 п/з) Тема 7. Творчество Г.В. Иванова. Жанровые традиции «Петербургских зим». Лирика: тематика, поэтика, стилистика. Воплощение экзистенциального отчаяния в лирике. (1 л.) Тема 8. Поэтическая и литературно-критическая деятельность В.Ф. Ходасевича. Общая характеристика творчества; мотивный анализ книг «Путём зерна», «Тяжелая лира», «Европейская ночь». Концепция культурной миссии эмиграции; оценки современников, литературоведческие исследования. (1 л. + 2 п/з) Тема 9. Индивидуальные художественные системы поэтов и писателей русского зарубежья. Б.К. Зайцев. Общая характеристика личности и творчества. Стилевые традиции лирической прозы. Жанр жития и литературной биографии. Н. Тэффи. Общее представление о личности и судьбе. Позиция юмориста в осознании трагедии эмиграции. Цикл рассказов о детях: осмысление тем игры и памяти. Статьи о русском языке как отражение культурной позиции эмигранта. Романы Г. Газданова. Поэтика психологической прозы («Вечер у Клэр»); особенности сюжетов; элементы беллетризации. Темы смерти и памяти. Характеристика творчества Б. Поплавского: типичность биографии эмигранта младшего поколения первой волны, тематика стихов и стилистические поиски. Метафизичность пространства дилогии об Аполлоне Безобразове как отражение кризисного сознания. (4 л.) Тема 10. Общая характеристика литературы второй волны эмиграции. Темы публицистики; роман Н. Нарокова «Могу!» как психологический детектив, поэзия И. Елагина, Н. Моршенна. (4 л.) Тема 11. С.Д. Довлатов: стилистическое новаторство, специфика комического. Биография писателя и книги о нём. (2 п/з)) Тема 12. Общая характеристика литературы третьей волны эмиграции. «Родная речь» П. Вайля и А. Гениса; романы Саши Соколова. (2 л.)
  Особенности литературного процесса рубежа XX-XXI вв. Тема 13. Литературный процесс рубежа XX-XXI вв.периодизация, историко-культурный контекст, специфика социокультурной ситуации в стране: кризис идеологии. Тенденции развития. (4 л.) Тема 14.«Возвращенная литература» 1980-х годов. «Журнальный бум», восстановление лакун в литературе прошлого; осознание искривленности и, одновременно, непрерывности литературного процесса; влияние опубликованных произведений на общественное сознание и на авторскую поэтику: повышение планки художественности. (4 л.) Тема 15. Кризис идеологии и «литературоцентризм русской культуры». Мифология русской литературы, исторические причины возникновения и разрушения литературоцентризма. «Массовая культура», ее сосуществование с элитарной. Рождение русского фэнтэзи и романа об альтернативной истории в литературе рубежа веков как результат сосуществования элитарной и массовой литературы. Литературные проекты Б. Акунина как пример «нового профессионализма». (4 л.) Тема 16. Феномен «женской прозы». «Женская проза» как особое явление литературного процесса конца XX в.: объединения и индивидуальности; сборники и манифесты; особенности тематики. М. Палей, В. Нарбикова, Г. Щербакова и др. Проблемы изучения и идентификации; гендерные исследовнания как отрасль литературоведения. (3 л.) Тема 17. Современный «толстый журнал» как носитель литературной культуры; история и национальная специфичность феномена «толстого журнала»; композиция журналов, критерии их различия (адресность, идеологическая база). (2 л. + 2 п/з)) Тема 18. Существование литературы в новых социальных условиях: воздействие внелитературных факторов на литературный процесс (влияние книжного рынка), проблемы литературной критики, литературные премии, отмена цензуры, писательские стратегии. (2 л. + 6 п/з) Тема 19. Новые имена в литературе. Презентация литературных новинок. (4 л. + 4 п/з) Тема 20: Итоги изучения современного литературного процесса. (1 л. + 2 п/з)
 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...