Модуль 2. Особенности литературного процесса рубежа XX-XXI вв.
Тема 13. Литературный процесс рубежа XX-XXI вв. Общая характеристика:периодизация, историко-культурный контекст, специфика социокультурной ситуации в стране как «переходной», понятие полицентризма культуры. Прогнозы и тенденции развития. Тема 14. «Возвращенная литература» 1980-х годов. «Журнальный бум», восстановление лакун в литературе прошлого; осознание искривленности и, одновременно, непрерывности литературного процесса. Тематика «возвращенной» и создаваемой «сейчас» литературы; публицистичность как отличительная черта литературы эпохи. Влияние опубликованных произведений на общественное сознание и на авторскую поэтику: повышение планки художественности. Тема 15. Кризис идеологии и «литературоцентризм русской культуры». Мифология русской литературы («вторичная мифологии»), исторические причины возникновения и разрушения ее. Развитие «массовой культуры», сосуществование элитарной и массовой литературы в литературном процессе современности. Рождение русского фэнтэзи и романа об альтернативной истории в литературе рубежа веков как результат такого сосуществования. Литературные проекты Б. Акунина как поиски «нового профессионализма». Тема 16. Феномен «женской прозы». «Женская проза» как особое явление литературного процесса конца XX века: объединения и индивидуальности; сборники и манифесты. М. Палей, В. Нарбикова, Г. Щербакова и др. как выражение женского взгляда на мир. Причины возникновения. Сложность изучения; варианты критериев выделения: особенности тематики или стилистики? Проблемы идентификации; развитие гендерных исследований в литературоведении. Тема 17. Современный «толстый журнал» как носитель литературной культуры; история и национальная специфичность феномена «толстого журнала»; композиция журналов, критерии их различия (адресность, идеологическая база).
Тема 18. С уществования литературы в новых социальных условиях: воздействие внелитературных факторов на литературный процесс (влияние книжного рынка), проблемы литературной критики, полемики о ее месте и значении, разделение критики на газетную и журнальную, возрастание информативно-рекламного начала в критике как требование времени; отмена идеологической цензуры и понятие «внутренней цензуры»; институт литературных премий: история, назначение и состав, плюсы и минусы «спортивного» подхода к литературе; писательские стратегии. Тема 19. Новые имена в литературе. Презентация литературных новинок. Тема 20. Итоги изучения современного литературного процесса. Варианты понимания «современности»: вечное и актуальное в ней. Неоправданные прогнозы 1990-х и их, тем не менее, обязательность в литературном процессе. Темы практических занятий ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Семинар: «Специфика литературы русского зарубежья»
Проблемы, вынесенные на обсуждение:
Задания:
Поощряется составление библиографического списка по отдельным проблемам литературной жизни за рубежом.
Литература обязательная: Басинский П., Федякин С. Литература русского зарубежья. // Современное русское зарубежье. (Сер. Школа классики). М., 2001. С.5-22.
Адамович Г. В. О литературе в эмиграции. // Критика русского зарубежья. Т.2. М, 2002. С. 42-52. Иванов Г. В. Без читателя. // Критика русского зарубежья. Т.2. М, 2002. С. 145-149. Слоним М.Л. Молодые писатели за рубежом // Критика русского зарубежья. Т.2. М, 2002. С. 94-114. Он же Заметки об эмигрантской литературе. // Критика русского зарубежья. Т.2. М, 2002. С. 115-126. Газданов Г. О молодой эмигрантской литературе // Критика русского зарубежья. Т.2. М, 2002. С. 272-279. Иваск Ю.П. О послевоенной эмигрантской поэзии. // Критика русского зарубежья. Т.2. М, 2002. С. 366-388. Мочульскй К.В. Новая проза. // Критика русского зарубежья. Т.2. М, 2002. С. 18-20. Он же. Молодые поэты. // Критика русского зарубежья. Т.2. М, 2002. С. 28-35. Ермилова Л.В. Поплавский. Литература русского зарубежья. 1920-1940. Вып. 2. М., 1999. С.233-249. Осоргин М.А. О «молодых писателях» // Критика русского зарубежья. Т.1. М, 2002. С. 139-142. Бунин И.А. На поучение молодым писателям. // Критика русского зарубежья. Т.1. М, 2002. С. 84-90.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2 Тема: Цикл И.А. Бунина «Темные аллеи».
1. Расскажите об истории создания и тематике рассказов цикла, как его оценивал автор. 2. Охарактеризуйте мотив воспоминания в цикле и его роль для общей концепции «Темных аллей». Где и когда, в основном, происходит действие рассказов? Как распределено в них время действия и время повествования, объясните роль такого распределения. («Темные аллеи», «Натали», «Руся» и др.) 3.* Сравните «Солнечный удар» Бунина с чеховским рассказом «Дама с собачкой» (сюжет, время и место действия, герои). Постарайтесь определить любовь, как она изображается Буниным, для ответа можете использовать повесть «Митина любовь» и рассказ «Грамматика любви»). 4. Каковы причины смертей героев в рассказах «Кавказ», «Генрих», «Пароход «Саратов», «Зойка и Валерия», «Дубки»? Определите мотивировки (в том числе психологические) их смерти в тексте. 5. «Чистый понедельник» Подготовьтесь к тесту на знание текста рассказа. Изложите концепцию Л. Долгополова о содержании рассказа.
Литература: Тексты: Бунин И.А. «Темные аллеи», «Натали», «Руся», «Солнечный удар», «Митина любовь», «Грамматика любви», «Кавказ», «Генрих», «Пароход «Саратов», «Зойка и Валерия», «Дубки», «Чистый понедельник».
Долгополов Л. Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества И. Бунина эмигрантского периода. // Долгополов Л.К. На рубеже веков. Л., 1985. С. 319 – 344. Сливицкая О.В. «Сюжетное и описательное в новеллистике И.А. Бунина // Русская литература. 1999. № 1 С. 92 – 95. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. М., 1991. С. 170-178. *Гейдеко В. А. Чехов и Ив. Бунин. М., 1987. С. 197 – 254.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3. Тема: Роман «Машенька»: специфика набоковской поэтики.
Задания: I. Прочитав роман, сформулируйте вопросы по его изучению для круглого стола. Особенно приветствуются формулировки тем возможных курсовых работ, т.е. затрагивающие аспекты изучения романа, еще не освещенные в науке, или углубляющие знания о поэтике романа (всего творчества Набокова). Возможные направления вопросов предложены ниже. 1. Охарактеризуйте эмигрантскую жизнь как она представлена в романе. Приведите примеры различных описаний обитателей пансиона, чем определяется отношение к ним автора? 2.Приведите примеры различных литературных аллюзий и реминисценций, использованных в романе. Для их выявления воспользуйтесь комментариями к роману. Какие формы цитации, реминисценции, аллюзии использует Набоков? Обобщите наблюдения, определяя функцию той или иной аллюзии. 3.Определите роль в сюжете следующих сцен: в лифте (начало романа), в кинематографе, (когда Ганин узнает себя среди статистов). 4. Охарактеризуйте хронотопическую организацию романа: какие временные и пространственные пласты описываются, почему Машенька появляется только в одном из них? Почему ее именем назван роман? II. Объясните «тематический» принцип рассказа о биографии Н.Г.Чернышевского в 4-ой главе романа; назовите темы, развиваемые автором. Расскажите об отношении автора (Ф.К.Годунова-Чердынцева) к Чернышевскому и о восприятии романа эмиграцией, объясните различие.
Литература: Набоков В.В. Машенька Нора Букс Эшафот в хрустальном дворце. М., 1999. Носик Б. Мир и дар В.Набокова М., 1995.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: Анализ повести И.С. Шмелёва «Богомолье».
Задания: 1. Что такое богомолье? Дайте определение, назовите источники. Вспомните, в каких произведениях русской литературы вы встречались с богомольцами. 2. Составьте словарь необходимых, с вашей точки зрения, для объяснения слов. Подготовьте вопросы по их толкованию для викторины (игры, теста). 3. Охарактеризуйте систему персонажей повести: какие связи между людьми она выявляет? 4. Расскажите о воплощение авторской позиции в повествовании: выбор ситуаций; фрагментация точек зрения. 5. Какова функция выбора ребенка в качестве повествователя? 6. Покажите на примерах своеобразие языка Шмелева.
Литература обязательная: Шмелев И.С. «Богомолье», «Лето Господне».
Литература дополнительная: Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелев. М., 1991. Морозов Н.Г. Традиции святоотеческой духовности в повести И.С. Шмелева «Лето Господне». // Литература в школе. 2000. №3. Руднева Е.Г. Заметки о поэтике И.С. Шмелева. М., 2002. Сорокина О. Московиана М., 1994. Черников А.П. Проза И.С. Шмелева. Концепция мира и человека. Калуга, 1995.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5. Тема: Литературно-критическая и поэтическая деятельность В.Ходасевича
Задания: 1. В «Некрополе» найдите оценки писателей-современников, сопоставьте их с существующими сегодня, оцените вклад Ходасевича в формирование литературных репутаций. 2. Перескажите статью Ходасевича «Колеблемый треножник», составив ее план, и сформулируйте принципы его критической деятельности. 3. Каковы принципы литературной биографии, положенные в основу книги «Державин», как они характеризуют эстетическую позицию Ходасевича. 4. Выберите для анализа статью В.Ходасевича о Набокове. Покажите логику рассуждений Ходасевича-критика. 5. Составьте комментарий к стихотворениям Ходасевича (на выбор) «Путем зерна», «Слезы Рахили», «2-го ноября», «Леди долго руки мыла», «К Психее», «Вакх», «Бельское Устье», «Петербург», «Баллада» (9-22 декабря 1921) и др. 6. Выберите любое стихотворение Ходасевича и составьте систему вопросов к нему для анализа на практическом занятии.
Литература обязательная: Ходасевич В.Ф. Поэтические книги «Путем зерна», «Тяжелая лира», «Европейская ночь»; ст. «Колеблемый треножник», кн. «Некрополь». Иванов Г.В. В защиту Ходасевича // Критика русского зарубежья. Т.2. М., 2002. Набоков В.В. О Ходасевиче // Критика русского зарубежья. Т.2. М., 2002. Сурат И. Пушкинист Владислав Ходасевич. М., 1994.
Литература дополнительная Ходасевич В.Ф. «Державин», «Статьи о Пушкине», «О Сирине», «Роман В. Набокова «Приглашение на казнь».
Бочаров С.Г. Ходасевич // Литература русского зарубежья. 1920 – 1940. М., 1993. Вейдле В. Поэзия Ходасевича // Русская литература. 1989. № 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 Тема: С. Довлатов: творчество; стилистическое новаторство
Задания: 1. Разделившись на 2 группы, составьте биографическую справку или очерк, дающий представление о личности писателя, а также подготовьтесь к сообщению по одной из прочитанных книг. 2. Оцените композицию «Чемодана»; выделите повторяющиеся мотивы, как они характеризуют повествователя? Можно ли здесь говорить о «маске повествователя»? Отличается ли изображение персонажей от рассказов о себе (сюжетно, эмоционально, стилистически)? 3. Найдите в тексте приметы автобиографической узнаваемости, определите их функцию. Как ещё воплощена автором установка на достоверность изображаемого? 4. Определите жанровые черты частей «Чемодана». К какому жанру они более тяготеют: к рассказу или новелле? Аргументируйте свой ответ. 5. Найдите приметы мифологизации изображаемого. Определите функцию вещей в «Чемодане». Для ответа воспользуйтесь книгой И.Н. Сухих. 6. Объясните смысл названия книги «Наши». Сравните её с известными вам произведениями о русской истории ХХ века. Как можно определить её жанр, можно ли назвать её «семейным эпосом»? Аргументируйте. 7. Выделите принципы портретирования героев в «Наших». Определите важные для автора принципы детерминированности человека (насколько произвольна его судьба, чем она определяется?). Каковы особенности стиля Довлатова: приведите примеры ироничности, на что (кого) она обращена и чем может быть мотивирована?
Литература обязательная: С. Довлатов «Чемодан», «Наши», «Заповедник». А. Генис Довлатов и окрестности. И. Сухих С. Довлатов: время, место, судьба.
Литература дополнительная: Звезда. 1994. №3. (Номер целиком посвящен Довлатову)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 Литература русского зарубежья. Контрольный тест по 1 модулю Для подготовки к тесту необходимо вспомнить:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 Тема: «Толстый журнал» как носитель литературной культуры.
Задание: Разделившись на группы, подготовить сообщение по плану: 1.Краткая история журнала и общие сведения о нем (гл. редактор, состав редколлегии, рубрики, основные авторы, идеологическая ориентация). 2.Обзор наиболее интересных статей публицистики и критики ~ за последние 2 года. 3. Характеристика разделов Прозы и Поэзии (сообщение о романе (повести) и о поэте).
Литература: «Новый мир», «Знамя», «Звезда»*, «Октябрь», «Наш современник»*. Подшивки за 2010-2011 гг., вышедшие в 2012 г. номера.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 10,11. Тема: Существование литературы в новых социальных условиях
Деловая игра «Конференция по проблеме» На обсуждения выносятся следующие проблемы:
Задания: 1. Найдите научно-критические материалы по одной из тем, вынесенных на обсуждение, воспользовавшись для этого как книжными, так и сетевым ресурсами. 2. Подготовьте сообщение по найденным материалам (не забудьте сослаться на источник) 3. Выслушав друга друга, сформулируйте общие выводы по интересующей вас проблеме.
Рекомендованная литература (статьи в сборниках студент выбирает сам; возможны поиски указанных материалов в сети: Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. Материалы Второй Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 года. М.: МГУ, 2006. Курбатов В. Перед вечером или Жизнь на полях. Псков, 2003. Быков Д. На пустом месте. СПб., М., 2008. XX век и русская литература Alba Regaina Philologiai М., 2002. Онтология диалога СПб., 2002. Семиотика скандала. Сорбонна, 2008. Алла Латынина "А мы просо сеяли, сеяли..." // «Новый Мир» 2007, №8. Ольга Балла Практики неочевидного: история чтения как история человека // «Новый Мир» 2007, №12
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11, 12. Тема: Литературная критика сегодня.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|