Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по изучению дисциплины.




ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ

Программа дисциплины, тематические планы семинарских и практических занятий, методические указания по изучению дисциплины, самостоятельной работе, выполнению аудиторной контрольной работы, тесты, вопросы к зачёту для бакалаврантов 3-го курса очной и 4-го курса заочной сокращённой форм обучения направления 100700.62 «Торговое дело»

 

Хабаровск 2013


ББК У 291

Х12

 

Планирование на предприятиях торговли: программа дисциплины, тематические планы семинарских и практических занятий, методические указания по изучению дисциплины, самостоятельной работе, выполнению аудиторной контрольной работы, вопросы к зачёту для бакалаврантов 3-го курса очной и 4-го курса заочной сокращённой форм обучения направления 100700.62 «Торговое дело» / сост. О. Г. Толканева. — Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2013. — 36 с.

 

  Рецензент коммерческий директор ООО «А-Спринт» Головина С.К.  
  Утверждено издательско-библиотечным советом в качестве методических указаний для студентов  

 

 

Оксана Георгиевна Толканева

 

ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ

 

 

Программа дисциплины, тематические планы семинарских и практических занятий, методические указания по изучению дисциплины, самостоятельной работе, выполнению аудиторной контрольной работы, вопросы к зачёту для бакалаврантов 3-го курса очной и 4-го курса заочной сокращённой форм обучения направления 100700.62 «Торговое дело»

 

 

Редактор Г.С. Одинцова

 

 

Подписано в печать ___________. Формат 60×84/16. Бумага писчая. Печать цифровая. Усл. п.л. 2,1. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 20 экз. Заказ № ___.

 

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ

ã Хабаровская государственная академия экономики и права, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Предисловие. 4

1. ПРОГРАММА ДИСЦИПИНЫ... 7

2. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ. 10

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 10

3. ТЕСТЫ... 21

4. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.. 25

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ.. 28

Методические рекомендации по подготовке к аудиторной контрольной работе для бакалаврантов заочной формы обучения. 29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 36

 

 

Предисловие

 

Выделение дисциплины в самостоятельную обусловлено актуальностью планирования как функции управления, важностью изучаемых вопросов для подготовки экономистов-менеджеров. Анализ зарубежной и отечественной прак-тики хозяйствования показывает, что рыночные механизмы регулирования эко-номики не отвергают идею планирования. В условиях нестабильности рыночной конъюнктуры, обусловленной динамизмом внешней среды, в которой работают предприятия, роль планирования возрастает. Планирование является одной из важнейших функций управления.

Целью изучения дисциплины «Планирование на предприятиях торговли» является формирование у студентов знаний в области теории, методологии и практики внутрифирменного планирования.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: изучение сущности, функций, принципов планирования; овладение основными методами планирования, применяемыми в хозяйственной практике предприятия; освоение стратегического планирования предприятия; изучение основных разде-лов внутрифирменного плана; приобретение необходимых знаний организации планово-экономической работы на предприятии.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1. Общекультурные компетенции. Бакалаврант должен обладать:

¾ владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

¾ способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовностью нести за них ответственность;

¾ осознанием сущности и значением информации в развитии современного общества; владением основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

¾ готовностью применять экономические законы и теории, определять экономические показатели.

2. Профессиональные компетенции

К профессиональным компетенциям относится:

― способность прогнозировать бизнес-процессы и оценивать их эффективность;

¾ способность распознавать и оценивать опасности разных видов с учётом общепринятых критериев;

¾ способность осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной);

¾ готовность работать с технической документацией, необходимой для профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) и проверять правильность её оформления;

¾ способность обеспечивать материально-техническое снабжение предприятия, закупки и продажу (сбыт) товаров, управлять товарными запасами;

¾ готовность анализировать, оценивать и разрабатывать стратегии организации;

¾ способность разрабатывать проекты профессиональной деятельности (торгово-технологические, и (или) маркетинговые, и (или) рекламные, и (или) логистические процессы) с использованием информационных технологий.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

¾ теоретические основы планирования;

¾ принципы принятия и реализации плановых решений;

¾ отечественный и зарубежный опыт в области планирования;

¾ методы изучения рыночной конъюнктуры;

¾ современные методы планирования и организации исследований, разработок;

уметь:

¾ выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

¾ систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по различным вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;

¾ использовать информационные технологии для решения экономических задач в предпринимательских организациях;

владеть:

¾ специальной экономической терминологией и лексикой;

¾ навыкам самостоятельного овладения новыми знаниями в области планирования, используя современные образовательные технологии;

¾ навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере планирования деятельности.

Дисциплина включает проведение лекционных, семинарских и практических занятий, завершается сдачей зачёта. Помимо аудиторных занятий предусмот-рена самостоятельная и индивидуальная работа студентов в соответствии с заданиями, выдаваемыми преподавателями. Формами самостоятельной работы по дисциплине являются:

1. Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к текущим аудитор-ным занятиям:

― изучение обязательной и дополнительной литературы, текстов лекций, электронных материалов по теме лекций и семинаров;

― решение задач;

― подготовка докладов по теме семинара;

― подготовка к контрольным работам;

― подбор законодательных, справочных, аналитических материалов;

― подготовка иллюстративного материала по дисциплине.

2. Поисково-аналитическая работа:

― подбор литературы по темам;

― написание реферата;

― аналитический разбор научной публикации по вопросам планирования как на микро-, так и на макроуровне;

― подготовка презентаций.

3. Научная работа:

― подготовка к участию в научных конференциях, семинарах;

― подготовка публикации на конференцию по вопросам планирования.

В течение двух первых рабочих недель семестра преподавателем состав-ляется и выдаётся студенту план-график выполнения самостоятельной работы. Текущие консультации студентов проводятся во время плановых консультаций преподавателя.

Дисциплина «Планирование на предприятиях торговли» тесно связана с другими экономическими дисциплинами, такими как «Экономика предприятия», «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности в торговле», «Налогообложение торговых предприятий», «Менеджмент», «Финансы».

ПРОГРАММА ДИСЦИПИНЫ

 

Модуль 1. Методологические основы планирования

Тема 1.1. Сущность планирования в управлении

Планирование как функция управления. Понятие «планирование деятельности предприятия» с общеэкономической и управленческой точки зрения. Причины неудач внутрифирменного планирования.

Принципы, задачи планирования деятельности организаций торговли.

Прогнозирование и его роль в планировании деятельности предприятия. Методы прогнозирования деловой среды.

Система планов предприятия и их взаимосвязь.

 

Тема 1.2. Методы планирования

Система плановых показателей и расчётов. Требования, предъявляемые к системе показателей планирования предприятия.

Характеристика методов планирования: балансового, метода оптимизации плановых решений, программно-целевого, расчётно-аналитического, экономико-статистического, качественных методов, нормативного метода.

Понятие о плановых нормах и нормативах. Классификация и характе-ристика норм и нормативов. Методы разработки плановых норм и нормативов.

 

Тема 1.3. Стратегическое планирование развития предприятия

История развития стратегического планирования, как вида деятельности. Стратегическое планирование как наука. Стратегического планирование на макроуровне в РФ.

Подходы к определению понятия стратегии. Цель, задачи стратегического планирования. Принципы разработки стратегических планов. Этапы стратеги-ческого планирования. Преимущества и недостатки стратегического плани-рования.

Характеристика стратегических альтернатив корпоративной стратегии.

Функциональные стратегии развития организаций и её стратегические альтернативы.

 

Тема 1.4 Организация планирования на предприятии

Организация плановой работы предприятия в зависимости от размера и типа предприятия.

Технология планирования. Схемы организация планирования.

Требования, предъявляемые к процессу планирования.

Функциональные службы по планированию, участники процесса планирования, их обязанности.

 

Модуль 2. Функциональные сферы планирования

Тема 2.1. Планирование потенциала предприятия

Необходимость, цель, задачи составления плана научно-технического развития. Требования, предъявляемые к разработке плана, его содержание, исходные данные. Система показателей плана научно-технического развития и методика их расчёта.

Экономическая эффективность мероприятий плана научно-технического развития. Капитальные вложения при определении сравнительной экономичности мероприятий НТП. Условия, обеспечивающие объективность оценки экономического эффекта от внедрения НТП. Источники финансирования затрат в связи с реализацией мероприятий плана развития науки и техники.

Экономические рычаги и стимулы, используемые при планировании научно-технического развития.

Понятие, объект, цель планирования социального развития. Содержание разделов и методы разработки плана социального развития. Структура управления социальным развитием предприятия. Оценка эффективности планирования социального развития.

 

Тема 2.2. Планирование реализации товаров, продукции

Цель и задачи составления плана реализации продукции. Содержание и исходные данные для составления плана реализации продукции.

Анализ выполнения плана оказываемых услуг. Анализ портфеля заказов.

Расчёт производственной мощности. Обоснование производственной программы с помощью показателей использования производственной мощности. Этапы и методы составления производственной программы. Планирование объемов оказываемых услуг.

 

Тема 2.3. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия

Содержание плана по труду и кадрам, порядок разработки. Показатели, необходимые для расчёта плана по труду и кадрам.

Баланс рабочего времени.

Планирование численности, производительности, расходов на оплату труда.

Показатели, используемые при планировании численности. Методы расчёта этих показателей, их сущность.

Методы планирования фонда оплаты труда, их принципиальные отличия.

Роль планирования материально-технического обеспечения деятельности торгового предприятия в современных условиях. Цели и задачи планирования МТО. План МТО: этапы составления, содержание, исходная информация.

Баланс материального обеспечения предприятия. Определение потребности в материально-технических ресурсах.

Планирование запасов материальных ресурсов: методы планирования товарных запасов. Факторы, определяющие размеры запасов.

 

Тема 2.4. Планирование издержек и результатов

Планово-экономические задачи, решаемые при планировании себестоимости продукции, работ, услуг.

Состав затрат, включаемых в себестоимость; системы классификации затрат при расчётах себестоимости. Состав, содержание затрат предприятий торгволи.

Методы планирования себестоимости: их сущность и различия.

Характеристика методов планирования прибыли: метода экстраполяции, метода прямого счёта, метода целевого формирования прибыли, метода «CVP», программно-целевого, метода формирования денежного потока, нормативного метода. Условия применения этих методов, достоинства, недостатки.

 

Тема 2.5. Финансовое планирование

Значение и необходимость финансового планирования. Составные элементы системы финансовых планов. Этапы процесса финансового планирования.

Основные финансовые документы предприятия, их назначение и содержание.

Понятие бюджета предприятия, его назначение. Этапы составления бюджета. Основные виды оперативных бюджетов.

Прогнозирование бюджета наличности предприятия. Правила составления планового бюджета наличности.

Зарубежный опыт финансового планирования.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ

И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...