Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность понятия «молодежная субкультура» и ее психологические особенности




Контрольная работа

На тему: «Проблема развития наркомании в современных молодежных субкультурах»

 

Самара

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Современная социальная ситуация изменяется непрерывно, создавая предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит формирование подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально незащищенных групп, подростки несут на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности и тревожности. Подростковая субкультура сегодняшнего дня включает в себя целый спектр асоциальных проявлений, расценивающийся подростками, как норма. Подобная тенденция указывает на изменение общего мировоззрения в среде подростков, изменения системы норм и ценностей, приводящие к антисоциальной направленности развития личности. Фактическим результатом этого социального явления становится динамика индивидуального развития личности подростка в сторону дестабилизации и негатива. В данной работе мы подробно рассмотрим такой аспект проблемы влияния субкультуры на развитие личности подростка, как наркотизация его личности, что является актуальным на современном этапе развития общества. Так проведенный анализ литературы, документальных и статистических материалов позволяет сделать вывод о том, что за последние годы в России созревает новая по своим факторам и условиям проявления ситуация в сфере наркотического влияния на подростков. Она требует своего изучения, систематического мониторинга разработки и проведения мероприятий, направленных на решение проблемы подростковой наркомании. Без ее анализа невозможно предпринять адекватные меры предупреждения наркотизации в подростковой среде.

Выбор проблемы исследования обусловлен тем, что в России неуклонно растет общее число наркоманов среди подростков, т.е. наркомания стала по существу элементом негативной подростковой субкультуры, а социально-педагогические условия проявления первичной наркомании у подростков изучены мало, слабо разработаны меры ее педагогической профилактики.

Цель курсовой работы: теоретическим и эмпирическим путем изучить особенности воздействия подростковой среды на формирование и развитие личности подростка.

Задачи исследования:

проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по проблеме исследования;

раскрыть сущность понятия «молодежной субкультуры», выявить ее основные характеристики, и причины образования;

выявить негативные элементы влияния современных молодежных субкультур на развитие личности подростка, в частности осветить проблему наркомании в подростковой среде;

эмпирическим путем выявить особенности подростковой среды.

Объект исследования - процесс развития личности подростка.

Предмет исследования - особенности подростковой среды и ее субкультуры.

Методы исследования: метод сбора информации, теоретического анализа, анкетирование.


 

АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Сущность понятия «молодежная субкультура» и ее психологические особенности

 

Субкультура - это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Чаще всего субкультуры переходят в отдельное идейное понятие.

Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.

Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.

В последние три-четыре десятилетия устойчивый интерес исследователей вызывают молодежные субкультуры. Связано это, как представляется, с тем обстоятельством, что молодежные субкультуры, или часть их стали важным средством эволюционного обновления современного общества и трансформации его в постсовременное. Молодежные субкультуры и молодежная контркультура, по нашему мнению, выявили свое значение как часть механизма культурных инноваций, благодаря которому общество может рассматриваться как более толерантное к иным точкам зрения, более плюралистичное, более раскованное и интеллектуальное.

Достаточно часто последние - хиппи, панки, рэйверы и другие - представляются следствием копирования западных образцов. Разумеется, было бы нелепо отрицать влияние западных субкультур на отечественные. Однако сами западные молодежные субкультуры даже при поверхностном рассмотрении обнаруживают наличие множества элементов, заимствованных из иных культурных традиций, подчас противоположных западной культуре, или, точнее, культуре американского (западноевропейского) среднего класса. Мы склонны предполагать, что и отечественные, и западные молодежные субкультуры - результат осознанного поиска некоей новой идентичности, выстраивания нового стиля.

Выделяют следующую типологию молодежных субкультур:

романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры),

гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),

криминально-делинквентные («гопники», «люберы»),

анархо-нигилистические (панки),

экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка, некоторые из которых можно также определить как радикально-деструктивные.

М. Брейк выделяет следующие функции субкультур для молодежи:

) Они предлагают решение некоторых структурных проблем молодежи на "магическом" уровне, особенно проблем, созданных внешними противоречиями социоэкономической структуры, которые коллективно переживаются молодежными поколениями. Часто эти проблемы являются частью классовых переживаний - эффектом осознания классовой принадлежности и сопротивления молодежи социально-экономической заданности их будущего.

) Они предлагают некую новую культуру, из которой можно отобрать значимые культурные элементы, такие как: стиль (моду), досуговые ценности, повседневные идеологии и жизненные стили. Эти элементы способствуют формированию идентичности вне той солидарности, которая предписывается им "соответствующей" (их уровню) семьей и школой.

) Они есть некая альтернативная форма социальной реальности, которая, конечно же, апробируется в классовой культуре, но опосредуется ближним окружением (соседством) или несуществующей - символической общиной, воспринятой через масс-медиа.

) Субкультуры предлагают осмысленный, значимый путь жизни в рамках "свободного" времени - в течение досуга, который вынесен за рамки инструментального и скучного мира учебы.

) Субкультуры предлагают новые экзистенциальные дилеммы для принятия индивидуальных решений. В частности, они могут включать использование бриколлажа молодежного стиля для конструирования своей идентичности вне школы.

Опишем основным характеристики подростково-молодежных субкультур и объединений:

спонтанное возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях, конкретной ситуации;

самоорганизация и независимость от официальных (формальных) структур;

обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка);

относительная устойчивость и определенная иерархия;

ярко выраженные особенности мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов;

атрибутика, подчеркивающая принадлежность к той или иной конкретной группе.

Именно эти вышеперечисленные признаки и явились теми базовыми критериями, которые лежат в основе определения молодежной неформальной группы - базовой единицы поля нонконформистской субкультуры.

Подобных групп очень много, но их определяет не столько стремление быть непохожим, сколько потребность подчеркнуть свою инаковость. Нонконформизм - это не только даже не столько постоянное оппозиционирование среде, сколько особая форма социальной адаптации, внутри которой идет позитивный рост.

Таким образом, нонконформизм есть не столько поиск себя, сколько поиск гиперконформной среды, где личность в итоге себя, наконец, и обретает как целостное и в какой-то мере самостоятельное образование (во всяком случае, обретает иллюзию этого).

Группа - это, прежде всего ощутимый конкретный мир, под влиянием которого и живет подросток и если группа эта носит асоциальный характер - то и направление ее деятельности будет асоциальным. Внутри своей группировки ее члены оказываются весьма конформными (вплоть до некритичности) относительно ценностей и идеологии, которой подчиняется

та или иная молодежная организация. Подростки очень часто становятся членами разнообразных молодежных групп, объединений в силу особенностей своего возраста: так как переходный возраст - это постоянная потребность идентичности с кем-либо и принадлежности к кому-либо или чему-либо; это порой крайне фанатичный поиск идеи, кумира, учителя и т.п., а так же не менее фанатичное служение предмету своего поклонения.

Поэтому вполне очевидно, что если общество не способно полностью удовлетворить эти приемлемые и привлекательные для подростка формы принадлежности (или же внутри общества расцветает двойная мораль и идет процесс девальвации, дискредитации этих форм). Подросток, оказавшись на поле социализации, сталкивается с выбором между социально приемлемыми формами социальной адаптации (школа, вуз, клубы) и теми формами, которые не являются частью социального конвейера (двор, улица, секты, др.).

К формированию ретристских субкультур (сообщества пьяниц и алкоголиков, наркоманов, хиппи) приводят такие факторы:

личная неустроенность и неудовлетворенность (как результат противоречий социально-экономического развития, социальных условий бытия);

неспособность или неприятие активных форм самоутверждения, преодоления конфликтных ситуаций, фрустрации («двойная неудача»);

потребность в общении, в референтной группе («выбирается не алкоголь, а компания»);

интеграция неформальных групп как следствие давления социального контроля.

Итак, мы определили понятие молодежной субкультуры, выявили ее функции в жизни подростков и определили особенности ее формирования. Далее рассмотрим проблему наркотизации молодежных субкультур.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...