Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема наркомании молодежных субкультур




 

Присоединение к какой-либо группе - нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).

Отличительной чертой общения подростков во многих стихийных неформальных группах является беспредметность. Когда у коммуникации в группе появляется постоянный предмет, группа переходит в новое качество. Этот постоянный предмет впоследствии, как правило, и определяет тип субкультуры, принятый в группе: романтико-эскапистская или, гедонистско-развлекательная, радикально-деструктивная или полуделинквентная, - т.е. определяет ее, группы, ценности и образ жизни.

К сожалению, в молодежной среде принимать наркотики сегодня стало модным, престижным и почти обязательным действием, так анализ таких молодежных субкультур, как "хиппи", "панки", "растаманы", "грандж", "рейв", показывает, что употребление психоактивных веществ является в большей или меньшей степени значимым атрибутом (элементом) данных субкультур, который может выступать как: ритуал приобщения (инициации) к субкультуре; способ идентификации с ее представителями; элемент символического мира субкультуры; особая форма коммуникации в сообществе; формой протеста по отношению к "взрослой" культуре и др. Можно говорить о характерных для конкретной субкультуры видах психоактивных веществ (марихуана у "растаманов", экстази у "рейверов" и т.д.) норм, моделей поведения, символов, стиля субкультуры в новых поколениях. В некоторых субкультурах употребление наркотиков выступает важной составляющей идеологии (мифологии).

Таким образом, во многих молодежных группах существуют традиции, определенные ритуалы употребления наркотиков (такие, как один шприц для всех и общая посуда, деление дозы наркотика с товарищем, добавление своей крови для очистки и проверки качества наркотика и т.д.), кровно связывающие всех вместе и позволяющие подросткам чувствовать себя не одинокими и нужными тем, кто вместе с тобой. При этом отказ от общего шприца может трактоваться исключительно как предательство своей компании, а не как элемент защиты собственного здоровья. В конечном счете, это может привести к отказу в поддержании дружеских отношений с последующим изгнанием из команды, что очень болезненно воспринимается в подростковом возрасте и служит ведущей мотивировкой к совершению различных поступков (в том числе и криминального характера), с целью восстановления социального статуса.

Можно выделить следующие подростковые группы по критерию аддитивного поведения:

а) территориальные - группирующиеся по месту учебы или местожительства;

б) деликвентные - т.е. объединенные не наказуемыми с точки зрения уголовного законодательства поступками и правонарушениями (как правило,

мелким воровством или мелким хулиганством);

в) криминальные - объединенные действиями, аналогичными указанным в пункте «б», но подпадающими под уголовное законодательство.

Особое место среди групп аддитивного поведения занимают наркотические группы, по сути являющиеся следующим этапом объединения подростков, потребляющих наркотики. Обычно они формируются из людей с уже сформировавшейся зависимостью. Одной из задач таких групп является привлечь и удержать новичков. Различают первичные и вторичные наркоманические группы. В первичной наркоманической группе объединяющим фактором является наркотик, во вторичной - объединение происходило по иной причине, но в наркоманической группе остались только те, кто пристрастился к наркотикам. Около 60% вторичных наркоманических групп формируется из территориальных групп подростков с аддитивным поведением.

Наркоманические группы обычно немногочисленны, их объединяет добыча наркотиков, при надобности - их изготовление, переработка сырья, совместное употребление и иногда торговля.

По данным статистики, подростки с аддитивным поведением, госпитализированные в наркологические и психиатрические стационары, принадлежали к следующим группам:

территориальные группы - 44 %;

наркоманические группы - 10 %;

одиночки (без принадлежности к группам) - 8 %;

случайные компании - 7 %;

деликвентные и криминальные группы - 1 %;

постоянный друг (соблазнитель) - 4 %;

гомосексуальные контакты - 4 %;

неясная принадлежность - 7 %;

неформальные группы - 15 %.

Специфика массового самосознания подростков, молодежной субкультуры в целом базируется не только на противопоставлении миру взрослых по признаку "старые - молодые", но, прежде всего по признаку "современные - несовременные". Иначе говоря, одним из фундаментальных психологических атрибутов молодежной субкультуры помимо ценностных ориентации, традиций, поведенческих стереотипов, является особая укорененность в настоящем. Тенденции настоящего, молодым человеком воспринимается как нечто абсолютное. В этой связи в подростковой субкультуре наркотики воспринимаются как особый атрибут современности. Субъективное своеобразие этого восприятия состоит в том, что знания о тысячелетней истории использования наркотиков человечеством сочетаются с ощущением нового к ним отношения.

Лежащие в основе амбивалентности опасения в отношении наркотиков, связанные со страхом перед наркоманией, как тяжелым заболеванием, нейтрализуются путем рационализации. В подростковой субкультуре весьма распространено представление о том, что процесс употребления наркотиков можно контролировать, используя только легкие психоактивные вещества и строго их дозируя, что, в конечном счете, позволяет избежать формирования стойкой зависимости. Интересно отметить, что для девочек - подростков характерна менее выраженная амбивалентность: в отношении к наркотикам чаще присутствует либо положительная, либо отрицательная валентность. Именно поэтому девочки реже прибегают к механизму рационализации. Еще одной особенностью психосемантики подросткового самосознания является то, что в отличие от взрослых, понятие "жизнь" имеет иной личностный смысл. Жизнь не всегда является той доминирующей, абсолютной ценностью у подростка, каковой она представляется взрослому. В структуре представлений о содержательном разнообразии жизни у современного подростка особое место занимает образ свободного времени. Сам же образ этого времени может быть весьма беден и неконструктивен. Иначе говоря, свободное время в сознании подростка противостоит чему-то планируемому и организованному. Ценность свободного времени в его спонтанной направленности. Это противоречит весьма расхожему мнению, о том, что подростки испытывают трудности в самостоятельной организации свободного времени. В смысловом пространстве подростков понятия "наркотики" и "свободное время" оказываются весьма близко, объединяемые таким свойством как спонтанность. В свою очередь спонтанность по смысловому содержанию для подростка очень близка такому понятию как экстремальность.

Подростковая субкультура не является чем-то изолированным по отношению к культуре вообще и обществу в частности. Изменения, происходящие в обществе, активно ассимилируются и трансформируются подростковой субкультурой. В контексте обсуждаемой проблемы можно указать на понятие кризиса подросткового возраста. Подростковый кризис, как один из многочисленных вариантов развития, стал рассматриваться как явление типичное и всеобщее. В современной подростковой субкультуре представления о кризисе возраста являются весьма распространенными и устойчивыми, правда, не лишенными своеобразия. Быть безпроблемным значит рисковать остаться в одиночестве. Наркотики, по своей сути, есть новый атрибут подростковой проблемности, оправдывающий их и укореняющий их в молодежной культуре.

В современных исследованиях молодежных субкультур особенное внимание уделяется экспериментам с телесностью и чувственностью: не только через одежду, (что характерно для предыдущих субкультур), но и через тело: бритье головы, татуировки, нанесение шрамов. В этом контексте употребление наркотиков также рассматривается как своеобразный способ экспериментирования.

Таким образом, физиологические, социально-демографические, психологические и педагогические особенности подросткового возраста являются факторами, образующих комплекс причин ведущих к наркомании подростка (групповая принадлежность, поиск общения и понимания, социальная согласованность, удовольствие, доступность, любопытство, враждебность, достаток и досуг, уход от физического стресса и др.).

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

. Субкультура - это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т.д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества.

. Специфическими проблемами, возникающими у подростков - представителей молодежных субкультур являются: компенсация негативного отношения к себе крайним преувеличением и мифологизацией своей инаковости; выбор определенного внешнего субкультурного образа, который подменяет ценностное самоопределение при отсутствии у воспитанника соответствующего социального опыта; конфликтность взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, вызываемое провоцирующим имиджем и некомпетентностью в общении.

. Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры - стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса. Поэтому, несмотря на декларирование представителями субкультуры своей приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим концепциям, обычно они не особо вникают в них и в основном объединяются по внешним характеристикам - одежда, прически, музыка, места общения, др

. Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Часто данные группы способствуют наркотизации подростков и молодежи.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...