Глава 2. Эмпирическое исследование молодежной субкультуры, как фактора наркотизации личности
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Методика процедуры исследования
Целью исследования является проведение анкетирования для изучения условий возникновения и распространения наркомании в современном обществе. Задачи констатирующего эксперимента: ) разработать вопросы анкеты; ) провести анкетирование в современном обществе. Антинаркотическая культура людей в современном обществе предполагает: ) формирование осознанно-правильного отношения: к собственному здоровью и здоровью других, к отказу от употреблению психоактивных веществ. ) ознакомление общества с правилами и способами охраны здоровья от психоактивных веществ, в основе которого опора на основополагающие идеи, понятия и принципы здорового образа жизни. Эти два направления неразрывны: чтобы научить людей относится к собственному здоровью и здоровью других как наивысшей ценности, необходимо дать им определенные знания о важности здоровья и способах его сохранения, и о негативном влиянии на здоровье наркотических веществ. Отсюда следует, что диагностику антинаркотической культуры людей в современном обществе необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по трем направлениям: наличие знаний о разрушающем воздействии наркотиков на здоровье, сформированность ценностно-правильного отношения к собственному здоровью и здоровью других, развитость эмоционально-волевой сферы, на критерий устойчивости к соблазнам и отсутствия в потребностной сфере стремления к острым, новым ощущениям. Итак, определим критерии, оказывающие влияние на формирование антинаркотической культуры в обществе: Саногенный: наличие навыков самостоятельного сохранения и укрепления здоровья, развитая сфера здоровых интересов.
Когнитивный: наличие саногенных знаний и способов их применения в целях самосовершенствования; развитие антинаркотической культуры здоровья общества в целом. Мотивационный: наличие личностных качеств (решительность, самостоятельность, ответственность за собственные поступки, коммуникабельность, смелость, целеустремленность и др.); понимание ценности индивидуального здоровья; ориентация на здоровый образ жизни. Средовой: наличие благоприятной системы взаимоотношений в микросоциуме (окружение отдельного человека: семья, друзья, социум, межличностные отношения и т.п.). Анкета для определения уровня сформированности антинаркотической культуры подростков и критерии оценки результатов представлены ниже. Опрос с помощью анкеты проводился в письменной форме, анкета заполнялась учащимися государственного учебного учреждения. Задачи анкетирования: оценить представления общества в целом о наркомании как проблеме и о развитии наркомании в субкультурах. молодежный субкультура общество наркомания Анализ результатов исследования
Проанализируем результаты анкетирования: итак, анализ данных показал, что у 55% опрошенных есть знакомые, (друзья, знакомые, соседи) которые употребляют наркотики или состоят в сектах, 60% опрошенных наркотики - это интересная тема для разговоров. % считают, что наркоманы отличаются от обычных людей внешностью, поведением в обществе, взглядом на жизнь % опрошенных считают, что наркоманы теряют деньги, смысл жизни, родственников, здоровье, и только 20% считают, что приобретают свободу. % опрошенных считают, что употреблять наркотики престижно, 50% считают, что пробуют для интереса, 20% считают, что употребляют за компанию. % опрошенных попробовали бы наркотики, а 50% не пробовали бы. % опрошенных ответили, что помочь наркоману стать здоровым уже нельзя, и только 27% считают, что ответственность за выздоровление лежит на самом человеке, принимающем наркотики.
% людей участвовавших в опросе считают, что не субкультуры влияют на человека в выборе употребления наркотиков, а сам человек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная исследовательская работа посвящена формированию молодежной субкультуры и проблеме распространения наркомании в ее среде. В процессе работы над материалом исследовательской работы нами были изучены различные литературные источники и рассмотрены теоретические основы формирования молодежных субкультур; проведено эмпирическое исследование особенностей организации молодежной субкультуры и выявлены факторы риска наркотизации в обществе. Результаты исследования проанализированы и описаны, на их основании сделаны выводы. Итак, исходя их полученных результатов проведенного нами экспериментального исследования, можно сказать, что существует необходимость в систематической работе с обществом по профилактике наркомании в условиях образовательного учреждения, которая может способствовать: повышению уровня знаний о наркотиках и их опасности; формированию системы духовных и нравственных ценностей, культуры досуга, ориентации на здоровый образ жизни; углублению мотивации и активизации антинаркотического поведения учащихся. Проведенный анализ литературы, статистических материалов и экспериментального исследования позволяет сделать вывод о том, что за последние годы в РБ созревает новая по своим факторам и условиям проявления ситуация в сфере наркотического влияния на общество. Она требует своего изучения, систематического мониторинга разработки и проведения мероприятий, направленных на решение проблемы молодежной наркомании. Без ее анализа невозможно предпринять адекватные меры предупреждения наркотизации в современном обществе. Проблема наркомании достигла глобальных масштабов, имеет многогранный характер, включает экономический, медицинский, социальный, правовой, воспитательный аспекты. Наркоситуация в настоящее время, как серьезная самостоятельная проблема, представляет собой реальную угрозу национальной безопасности и здоровью нации.
Только в результате профилактических действий в решении данной проблемы можно научить общество позитивному общению с окружающим их миром, уметь управлять своими переживаниями и разрешать возникающие конфликты без ущерба для себя и окружающих, не прибегая при разрешении их к наркотикам. Через работу групп, проведение тренингов личностного роста научить общество соблюдать законы социального общения, жизни без насилия и помочь молодежи сделать свой собственный выбор. Беда всех теорий профилактики наркомании в их рано или поздно обнаруживающейся несостоятельности. Эта несостоятельность связана с постоянно изменяющимися социально-психологическими явлениями и процессами в обществе. Хотелось бы подчеркнуть, что профилактика - это не только доступная и грамотная информация, которая может быть воспринята разными слоями населения и общества в целом. Профилактика - это развитие здорового поведения и ресурсов личности и духа человеческого, препятствующих риску употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Это значит, что человек должен иметь возможность развиваться как здоровая эффективная личность, способная справляться с проблемами и стрессами повседневной жизни, самостоятельно принимать решения, касающиеся собственного здоровья, быть ответственным за свою жизнь. Знать, что наркотики - это плохо - недостаточно. Знать - это не значит уметь. Это даже не значит - понимать. Поэтому в профилактике зависимости от наркотиков главная задача сделать так, чтобы молодежь в современном обществе хотела, умела и могла жить здоровой жизнью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бааке Д. Молодежь и субкультура. М.: «Мысль», 2009. - С. 48-70. . Бурдеева Н.О. «Молодежная субкультура»: социологический анализ понятия // Материалы научной конференции молодых ученых АГУ «Наука. Образование. Молодежь» (6 февраля 2004 года). - Майкоп, 2010. - Т. 1. - С. 19-23. . Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. - 159 с. . Подростки и наркотики: опыт исследования // Под науч. ред. Е.Л.Омельченко. - М.: Генжер, 2011. - 160 с.
. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами молодежью. М.: Вариант, 2008.- 464 с. . Сергеев С.А. Молодежные субкультуры // Социс, 2008. - №11. . Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. - Томск: Томский государственный университет, 2008. - 399 с. . Шереги Ф.Э. Наркоситуация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. М.: Генжер, 2011. ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
. Среди твоих знакомых (друзей, одноклассников, соседей) есть такие, которые употребляют наркотики или состоят в сектах? А) да Б) нет . Наркотики - это интересная тема для разговоров? А) да Б) нет . Как ты считаешь, чем наркоманы отличаются от других людей? А) внешностью Б) поведением в обществе В) взглядом на жизнь Г) все перечисленное . Что они теряют или приобретают? А) деньги Б) смысл жизни В) родственников Г) здоровье Д) свободу Е) все перечисленное . Почему люди употребляют наркотики? А) считают, что престижно Б) для интереса В) за компанию Г) все перечисленное . Если бы тебе предложили попробовать употребить наркотики, ты бы согласился/ась? А) да Б) нет .Считаешь ли ты, что наркоманам легче жить? Почему? А) да Б) нет . Можно ли помочь наркоману стать здоровым человеком? А) да Б) нет . Как ты считаешь, кто это может (должен) сделать? А) родители Б) друзья В) врачи Г) тот, кто употребляет наркотики . Влияют ли субкультуры на развитие наркомании в современном обществе и как?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|