Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы совершенствования российского федерализма




 

Проблемы совершенствования российского федерализма разделяют на 3 основных блока: политические, правовые, экономические.

.Политические проблемы совершенствования федерализма:

сохранение и укрепление целостности Российского федеративного государства;

недопущение сепаратизма и превращения России в конфедерацию (часто отдельные руководители республик, краев, областей стремятся к полному суверенитету);

создание суверенного национального по политическому статусу и полиэтнического по составу населения государства.

Суть такого подхода состоит в том, чтобы политическая составляющая - национальное государство - совпадала с нацией как политической общностью, не исключая этнокультурного своеобразия населения.

На поиске и формировании оптимальной модели субъекта Российской Федерации, адекватно отвечающей решению этих двух задач, и должны сосредоточить свои усилия представители отечественной политической и правовой науки.

Российское государство, начавшее после распада СССР свое существование в новом формате, нуждается в новом политическом ритуале и новых праздниках. Они необходимы для объединения народа и формирования общего государственного чувства - чувства патриотизма и общероссийского национализма, гордости за свою страну. Под общероссийским национализмом мы имеем в виду комплекс символов и убеждений, дающих чувство принадлежности к единой политической общности - россиянам.

Всероссийский аналитический центр изучения общественного мнения Ю. Левады на протяжении 20 лет проводил опросы жителей России о том, как они оценивают самостоятельность российского государства. Данные этого опроса приведены в таблице ниже (в опросе участвовало 1600 человек).

 

Таблица 1 - Ответы на вопрос: «И как вам наша самостоятельность?», (%)

Ответ

Годы

  1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2011
1.Определенно во благо страны 27 28 33 39 46 53 54 61
2.Скорее во вред России 57 57 49 34 30 27 22 17
3.Трудно сказать 16 15 18 27 24 20 24 22

 

Из таблицы видна динамика ответов, положительно оценивающих самостоятельное развитие России. В то же время прослеживается динамика роста ответов респондентов, затрудняющихся дать какую-либо оценку. В 2011 г. они составили 22%, т.е. 1/5 часть ответов опрошенных. Таким образом, почти 2/3 жителей России воспринимают Российскую Федерацию как состоявшееся самостоятельное и самодостаточное государство.

. Правовые проблемы совершенствования Российского федерального государства.

Они относятся, прежде всего:

к нечеткости разграничения предметов ведения РФ, субъектов федерации и предметов их совместного ведения;

к неопределенности финансового и ресурсного обеспечения соответствующих полномочий субъектов федерации и центра.

Практикой решения правовых вопросов федерализма в России стало подписание договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и власти субъектов Российской Федерации.

Первый такой договор был подписан Республикой Татарстан 15 февраля 1994 г. В этом же году были подписаны договоры с Кабардино-Балкарией и Башкортостаном, в 1995 г. к договорному процессу присоединились еще 4 республики, а в январе 1996 г. - подключились края (Красноярский) и области (Свердловская, Калининградская, Оренбургская). Всего за 4 прошедших года было заключено 36 договоров с 40 субъектами РФ, которые составляют 72% территории страны, 52% ее населения, 55% ее экономического потенциала.

Эти договоры позволили субъектам федерации делегировать часть своих предметов ведения в совместное ведение федерального центра и субъектов федерации, что позволило последним привлечь ресурсы федерального бюджета для решения проблем, которые они не могут отрегулировать самостоятельно (например, проблему северного завоза продуктов и товаров первой необходимости).

Система договоров находится в серьезной критике со стороны многих представителей Федерального собрания и ученых-юристов.

По их мнению, такая система рассчитана на переходный период. И как только он закончится, договоры должны перестать действовать.

И еще одна из правовых проблем РФ - это так называемая проблема сложносоставных субъектов, т.е. областей и краев, в состав которых входят другие субъекты федерации, а именно - автономные округа. Согласно ст. 65 Конституции РФ [1], автономные округа являются самостоятельными субъектами Российской Федерации, а согласно ст. 66, они входят в состав края или области.

Этот юридический казус Конституционный суд РФ разрешил в своем постановлении от 14 июля 1997 г. Согласно его решению:

исторически и юридически края (области) и входящие в них автономные округа составляют единое целое;

территория и население автономного округа является составной частью края (области);

отношения между органами государственной власти края (области) и автономных округов с федерацией строятся как с равноправными участниками, а между ними - по более сложной схеме.

Распространение юрисдикции края (области) на территории автономных округов может быть осуществлено только или федеральным законом, или договором между субъектами.

. Экономические аспекты совершенствования российского федерализма.

Эти проблемы обусловлены крайне большой дифференциацией субъектов РФ по уровню социально-экономического развития. Некоторые исследователи полагают, что российские регионы находятся даже на разных стадиях общественного развития: от аграрной до постиндустриальной.

По занимаемой территории и по численности населения разница между регионами достигает почти 400 раз. По уровню урбанизации колеблется от 0 до 100%, по объему валового регионального продукта на душу населения - 18 раз. По мнению некоторых исследователей, в России десять субъектов федерации более чем наполовину определяют ее валовой продукт.

Велики эти различия и в бюджетной сфере. Так, по уровню собственных доходов бюджета на душу населения разница регионов в 1996 г. превысила 100 раз, а расходов - достигла 15 раз. Такие большие различия крайне негативно сказываются на развитии федерализма в России. Более того, как показывают многочисленные исследования, проведенные в I половине 90-х гг., различия еще больше увеличились: бедные субъекты стали беднее, а богатые - богаче. Поэтому одной из приоритетных экономических задач федерализма в нашей стране является выравнивание уровней социально-экономического и финансово-бюджетного состояния субъектов федерации.

Одним из необходимых условий формирования федеративного государства стало принятие в России концепции бюджетного федерализма (буквально «федеративные отношения в бюджетной сфере»), а также решение вопроса разграничения государственной собственности и управления ею с учетом обеспечения взаимных экономических интересов федерального центра и субъектов федерации.

Наиболее остро стоит вопрос о собственности на природные ресурсы, недра территории, землю, лесные угодья и т.п.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...