Проблемы совершенствования российского федерализма
Проблемы совершенствования российского федерализма разделяют на 3 основных блока: политические, правовые, экономические. .Политические проблемы совершенствования федерализма: сохранение и укрепление целостности Российского федеративного государства; недопущение сепаратизма и превращения России в конфедерацию (часто отдельные руководители республик, краев, областей стремятся к полному суверенитету); создание суверенного национального по политическому статусу и полиэтнического по составу населения государства. Суть такого подхода состоит в том, чтобы политическая составляющая - национальное государство - совпадала с нацией как политической общностью, не исключая этнокультурного своеобразия населения. На поиске и формировании оптимальной модели субъекта Российской Федерации, адекватно отвечающей решению этих двух задач, и должны сосредоточить свои усилия представители отечественной политической и правовой науки. Российское государство, начавшее после распада СССР свое существование в новом формате, нуждается в новом политическом ритуале и новых праздниках. Они необходимы для объединения народа и формирования общего государственного чувства - чувства патриотизма и общероссийского национализма, гордости за свою страну. Под общероссийским национализмом мы имеем в виду комплекс символов и убеждений, дающих чувство принадлежности к единой политической общности - россиянам. Всероссийский аналитический центр изучения общественного мнения Ю. Левады на протяжении 20 лет проводил опросы жителей России о том, как они оценивают самостоятельность российского государства. Данные этого опроса приведены в таблице ниже (в опросе участвовало 1600 человек).
Таблица 1 - Ответы на вопрос: «И как вам наша самостоятельность?», (%)
Из таблицы видна динамика ответов, положительно оценивающих самостоятельное развитие России. В то же время прослеживается динамика роста ответов респондентов, затрудняющихся дать какую-либо оценку. В 2011 г. они составили 22%, т.е. 1/5 часть ответов опрошенных. Таким образом, почти 2/3 жителей России воспринимают Российскую Федерацию как состоявшееся самостоятельное и самодостаточное государство. . Правовые проблемы совершенствования Российского федерального государства. Они относятся, прежде всего: к нечеткости разграничения предметов ведения РФ, субъектов федерации и предметов их совместного ведения; к неопределенности финансового и ресурсного обеспечения соответствующих полномочий субъектов федерации и центра. Практикой решения правовых вопросов федерализма в России стало подписание договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и власти субъектов Российской Федерации. Первый такой договор был подписан Республикой Татарстан 15 февраля 1994 г. В этом же году были подписаны договоры с Кабардино-Балкарией и Башкортостаном, в 1995 г. к договорному процессу присоединились еще 4 республики, а в январе 1996 г. - подключились края (Красноярский) и области (Свердловская, Калининградская, Оренбургская). Всего за 4 прошедших года было заключено 36 договоров с 40 субъектами РФ, которые составляют 72% территории страны, 52% ее населения, 55% ее экономического потенциала. Эти договоры позволили субъектам федерации делегировать часть своих предметов ведения в совместное ведение федерального центра и субъектов федерации, что позволило последним привлечь ресурсы федерального бюджета для решения проблем, которые они не могут отрегулировать самостоятельно (например, проблему северного завоза продуктов и товаров первой необходимости).
Система договоров находится в серьезной критике со стороны многих представителей Федерального собрания и ученых-юристов. По их мнению, такая система рассчитана на переходный период. И как только он закончится, договоры должны перестать действовать. И еще одна из правовых проблем РФ - это так называемая проблема сложносоставных субъектов, т.е. областей и краев, в состав которых входят другие субъекты федерации, а именно - автономные округа. Согласно ст. 65 Конституции РФ [1], автономные округа являются самостоятельными субъектами Российской Федерации, а согласно ст. 66, они входят в состав края или области. Этот юридический казус Конституционный суд РФ разрешил в своем постановлении от 14 июля 1997 г. Согласно его решению: исторически и юридически края (области) и входящие в них автономные округа составляют единое целое; территория и население автономного округа является составной частью края (области); отношения между органами государственной власти края (области) и автономных округов с федерацией строятся как с равноправными участниками, а между ними - по более сложной схеме. Распространение юрисдикции края (области) на территории автономных округов может быть осуществлено только или федеральным законом, или договором между субъектами. . Экономические аспекты совершенствования российского федерализма. Эти проблемы обусловлены крайне большой дифференциацией субъектов РФ по уровню социально-экономического развития. Некоторые исследователи полагают, что российские регионы находятся даже на разных стадиях общественного развития: от аграрной до постиндустриальной. По занимаемой территории и по численности населения разница между регионами достигает почти 400 раз. По уровню урбанизации колеблется от 0 до 100%, по объему валового регионального продукта на душу населения - 18 раз. По мнению некоторых исследователей, в России десять субъектов федерации более чем наполовину определяют ее валовой продукт.
Велики эти различия и в бюджетной сфере. Так, по уровню собственных доходов бюджета на душу населения разница регионов в 1996 г. превысила 100 раз, а расходов - достигла 15 раз. Такие большие различия крайне негативно сказываются на развитии федерализма в России. Более того, как показывают многочисленные исследования, проведенные в I половине 90-х гг., различия еще больше увеличились: бедные субъекты стали беднее, а богатые - богаче. Поэтому одной из приоритетных экономических задач федерализма в нашей стране является выравнивание уровней социально-экономического и финансово-бюджетного состояния субъектов федерации. Одним из необходимых условий формирования федеративного государства стало принятие в России концепции бюджетного федерализма (буквально «федеративные отношения в бюджетной сфере»), а также решение вопроса разграничения государственной собственности и управления ею с учетом обеспечения взаимных экономических интересов федерального центра и субъектов федерации. Наиболее остро стоит вопрос о собственности на природные ресурсы, недра территории, землю, лесные угодья и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|