Упражнение «испорченная пластинка»
Цель. Знакомство с задачей нахождения емкой фразы, со- держащей в себе важное сообщение нападающему или манипулятору, которую можно было бы повторить несколько с одной и той же интонацией. Инструкция. Сейчас нападающий будет обращаться к кому-либо с возмущенной фразой, а задача адресата — найти подходящую фразу, которую можно будет повторить несколько раз, не теряя нити разговора. Кто готов? Подходящие примеры выполнения этого упражнения даны в разделе 6.5. Упражнение обычно завершается обсуждением возможностей и ограничений данной техники. Главное ее ограничение — трудности в нахождении подходящей фразы. В целом же техника «работает», и это признают участники большинства групп. УПРАЖНЕНИЕ «АНГЛИЙСКИЙ ПРОФЕССОР» Цель. Отработка навыка корректного выражения сомне- ния по поводу того, что выполнение предъявленных нам требований не нарушает наших личностных прав. Это упражнение я часто начинаю с рассказа о моей действительной встрече с реальным английским профессором (см. раздел 6.5). Другой тренер может начать упражнение с рассказа о том, как он сам применял эту технику и к каким результатам это привело. Инструкция. Сейчас нападающий будет обращаться к кому-либо из участников группы, и задачей адресата будет ответить в технике английского профессора. Очень важно дать ответ действительно «по-английски», то есть вежливо, возможно, с некоторой долей юмора, но непоколебимо твердо. Выполнение этого упражнения должно тщательно контролироваться и в случае надобности корректироваться тренером. Тренинг влияния и противостояния влиянию ПРИМЕР ________________________________ Техника английского профессора (Санкт-Петербург, Институт тренинга, июнь 1998) _____________________ М. Почему бы тебе не подстричься? _____________________
Варианты ответов _____________________ Реакция тренера ________________ At Это часть моей головы! Тренер обращается к группе с вопросом: «Согласны ли вы, что это техника английского профессора?» Кто-то согласится, а кто-то выразит сомнение в этом. На самом деле, так же, как и во всех остальных техниках психологического самбо, решающее значение имеет интонация, с которой произносится ответ (см. раздел 6.4). В некоторых случаях и этот ответ может оказаться эффективным. А2. Таков мой имидж. Как правило, подобный ответ принимается. A3. Это личное... Такой ответ тоже, как правило, принимается нападающим. А4. Я не мальчик для Подобный ответ будет квалифицирован «уже рекламы шампуня. _______ наученной» группой как встречное нападение. ________ После упражнений с приемами самбо группа должна чувствовать себя хотя и усталой, но довольной некоторыми уже свершившимися в первый день приобретениями. В этот момент и нужно дать домашнее задание. Домашнее задание Задание 1 Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда вы после совершения определенного поступка осознали, что кто-то манипулировал вами: объявил вам одну цель, в то время как преследовал другую. Как вы догадались об этом? Почему ваш партнер так поступил? Задание 2 Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда вы сознательно пошли на то, чтобы ввести вашего партнера в заблуждение: объявили ему одну цель, в то время как преследовали другую. Почему вы это сделали? Получение обратной связи по Дню 1 В конце каждого дня тренер должен получить обратную связь от участников. Глава 8. Первый день тренинга: назад, к варварству и манипуляции _________ 169 Инструкция. Давайте вспомним весь сегодняшний день... Я предлагаю каждому сейчас кратко сказать, что сегодня для него (или для нее) было самым важным, новым, существенным? Что захотелось запомнить? Итак, что сегодня было самым важным, новым, существенным?4
По моему опыту, в первый день тренинга влияния и противостояния влиянию для многих участников самым важным оказывается: 1) метафора балалайки и арфы; 2) открытие, что ими манипулируют чаще, чем им казалось; 3) открытие, что они сами манипулируют другими чаше, чем им казалось; 4) техники психологической самообороны. И лишь иногда участники вспоминают техники цивилизованного взаимодействия! Лишь иногда! Вечером, на досуге, тренер может проанализировать, решил ли он задачи первого дня. — Удалось ли ему наладить психологический контакт с каждым участником? — Удалось ли ему определить важные для тренинга личностные особенности участников? — Смог ли он организовать работу так, что в конце дня у большинства участников было ощущение индивидуального зачета? Если на все вопросы ответ утвердительный и при этом в группе никто не ранен и не задет случайным «варварским» томагавком, тренер может поставить зачет и себе. 4 В конце дня повторы в инструкциях должны быть чаще, чем в начале. Глава 9 ВТОРОЙ ДЕНЬ ТРЕНИНГА: ПРОТИВ ВАРВАРСТВА И МАНИПУЛЯЦИИ Задачи тренера во второй день: □ добиться индивидуального зачета для каждого участника в отработке навыков противостояния чужому влиянию; □ оказать психологическую поддержку тем участникам, которые все еще страшатся ситуаций индивидуального зачета; □ наладить индивидуальные отношения с каждым участником как в процессе занятий, так и в перерывах. Приветствие Тренер может начать свою работу еще до начала занятий. Наверняка накануне кто-то уже попросил его уточнить ссылку на какую-то статью, а кто-то сам обещал принести какую-нибудь книгу или компакт-диск... Я считаю, что тренер должен быть с группой и в перерывах, когда это только возможно. Работа продолжается и во время перерывов. У людей учишься больше, чем у книг. Любые «малые разговоры», какими бы они ни казались незначительными, обогащают новым знанием и новым видением мира тех, с кем ты работаешь. Кроме того, я уверена, что у тренера должен быть индивидуализированный контакт с каждым участником группы. Эта уверенность пришла ко мне не сразу. Были времена, когда хотелось спрятаться от всех во время перерыва, а потом, после занятий, как можно скорее раствориться в пространстве. Однако с тех пор многое изменилось, и не только во мне самой. Объективная тенденция такова, что сейчас тренинго-вые группы стали больше, а времени на тренинг выделяется меньше. Раньше группа могла состоять из 12—13 человек, и работала я с нею 5 дней. Теперь группа чаще всего состоит из 15-18 человек, и работаем мы всего 3 дня. Стало труднее наладить персонифицированный контакт с участниками непосредственно во время занятий... А в перерывах это по-прежнему можно сделать.
Глава 9. Второй день тренинга: против варварства и манипуляции ТРЕНЕРСКИЙ Придется мне, видимо, все же поделиться этим секретом, хотя и не очень хочется. Я называю его «эффект гейши». Те, кто читал книгу Овчинникова «Ветка сакуры», может быть, помнят, как автор вместе со своим знакомым отправился однажды туда, где обитают гейши. И вот сели они втроем за стол, и началась у них беседа. И по взгляду, по тону голоса, по множеству неуловимых признаков Овчинников чувствовал, что Лейла интересуется только им, им одним, и с ним у нее по-настоящему глубокая внутренняя связь. Она без слов давала ему понять, что ей приходится быть тактичной и по отношению к другому мужчине, так как было бы невежливо не уделять внимания и ему. Опьяненный, возвращается он домой... И тут вдруг обнаруживается, что очень похожее чувство испытал и его товарищ. Он тоже был «единственно важным», с которым у Лейлы была «особая внутренняя связь». СЕКРЕТ № 5 Однажды на методическом тренинге я рассказала эту историю психологам, чтобы проиллюстрировать им, каким должен быть взгляд тренера. И что же? Во время первого же перерыва ко мне стали подходить участники, один за другим, со словами: «Так это прием, Елена? А я думала, что ты действительно меня выделяешь из всех...» К концу тренинга фактически каждый из участников так или иначе сообщил мне, что до этого моего рассказа он верил в свою избранность, а потом все развеялось...
В общем, лучше не говорить об этом феномене участникам, даже если это группа профессиональных психологов. Главное, что эта связь должна быть. Установить ее помогает речь, обращенная прямо к тому участнику, с которым тренер взаимодействует в данный момент или кого он, неявно для всех остальных, имеет в виду. А поддерживать эту связь помогает взгляд. СУМАСШЕДШАЯ СЕССИЯ Цель. День начинается с того, что всем предлагается встать и «размяться». Повторить материал первого дня в стиле веселого карнавала и войти в энергичное рабочее состояние. Дополнительные тренерские цели: □ определить прорехи в собственной работе: например, выявить куски материала, которые никто не в состоянии воспроизвести; □ проверить степень усвоения материала отдельными участниками. Представим себе, что вчера у нас в группе был еще один участник, который не все понял. Он будет задавать Инструкция. :i 172 ___________________________ Тренинг влияния и противостояния влиянию I I дурацкие вопросы, на которые нужно давать точные, ясные и краткие ответы. Ну что ж, начнем... J Варианты вопросов. 1. Во-первых, объясните, что это за метод перекройки, которым вы занимались с бабой Леной? 2. А какое отношение к коттеджу имеет Сократ? 3. У меня в тетради нарисован Английский профессор, который идет с граммофоном в тумане. Что бы это значило? 4. Почему этот профессор бесконечно что-то уточняет? 5. В другом месте у меня с тем же граммофоном почему-то нарисован британский старшина. Что это значит? 6. Почему это на арфе легче играть, чем на балалайке? Я не согласен... 7. Что такое гедонистическая манипуляция? А что та- i кое варварский прагматизм? 8. Почему я должен соглашаться с тем, что у меня слишком толстый свитер? А если я вообще в рубашке, то можно не соглашаться, что ли? 9. Мониторинг — это от слова монинг? 10. Если мне при виде Иван Иваныча всегда хочется его уволить, то это странное чувство или нет? Он что, мною манипулирует? 11. А когда приходит наш главбух, мне хочется спрятаться под стол. Он тоже мною манипулирует? 12. Что такое метод двусторонней «орнаментации»? 13. Что такое невербальный? 14. Почему у них 55%, а у нас всего 28% невербального? и т. д. УПРАЖНЕНИЕ «СОКРАТ И ЕВТИДЕМ» ___________________ Цель. Штудирование аргументационных и манипулятив- ных техник. Дополнительные тренерские цели: П продемонстрировать, что манипуляция может производиться и под маской аргументации, в том числе такими историческими фигурами, как Сократ; □ проиллюстрировать этим примером креативный потенциал Сократического диалога, который f Глава 9. Второй день тренинга: против варварства и манипуляции ___________ 173
служит не столько доказательству уже известной истины (ибо что есть истина?), а поиску возможных решений. Инструкция. Сейчас мы будем работать в двух командах. Это бу- дут партия Сократа и партия Евтидема. Нужно будет прочитать отрывок из сочинения Ксенофонта «Сократические диалоги». Этот текст содержит в себе диалог Сократа с Евтидемом. Каждая команда будет готовить свою сценку по этой «пьесе». В каждой команде будет свой Сократ и свой Евтидем. Будет и третья роль — роль автора, Ксенофонта. Это будет голос за кадром. Он будет комментировать каждую реплику персонажей, сообщая нам, какая из техник аргументации или манипуляции используется. Партия Сократа постарается доказать нам, что он действовал цивилизованными методами. Помните, пожалуйста, о возможностях выразительных средств — невербальных и паралингвистических. Мы уже говорили о том, какое огромное значение имеет интонация. Партия Евтидема постарается доказать нам, что Сократ использовал и манипулятивные приемы. Итак, партия Сократа покажет нам постановку диалога в своей трактовке и со своими комментариями. Затем партия Евтидема покажет нам постановку диалога в своей трактовке. После этого мы сформулируем общие выводы. На подготовку сценок дается 10 минут. Есть ли у какие-нибудь вопросы? Тренер раздает участникам отрывок, приведенный в разделе 3.5 (Ксенофонт, 1999. С 160-161). Во время проигрывания сценок важно следить, чтобы «Ксенофонт» постоянно давал свои комментарии. При обсуждении упражнения важно прийти к выводу о том, что звучание струны самолюбия помешало Ев-тидему заметить заведомые противоречия в рассуждениях Сократа. Во-первых, из того, что Евтидем использует понятие «бедные граждане», логически не следует, что он знает бедных. Например, если человек определяет гениальность как свойство талантливых людей, то из этого не следует, что он знает талантливых людей. Тренинг влияния и противостояния влиянию Примерный список техник, используемых в диалоге между Сократом и Евдитемом
1 Ответ по форме отрицательный, но на самом деле утвердительный, то есть подтверждающий предположение спрашивающего. У Сократа вопросы часто предполагают ответы отрицательные по форме, но утвердительные по существу. 2 Ответ в форме вопроса свидетельствует о том, что у Евтидема «звучит» струна самолюбия, и похоже, он наслаждается этим звучанием. Глава 9. Второй день тренинга: против варварства и манипуляции ___________ 175 Окончание примерного списка техник, используемых в диалоге между Сократом и Евдитемом
Во-вторых, из того, что Евтидем знает бедных, не следует, что он знает и богатых. Сравним это с таким, например, диалогом: — Ты знаешь горожан? — Да, знаю. — Следовательно, ты знаешь и деревенских? Вывод логически неправомерен. Второе не следует из первого. Можно хорошо знать горожан, но не знать жителей деревни, и наоборот. По-видимому, Сократ идет на такие нарушения логики', поскольку уверен, что Евтидем будет нечувствителен к ним. Итак, используя манипулятивные щипки, инициатор воздействия может лишь делать вид, что он использует методы положительных ответов и перелицовки. Внешне взаимодействие кажется вполне цивилизованным, однако на самом деле это изощренная манипуляция. В завершение упражнения тренер зачитывает окончание отрывка: «Многие, доведенные до такого состояния Сократом, больше к нему не подходили: Сократ считал их
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|