Введение алгоритма конфронтации
Тренер еще раз подчеркивает, что непосредственно к конфронтации мы переходим только в том случае, если не удалось преодолеть варварство и манипуляцию с помощью более щадящих средств: психологического самбо, информационного диалога и конструктивной критики. Тренинг влияния и противостояния влиянию Конфронтация также состоит из фаз, и каждая последующая фаза является все более радикальной. Здесь также целесообразно остановиться, как только удается преобразовать варварское нападение или манипуляцию в цивилизованное взаимодействие. Вовсе не обязательно, и даже нежелательно доходить до самой последней, пятой фазы конфронтации, если нападающий «капитулирует» на более ранней фазе. 10.5. УПРАЖНЕНИЕ «Я-ПОСЛАНИЯ» ______________________ Это упражнение — дополнительное. Оно дается только в тех группах, которые незнакомы с идеологией Я-посланий. Инструкция составлена в опоре на первоисточник — книгу Томаса Гордона «Тренинг эффективности родителей» (GordonТ., 1975). Цель. Отработать технику Я-посланий. Инструкция. Потренируемся передавать друг другу Я-послания. Я-послание — это сообщение о наших чувствах. Я-по-слание — это противоположность Ты-послания. Допустим, другой человек сделал что-то такое, что нам неприятно. Мы можем сказать ему: «Ты совершенно невыносим». Это будет Ты-послание. Мы можем сказать по-другому: «Когда другие люди не выполняют своих обещаний, у меня возникает досада и раздражение». Это будет Я-послание. В своем классическом варианте оно вообще не содержит местоимения «ты», лишь ссылку на определенные ситуации или отвлеченных «других людей». Ты-послание содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение. Это может вызвать сопротивление и протест.
Я-послание — это сообщение, информация о наших чувствах. Другой человек, получив это сообщение, не сможет его оспорить, так как это наши чувства. С другой стороны, он не чувствует себя обвиняемым. Он может сам принять решение, как ему поступать «в свете новой информации». Объединимся в пары... Теперь тот, кто сидит слева, совершает какое-либо действие или говорит что-либо Глава 10. Третий день тренинга: от варварства — к цивилизации тому, кто справа. Второй член пары должен ответить в технике Я-послания. Кто хотел бы участвовать в демонстрационном опыте? Николай? Хорошо. Сейчас мы с Николаем покажем пример (тренер обращается к добровольцу). — Николай, опять ты с директором за моей спиной обсуждаешь меня. — Я потрясен — услышать это! Далее пары по очереди работают с техникой, а все остальные наблюдают работу каждой из пар. Важно вовремя указать участникам на опасность так называемых «замаскированных» Ты-посланий: «Я чувствую, что ты безответственный человек» или «Меня расстраивает, что ты такой злобный». 10.6. УПРАЖНЕНИЕ «КОНФРОНТАЦИЯ» __________________ Цель. Ознакомление с алгоритмом конфронтации в дей- ствии. Инструкция. Давайте поработаем над проблемой, которую вчера описал В. (Другой вариант: проработаем вдействии пример, приведенный в буклете.) Манипулятором будет... Противодействующим будет... (выбор играющих определяется тренером). Два человека будут отвечать за фазу Я-посланий, два человека — за фазу усиления Я-послания, два — за фазу предложения, два — за назначение санкций и два — за исполнение санкций (тренер, распределяя роли, смотрит на соответствующих участников). Ваша задача будет напоминать противостоящему, что ему пора переходить к «вашей» фазе, и, если противостоящий будет затрудняться с формулировками, вы должны будете подсказать ему подходящую формулировку.
ПРИМЕР 1 ____________ Применение техники цитирования прошлого случая (Москва, «Арсенал», май 2001) Подчиненный получил от начальника срочное задание, которое он должен выполнить через 10 минут. Через 5 минут начальник заходит проверить, выполняется ли задание, поскольку у него есть подозрения, что оно не выполняется. Подчиненный и ранее манипулировал начальником. Выясняется, что задание отложено и на этот раз и подчиненный занимается чем-то другим. Тренинг влияния и противостояния влиянию
В данном случае противостоящий выполнил только первую фазу алгоритма, а затем «сбился» на привычный для него способ действий. Группы поддержки не смогли обеспечить четкого выполнения фаз противостояния. Результат — капитуляция. ПРИМЕР 2 ________________________________ Реализация фаз конфронтации (Москва, Арсенал, май 2001) Строитель поставил одну входную дверь вместо двух и вместо паркета красного дерева березовый паркет. Заказчица выражает ему свои претензии. Манипулятор — строитель; противостоящий — заказчица.
1 Требование ранее было отнесено к разряду деструктивных инструкций, то есть к варварским способам влияния. Однако как быть со справедливым требованием, как в данном случае? Если в формулировке содержится обоснование требования, то его можно отнести к разделу аргументации; если обоснование в формулировке отсутствует, то это формула внушения.
Глава 10. Третий день тренинга: от варварства — к цивилизации Игроки Манипулятор Противостоящий Манипулятор Противостоящий Манипулятор Реплики Очень трудно было сделать дверь и все остальное, а у вас еще претензии... Если вы не переделаете все и не сделаете, как мы договаривались, мне придется принять меры. Переделать невозможно, привыкайте к тому, что есть. Потом еще спасибо скажете. Мне придется обратиться в суд. Ну что вы? Не будем доводить до суда. Давайте еще раз все обсудим! Техники Игнорирование предложения Назначение санкций, но весьма неопределенное Игнорирование неопределенных санкций Назначение определенных санкций Попытка обойти санкции ПРИМЕР Этот последний пример находится на стыке психологического и юридического противостояния. Психологическая конфронтация — мощное средство. Однако если ее недостаточно, приходится переходить к другим мерам. Наибольшую трудность обычно вызывает фаза назначения санкций. Санкции должны быть реалистичными. И противостоящий, и манипулятор должны твердо верить в возможность их реализации. Однако при этом они должны быть значимыми для манипулятора. Например, санкция «Я не буду с тобой разговаривать» может быть реализуемой, но неэффективной. Манипулятор только того и ждет, чтобы его навсегда оставили в покое. В других случаях она могла бы быть эффективной, но реализовать ее невозможно, например, потому, что оба участника взаимодействия неизбежно должны разговаривать между собой в процессе выполнения своей работы. В этом случае санкция «Я не буду с тобой разговаривать!» превращается в пустое обещание, эмоциональный всплеск со стороны человека, который не знает, что говорит.
Санкция «Я скажу мужу (начальнику, подчиненным и т. п.)» может быть реализуемой, но неэффективной или даже привести к противоположным эффектам. ________________________ Реализуемые и эффективные санкции — Я отныне сама буду решать вопросы, связанные с персоналом. — Я обойдусь без твоих услуг. — Если мы сейчас же не закончим этот разговор, в следующий раз моя секретарша тебя сюда не допустит. Тренинг влияния и противостояния влиянию — Я вызову охрану. — Я выйду с предложениями к шефу о разделении наших функций. — Я разошлю всем сотрудникам электронное послание с описанием твоих предложений и обоснованием моего ответа и т. п. Важно подчеркнуть, что эффективность и реализуемость санкций определяется конкретной ситуацией. При формулировании санкций необходимо осознать объем собственных полномочий, не только должностных, но и межличностных. Необходимость такого осознания зачастую наталкивается на эмоциональный барьер. Вопрос вполне экзистенциален: что я могу и чего я не могу? Поэтому формулирование санкций — один из наиболее трудных для проработки этапов конфронтации. 10.7. СБОР «БАНКА ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕИ» __________ Цель. Выявление собственных «слабых струн», делающих нас уязвимыми по отношению к чужой манипуляции. Инструкция. Давайте проанализируем результаты Домашнего за- дания 2. Я буду записывать на флипчарте иррациональные идеи. Если они будут повторяться, мы будем отмечать это. Так мы сможем выделить наиболее часто встречающиеся в нашей группе идеи. Кто готов начать? Тренер записывает идеи первого участника на флипчарте. Все новые идеи второго и последующего участников также записываются. Если второй участник называет какую-либо идею из уже записанных, напротив этой идеи ставится цифра 2, что означает, что она встречалась два раза, и т. д. для всех участников. Почти всегда участники не очень довольны тем, что его собственные идеи «подгоняются» под чужие, уже записанные. Каждому важен свой нюанс, свой оттенок идеи. Однако, как уже указывалось в разделе 3.2, на этой работе не стоит задерживаться слишком долго. Важно подчеркнуть, что каждый участник может индивидуально работать теперь со своими идеями. Банк проблем создается для того, чтобы постараться увидеть общую картину. Глава 10. Третий день тренинга: от варварства — к цивилизации ___________ 201 ПРИМЕР ________________ Банк иррациональных идей тренинговой группы
(Москва, «Арсенал», май 2001, п = 16)
При подведении итогов упражнения тренеру следует еще раз перелистать все листы флипчарта с записанными на них идеями, чтобы выделить 3—4 наиболее часто встречающихся (хотя и в разных редакциях, что также необходимо подчеркнуть). 2 Формулировки даны в мужском или женском варианте в зависимости от того, кто их первым (первой) заявил. Однако к каждой формулировке мог присоединиться любой другой участник, независимо от пола.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|