Введение техник информационного диалога
Перед введением техник информационного диалога целесообразно на несколько минут вернуться к алгоритму противостояния нападению и манипуляции. Информационный диалог — это третья ступень алгоритма. Важно еще раз подчеркнуть, что к информационному диалогу можно переходить и сразу после эмоционального мониторинга, если нет необходимости восстанавливать самообладание с помощью методов самбо. Важно подчеркнуть также, что если партнер включается в информационный диалог, то на этом противостояние заканчивается. Если оба партнера включены в информационный диалог, это означает, что манипуляционная попытка преобразована в цивилизованное взаимодействие, и в дальнейшем противостоянии нет необходимости. Материалы к этой части работы содержатся в разделе 6.6. 9.6. ТРЕНАЖЕР ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ДИАЛОГУ Цель. Такая же, как и в тренажере по психологическому самбо. Важно подчеркнуть, что на вопрос манипулятора или нападающего нужно сначала дать ответ, а лишь потом задавать свой собственный вопрос. Отвечать вопросом на вопрос не допускается. Однако при этом ответ может быть дан и в форме обещания дать ответ в будущем (отсрочка ответа), и в форме отказа отвечать. Например: — А почему вы до сих пор не отреагировали на предложение партнера Д? — Я вам обязательно отвечу на этот вопрос после того, как мы обсудим предложения партнеров А, В и С. — Вам, похоже, трудно подчиниться этому распоряжению шефа? — Этот вопрос я обойду молчанием. Иногда работа с информационным диалогом требует дополнительного упражнения с открытыми вопросами. Если участники затрудняются задавать открытые вопросы, можно поработать с ними в игру «Переделай закрытый вопрос в открытый». Тренер по очереди передает мяч каждому участнику, обращаясь к нему с закрытым
Тренинг влияния и противостояния влиянию вопросом. Задача участника — вернуть тренеру открытый вопрос. Например: — Ты хорошо усвоил технику информационного диалога? — Как ты понял технику информационного диалога? — Тебе хочется сейчас поработать в ролевой игре? — Как бы ты сейчас хотел поработать? — Тебе понадобятся подсказки во время игры? — Как мы могли бы тебе помочь во время игры? и т. п. Хорошо помогает для отработки открытых вопросов также техника «пум-пум-пум», описанная мною ранее3. В буклете должны быть представлены четыре задания первого уровня трудности (см. главу 11). Соответствующая страница буклета может иметь, например, такой вид: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ДИАЛОГУ _________________ Инструкция. Внимательно прочитайте задание. Выберите тот от- вет, который кажется вам наиболее конструктивным для информационного диалога. Возможные техники: Вопрос по существу дела Вопрос для прояснения целей манипулятора Ответ Ответ + Вопрос по существу дела Ответ + Вопрос для прояснения целей Сообщение Предложение по существу дела Предложение по выбору темы обсуждения Отказ Отсрочка ответа Укажите, какая из 8 возможных интонаций является наиболее подходящей для данного ответа. 3 См. книгу «Опыты реориентационного тренинга» (в кн Терапия и тенинг по Альфреду Адлеру СПб.: Речь, 2000), раздел 5.2. Глава 9. Второй день тренинга: против варварства и манипуляции__________ 181 Возможные интонации: ЗА — задумчивая BE — веселая НА — напористая ГР — грустная ХО — холодная СП — спокойная ТЕ — теплая ЯЗ — язвительная Задание 1 Манипулятор. Как же мы можем обсуждать ваше участие в этой работе, если вы не знаете таких элементарных вещей?! Адресату действительно неизвестны некоторые технические подробности работы.
Наиболее конструктивный ответ: 1) Да, мне необходимо это знать. Каким образом я мог бы получить техническое описание работы?. 2) Да нет, я все это знал... но забыл. 3) Почему вы решили, что я должен это знать? 4) Я и не должен этого знать. Задание 2 Манипулятор. Вы считаете, что выбрали лучших из всех претендентов на эти рабочие места? Адресат считает, что он выбрал действительно лучших из имеющихся претендентов, но что реклама была недостаточно активной, и поэтому по-настоящему подходящих претендентов было недостаточно. Наиболее конструктивный ответ: 1) А вы что, так не считаете? 2) У вас есть какие-нибудь конкретные претензии к кому-то из них? 3) Да, из тех претендентов, которые у нас были, я выбрал лучших. 4) Как вы считаете, могли мы нашей рекламой привлечь более качественных претендентов? Задание 3 Манипулятор. Вы, я думаю, безо всяких объяснений все понимаете. Адресат пока не все понимает и нуждается в объяснениях. Наиболее конструктивный ответ: 1) Прошу вас дать пояснения по следующим пунктам... 2) Да разве здесь можно хоть что-то понять? Тренинг влияния и противостояния влиянию 3) Да, конечно, все ясно... 4) Не беспокойтесь, если мне понадобятся ваши объяснения, я за ними обращусь... Задание 4 Манипулятор. Вы у нас никому не доверяете, я знаю... Адресат не вполне доверяет манипулятору. Наиболее конструктивный ответ: 1) Да с чего вы взяли! Я доверяю... 2) Да, я Фома неверующий. 3) Это вы никому не доверяете. 4) Ну, у нас-то с вами полное доверие. РОЛЕВАЯ ИГРА «ПОЧЕМУ ВЫ СПРАШИВАЕТЕ МЕНЯ ОБ ЭТОМ ИМЕННО СЕЙЧАС?» Цель. Отработка техник информационного диалога в ро- левой игре. Дополнительные тренерские цели: □ начать переход от заданных проблем к собственным проблемам участников; □ включить в активное взаимодействие тех, кто пока еще не получил ни одного «индивидуального зачета». Инструкция. Сейчас мне понадобятся два добровольца. Один из них будет исполнять роль манипулятора, а второй — роль противостоящего. Задача противостоящего: понять, чего добивается Манипулятор,и не дать ему себя использовать. Задача Манипулятора будет известна только ему одному. Кто хочет участвовать в этом упражнении?
Тренер выдает манипулятору карточку с заданием, например: добиться неявными способами, чтобы противостоящему самому захотелось отказаться от кандидатуры Н., предлагаемой им самим, и назначить кандидатуру С, выдвигаемую Манипулятором. ^λ Главв 9. Второй двнь тренинга: против варвврства и манипуляции __________ 183 ПРИМЕР 1 ________ «Почему вы спрашиваете меня об этом именно сейчас?» (Санкт-Петербург, Институт тренинга, март 2000) М. Ну, как дела? А. Да ничего, спасибо. М. Я слышала, ты кандидатуру свою предложил на должность коммерческого директора? А. Да... А что такое? (Открытый вопрос, правда, несколько размытый; непонятно, касается ли он сути дела или целей манипулятора.) М. И секретаршей у тебя работает твоя бывшая одноклассница? Я вас как-то на Невском видела. Вместе в машину садились. (Шантаж.) А. Объясни, пожалуйста, что ты хочешь всем этим сказать? (Вопрос, проясняющий цели манипулятора.) М. Да вот смотрю и думаю... (Вкрадчиво). Команду свою собираешь? На генерального замахиваешься, да, Валерочка? (Шантаж.) А. С чего ты взяла? (Вопрос по существу дела, правда, несколько грубоватый.) М. Я говорю, хорошая это должность — коммерческого директора. Под такую должность хороший человек нужен. А этот твой приятель — хороший человек? Или просто своих продвигаешь, чтобы в случае чего опереться можно было? (Универсальный щипок.) А. Да на что ты намекаешь, скажи на милость? (Вопрос, проясняющий цели
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|