Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношения полной противоположности и нейтрализации




Люди успешно кооперируются лишь в том случае, когда между их кодами ИМ существует общность и они понимают друг Друга. При "бесконтактном" отношении такое понимание отсутствует. Это проявляется и как полное непонимание мотивов активности, и как полное непризнание методов деятельности другого. Таким людям трудно, почти невозможно что-то делать вместе, работать по общим планам. При наблюдении за ними создается впечатление, что активность человека, его энергия имеют волнообразную природу, что эти два индивида излучают волны, которые совпадают по длине, но не по фазе. Волны перекрывают друг друга, и энергия исчезает. Активность одного тонет в активности другого. В действительности так оно и получается: они мешают друг другу. Обычно деятельность другого признают при производстве материальных, а не духовных ценностей.

Однако если люди это свое интеллектуальное различие познали теоретически или хотя бы практически, "интуитивно" и знают, что им в любом деле нужен кропотливый перевод с одного кода на другой, с языка одного типа ИМ на язык другого, то деловое сотрудничество может оказаться очень благотворным. Нам удалось наблюдать сотрудничество при создании новой теории между ИНТУИТИВНО-ЛОГИЧЕСКИМ ЭКСТРАТИМОМ и ИНТУИТИВНО-ЛОГИЧЕСКИМ ИНТРОТИМОМ. Несомненно, это сотрудничество было возможно лишь по той причине, что перед их глазами был один и тот же участок конкретной действительности. Первый, обладая аналитическим умом, во все углублялся способом индуктивного мышления, второй разрабатывал методику, размышлял, как ухватить, обобщить, синтезировать замеченные первым закономерности и найти способы их объективной проверки. Что по-настоящему объединяло этих людей, так это азарт и упрямство, с которым они брались за дело.

В общении наедине могут делиться мыслями, вести мирные поверхностные, полушутливые разговоры, производить обмен информацией, в котором участвует лишь какой-то верхний слой личности. Но при этом становятся осторожными, затаиваются, стараются не проявлять себя. Все слабые местам исчезают автоматически вместе с исчезновением активности. Положение меняется с появлением третьего лица, каждый старается привлечь его на свою сторону.

Иногда такие люди принадлежат к одной и той же группе, имеют общих друзей, уважают интеллект друг друга и даже симпатизируют друг другу (хотя бы образу жизни). Но даже в таком случае теряются, когда сталкиваются с мотивацией поведения другого. Успешность их общения во время совместных бесед может быть лишь показателем того, как много заученного во внешней культуре человека. Если раскрыть подлинный смысл их мыслей, окажется, что за одними и теми же словами или нормами скрывается едва ли не противоположный смысл.

Когда это далекий, малознакомый человек, в нем, как правило, видят не столь неприятную, сколь загадочную натуру, которой трудно или невозможно доверять, с которой нельзя работать вместо. С) таком человеке никогда точно не известно, говорит ли он правду, лжет или шутит, издеваясь над твоей непонятливостью. Это неприятие одним другого ярко выступает при просмотре фильмов с актерами, имеющими противоположный тип ИМ. Какую бы роль актер ни исполнял, он воспринимается как абстракция. При просмотре снимков незнакомых людей с противоположным типом ИМ изображенные на них люди нередко характеризуются отрицательно, как неприятные, двуличные, фанатичные и т. п.

Когда такой человек работает рядом, многое в его поведении (взаимно) воспринимается как хитрая, завуалированная (потому что окружающие ее не замечают) агрессивность или насмешка.

Интересна реакция на книги, написанные автором с противоположным типом ИМ. Если это даже художественные произведения, на их содержании чаще всего трудно сосредоточиться. Научные и вовсе не понятны. Всегда кажется, что автор таких книг в большей или меньшей мере неприятно издевается над другими людьми: и над героями, и над читателем. Многое выглядит ложным, искусственным, даже унижающим. В лучшем случае писатели с противоположным типом ИМ, если даже это Бальзак, Золя или Мопассан, воспринимаются как представители легковесной, поверхностной литературы.

Интересна еще одна сторона вопроса. Противоположность типов ИМ — это полная противоположность всего сознательного, противоположность сознательности интеллекта. Но человек — не только интеллект. Это еще и физическое существо, отличающееся теми или иными физическими качествами. Физическую красоту индивида противоположного типа «ИМ» отмечают чаще, чем кого-либо другого. Нередко в противоположном типе видят подчеркнутую сексуальность. Иногда в этом отрицание, а чаще некоторое одобрение, подобное тому, которое мы слышим при оценке породистых лошадей или собак. Создастся впечатление, что при противоположности типов ИМ, когда духовные свойства человека становятся почти неуловимыми, гораздо больше бросается в глаза плотская натура человека, его физическое Я.

Но в браке с таким человеком жить почти невозможно и из-за духовной, и из-за чисто сексуальной несовместимости. Тип сексуальности человека определяется типом ИМ.

Ласка, любовные игры — это тоже не что иное, как обмен информационными сигналами на уровне первой сигнальной системы. Эти сигналы или удовлетворяют потребности организма и способствуют налаживанию энергетического метаболизма, или не способствуют. Отсюда — хорошее или плохое самочувствие, удовлетворенность или неудовлетворенность своим физическим Я.

Отношения недостаточного дополнения

Мирные, но несколько обманчивые отношения. Такие люди довольно легко входят в контакт, испытывают к друг Другу симпатию, но при большем сближении, в общем деле оказывается, что. им сотрудничать трудновато, что они не поощряют активности друг друга, не способствуют ей. Все «вроде так», и вместе с тем что-то все время не сходится, чего-то не хватает. Отношения очень напоминают известный случай, когда температура зажигания выше температуры горения. Это воспринимается как результат эгоистического поведения второго индивида, которое и затрудняет продуктивное кооперирование.

Отношения в таком случае ограничиваются трансакциями взаимодополняющего типа — пристройка рядом. Пристройка снизу не получается, пробы такой пристройки чаще всего превращаются в шутку.

Немногим от отношения недостаточного дополнения по своей сути отличается отношение, которое мы называли миражным. Только миражные отношения легче. Второй может казаться поверхностным, легковесным, но не эгоистичным человеком.

Отношения конфликтности

Это отношения довольно сильного притяжения и опасных конфликтов. Пока такие люди находятся на «безопасном расстоянии», они привлекают друг друга, восхищают какими-нибудь способностями, в том числе умением держаться, осанкой. Но при непосредственном общении из-за того, что наиболее развитая первая функция одного постоянно и совершенно непроизвольно наталкивается на место наименьшего сопротивления, то есть на третью функцию второго, они совершенно непреднамеренно, неожиданно для себя обижают друг друга, причем чаще всего в момент наибольшего сближения и доверия, когда меньше всего этого ожидают, когда с официального или хотя бы внутренне холодноватого тона переходят к задушевности, начинают позволять себе некоторую раскованность, проявляют чувство юмора.

Почему так происходит? По-видимому, потому, что та информация, которая у одного связана с первой функцией и дается настолько легко, что над ней можно подшучивать, у другого связана с самой напряженной третьей функцией, а здесь уж не до шуток. Обижаются не только на слова. В равной мере человека могут обидеть, задеть, унизить улыбка, взгляд, движение, просьба о мелкой услуге или наоборот — предложение услуги. Все то, что для людей с дополняющим типом психики было бы знаком внимания, дружелюбия, людям, с конфликтными типами ИМ кажется сознательным унижением, признаком и доказательством неуважения и плохого отношения к ним или к их чувствам и поступкам. Задетый и обиженный сенсорик (тактик) старается прореагировать, то есть защититься тут же. Обиды интуитивных (стратегов) накладываются и откладываются на более далекое будущее. Как в первом, так и во втором случае оба участника конфликта уверены в злых помыслах второго, в его неуживчивом характере, злобности, умении придумывать издевательства. По сути дела, это перекрестная трансакция, при которой больно задеваются оба коммуниканта.

Отношения между такими индивидами могут быть удовлетворительными только при условии эмоциональной сдержанности, при соблюдении официальности и определенной, немного показной, сухой приветливости, то есть на помощь приходит маска вежливости для соблюдения «безопасного расстояния». Это и впрямь напоминает правила безопасности движения на дорогах. Чем расстояние меньше, тем свободнее, дружелюбнее, сердечнее можно вести себя друг с другом. Однако, как только оно уменьшается, приходится сбавлять скорость, притормаживать. В семье эти отношения опасны. Супруги могут научиться так вести себя друг с другом, чтобы избежать встречных ударов, но при этом постоянно сдерживаются эмоции, что чревато соматическими и психическими нарушениями.

Не всегда кажется, что второй обижает нарочно. Возможно мнение, что партнер — эгоист, что он черств, эмоционально или интеллектуально недостаточно развит, что ему совершенно безразличны чувства других людей.

Пример. "Ах, какой у тебя красивый костюм, — обращается ЭТИКО-СЕНСОРНЫЙ ИНТРОТИМ к ИНТУИТИВНО-ЛОГИЧЕСКОМУ ЭКСТРАТИМУ — И ради кого ты его надел, ради Эльзы или Иоланты?"

Дополняющий ЭТИКО-СЕНСОРНОГО ИНТРОТИМА - ЛОГИКО-ИНТУИТИВНЫЙ ЭКСТРАТИМ, который всегда ходит растрепанным, воспринял бы эту шутку как факт, что он достаточно хорошо выглядит и что в его внешности достаточно уважения к другим людям, в том числе и к девушкам. И никаких двусмысленностей не заметил бы.

Совершенно иначе с ИНТУИТИВНО-ЛОГИЧЕСКИМ ЭКСТРАТИМОМ, который тоже ходит достаточно растрепанным, по который из-за этого постоянно переживает, ему это неприятно и он никогда не уверен в том, достаточно ли хорошо выглядит и не шокирует ли людей. Эти переживания снимают только заверения дополняющего его СЕНСОРНО-ЭТИЧЕСКОГО ИНТРОТИМА. Если нет дополняющего, он старается, чтобы его одежда была «от хорошего портного», что исключает любые сомнения по этому поводу. Поэтому первую часть вышеупомянутого замечания-шутки он воспримет как нужное ему заверение. А вот вторая его больно задевает, так как его СУПЕРЭГО отличается большой осторожностью в отношении манипуляции любыми одушевленными предметами. Одеться ради кого-то уже является элементом такой манипуляции. Он старается одеваться "как подобает" лишь для того, чтобы его не замечали, чтобы не выделяться среди других людей своей группы, а не для того, чтобы обратить на себя чье бы то ни было внимание. Такой намек становится ударом по месту наименьшего сопротивления — загадочной третьей функции.

Попутно заметим, что ЭТИКО-СЕНСОРНЫЙ ИНТРОТИМ, когда задевают его самого, обвиняет задевающего в желании подчинять себе других людей и злобно отмечает, что в данном случае тот «не на такого напал». Это совершенно понятно, если вспомним значение ведущего блока данного типа ИМ. Интеллект (ЭГО) ЭТИКО-СЕНСОРНОГО) ИНТРОТИМА приспособлен к определенного типа власти над людьми, и сам подчиняться другим он и не хочет, и не может. Он подчиняется лишь логике происходящего в объективном мире. И тому, кто ему на эту логику указывает.

Зеркальные отношения

Интеллекты этих людей в силу идентичности двух наиболее развитых функций во многом очень схожи. Однако один из них интротим, другой экстратим. Кроме того, совершенно различны их третьи функции.

Все это влечет за собой существенные различия. Отношения осложняются тем, что в противоположность отношениям полного тождества между ними заметно довольно сильное притяжение. Причина этой тяги — противоположное направление импульса в активном кольце ИМ, которое внешне проявляется как упорный поиск в другом своего усовершенствованного Я. Отсюда обоюдная склонность "влюбляться" в тождественные и более совершенные духовные свойства другого.

Влечение этих людей друг к другу, по-видимому, особо заметно и чревато осложнениями, когда человеку из-за отсутствия близких людей с дополняющим типом ИМ не хватает чувства своей значимости. Когда он мало знает, мало чувствует себя и ему не на кого опереться, когда он привык искать опору в себе и себе подобных, а не в дополняющих, и старается сам разобраться в своей социальной ценности. Во втором много схожего и, кроме того, есть недостающее ему самому. Для экстратима это уверенность интротима в себе (духовное равновесие, невозмутимость, умение отстаивать свое внутреннее Я). Для интротима — смелость и бесстрашие экстратима во внешнем мире. Иногда это приводит к тяжелой любви и трудным, незрелым бракам, в которых оба отличаются похожими талантами и отсутствием дополнения. Отсюда появление неприятных стремлений к перевоспитанию и усовершенствованию партнеров. Они или постоянно ревнуют друг друга (сенсорики), или чувствуют недостаток внимания — хотя бы в форме ревности (интуитивные). Слишком они похожи: трудно и порвать, и сосуществовать.

Интересно, что к перекрестным трансакциям их отношения нe приводят. Во всяком случае, нам не пришлось наблюдать таких явлений даже тогда, когда люди изощрялись в издевательствах друг над другом. По-видимому, из-за того, что у них нет возможности задеть слаборазвитые функции коммуниканта. Так называемый скрытый смысл сообщения до них не доходит, "отскакивает".

Пример из семейной жизни: "Аня, — кричит из кухни ИНТУИТИВНО-ЭТИЧЕСКИЙ ЭКСТРАТИМ, — чайник закипел". Аня, ЭТИКО-ИНТУИТИВНЫЙ ИНТРОТИМ, понимая, что муж об этом важном событии оповещает ее, вместо того чтобы выключить газ самому, бросает дело, которым занималась, со страдальческим выражением лица приходит на кухню и молча выключает газ.

Совершенно по-другому вела бы себя жена с дополняющим типом ИМ, то есть СЕНСОРНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ИНТРОТИМ, которая для того и существует, чтобы подсказывать супругу, какие действия являются разумными. Она преспокойно отозвалась бы: "Выключи", и все остались бы довольны. Жена — тем, что муж без нее не может обойтись, муж убедился бы, что на жену всегда можно положиться, так как ИНТУИТИВНО-ЭТИЧЕСКИЙ ЭКСТРАТИМ не берет ответственности за объективные процессы и полную ответственность как за отдельные поступки, так и за методы действия: перекладывает на других.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...