Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 4. Управление производством и реализацией продукции




Тема 4.1. Основы планирования и прогнозирования производства

Вопросы: Функции и задачи планирования и прогнозирования. Принципы и методы планирования. Технология планирования. Отраслевые особенности планирования. Долгосрочное и текущее планирование. Внутрипроизводственное планирование. Планирование производства и сбыта товаров.

Литература: 1. Экономика, организация и планирование промышленного производства. Под общ. ред. Т.В. Карпей гл. 3.1, 3.10

2.Экономика предприятия. Под общей редакцией Л.Н. Нехорошевой. 2-е издание – Мн, 2004. гл. 3.4

 

Схема

Теория

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективу развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников.

Предприятие выполняет работы и поставки для государственных нужд на договорной основе в порядке, определяемом законодательством РБ.

Предприятие независимо от формы собственности при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности согласовывает соответствующим местным Советом народных депутатов мероприятия, которые могут вызвать экологические, социально-демографические и иные последствия затрагивающие интересы населения территории.

Методы планирования и технологического планирования во многом связаны со спецификой отрасли, поскольку существует трудоемкое производство, значит, и упор должен быть сделан на улучшение наиболее важных проблемных для данной отрасли показателей. На предприятии обычно разрабатывается стандарт предприятия, в котором указаны цели планирования, и какая служба, за какой участок отвечает.

Виды планирования

Планирование дифференцируется по срокам, причем все планы взаимосвязаны.

Перспективное планирование – это стратегическое планирование, оно определяет основные направления развития предприятия, вложение средств (капитальные вложения).

Текущее планирование – планирование на год с разбивкой по кварталам, т.е. это разработка тактики реальных путей достижения поставленных целей.

Логическим продолжением текущего планирования является оперативно производственное планирование (ОПП) – это разработка планов на месяц, декаду, сутки, смену. Основная задача ОПП – это обеспечение ритмичной согласованной работы всех подразделений предприятия, обеспечение равномерной загрузки оборудования, оптимального использования рабочего времени, отсутствие простоев. Делится на 2 части:

- межцеховое

- внутрицеховое

Межцеховое – разбивка производственной программы предприятия по цехам составляется календарный план график, разбивка ведется по количеству и срокам. Рассчитывается опережение, т.е. на сколько раньше надо начать обработку по сравнению со сборкой, планирование ведется в направлении обратном ходу технологического процесса, поскольку главная его цель в срок выполнить заказ и под дату, к которой он должен готов подстраиваем остальные производства, учитываются также возможности каждого подразделения, его производственные мощности, чтобы не было узких мест, когда возможности меньше чем потребности.

Внутрицеховое ОПП – это разбивка производственной программы цеха между участками, бригадами и рабочими местами, составление сменно-суточных заданий, т.е. таких, которые будут выданы на рабочие места, причем в эти задания должны быть включены работы обеспечения сырьем, материалами, комплектующими, инструментами и документацией.

Контролируется выполнение оперативных планов диспетчерской службой, основной задачей которой не допустить простоев, сбоев, т.е. профилактика и принять меры в случае их возникновения. В настоящее время эта служба автоматизирована.

 

 


Тема 4.2. Производственная программа и производственная мощность предприятия

Вопросы: Производственная программа: содержание, методы измерения и показатели. Понятие и факторы, определяющие производственную мощность. Анализ использования производственной мощности.

Литература: 1. Экономика, организация и планирование промышленного производства. Под общ. ред. Т.В. Карпей гл. 3.2

2.Экономика предприятия. Под общей редакцией Л.Н. Нехорошевой. 2-е издание – Мн, 2004. гл. 3.4.4

 

Теория

Производственная программа – это запланированный объем выпуска продукции, заданный номенклатурой и ассортиментом.

Основными разделами производственной программы явля­ются план производства в натуральном выражении, план произ­водства в стоимостном выражении и план продаж.

При составлении плана производства в натуральном вы­ражении применяются натуральные измерители, которые выра­жают физический объем выпускаемой продукции конкретных видов (штуки, тонны, метры и др.) и служат основой для уста­новления трудовых и стоимостных измерителей. Во всех случаях единицы измерения должны отражать специфику производства и потребления продукции разных видов, стимулировать производ­ство наиболее эффективных и высококачественных изделий и способствовать использованию материальных, трудовых и фи­нансовых ресурсов.

В процессе разработки плана производства все объемные расчеты ведутся по номенклатуре и ассортименту. Номенклату­ра (разбивка по видам) представляет собой укрупненный перечень наименований продукции, подлежащей выпуску в плановом периоде. Ассор­тимент (разбивка внутри вида) - развернутый, детализированный перечень отдельных позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и иным при­знакам.

Вторым разделом производственной программы является план производства в стоимостном выражении. Связь между натуральными и стоимостными объемами производства осуще­ствляется через систему цен на промышленную продукцию.

Стоимостными показателями выпуска продукции выступают валовая, товарная (изготовленная) и чистая продукция.

Объем валовой продукции (ВП) включает весь объем работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде.

Изменение остатков незавершенного производства в составе валовой продукции планируется и учитывается при значительном увеличении объема производства в плановом периоде по сравнению с отчетным, передаче выпуска отдельных видов про­дукции другим предприятиям для создания задела.

Товарная (изготовленная) продукция включает: объем вы­пуска готовых изделий, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции; полуфабрикаты, предназначенные для по­ставки на сторону; изделия и запасные части для собственного капитального строительства и капитального ремонта; услуги вспомогательных цехов "на сторону", собственному капиталь­ному строительству или непромышленным хозяйствам своего предприятия; инструменты и приспособления собственного про­изводства, необходимые для поставки или зачисленные в основ­ные средства своего предприятия.

Товарная продукция отражает объем произведенной продук­ции и используется для расчета затрат на производство, прибы­ли, рентабельности и оборачиваемости оборотных средств.

В отличие от валовой и товарной стоимость чистой продук­ции характеризует ту часть стоимости продукции, которая соз­дана трудом работников данного предприятия. Объем чистой продукции определяется путем вычитания из стоимости товар­ной продукции материальных затрат, а также суммы амортиза­ции основных фондов. Применение данного показателя позволя­ет исключить повторный счет продукции, более точно опреде­лить усилия коллективов предприятий по выполнению ряда важнейших качественных показателей (производительности тру­да, фондоотдачи и др.).

Третьим разделом производственной программы является план продаж, который служит основой для составления обще­хозяйственных и общепроизводственных смет затрат на произ­водство и реализацию продукции (работ, услуг). Он содержит показатели объема и сроков поставок продукции конкретным потребителям в развернутом ассортименте. Объем поставок мо­жет планироваться как в натуральном, так и в стоимостном вы­ражении.

По экономической структуре реализованная продукция идентична валовой и товарной продукции, но отличается от них качественным признаком: это продукция, уже оплаченная поку­пателем. Если же продукция покупателем не оплачена, то речь идет о показателе реализуемой товарной продукции.

Производственная мощность – это максимально возможный объем выпуска продукции с заданной номенклатурой и ассортимента достигнутый на основе применения программных норм, внедрения новой техники, технологии, научной организации труда и производства.

Производственная мощность зависит от таких факторов, как количество и производительность действующего оборудования, продолжительность его работы, качество перерабатываемых сы­рья и материалов, трудоемкость выпускаемой продукции, сте­пень сопряженности мощностей цехов предприятия, предпола­гающая соответствие между ними по объему выполняемых опе­раций (работ), и т. п.

Производственная мощность - величина переменная. Она за­висит от результатов технического и организационного совер­шенствования производства, изменения трудоемкости произво­димой продукции и т. д. Поэтому применяется несколько поня­тий, характеризующих производственные мощности:

• входная - мощность на начало года, показывающая, каки­ми производственными возможностями располагает предпри­ятие в начале планового периода;

• выходная - мощность на конец года, определяемая сумми­рованием входной и вводимой мощностей за вычетом выбы­вающей;

• проектная - мощность, предусмотренная проектом строи­тельства, реконструкции или расширения предприятия.

Для определения соответствия производственной программы имеющимся мощностям рассчитывается показатель среднегодо­вой производственной мощности путем прибавления к мощно­сти на начало года среднегодового ввода мощности и вычитания среднегодового ее выбытия

Уровень использования производственной мощности харак­теризуется рядом показателей. Основной из них - коэффициент использования производственной мощности. Он определяется отношением объема продукции, произведенной за определенный период времени, к среднегодовой производственной мощности за этот же период.

Эффективное использование производственных мощностей является важнейшей задачей предприятия. Решение этой задачи означает увеличение производства необходимой продукции, по­вышение отдачи созданного производственного потенциала, бо­лее полное удовлетворение потребностей населения, улучшение баланса оборудования, снижение себестоимости продукции, рост рентабельности производства и накоплений предприятия.

Для улучшения использования и дальнейшего наращивания производственных мощностей необходимо:

• сокращать внутрисменные и целосменные простои парка основного технологического оборудования;

• уменьшать количество излишнего оборудования и быстро вовлекать в производство неустановленное оборудование;

• повышать фондоотдачу путем внедрения новых, более прогрессивных средств труда и технологии;

• модернизировать действующий парк основного техноло­гического оборудования;

• совершенствовать структуру основных производственных фондов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...