Пути решения межнациональных конфликтов
· Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики. · Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды. · Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации. · Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры - национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры. · Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров. · Предупреждение конфликтов - сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам. · Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека
Раздел 5: Сфера политики и социального управления
5.1. Власть. Роль политики в жизни общества Власть - способность, право и возможность распоряжаться кем-либо и чем-либо, оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей. Виды власти: 1. По источникам власти: политическая, экономическая, духовно-информационная и др. 2. По субъектам власти: государственная, партийная, семейная и др. 3. По функциям органов власти: законодательная, исполнительная, судебная
Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является власть политическая. Политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенную политику, используя политические партии, организации и государство. Ядром и орудием этой власти является государственная власть. Она должна быть выше всех других властей и обладать независимостью как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Однако, это не означает ее бесконтрольности. Общество различными способами (с помощью свободных СМИ) контролирует государственную власть, соотнося ее действия с законами. Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Практическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти. Политика (от греческого politike - искусство управления государством) это сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, укрепление и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства Функции политики - ее назначение и ее роль: 1. Организационная. Создает для общества организационные основания 2. Коммуникативная. Обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними 3. Воспитательная. Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам 4. Контролирующая. Воздействует на людей, используя власть 5. Интегративная. Сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества
5.2. Государство (признаки, функции, формы):
Государство – центральный институт политической системы. Понятие «государство» используется в двух значениях: 1) Гос-во – организатор политической жизни общества
2) Гос-во – политическая организация общества, система публичной власти, воплощающая право и силу. Признаки: 1) Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение организацией всего населения, появление слоя профессиональных управленцев 2) Территория, ограниченная четко-определенной границей. 3) Суверенитет, т.е. наличие верховной власти государственных органов на данной территории. 4) Монополия на легальное применение силы и физическое принуждение. 5) Право взимания налогов и сборов с населения 6) Обязательность гражданства 7) Претензия на представительство общества как целого и на защиту общих интересов и общего блага. Функции государства: 1) Политическая 2) Экономическая 3) Социальная 4) Идеологическая В соответствии с функциями гос-ва создается структура органов управления. К ним относятся: 1) Представительные 2) Исполнительно-распорядительные 3) Судебные 4) Охраны общественного порядка 5) Национальной безопасности 6) Надзорно-контрольные. Структура органов управления: Государственный аппарат – совокупность органов, учреждений, организаций, осуществляющих в обществе государственную власть. Основную роль в нем играют должностные лица. Государственный аппарат состоит из государственных органов, как учреждений, создаваемых для осуществления определенного вида государственной деятельности. Они обладают определенными признаками: а) Действуют от имени государства б) Имеют право издавать определенные государственные акты и осуществлять контроль за их исполнением в) Выполняют четко определенные виды государственной деятельности г) Имеют ресурсы для осуществления намеченных функций
5.3. Разделение властей
Принцип разделения властей – это рассредоточение государственной власти на отдельные, не зависимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти и имеется своя система сдержек и противовесов. История принципа восходит к рационализму идей французского Просвещения. Такие его корифеи, как Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё, Гольбах, Дидро в противовес авторитарной власти монарха предлагали разумный принцип деления власти.
В настоящее время данный принцип подразумевает разделение государственной власти на следующие институты: законодательный орган (создание, корректировка законопроектов), исполнительный орган («приведение в жизнь» принятого закона), судебная система (контроль за исполнением принятых законов). Однако в некоторых странах (в основном с посттоталитарным и поставторитарым политическими режимами, например как, в России), существует четвертый институт власти. В Конституции РФ прописано, что «государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации», то есть президент находится вне общего деления, имеет некоторые права и обязанности в каждой сфере власти и является посредником между ее субъектами, координируя деятельность государства в целом. Подробнее о структуре государственной власти РФ смотри здесь. Разделение властей сейчас является важной неотъемлемой частью демократического режима политической власти в любом правовом государстве. Преимущества В чем преимущество такого устройства? Если говорить кратко, разделение властей способствует более быстрому по скорости ведению политического процесса. Например, в Германии учеными был проведен следующий эксперимент: две группы по 50 человек должны пройти каждая через свою дверь с той лишь разницей, что у одной двери есть турникет. Суть эксперимента — выяснить, какая группа быстрей пройдет через дверь. Во время проведения опыта было установлено, что через дверь с турникетом прошли быстрее, чем без него, так как препятствие на пути вынуждало людей строится в две колонны и, следовательно, через дверь могли пройти два человека одновременно, в то время как неорганизованная толпа проходила по одному. Проведем аналогию с нашей темой. Рзделение властей служит своеобразным «турникетом в дверях политической деятельности государственного аппарата» и тем самым позволяет действиям и решениям органов власти (по принятию законов, их воплощению в жизнь и контролю за исполнением) проходить намного быстрее. Таким образом принцип разделения властей увеличивает скорость преобразований в различных сферах общества страны.
Однако, эти преобразования могут быть только номинальными, бумажными из-за сложности или невозможности исполнения закона, приказа, постановления, не соответствия реальному положению в обществе. Так, например, на уровне местного самоуправления введение электронных проездных в городе Перми было принято на законодательном уровне Гордумой, но вследствие технической неподготовленности городского транспорта оно было приостановлено. К тому же высокая скорость преобразований требует от органов власти своевременного быстрого принятия решений в экстремальных условиях в различных сферах общества, что не всегда удается совершить в реальности (В. Вильсон). Принцип разделения властей подразумевает наличие структуры институтов каждой власти (Министерства — Кабинеты — Комиссии), что приводит к росту бюрократического аппарата в стране. Исследования РБК на основании данных Росстата в 2013 году показали: количество конкретно госслужащих составило 1 млн 455 тыс. человек, то есть 102 чиновника на 10 тыс. человек. В РСФСР на пике расцвета бюрократизма в 1988 году аппарат чиновников насчитывал 1 млн 160 тыс. человек или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем в 2013 году). Нельзя отрицать и следующую тенденцию в работах М. Ориу: на практике постепенно происходит подавление законодательной власти исполнительной, парламента — правительством. Это связано с возрастанием влияния Президента и Правительства, их результативной деятельностью, политическим и экономическим состоянием в стране. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что принцип разделения властей в настоящее время хоть и закреплен юридически во многих странах мира, в действительности же скорее представляет собой политический идеал, чем конкретное состояние, в связи со сложностью претворения в жизнь данного принципа в конкретных условиях.
5.4. Формы государства
5.5. Политический режим. Демократия.
Политический режим — это совокупность средств и способов осуществления политической (прежде всего государственной) власти. Современная политология различает три вида политических режимов:
1. Авторитарный 2. Тоталитарный 3. Демократический Для авторитарного режима характерно ограничение, либо отсутствие демократических прав и свобод граждан. Конституции, как правило, декларируют основные права человека и гражданина, но многие из них фактически ограничены или не соблюдаются. Ликвидация или ограничение представительных учреждений. Запрещается деятельность всех партий, кроме правящей, либо запрет всех партий. Оппозиции при авторитарном режиме не допускается. Власть концентрируется у правящей элиты, из которой выделяется лидер. При формировании разного рода государственных органов нередко доминирует принцип назначаемости, а выборы в условиях запрета оппозиционных партий и изданий дают искаженные результаты. Хотя есть парламент и судебные органы, однако разделения властей на практике не существует, безраздельно доминирует исполнительная власть с президентом, который фактически, а порой и юридически возглавляет правящую партию и принимает все важнейшие решения. Основным регулятором общественных отношений является не право, а волевые решения правителей. Государство вмешивается во все сферы жизни общества. Опорой такого государства становится полицейский и военный аппарат. Тоталитарный режим представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче и т.д.). Государственные органы осуществляют всесторонний контроль за жизнью общества, отсутствуют реальные права и свободы личности. Ликвидируется даже ограниченный плюрализм. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея единой власти, представленной одним, часто пожизненным лидером. Главной особенностью такого политического режима является господство единой общеобязательной идеологии (например, идея господства «арийской расы» при нацизме). Критика этой идеологии не разрешается и влечет за собой наказание. Для демократического режима обязательным является не только конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина, но и наличие гарантий реализации их на практике. В демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица избираются, наличествует политический плюрализм. Смена политических группировок и лидеров осуществляется путем свободных выборов. Государственное управление производится на основе принципа разделения властей. Главным регулятором общественных отношений является право (закон). Признается право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства. Главными методами решения конфликтов являются компромисс и консенсус. Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое государство. Вместе с тем значение демократии шире. Она представляет собой определенный идеал: весь образ жизни людей, характер общественных отношений, склад бытия, психология людей, политический режим в стране должны быть пропитаны традициями (идеями) демократии. Демократия как власть народа осуществляется в двух формах — представительной и непосредственной. Непосредственная (прямая) демократия — это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. К проявлению непосредственной демократии относятся сходы, собрания, выборы, референдумы. Кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (так называемая представительная демократия). Под представительной демократией понимается участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа. Представительная демократия находит свое наиболее яркое воплощение в парламентаризме. (Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.) В свою очередь парламент может быть демократическим органом только при условии соблюдения ряда принципов: выборности, сменяемости, широкой гласности и т.д. Демократия — это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки:
1. высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей; 2. высокий уровень представительных учреждений и политического сознания людей, их высокий культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.
5.6. Местное самоуправление
. Местное самоуправление: Конституция РФ гарантирует гражданам право на местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Основные системы местного самоуправления сложились в Европе к XIX веку. Система МСУ: 1) Английская: Муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий, представители центра исключаются. 2) Французская: Допускается контроль центральной властью через специально назначаемых представителей. 3) Германская: Органы МСУ действуют по поручению государства.
В 1990 году принята европейская хартия, в которой определено значение органов МСУ. МСУ – реализуемое на практике право населения самостоятельно решать вопросы местного значения путем референдума, или путем выборов. МСУ решает следующие вопросы: 1) Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью 2) Формирование и использование местного бюджета 3) Установление местных налогов и сборов 4) Содержание и развитие учреждений муниципального образования и здравоохранения. 5) Благоустройство территории 6) Социальная поддержка.
Для решения этих задач создаются органы МСУ. В РФ они именуются муниципальными образованьями, в С–Пб их 111. Создаются также представительные органы МСУ. Существуют административные органы, занимающиеся вопросом обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан. Возглавляет их глава муниципального образования.
5.7. Участие граждан в политической жизни
Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс. Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно. Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие — это воз- действие ражданина на власть без посредниов. Оно имеет следующие формы: реация раждан на импульсы, исходя- щие от политичесой системы; участие раждан в деятель- ности политичесих партий, оранизаций, движений; пря- мые действия раждан (участие в митинах, пиетированиях и т. д.); обращения и письма власти, встречи с политичеси- ми деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия ре- шений; деятельность политичесих лидеров. Обозначенные формы непосредственноо политичесоо участия моут быть индивидуальными, рупповыми, массо- выми. Особенности политического участия индивида — Cамоопределение индивида в социально-политичесом пространстве относительно мноообразных политичесих струтур. — Cамооцена собственных ачеств, свойств, возможнос- тей адеятельноо субъета политии. Объем возможноо участия определяется политичесими правами и свободами. Виды политического участия — Cлучайное (разовое) участие — личность лишь пери- одичеси принимает или совершает действия, оторые имеют политичесие цели или обладают политичесим смыслом. — Участие «посовместительству» — челове участву- ет в политичесой жизни более ативно, однао политиче- сая деятельность не является для нео основным родом деятельности. — Профессиональное участие — челове делает полити- чесую деятельность своей профессией. Политичесое развитие личности выступает одним из фаторов, влияющих на интенсивность, содержание и ста- бильность политичесоо участия. Критерии политического развития личности — Наличие системы политичесих ценностей, норм. — Стабильность политичесих мотивов. — Способность разработе прораммы политичесоо поведения, адеватной целям и условиям. — Способность ставить политичесие цели и добиваться их реализации в политичесой пратие. 193 — Степень ативности участия в политичесой жизни. — Способность влючить друих в политичесую деятель- ность. — Уважение друим взлядам и позициям. — Общий уровень политичесой ультуры. Применение форм политичесоо участия, их мноооб- разные и мноочисленные сочетания, отрытие и использова- ние новых во мноом зависит от индивида асвободноо, а- тивноо субъета политии. Формы политического участия — Обращение индивида во властные струтуры с целью удовлетворения личных или рупповых потребностей. — Лоббистсая деятельность по установлению онтатов с политичесой элитой для оазания влияния на ее решения в пользу руппы лиц. — Направление различных проетов и предложений по принятию нормативных атов и заонов в ораны власти. — Политичесая ативность в ачестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воз- действие на нее. — Вы боры, референдумы (лат. referendum — то, что дол- жно быть сообщено) — волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу. Противоположной формой является демонстративное не- участие, политичесая апатия и отсутствие интереса поли- тие — абсентеизм. Абсентеизм (лат. absens — отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в улонении избирателей от участия в референдумахивыборахворанывласти. В основном абсентеизму привержены раждане, не разде- ляющие политичесие ценности большинства своих сооте- чественниов. Они отличаются высоой степенью недоверия политичесим лидерам и институтам. Неоторы е из них считают, что неспособны повлиять на власть; друие удовлет- ворены своим стабильным и блаополучным положением и за- были о властных струтурах. Основные типы политической деятельности — Политичесое отчуждение — сосредоточение усилий человеа на решении проблем личной жизни при их противо- поставлении жизни политичесой. Существует принудитель- ный онтат с властью, осударством через систему обязан- ностей, налоов, податей и т. п. 194 — Политичесая пассивность — субъет не реализует свои собственные интересы, а находится под политичесим влиянием друой социальной руппы. — Политичесая ативность — стремление и возмож- ность воздействовать на политичесую власть или непосред- ственно использовать ее, реализуя свои интересы. Политичесое участие сеодня не тольо свидетельствует об устойчивости и развитости деморатичесих институтов, но и представляет ценность асфера самореализации чело- веа, что находит свое отражение в следующих фунциях: — влючение индивида непосредственно или опосредо- ванно в систему властных отношений; — удовлетворение стремления индивида участию в раз- личных формах, обеспечивающих ео жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуальноо развития. Успешное фунционирование политичесой системы, ос- нованной на деморатичесих началах, немыслимо без атив- ноо участия раждан в общественно-политичесой жизни. Эффетивность и лоиа развития политичесой системы, природа самоо общества во мноом зависят от степени по- литичесой ативности раждан, уровня осознания ими сво- их интересов, их желания и способности реализовать возмож- ности, предоставляемые им различными аналами политиче- соо участия.
5.8. Выборы, референдум
Термин «избирательное право» обозначает одно из субъективных прав граждан, предполагающие с одной стороны право участия в выборах в качестве избирателя, а с другой стороны самим быть избранным. Участвовать в голосовании можно с 18 лет. Избиратель имеет активное избирательное право, т. е. имеет право избирать. А пассивное избирательное право — это право гражданина РФ быть избранным. Пассивное избирательное право подразумевает возрастной ценз: в Государственную Думу может быть избран гражданин 21 года и старше, а на должность президента — от 35 лет. Ценз — условие допущения или ограничения участия в осуществлении прав.При выборах в Госдуму и президенты РФ избиратели голосуют на избирательных участках , а организуют выборы , контролируют законность, подсчитывают голоса — избирательные комиссии . Демократические выборы проходят на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах добровольно, ни кто не в праве оказывать воздействие на гражданина с целью участия или не участия его в выборах. Выборы в демократическом обществе проходят периодически, т.е. выбираются для определенной работы лица сроком на 2—4 года. Демократические выборы являются представительными и окончательными, т.е. только выборы определяют тех людей, которые получают власть. Им никто не может приказывать, они подчиняются КРФ и закону. Референдум (от лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.
5.9. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни
Политическая партия – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). Партия является звеном связи государства и граждан, действующим на всех этапах политического процесса. Отличия политической партии как политического института: § специфические функции в отношении власти (завоевание и осуществление власти)); § носитель определенной идеологии; § наличие программы действий; § характерные способы их осуществления (участие в выборах общественные акции, пропаганда и др.); § определенная внутренняя структура – устав, членство, руководящие органы, местные организации. Типологии политических партий: § по организационному строению (по составу) – кадровые и массовые; § по отношению к закону – легальные и нелегальные; § по отношению к парламентской деятельности – парламентские и непарламентские; § по отношению к господствующей элите – правящие и оппозиционные; § по территории – федеральные, региональные и локальные; § по базовой идеологической доктрине – анархистские, коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, клерикальные (религиозные), националистические; § по шкале политического спектра: левые, центристские, правые; § по способу деятельности – реформистские, революционные. Функции партии: Внешние функции партии: § борьба за завоевание политической власти; § реализация партийной программы; § выражение интересов отдельных социальных групп и слоев; § обеспечение связи граждан с государственными структурами; § замену стихийных форм политической активности граждан формализованными, контролируемыми формами; § отбор и подготовку политических лидеров разного масштаба; § участие с их помощью в политическом управлении; § подготовку и участие в избирательной кампании; § осуществление политической социализации граждан. Внутренние функции: § набор новых членов партии; § пополнение партийной кассы; § оптимизация отношений между лидерами (партийной элитой) и рядовыми членами партии и др. Политические (социально-политические, общественно-политические) движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов. Они стремятся не к достижению власти, а к влиянию на власть. Направления: § за сохранение и развитие демократии и прав человека; § антивоенные, антиядерные; § за землю и социальные права крестьян; § за новый экономический порядок (антиглобализм); § неприсоединения; § экологические; § против расовой и национальной дискриминации; § женские, молодежные, студенческие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|