Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения для подготовки звука ц.




Кончик языка плотно прикасается к корням нижних
передних зубов. Передняя часть спинки языка прижимается к
нёбу у альвеол. Произнеси звук т на твердой атаке (отрывисто).

Положение языка то же. Передняя часть спинки языка
не напряжена. Кончик языка не напряжен, но касается нижних передних зубов. На сильном выдохе произнеси звук с.

Оба упражнения делай попеременно. Звук т произнеси
коротко, звук с — длительно.

Постановка звука ц. Положение губ и языка то же. Актив­ный выдох. Произнеси коротко г и сразу включи звук с, кото­рый следует произносить длительно: тсссссс. В момент сли­яния этих двух звуков слышим звук ц.

Упражнение повторить несколько раз. Воздушная струя сильная, холодная.

Закрепить звук ц в звукоподражаниях (игра «Как цокают копыта»).

Закрепление звука ц в слогах и словах

Задание 1. Произнеси слитно два звука.

А

О Я

Ц Е Ц

У И

Ы

 

Задание 2. Произнеси отраженно слоги.

АЦ — АЦ — АЦ УЧ — УЧ — УЧ

ОЦ — ОЦ — ОЦ ЫЦ — ЫЦ — ЫЦ

яц — яц — яц иц — иц — иц

ЕЦ — ЕЦ — ЕЦ

Задание 3. Запомни и воспроизведи слоговые ряды. АЦ — УЦ ЕЦ — ИЦ — ЕЦ АЦ — ЯЦ — АЦ УЦ — АЦ ИЦ — ЕЦ — ИЦ ЯЦ — АЦ — ЯЦ ОЦ — ЕЦ — ОЦ ЕЦ — ОЦ — ЕЦ

Задание 4. Произнеси слова отраженно.

Боец, отец, конец, певец, кузнец, пловец, леденец, молодец, огурец, дворец, продавец.

Танец, мизинец, палец, колодец, перец, ранец, братец, заяц.

Задание 5. Рассмотри и назови картинки.

Задание 6. Произнеси слоги отраженно,

ца — ца — ца цу — цу — цу це-це-це

цо — цо — цо цы — цы — цы

Задание 7. Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

ца — цо — ца цу — ца — цу ца — цу — ца — цу цо — цу — цо ца — цу — цо

Задание 8. Отраженно произнеси слова со слогом ца.

Овца, птица, водица, пуговица, медведица, боль­ница, луковица, мельница, курица.

Задание 9. Произнеси слова отраженно.

Яйцо, лицо, кольцо, крыльцо, письмецо.

Бойцы, танцы, концы, зайцы, певцы, цыган, цып­ленок, цирк, цифра, концерт, блюдце, платьице, цукат.

Слова для объяснения: цукат, бойцы.

Задание 10. Измени слова по образцу. Образец. Танец — танцы.

, заяц—...,, улица —....

Овца —..., боец —..., танец —.. птица —..., птенец —..., певец —...

Задание 11. Измени слова по образцу. Образец. Лица — лицо.

платьи-

Кольца —..., яйца —..., блюдца ца —....

Задание 12. Запомни и воспроизведи ряды слов.

Певец — танцы — заяц; боец — птицы — яйцо; кольцо — блюдце — боец.

Задание 13. Самостоятельно назови картинки.

Задание 14. Рассмотри картинки, запомни их. Назови по порядку.

После того как дети рассмотрели картинки, логопед пере­ворачивает их. Дети по памяти должны воспроизвести перво­начальный ряд картинок. Используются картинки задания 13.

Задание 15. Рассмотри ряд картинок, запомни их. Назови, какой картинки нет.

Логопед предлагает детям три картинки. После рассмотре­ния дети закрывают глаза. Логопед убирает одну, дети от­крыли глаза. Он спрашивает, какой картинки нет.

Образец. Нет цапли.

Задание 16. Рассмотри картинки, запомни их. Назови по­явившуюся.

Игра проводится аналогично предыдущей, добавляется новая картинка.

Задание 17. Подними кружок, если в слове услышишь звук ц.

Перечень картинок: акация, рука, царапать, кукла, цапля, цветник, ромашка, курица, леденец, кошка, птица, во­рона, цукаты, торт, цыпленок, куры, петух.

Задание 18. Рассмотри картинки. Отбери те, в названиях которых слышишь звук ц.

Перечень картинок: кузнец, цапля, боец, окно, ру­кавица, кольцо, дерево, зайцы, пальто, цыпленок, медведь, тарелка, перец.

Задание 19. Измени слова так, чтобы появился звук ц.

Образец. Медведь — медведица.

Платье —..., лук —..., окно —..., тигр —..., лужа —..., волк —..., медведь —....

Задание 20. Закончи стихотворения одним словом.

Уж очень вид у них До чего же скучно,

чудной: братцы,

У папы локоны волной, На чужой спине

А мама ходит кататься!

стриженой. Дал бы кто мне пару ног,

За что она обижена? Чтобы сам я бегать мог.

Недаром часто злится Я б такой исполнил

На всех мамаша-... танец!

(львица). Да нельзя, я —

(Е. Серова.) школьный... (ранец).

(Е. Серова.)

Слова для объяснения: локон, пара ног.

Задание 21. Отгадай загадки (одним словом).

Под ледком, ледком Длинная, носатая,

Стоит чашечка с медком. Целый день стоит, как

(Яйцо.) статуя. (Цапля.)

Крыльями машет, У чего нет конца?

а улететь не может. (У кольца.)

(Мельница.)

Длинные ушки, короткий хвост. Кто это? (Заяц.)

Слова для объяснения: статуя.

Задание 22. Ответь на вопросы одним словом.

1. Как называют детены- 5. Как называют артис-

шей птиц? та, который поет?

2. Как называют детены- 6. Что носит школьник

шей курицы? на спине?

3. Кто несет яйца? 7. Что собирают в букет?

4. Что светит ночью на 8. Кто кует железо?

небе?

Если дети будут затрудняться, логопед предлагает им кар­тинки: ранец, птенцы, певец, цыплята, кузнец, курица, месяц, цветы.

Закрепление звука ц в предложениях

Задание 23. Назови цифры.

Логопед выясняет у детей, знают ли они цифры, затем по­казывает цифры. Дети называют.

Образец. Цифра пять. Шли: Это цифра пять.

Задание 24. Прослушай текст. Ответь на вопросы.

Вот курица. Вот куница.

Кто кого боится? (Курица боится куницы.)

Вот куница. Вот лисица.

Кто кого боится? (Куница боится лисицы.)

Вот цыпленок. Вот

куница.

Кто кого боится? (Цыпленок боится

куницы.)

Задание 25. Измени предложения по образцу. Образец. Оля умывается.

Оля моет лицо. Что делает Оля?

Оля вытирает лицо. Что делает Оля?

Оля надевает пальто. Что делает Оля?

63Оля надевает туфли. Оля снимает туфли. Оля снимает пальто.

Что делает Оля? Что делает Оля? Что делает Оля?


Задание 26. а) Рассмотри картинки. Дай имена детям. Составь предложения из двух слов к каждой картинке.

Образец. Ваня одевается.

б) Составь предложения сразу по двум картинкам.

Образец. Ваня одевается и Лена одевается. Ва­ня и Лена одеваются.

в) Замени имена детей словом дети.
Образец. Дети одеваются.

Задание 27. Произнеси отраженно поговорки.

Логопед выясняет, понятен ли смысл поговорок детям. Не­которые из поговорок можно заучить. В дальнейшем лого­пед побуждает детей употреблять эти поговорки в повседнев­ной жизни.

Была бы водица, а зелень зародится. Пугается, как заяц бубна. Конец — делу венец. У кольца нет конца.

Задание 28. Прослушай рассказ. Ответь на вопросы целым предложением.

Кузнец

В колхозе кузница. Там работает Танин отец. Та­нин отец — кузнец. Много работы у кузнеца. Где работает Танин отец? Кто Танин отец? У кого много работы?

Закрепление звука ц в связных текстах

Задание 29. Прослушай рассказы. Ответь на вопросы.

Цапка-царапка

У Гали котенок. Галя хотела нацепить ему бант. Котенок смотрел, смотрел на ленту да как кинется, как вцепится в ленту, как царапнет Гале палец! Га­ля и назвала котенка: Цапка-царапка.

Кто у Гали?

Что хотела сделать Галя?

Как повел себя котенок?

Как назвала Галя котенка?

Почему Галя назвала котенка Цапка-царапка?

Перескажи рассказ, как запомнил.

Папа повел Вову в цирк. В цирке Вова видел, как медведь катается на мотоцикле, как люди пере­двигаются по канату, как цирковой клоун кувыр­кается на трапеции. Вове понравилось в цирке.

Слова для объяснения: канат, трапеция.

Куда ходил Вова?

Что видел Вова в цирке?

Перескажи рассказ, как запомнил.

Курица

У курицы цыплята. Курица водит целый день цыплят по улице. Таня зовет: «Цып-цып-цып». Ку­рица и цыплята бегут к крыльцу.

Перескажи по опорным предметным картинкам, данным в последовательности.

Задание 30. Рассмотри картинки. Составь по ним рассказ.

 

Если дети затрудняются выпол­нить задания, логопед задает во­просы.

С кем гуляла курица? Кто прилетел? С кем борется курица? Кто победил?

Что делает курица с цыпля­тами?

Задание 31. Используя картинки из задания 30, самостоятельно без вопросов логопеда составь рассказ. Загадки и стихи для заучивания.

Задание 32. Выучи загадки. Умей их загадать.

На ветке дворец, Во дворце певец.

(Скворец.)

Задание 33. Выучи стихи.

Курица волнуется.

Не пугайте курицу!

Любовалась цыплятами курица:

—Что ни цыпленок — то умница!

—Молодец, удалец,

Очень ценный птенец!

(А. Капралова.)

Буква Ц

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Ц.

Есть слова, где Ц — в начале,

Есть слова, где Ц — в конце...

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде ее птенцы;

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы;

В цех явились на работу

Молодые кузнецы.

В каждой строчке буква Ц,

Словно камушек в кольце!..

(Л. Дьяконов.)

В воде родится,

А воды боится. (Соль.)

Цапля

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву Ц: —

Подойди, цыпленок Цып,

Повтори-ка: «Цып-цып-цып».

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок!

(Г. Сатир.)

Цыплятки

Цыц-цып-цып, цыплятки!

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

Не боятся Натки.

Возле кадки блюдце,

Все они напьются.

(С. Маршак.)

Люблю цирк

Циркач умеет гарцевать,

Зверей и птиц дрессировать,

И на трапеции вертеться,

И на канате танцевать.

(Е. Благинина.)

Дифференциация звуков с — ц

Задание 1. Рассмотри картинки, назови их. Выдели на­чальные звуки. Сравни звуки с и ц по артикуляции

Чем похожи эти звуки?

В чем различие этих звуков?

Задание 2. а) Выдели начальный звук из слогов. Логопед называет слоги, выделяя голосом начальные зву­ки. Дети поочередно называют первые звуки в слогах.

Образец, са (с)

СА —ЦА СУ — ЦУ ЦЫ —СЫ СО —ЦО

б) Выдели последний звук из слога.

АЦ —АС УС —УЦ ИЦ —ИС ЕС — ЕЦ ЫЦ —ЫС ОС —ОЦ

в) Выдели звуки с или ц из звукосочетаний.

АСА —АЦА УСУ —УЦУ ИЦЫ — ИСЫ ЫЦЫ —ЫСЫ

Задание 3. Выдели начальные звуки из слов.

Сад, цап, сок, цок, сук, цукат, цапля, сабля.

Игра «Наоборот».

Методические указания: логопед называет слог со звуком с. Дети произносят слог со звуком ц, и наоборот. Лого­пед следит за тем, чтобы звуки с и ц произносились коротко, отрывисто.

Образец, ца — ц(са)

СА СУ ЦУ ЦА ЦУ СУ

Задание 4. Произнеси слоги за логопедом, Логопед произносит сразу два слога.

Образец. Логопед: СА — ЦА. Дети: СА — ЦА

СА —ЦА ЦО —СО СА —ЦА АСА —АЦА

СУ —ЦУ ЦА —СА ЦА —СА ОСО —ОЦО

СО —ЦО ЦУ —СУ СО —ЦО УСУ —УЦУ

СЫ-ЦЫ ЦЫ-СЫ СО-ЦО ЫСЫ-ЫЦЫ

СЕ —ЦЕ ЦЕ —СЕ

АС —АЦ ЫС —ЫЦ

ОЦ —ОС ЕС — ЕЦ

УЦ —УС ЯЦ — ЯС

Задание 5. Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

СА —ЦА —СА СУ —ЦУ —СУ

СО —ЦО —СО ЦА —СА —ЦА

ЦУ —СУ —ЦУ ЦО —СО —ЦО

СА —ЦА —ЦА —СА ЦА—СА —ЦА —СА

Задание 6. Прослушай слова, а) Выдели начальные слоги. Логопед голосом подчеркивает начальный слог.

Образец. Саня (са), цапля (ца).

Саня, цоколь, сытый, цепи, сало, сани, целый, цыпки, сыпать.

б) Выдели последний слог.

Яйцо, коса, овца, овцы, весы, несу, носы, косы, лицо, кольца, концы.

Задание 7. а) Закончи слово, добавив слог са или ца с опорой на картинки.

Логопед называет часть слова и показывает предметную картинку. Дети должны добавить слог и произнести слово целиком.

Образец. Ли — са (лиса).

Ли —..., ов —..., пти —..., лиси —..., кол­ба —..., куни —....

б) Закончи слово, добавив слог со или цо.

Ли..., коле..., яй..., про..., коль... „

69в) Закончи слово, добавив слог сы или цы.

Be..., паль..., огур..., но..., ножни..., бу....

г) Закончи слово без опоры на картинку, используй те же
слова.

Задание 8. Произнеси слова отраженно. Логопед произносит сразу два слова.

Цап – сам цепь – семь цирк – сыр цапля – санки цепи – сети овца - оса

Задание 9. Произнеси слова отраженно: а) по слогам; б) целиком.

Лисица, сестрица, мастерица, настурция, супни­ца, станция, солнце, гусеница, сахарница, письмо­носец, броненосец.

Задание 10. Рассмотри картинки, назови их. Картинки подбирает логопед.

Задание 11. а) Подними левую руку, если в слове услы­шишь звук с; б) подними правую руку, если в слове услы­шишь звук ц; в) подними обе руки, если в слове услышишь звуки с и ц.

Сад, цветок, сладкий, семицветик, цветик, свето­фор, цукат, царапать, сапог, солнце, свекла, цепь, цистерна, сладкий, скворец.

Слова для объяснения: цистерна.

Задание 12. Рассмотри картинки. Вначале отбери те, в названиях которых слышишь звук с, затем те, в которых слы­шишь звук ц.

Приблизительный перечень картинок: цве­ток, свисток, сахар, цапля, огурец, сумка, салфетка, цапля, птенец, сухарь, курица, цыпленок, стрекоза.

Звуки с и ц в предложениях и связных текстах

Задание 13. Закончи предложения по картинкам и без них. Произнеси предложения целиком.

 

Зиме конец, летит Курица созывает .

Синица съела . Сахар хранится в .

Лист в книге называется... (страница).

Лису можно назвать... (лисица). Сестру можно назвать... (сестрица).

Задание 14. Произнеси предложения отраженно.

Курица созывает цыплят. На кусты напали гусе­ницы. Синица съела гусеницу. Лисица гонится за зайцем. Лисица греется на солнце. У брата есть сестрица. Соня весело улыбается. Сахар хранится в сахарнице. Зиме конец, летит скворец. Красавица-девица сидит в темнице, а коса на улице.

Задание 15. Закончи предложения по образцу. Произнеси предложения целиком.

Образец. Мама моет Соню. А Саня сам моется.

Мама умывает Соню. А Саня сам.... Мама одевает Соню. А Саня сам.... Мама раздевает Соню. А Саня сам....

Саня — молодец. Почему Саня молодец? Что ты умеешь делать?


Задание 16, Рассмотри картинки. Придумай предложения к каждой картинке про Саню.

Задание 17. Повтори рассказ про Саню целиком. Придумай название рассказа.

Задание 18, Придумай аналогич­ный рассказ про Симу.


Задание 19. Прослушай рассказы.

Светин сад

Это сад. В саду много цветов. Есть астры и на­стурции, цикламены, ноготки и ромашки. Света це­лый день в саду. Она сама поливает цветы. Краси­вый у Светы сад.

Какие цветы у Светы в саду? Перескажи рассказ, как запомнил.

Цветик-семицветик

Света нарисовала цветок. У цветка семь лепест­ков. Каждый лепесток она раскрасила разноцветны­ми карандашами. Один лепесток синий, другой.... Назвала Света свой цветок «цветик-семицветик».

Назови остальные цвета. Как назвала Света свой цветок? Почему она назвала свой цветок «цветик-семи­цветик»?

Нарисуй и ты такой цветок. Перескажи рассказ, как запомнил.

Гусеницы

В огороде гусеницы напали на капусту. Виталик принес цыплят и пустил их на грядки. Цыплята стали клевать гусениц. Скоро они склевали всех вредителей.

Кто напал на капусту? Кто спас огород? Кого называют вредителями? Перескажи, как запомнил.

Городок для птиц

Это городок. Он для птиц. В нем поселились утки, гуси, куры и цыплята. У всех свои домики. С восхо­дом солнца приходят работницы. Они убирают в до­миках, кормят всех птиц, а потом собирают в гнез­дах яйца. Хорошо живется птицам в своем городке.

Для кого городок?

Кто поселился в городке?

Кто заботится о птицах?

Когда приходят работницы?

Что работницы делают в городке?

Как живется птицам?

Перескажи, как запомнил.

Зимой

Зимой солнце светит мало. Везде снег. На деревь­ях вместо листьев хлопья снега. Голодно птицам. Синицы жмутся к домам.

Перескажи, как запомнил.

Зимой

Наступила зима. Везде снег. На солнце снег ис­крится всеми цветами радуги. Морозно. Но синицы не унывают. Они летят к домам и находят корм. Де­ти позаботились о синицах.

Перескажи, как запомнил.

Задание 19, Вспомни оба рассказа про зиму. Перескажи тот, который больше понравился. Почему тебе понравился именно этот рассказ?

Задание 20. Прослушай рассказы. Перескажи, как запом­нил.

Заяц и лиса

Сидит заяц у сосны. Видит — бежит лисица. Заяц — в кусты, А лисица тут как тут. Цап — и унес­ла лисица зайца.

Лиса и заяц

Увидела лисица зайца. Подкралась к нему. Заяц заметил лисицу — и в кусты. Лисица за ним. Заяц за куст и лисица за куст. Куда заяц, туда и лиси­ца. Целый день гонялась лисица за зайцем. Но так и не поймала. Молодец заяц!

Почему заяц молодец?

Задание 21. Вспомни рассказы «Заяц и лиса», «Лиса и заяц». Какой рассказ тебе больше понравился? Почему?

Задание 22. Прослушай рассказы. Ответь на вопросы. Перескажи, как запомнил.

Молодец, Саня!

Саня всегда помогает маме. Сегодня утром он взял ведро и пошел за водой. Он опустил ведро в колодец и набрал водицы. Принес Саня водицу домой. Мама обрадовалась и сказала: «Молодец, Саня!»

Как Саня помог маме?

Почему Саня—молодец?

Симина сестрица

У Симы есть маленькая сестра. Сима называет ее ласково сестрица. Сестрица не умеет сама умы­ваться. Сима ее умывает. Сестрица не умеет сама одеваться. Сима ее одевает. Сестрица не умеет сама обуваться. Сима обувает сестрицу. А сестрица ра­дуется и улыбается Симе. А когда Сима с ней иг­рает, сестрица громко смеется.

Как называет Сима свою сестру?

Что не умеет делать сестрица?

Любит ли сестрица Симу?

Как ты догадался, что сестрица любит Симу?

Скворец

Наступила зима. На улице стужа. Вышел отец на крыльцо и увидел птицу. Птица сидела на снегу и не улетала. Это был скворец. Скворец совсем замерз. Отец принес скворца в дом и дал ему зерна и води­цы. Отец сделал скворцу клетку, а в клетке смасте­рил лестницу. Теперь скворец живет в клетке, пры­гает по лестнице и весело напевает.

Кого увидел отец на снегу?

Почему скворец остался на зиму?

Как помог отец скворцу?

Вспомни, какие птицы прилетают в среднюю по­лосу на зиму (синицы, снегири).

Огурец и капуста (шутка)

Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на реку. Огурец сразу в воду бросился. А кочан капусты как стал раздеваться на берегу — раздевался до самого вечера. Огурец ждал, ждал его и от холода весь покрылся пупырышками.

Почему кочан капусты долго раздевался?

Почему огурец покрылся пупырышками?

Цапля и лиса

Около леса было болото. На болоте жила цапля. У цапли были маленькие птенцы. Около болота стояла осина. Под осиной лисица вырыла себе нору. У лисицы были маленькие лисята. Лисица стала охотиться на птенцов, когда цапля охотилась за ля­гушками. Прилетела цапля и стала бить лисицу крыльями. Лисица убежала. А цапля успокоила своих птенцов.

Кто жил на болоте? Кто был у цапли? Кто был у лисицы? Что делала цапля? Что делала лисица? Как закончился рассказ?

Расскажи: а) только про лисицу; б) только про цаплю; в) перескажи рассказ целиком.

Задание 23. Прослушай пословицы, поговорки. Запомни (по выбору логопеда).

Логопед разбирает смысл пословиц и поговорок. В даль­нейшем, при пересказе текстов, необходимо напомнить детям, чтобы они не забывали пользоваться соответствующими пос­ловицами и поговорками.

Заяц уже сед, натерпелся бед. Собака за зайцем, а заяц за волей бегут. Заяц-трус—и тот охотиться любит. Без собаки зайца не поймаешь. Родной куст и зайцу дорог. Примостился, как кот. на солнце. (Поговорка.)

Косится, как среда на пятницу. (Поговорка.) Не бойся трудиться, пусть работа тебя боится. На вся­кий цветок пчела садится, да не со всякого цветка поноску берет.

Слова для объяснения: примостился, натерпел­ся, поноска.

Задание 24. Прослушай загадки. Заучи их. Умей загады­вать товарищам. На шесте дворец, Во дворце певец. А зовут его... (скворец).

Чем больше колец, Тем старше жилец.

(Дерево.)

Сидит красавица в темнице, А коса на улице.

(Морковка.)

Что за девица? Ни швея, ни мастерица, Ничего себе не шьет, А в иголках целый год.

(Елка.) (А. Рождественская.)

Два конца, два кольца, А посередине гвоздик.

(Ножницы.)

Задание 25. Прослушай стихи. Выучи любое наизусть.

Две синицы

Две синицы прилетели на сосну.

Две синицы засвистели про весну.

Сколько света! Сколько света!

Стала синей высота!

Скоро лето! Скоро лето!

Красота! Красота!

(В. Суслов.)

На лугу

Сверкает солнце в синеве,

Под ним цветы красуются.

А почему же так в траве

Кузнечики волнуются?

Несется звонкий крик:

А ну!

Внимание!

Внимание!

Сегодня по прыжкам в длину

У них соревнование.

(И. Беляков.)

Сережа и гвозди

Сотрясается весь дом: Бьет Сережа молотком. Покраснев от злости, Забивает гвозди. Гвозди гнутся. Гвозди мнутся, Гвозди извиваются, В стенку не вбиваются... (В. Берестов.)

Все ли спят?

Круглолицый, молодой Ходит месяц над водой, Над лесами, над садами, Над мостами с поездами. Смотрит в окна на ребят, Проверяет: Все ли спят?

(Л. Клюев.)

Произнеси по слогам слова: красуются, волнуются, соревнуются, соревнование, кругло­лицый.

Испугались зайца

Мы ходили по грибы, Растеряли все грибы.

Зайца испугались. А потом смеялись —

Схоронились за дубы, Зайца испугались!

(П. Воронько.)

Как понимаешь слово схоронились?

Каким другим словом можно заменить его?

Дуб

Дуб дождя и ветра Весь до поздней осени

Вовсе не боится. Он стоит зеленый.

Кто сказал, что дубу Значит, дуб выносливый,

Страшно простудиться? Значит, закаленный.

(И. Токмакова.)

Заяц закаляется!

Заяц не боится — Зорьке улыбается.

Возле озера резвится. Заяц закаляется!

(В. Суслов.)

Игра «Путаница»

Цель. Закрепление звуков с, з, ц. Методические указания к игре.

Первый вариант. В игре могут участвовать три ребен­ка. Каждый получает свое Задание, например: найди кар­тинку, в названии которой слышишь звук с, и закрой картин­ку синим кружочком; найди картинку, в названии которой слышишь звук ц, и закрой ее белым кружочком.

У каждого ребенка в зависимости от задания набор цвет­ных кружков, которые готовит заранее логопед.

Выигрывает тот ребенок, который быстрее всех и правиль­но выполнит Задание.

Второй вариант. Может и один ребенок получить два-три задания, например: найди картинки, в названии ко­торых слышишь звук с, и закрой синими кружочками; найди картинки, в названии которых слышишь звук з, закрой их зелеными кружочками, со звуком ц — белыми кружочками; скажи, что неправильно нарисовал художник.

Звуки ш и ж

Артикуляция звуков ш и ж. Язык широкий, находится в верху ротовой полости. Передняя часть языка слегка заги­бается вверх, в виде «ковша», находится в свободном положе­нии, кончик языка образует щель с твердым нёбом. Края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Губы слегка вытягиваются вперед, зубы сближены, но не сомкнуты. Воз­душная струя теплая. Голосовые связки на звук ш не работа­ют, на звук ж работают.

Упражнения для подготовки звуков ш или ж к вызыванию или постановке. 1. Для развития силы и направления воз­душной струи упражнения те же, что и для звуков с, з. 2. Для языка.

Язык широкий, «лопатой», поднят вверх, к верхней губе. Края языка обхватывают почти всю верхнюю губу. Если у ребенка не получается, можно предложить ему дополнительные упражнения. (Например, «Вкусное варенье»: кончик широкого языка поднимается вверх, к верхней губе, как бы слизывая варенье с верхней губы. По сигналу логопеда язык останавливается в положении «ковша».)

Язык в положении «ковша» поднят вверх, но не прикасается к верхней губе. Удержать язык в заданном положении на счет «три, четыре».

Язык в положении «ковша» заводится в ротовую полость. Кончик языка свободен, не прикасается к твердому нёбу. Края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Рот открыт.

Логопед поочередно фиксирует внимание ребенка то на кончике языка, то на краях языка.

Удержать язык в заданном положении на счет «три, четы­ре». Повторить упражнение несколько раз.

То же упражнение, но дать сильный короткий выдох.

Постановка звуков ш, ж. Язык в положении «ковша» под­нят вверх, к коренным зубам. Края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Передняя часть языка свободна.

Губы слегка выдвинуты вперед. На сильном активном вы­дохе ребенку предлагается произнести звук с или з. (Слышим «песенку» ш или ж.) Воздушная струя при этом должна быть теплая.

80Закрепить звук ш или ж в звукоподражаниях. Игры «Уж», «Жук». Длительное произнесение звука шшшшшш (жжжжжж). Короткое произнесение звуков ш-ш-ш-ш {ж-ж-ж-ж).

Закрепление звука ш в слогах и словах

Задание 1. Произнеси слитно два звука. Звук ш потяни.

У У

О О

Ш А А Ш

И И

Е Е

Задание 2. Произнеси слоги отраженно.

ШУ—ШУ—ШУ ША—ША—ША ШО—ШО—ШО ШЕ—ШЕ—ШЕ

ШИ—ШИ—ШИ

Задание 3. Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

ША—ШУ ШО —ШУ ШИ—ШЕ

ШУ—ША ШУ—ШО ШЕ—ШИ

ША—ШУ—ША ШО—ША—ШУ

ШУ—ША—ШУ ША—ШУ—ШО

Задание 4. а) Закончи слово, добавив слог ша. Произнеси слово целиком.

Образец. Логопед: ка... Дети: ша (каша). Ма..., Да..., Ми..., Лу..., ка....

б) Закончи слово, добавив слог шу.

Пи..., ма..., но..., ко..., па....

в) Закончи слово, добавив слог ши.

У..., мы..., малы..., гало..., камы..., кры....

Задание 5. Догадайся, какое получилось слово. Дети поочередно называют слоги ша, шу, ши. Логопед за­канчивает слово. Дети произносят его целиком.

а) Ша...(ги), ша...(лун), ша...(лить), ша...(кал).

б) Шу...(ба), шу...(мит), шу...(тит), Шу.. -(ра).

в) Ши...(на), ши...(пы), ши...(ло), ши...(ла).

Задание 6. Произнеси слова отраженно.

Шапка, шагом, шаги, шагать, шахта, шалить, ша­кал, шашки, шахматы, шахтер.

Шуба, шум, шумный, шутит, шут, ношу, кошу, Машутка, шумит.

Шов, шорох, шоколад, шепотом, шелк, шелковый.

Шея, шейка, шелка, шелест, шелестит.

Задание 7. Измени слова по образцу. Образец. Малыш — малыши.

Мышь —..., голыш —..., шалаш —..., ма­лыш —..., камыш —....

Задание 8. Измени слова по образцу. Образец. Маша — Машенька — Машутка.

Даша —... —...; Паша —... —...; Маша —... —...; Миша —... —....

Задание 9. Измени слова по образцу. Закончи предложе­ние одним словом.

Образец. Пишу — пишет, пишет — пишу.

Я пишу, и Миша пишет. Миша пишет, и я пишу.

Я машу, и Миша.... Миша машет, и я....

Я тушу, и Миша.... Миша тушит, и я....

Я пашу, и Миша.... Миша пашет, и я....

Задание 10. Запомни и назови ряды слов.

а) Шум — шумный — шуметь;

шут — шутка — шутить; шаг — шагом — шагать.

б) Шапка — шаг — каша; шуба —шум — Машутка;

пишу — шило — шоколад.

Задание 11. Вспомни и назови слова, похожие на слова: шум, шут, шаг.

Задание 12. Рассмотри картинки. Назови их.


 

 

Звук ш в закрытых слогах и со стечением согласных

Задание 13. Произнеси слоги отраженно. АШ—АШ—АШ

ОШ — ОШ — ОШ

ИШ — ИШ — ИШ УШ—УШ—УШ

ЫШ-ЫШ-ЫШ ЕШ — ЕШ — ЕШ

ШКА — ШКА — ШКА ШКУ—ШКУ—ШКУ

ШКО — ШКО — ШКО ШКЫ – ШКЫ – ШКЫ

Задание 14. Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

АШ —ОШ АШ—ОШ —АШ

ОШ - АШ ОШ —АШ —ОШ

ОШ – УШ – ОШ

УШ – ОШ – УШ

ИШ—АШ—ИШ—АШ

АШ—ИШ—АШ—ИШ

Задание 15. Произнеси слова отраженно.

Наш, ваш, пашня; душ, уж, мушка, дужка; мош­ка, ложка, обложка, дорожка, кошка; тишь, вишня, мишка, Тишка; мышь, мышка, кыш, крышка; шкаф, книжка, обложка, шкура, школа, шкала.

Задание 16. Запомни и воспроизведи ряды слов.

Тишь — тишина — тише; душ — душно — душный; малыш — малыши — малышок; мышь — мышка — мыши — мышиная.

Вспомни слова, похожие на слова: мышь, тишь, душ, малыш.

Задание 17. Измени слова по образцу. Произнеси целиком словосочетания.

Образец. Один предмет. Много предметов

а) Один малыш.

Один камыш.

Один шалаш.

Один голыш.

Одна галоша. Много галош.

Одна мышь.

Одна кошка.

Одна мышка.

б) Один малыш. Два малыша. Много малышей.

Один шалаш

Один голыш

Один камыш

Одна мышь. Две мыши. Много мышей.

Одна кошка

Одна мошка

Задание 18. Прослушай стихотворение.

В магазине игрушек

Лежали на полке, Пушистые кошки,

Стояли на полке Губные гармошки,

Слоны и собаки, И утки, и дудки,

Верблюды и волки, И куклы-матрешки.

(С. Михалков.)

В названиях каких игрушек слышится звук ш?

Задание 19. Вспомни: а) в названии каких цветов слы­шится звук ш; б) в названии каких животных слышится звук ш; в) в названии какой посуды слышится звук ш.

Задание 20. Измени слова по образцу. Образец. Шумел — пошумел.

Шутил —..., шипел —..., шлепал —..., шур­шал —....

Задание 21. Отгадай загадки. Загадка ребенком не произносится.

Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка.) Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)

Буян мальчишка в сером армячишке. По дворам шныряет, крошки собирает.

(Воробышек.)

Шерстка мягка, да коготок остер. (Кошка.) Два брюшка, четыре ушка. (Подушка.) Рыба в море, хвост на заборе. (Ковш.) Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели и хвалили? (Картошку.)

Слова для объяснения: буян, армячишка, шны­ряет.

Задание 22. а) Прослушай рассказ,

Мишутка

Шел по лесу Мишутка и пришел на полянку. Пе­решел полянку и пошел по дорожке. Шел-шел и до­мик нашел. Мишутка к домику подошел, вокруг до­мика обошел, ничего не нашел и в домик вошел. В домике Мишутка мед нашел. Поел меду, из домика вышел и по дорожке в лес ушел.

б) Вставь пропущенные слова.

Логопед начинает предложение и не заканчивает его. Дети должны его закончить.

Мишутка по лесу.... К домику.... Вокруг до­мика.... Ничего не... и в домик.... В доме мед.... Мед поел и из домика.... По дорожке... и в лес....

Задание 23. Закончи предложения, используя слова: подошел, обошел, вышел, вошел, отошел.

Алеша к дому.... Вокруг дома.... Из-за до­ма.... В дом.... Из дома....От дома....

Закрепление звука ш в предложениях

Задание 24. Рассмотри картинки. Ответь на вопрос: кого нет на второй картинке? (Картинки подбирает логопед.)

Образец. Нет мышки.

Ребенок рассматривает две картинки. Затем первая картинка закрывается. Ребенок должен вспомнить, кого нет на второй картинке.

Задание 25. Вспомни, как в сказках называют мышку, которая живет в норке, лягушку, которая квакает, мишку, который всех давит. (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, мишка-даеишка.)

В какой сказке живут эти зверюшки?

Задание 26. Закончи предложения. Произнеси предложе­ния целиком.

а) Шумит... (камыш). Шуршит... (мышь). Шипит... (уж). Шалит... (шалун).

б) Камыш... (шумит). Мышь... (шуршит). Уж
... (шипит), а мышь... (шуршит). Шалун... (шалит),
а камыш... (шумит).

Задание 27. Прослушай рассказ. Ответь на вопросы.

Послушный мишка

Маша учит мишку: «Миша, пиши». Мишка пишет. Что говорит Маша? Что делает мишка? «Миша, кушай». Миша кушает. Что говорит Маша? Что делает мишка? «Миша, помаши». Миша машет. Что говорит Маша? Что делает миша?

Задание 28. Расскажи, как Маша учила мишу.

Задание 29. Прослушай предложения. Ответь на вопросы.

Маша машет. Паша пашет.

Кто машет? Кто пашет?

Что делает Маша? Что делает Паша?

Что делают Маша и Паша?

Задание 30. Закончи предложения по картинкам. Произ­неси предложения целиком.

Маша нашла большую . Кошка поймала

Маша и Миша повесили

 

Миша надел , , .

Задание 31. Рассмотри картинки. Составь предложения,

отвечая на вопрос: куда спрятались зверушки?

 

Образец. Уж спрятался под подушку.

Задание 32. Прослушай предложения, ответь на вопросы: кто кого боится? Что неправильно?

Кошка боится мышки. Уж боится лягушки. Лягушка боится мошки. Миша боится кошки.

Задание 33. Составь предложения по спорным словам.

Маша, подушка, вышивать. Шумно, Миша, ша­лить. Маша, мешать, Паша. Мышата, шуршать, шесть. Миша, махать, дедушка.

Задание 34. а) Послушай пословицу. Меньше говори, больше делай.

б) Закончи предложения. Говори..., делай....

в) Выучи пословицу наизусть.

Звук ш в пословицах, поговорках, скороговорках, загадках

Скороговорки произносятся в двух темпах: медленном и среднем. Хлеб — батюшка, вода — матушка.

Ленивая кошка мышей не ловит.

Нынче гуляшки, завтра гуляшки —

Находишься без рубашки.

Шубка зимой не шутка.

По дорожке катят дрожки.

На ложку да покушай горошку.

У нашего Никишки — книжки-малышки.

Кому пирожки да пышки,

Кому синяки да шишки.

Взявшись за гуж,

Не говори, что не дюж.

Матушка-рожь кормит всех сплошь.

Хлеб ешь, а правду режь.

Логопед помогает детям понять с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...