Звуки ш и ж в предложениях
Задание 19. Подбери подходящие по смыслу слова с опорой на картинки. Произнеси словосочетания целиком. Большие..., живые..., чужие..., жесткие..., шумные.... Картинки: лужи, ерши, галоши, груши, журавли. Задание 20. Закончи предложения по опорным картинкам. (Картинки подбирает логопед.) (МАШИНА) (ШАРФ) У ЖЕНИ (ШАР) У ЖОРЫ (ШАПКА) (ШУБА)
Что у Жени? А что у Жоры? Что у Шуры? У кого игрушки? Назови их. У кого одежда? Назови ее. У кого живой уголок? Назови, кто в живом уголке. Образец. У Жени машина и шар. У Жени игрушки: машина и шар. Задание 21. Прослушай предложения. Ответь на вопросы. Образец. У Шуры жук, а у Жени мышка. У Шуры жук. У Жени мышка. Кто у Шуры и у Жени? Гриша катается на лыжах. Маша лепит снежную бабу. Алеша вышивает бабушке жука. Женя вяжет дедушке жилет. Что делают Гриша и Маша? Что делают Алеша и Женя для бабушки и дедушки? Задание 22. Составь предложения по сюжетным картинкам.1 Задание 23. Составь предложения из слов. Журавль, жить, болото, у. Лягушка, жить, болото, в. Швея, желтый, шить, жакет. Бабушка, на, лежанке, лежать. Книжки, в, положить, книжный, шкаф. Бабушка, вязать, Женя, варежки. Звуки ш и ж в связных текстах Задание 24. Прослушай рассказы. Ответь на вопросы. Перескажи, как запомнил. Жук Женя нашел жука. Жук большой и страшный. У жука усы. Женя пустил жука в шалаш. Жук жужжал, жужжал и улетел. Кого нашел Женя? Какой был жук? Что стало с жуком? Еж Женя и Миша нашли в лесу ежа. Дети хотели положить ежа в шапку. А шапка была мала. Миша завернул ежа в тужурку. Дома Женя и Миша поили ежа молоком. А потом они отнесли ежа в детский сад. Малыши рады ежу. Кого нашли в лесу Женя и Миша? Куда хотели положить дети ежа? Куда отнесли ежа Женя и Миша?
Кто радовался ежу? Лошадки Миша и Женя бежали. Они играли в лошадки. У Миши были вожжи. Он погонял Женю: «Эй, живо! Живо! Живо!» Как играли Миша и Женя? У кого были вожжи? Кого погонял Миша? Шалуны Шел дождь, были лужи, большие лужи. Женя и Маша шалили. Они шлепали по лужам. Задание 25. Прослушай сказку. Мужик и медведь Подружились медведь с мужиком pi вздумали они картошку сажать. Мужик сказал: «Мне корешки, а тебе, мишка, вершки». Выросла славная картошка. Мужик взял себе корешки, а мишке отдал вершки. Погоревал мишка, да делать нечего. Слова для объяснения: корешки, вершки, погоревал. Чем был недоволен мишка? Почему он был недоволен? Перескажи сказку, как запомнил. Задание 26. Прослушай рассказы. Какое дно у тарелки? На завтрак дали манную кашу, от нее шел пар. Не буду кашу есть,— сказала Маша.— Дома я никогда каши не ем,— и положила ложку на стол. И ребята, глядя на Машу, тоже положили ложки. Кто каши не ест,— сказала повар тетя Даша,— тот не узнает, какое у тарелки дно. Все начали быстро есть кашу. На дне Жанниной тарелки был нарисован Мишка-топтыжка, у Шуры— жирафа с желтыми пятнышками, у Миши — жук и солнышко, а у Алеши — кошка с белыми ушами. А вот на дне Машиной тарелки ничего не было нарисовано. Маша хотела заплакать, а тетя Даша взяла Машину тарелку и сказала: — Смотрите, какая белая! Как мороженое. Ребята посмотрели и захлопали в ладоши. Маше тоже понравилась ее тарелка: белая-белая, как мороженое. Назови имена детей, которые ели кашу. Расскажи, у кого что было нарисовано на дне тарелки. Перескажи рассказ, как запомнил. Ежик Лешин дедушка сторожил сад. Однажды дедушка положил на рогожку несколько хороших груш и яблок. В это время Алеша позвал дедушку ужинать. А когда дедушка пришел опять в сад, то увидел, что груш и яблок стало меньше. Дедушка решил последить, кто же таскает груши и яблоки. Вдруг дедушка увидел на дороге ежика. Ежик подошел к рогоже и лег спиной прямо на груши и яблоки. Одна груша и одно яблоко накололись ежу на иголки. Ежик побежал обратно по дорожке, а дедушка потихоньку пошел за ним. Ежик пришел к своему гнездышку и осторожно сложил но туда грушу и яблоко. В гнездышке у ежика уже было много груш и яблок.
Расскажи только о том, как ежик таскал груши» Перескажи весь рассказ, как запомнил. Различение звуков ж — ш в стихах Стихи заучиваются наизусть (по выбору логопеда). Семейка Хороший урожай Мышка в кружке зеленой Были мы сегодня Наварила каши пшенной. В молодом саду. Ребятишек дюжина Урожай хороший Ожидают ужина. В нынешнем году» (С. Маршак.) Слово для объяснения: дюжина. В магазине игрушек Не слышно песен Лежали на полке, звонких. Стояли на полке И жить легко, и петь Слоны и собаки, легко Верблюды и волки, Лишь на Родной Пушистые кошки, сторонке. Губные гармошки, (Н. Силков.) И утки, и дудки, И куклы-матрешки, Родине служи, Со всеми дружи. (С. Михалков.) Младшим помогай, В чужие дальние края Малышей не обижай. Летят пернатые друзья. Стихи-шутки Тит, поди молотить! — Иван, скажи моей Живот болит. лошади тпру! — Тит, поди кашу есть! — А сам что же? — А где моя большая — Губы замерзли, ложка? Зануздай мою Наша молодежь лошадь! Кто нигде не унывает? А сам что же? Кто рекорды побивает? Ломоть в руках. Кто врага бросает Ну, положи в шапку! в дрожь? Да не лезет. Каждый знает, каждый скажет: «Это наша молодежь». Слова для объяснения: зануздай, ломоть. Отгадай загадки и выучи их наизусть. У меня три подружки, Рожки спрятались опять, У каждой по кружке. Круглый домик. Сколько кружек Может, гномик У всех моих подружек? В этом домике живет? Он волшебный, этот На дорожку домик. Вышли рожки. По дорожке — Вы не будете бодать?! Сам ползет. (Улитка.) Я потрогал их немножко — Слова для объяснения: гномик, побивать рекорды. Дифференциация звуков с — ш Задание 1. а) Выдели начальные звуки из слов: сани, шапка. б) Сравни звуки с и ш по артикуляции. Чем похожи эти звуки? В чем различие этих звуков? Задание 2. Выдели начальные звуки из слов. Логопед произносит слова, выделяя голосом первый звук, дети его повторяют.
Образец. Сом (с), шум (ш). Сам, шум, шаль, сани, сумка, шея, сало, сук, шел, шина, сила, синий, сахар, шорох. Задание 3. а) Произнеси звук с или ш с опорой на кисть руки логопеда. Логопед напоминает детям, что при произнесении звука с язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука ш язык поднимается вверх, за верхние зубы. Если кисть руки поднимается вверх, дети произносят звук ш, вниз — с. С ШС ШСС Ш С и т. д. б) Произнеси звук с и ш по опорным стрелкам. Логопед показывает детям карточки с изображением стрелок, направленных вверх или вниз, дети произносят соответствующий звук. Образец, с ш в) Произнеси звук с и ш по условным значкам. губы улыбаются, при произнесении звука ш — губы рупором. Логопед показывает детям карточки с условными значками: с, ш. Дети произносят соответствующий звук. Задание 4. Произнеси слоги отраженно. СА – ША ША – СА АСА – АША СО – ШО ШО – СО АСО – АШО СУ – ШУ ШУ – СУ АСУ – АШУ СЫ – ШИ ШИ – СЫ АСЫ – АШИ СЕ – ШЕ ШЕ – СЕ АСЕ – АШЕ Игра «Наоборот». Логопед произносит слог со звуком с, дети со звуком и, и наоборот. Образец: СА ША СО ШО ША СА ШО СО СУ ШУ ШИ СЫ Задание 5. Запомни и воспроизведи ряд слогов. СА—ША —СА ША —СА—ША ША—ША —СА СО—ШО —СО ШО —СО—ШО СА —СА—ША СУ—ШУ —СУ ШУ —СУ—ШУ ШУ—ШУ —СУ Задание 6. Прослушай слова, а) Выдели начальный слог. Логопед голосом подчеркивает выделяемый детьми слог. Образец. Сани (са), шали (ша). Сани, шали, сухо, шина, сало, шило, соты, шея, сомы, шаги, сапог, сырой, шили, сели, шумит. б) Выдели последний слог. Образец. Лиса (са), ношу (шу). Лиса, каша, носы, косы, наша, несу, малыши, кошу, Маша, мыши, носи, ваша, Луша, Алиса. Задание 7. Закончи слово, добавив слоги са или ша с опорой на картинки (подбираемые логопедом). Произнеси слово целиком. Ли...(са), на...(ша), коле...(со), гало...(ша), кры...(ша). Добавь слоги сы или ши. Произнеси слова целиком. У...(ши), у...(сы), но...(сы), мы...(ши), кры...(сы), кры...(ши). Задание 8. Произнеси слова парами отраженно.
усы — уши нос — нож крыса — крыша носки — ножки миски — мишки нас — наш Какими звуками отличаются пары слов? Уши — усы; крыса — крыша; басня — башня; нас — наш; вас — ваш. Задание 9. Рассмотри картинки. Назови их.
Задание 10. Произнеси слова отраженно. Сушить, спешить, пушистый, сушка, веснушки, шоссе, пастушок, стишок, смешок, старушка, услышал, поспешил, рассмешил, насмешил, скворушка, шустрый, машинист, смышленый. Логопед выясняет, понимают ли дети смысл данных слов. Задание 11. Запомни и назови ряд слов. Спешить — поспешил — спешка; сшить — сшили — расшить; сушь — сушили — засушили — сушка — высушили. Задание 12. Вспомни слова, похожие на слово сушь. Задание 13. Ответь на вопросы одним словом. Логопед следит за четким произнесением звуков с и ш. Кто ведет поезд? Что светит днем людям? Чем покрыто тело кошки, собаки? Каким другим словом можно назвать маленькие баранки? Воспитательница прочитала детям рассказ, и дети рассмеялись. Какой был рассказ? Задание 14. Закончи предложения одним словом. Логопед читает отрывок из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Он начинает предложение, дети заканчивают его одним словом. Да здравствует мыло... (душистое). И полотенце... (пушистое). И зубной... (порошок). И густой... (гребешок). Задание 15. Отбери картинки в три колонки: со звуком с, со звуком ш, со звуком с и ш. Картинки подбирает логопед. Перечень предлагаемых картинок: свекла, Душ, шкаф, носки, ромашка, лес, редис, мешок, солнышко, сосулька, шашки, бабушка, старушка, сушка, шоссе. Задание 16. Определи место звуков с и ш в словах. Старушка, шоссе, солнышко, страшный, шустрый. Задание 17. Закончи предложение одним словом по опорным картинкам. У зайца длинные... (уши). У кота длинные... (усы). Под полом шуршит... (крыса). На доме новая... (крыша). Саша помог... (старушке). У Шуры новые... (сапожки). Звуки с—ш в предложениях Задание 18. Произнеси отраженно словосочетания. Седой дедушка. Пушистый снег. Душистое сено. Красный карандаш. Сухие шишки. Смешной рассказ. Мшистое болото. Страшный зверь. Шелковистая трава. Шелкова головушка, масляна бородушка. Логопед выясняет, понимают ли дети данные словосочетания. Задание 19. Ответь на вопросы. Произнеси предложения целиком. Образец. Снег какой? Пушистый. (Снег пушистый.) Карандаш какой? Рассказ какой? Зверь какой? Трава какая? Головушка какая? Бородушка какая? Сено какое? Болото какое? Шишки какие? У кого шелкова головушка, масляна бородушка? Задание 20. Прослушай предложения. Ответь на вопросы. На болоте растет камыш. Камыш густой и высокий. Саша и Сима срезали камыши.
Что растет на болоте? Какой камыш? Кто срезал камыши? Задание 21. Произнеси предложения отраженно. Кукушка весело кукует. Маша пьет кисель. Саша несет груши. Пастушок спешит домой. Сестра сшила Саше рубашку. У слона большие уши. Задание 22. Составь предложения по сюжетным картинкам про Сашу и Машу.
Кто поступает правильно? Задание 23. Произнеси отраженно пословицы, поговорки, чистоговорки. Заучи наизусть по выбору логопеда. Выясни смысл каждой пословицы и поговорки. Как постелишь, так и Ой, какой мороз, поспишь. Все окошки занес! Береги нос в большой Сидит, свесив ножки, мороз. Как лапша на ложке. Не спеши языком, а спеши делом. Стоит, как кошка над Совушка, совушка, мышкой. Большая головушка. Стоит, как камыш над Песней поле не рекой. вспашешь. Листья? как живые, Поспешишь — людей шепчутся, насмешишь. а придет пора — Девять мышей вместе и зашумят. потянули — Крышку с кадушки стянули. Спешишь, спешишь, А отдохнуть некогда. Отольются кошке Мышкины слезки. Задание 24. Произнеси скороговорки в трех темпах: медленном, среднем и быстром. Логопед следит за четким произнесением звуков с и ш. Сосна шумит со сна, Со сна шумит сосна. Саша мал, Саша мил. Саша с мылом уши мыл. Задание 25. Прослушай загадки. Найди отгадки. Выучи их наизусть. Загадай загадки маме, папе, бабушке, своим друзьям. Логопед выставляет картинки, изображающие отгадки к загадкам. У окошка я сижу, На весь мир в него гляжу. (Телевизор.) И крыша со мной. (Черепаха.) Я шарик пушистый, Белею в поле чистом. А дунул ветерок — Остался стебелек. (Одуванчик.) Из дома я вышла И вынесла крышу. Вернулась домой
Стоит Антошка На одной ножке. (Гриб.) Гладкое, душисто, Моет чисто. (Мыло.) Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладкой. Под коричневою шапкой, С бархатной подкладкой. (Белый гриб.) (П. Расс-Серебряная.) Конспект занятия. Тема. Звуки с и ш. Цели. Учить детей правильно произносить звуки с и ш в пословицах и в связных текстах, понимать смысл пословиц и уметь применять их. Ход занятия. Организационный момент. Логопед предлагает детям вспомнить два слова, в одном из которых должен содержаться звук с, в другом ш. Работа с пословицами. Подбор пословиц к текстам. Логопед объясняет детям, что сегодня они будут работать с пословицами. Проговаривает первую пословицу: Поспешишь—людей насмешишь. Выясняет смысл ее. — Про кого можно сказать: Поспешишь — людей насмешишь? Если ребенок затрудняется объяснить, ему помогает логопед: — Эта пословица про того, кто торопится выполнить работу и у кого не все получается как надо. Пословица произносится поочередно каждым ребенком. Логопед напоминает детям о правильном произношении звуков с и ш знакомит их со второй пословицей: Песней поле не вспашешь. Выясняется смысл второй пословицы. — Можно ли выполнить какое-то дело, если будешь только петь и ничего не делать? (Нет.) А вот если работать с песней, то работу можно выполнить быстро и хорошо. Пословица повторяется поочередно каждым ребенком. Логопед следит за правильным произношением звуков с и ш. Логопед читает третью пословицу: Не спеши языком, а спеши делом. Выясняется смысл: не надо много говорить, обещать, лучше сделать. Пословицу произносит каждый ребенок. Логопед напоминает детям о правильном произношении звуков с и ш. 3. Работа с текстами. Послушать рассказы. Саня и Леша пошли в лес собирать сушняк. Саня ходит по лесу, под каждую березку заглядывает, в орешнике ищет сухие веточки. А Алеша ходит по лесу да песенки поет. Вышли Саня и Алеша на опушку леса. У Сани большая охапка сушняка, а у Алеши пустые руки... Логопед объясняет детям смысл слов: сушняк, охапка. Почему Алеша вышел из леса с пустыми руками? Подумайте, какая из пословиц подойдет к этому рассказу? Если дети забыли пословицы, можно еще раз проговорить их. Выясняется, что самая подходящая пословица — Песней поле не вспашешь. Логопед читает второй рассказ. Папа сказал Саше и Маше, что завтра они пойдут в театр смотреть интересную сказку. «Надо пораньше встать, все вовремя сделать, чтобы не опоздать в театр». Маша встала рано, умылась, оделась, быстро покушала... Саша долго лежал в постели, плохо ел кашу, и у него совсем уже не оставалось времени. Спешит Саша, одевается. Наконец все вышли из дома. Посмотрела Маша на Сашу и засмеялась. На шапке у Саши нет кисточки, он шапку надел наизнанку. И ботинки в разные стороны смотрят... Почему Саша так оделся? Вспомнить пословицу, которая подходит к этому рассказу (Поспешишь — людей насмешишь). Логопед читает третий рассказ. Миша был у дедушки. У дедушки большой сад. Завтра у меня много работы в саду, сказал дедушка.— Надо собрать груши и накопать картошки... Я все сделаю сам: груши соберу и накопаю полное лукошко картошки,— пообещал Миша. Утром дедушка и Миша пошли в сад. Дедушка собирал груши, Миша сорвал несколько груш и съел их. Потом он рассматривал букашек на листьях, ловил шмеля. — Где же твои груши, где же лукошко с картошкой?— Выполнил ли Миша свое обещание? Почему он не выполнил своего обещания? Какая из пословиц подойдет к этому рассказу? (Не спеши языком, а спеши делом.) 4. Подбор текстов к пословицам. Логопед обращает внимание детей на то, что в рассказах не было названия. Предлагает детям вместо названия рассказа подобрать подходящую пословицу. Логопед называет пословицу: Песней поле не вспашешь. — Вспомните, какой из рассказов подходит к этой пословице? Дети вспоминают рассказ и пересказывают его. Логопед следит за правильным произношением звуков с и т. Аналогично проходит работа с другими пословицами и рассказами. 5. Итог занятия. Звуки с и ш в стихах Стихи для отраженного произнесения и заучивания наизусть (по выбору логопеда). Петушок В тишине лесной глуши Петушок, петушок, Шепот к Шороху спешит. Золотой гребешок, Шепот к Шороху спешит, Масляна головушка, Шепот по лесу шуршит. Шелкова бородушка! (А. Суслов.) Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Ване спать не даешь? (С. Маршак.) Листья летят Пожелтевшие листья летят, Кисти красных рябин потускнели, Осыпается тихий наш сад, Но стоят лишь зеленые ели. (Е. Журавлев.) День рождения у кошки Ждет гостей сегодня кошка И волнуется немножко: «Что ж так долго не идут?» Ну а гости тут как тут. Друг за дружкой по дорожке Все спешат поздравить кошку... (Е. Ефимовский.) Медведь Как на горке — снег, снег, И под горкой — снег, снег, И на елке — снег, снег, А под снегом спит медведь. Тише, тише... Не шуметь. (И. Токмакова.) Весна Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом: Опять весна душистая Повеяла крылом. (А. Фет.) Каша Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли! Не ворчите вы, кастрюли, Не ворчите, не шипите, Кашку сладкую сварите. Кашку сладкую сварите, Наших деток накормите. (И. Токмакова.) Подобрать слова, близкие по смыслу. Шел кот-скороход Шел кот-скороход По лесной дорожке, С ним коза-дереза, Беленькие ножки, Беленькие рожки, Светлые сапожки. (А. Прокофьев.) Пройдет зима холодная, Настанут дни весенние, Теплом растопит солнышко, Как воск, снега пушистые. Листами изумрудными Леса зазеленеются. И вместе с травкой бархатной Взойдут цветы душистые. (С. Дрожжин.)
Про солнышко Во темном бору морошка Крупная растет. Во темном бору, в сторонке, Солнышко живет. Мы когда к нему идем, Громко песенку поем: «Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко!» (А. Прокофьев.) «Я иду, иду, иду, Яблони полить в саду, Сливы сочные, гранат, Золотистый виноград, Скороспелки-груши...» Дождик, дождь, послушай: Разреши и мне пойти. Мне с тобою по пути. (р. Фархад.) Дождик, дождик —Дождик, дождик, Теплый дождик, Расскажи, куда идешь? Слова для объяснения: морошка, сторожка, воск, изумрудными, скороспелка. Старый ежик Ежедневно ежевику собирает старый еж. Еж, ты что же, ежевику на базаре продаешь?! — Но в ответ мне фыркнул еж: Скажешь тоже «продаешь». Я с ребятами дружу, В гости к ним всегда спешу. Ничего не продаю, Все бесплатно раздаю. (В. Татаринов.) Кошка с собакой Часто друг друга в беде Кошка с собакой выручали. Соседями были. Плохо быть злюкой Кошка с собакой И забиякой. Отлично дружили. Лучше живите, Ни на кого, Как кошка с собакой! Никогда (В. Татаринов.) Не ворчали, Пушинки Пушинки, пушинки На Нинку упали. В волосах у Нинки. Стала наша Нинка Пушинки порхали, Красива, как пушинка. Я лишний Окапывали вишни. А как поспели вишни, Сергей сказал: Сергей выходит в сад. — Я — лишний! — Ну нет, теперь ты Пять деревьев, пять лишний,— ребят— Ребята говорят. Я напрасно вышел в сад. (А. Барто.)
Почему Сергей был лишний? Правильно ли поступили ребята?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|