И других публичных правоотношений.
1. Категории дел, возникающих из административных и других публичных правоотношений. Данная группа правоотношений урегулирована гл. 22-26 АПК РФ, а также постановлениями Пленумами Высшего Арбитражного суда РФ: - от 9.12.2002 г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ»; - от 27.01.2003 г. №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КОАП РФ». В отличие от дел искового производства, АПК устанавливает перечень дел из публичных отношений: - об оспаривании нормативных-правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; - об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ (а также её субъектов и местного самоуправления), решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и их должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности; - дела об административных правонарушениях, если федеральным законом (т.е. КОАПом) их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда[23]; - дела о взыскании с организаций, граждан-предпринимателей обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания; - и прочие дела.
2. Процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и других публичных правоотношений. Данные дела рассматриваются по общим правилам искового производства, но с особенностями, предусмотренными специально для них: - в арбитражный суд подаётся не «исковое заявление», а просто – «заявление»;
- сторонами по таким делам являются не истец и ответчик, а заявитель, орган, решение, действия (бездействие) которого оспаривается и заинтересованные лица; - обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для оспариваемого акта, а равно обязанность доказывания законности обжалуемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший оспариваемый акт или совершивший оспариваемое действие; - по общему правилу, мировое соглашение по таким делам не может быть заключено – однако законом предусмотрена возможность примирительных процедур; - дела данной категории не могут рассматриваться в порядке упрощённого производства; - дела данных категорий не могут передаваться на рассмотрение третейского суда; - госпошлина не рассчитывается по формуле, предусмотренной в ч. 2 НК РФ, а взимается по иным, также установленным НК РФ, ставкам; - стандартные сроки исковой давности к делам данной категории не применяются – для них используются другие сроки, устанавливаемые законом.
3. Особенности рассмотрения дел об оспаривании НПА. С заявлением о признании НПА недействующим в арбитражный суд вправе обратиться: - граждане, организации и иные участники данных отношений, полагающие, что оспариваемый НПА не соответствует закону или иному НПА, имеющему большую юридическую силу, и одновременно нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, или незаконно возлагает на них какие-либо обязанности[24]; - прокурор, государственный или иной орган при тех же условиях. Обращение заинтересованного лица (заявителя) в вышестоящий в порядке подчинённости орган не является обязательным условием для принятия арбитражным судом заявления. Заявление должно соответствовать требованиям п. 1, 2, 10 ч. 1 ст. 125 АПК РФ, а также ч. 2 и 3 этой же нормы:
- наименование органа государственной власти ил иного субъекта, принявшего оспариваемый акт; - реквизита оспариваемого НПА (№ и дата принятия); - права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушены; - название НПА, имеющего большую юридическую силу, и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт; - требования заявителя о признании оспариваемого акта недействующим. Кроме того, к заявлению прилагаются документы из п. 1-5 ст. 126 АПК РФ, а также текста оспариваемого документа. Оспаривание НПА не приостанавливает его действие. Дела данной категории рассматриваются судом коллегиально, в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия судом заявления (включая подготовку дела). Неявка ЛУД, надлежаще извещённых о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал эту явку обязательной. А вот неявка ЛУД, чьё участие признано судом обязательным, служит основанием для наложения на них штрафа. При рассмотрении дел данной категории, суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его конкретного положения, и устанавливает его соответствие ФКЗ, ФЗ или иному НПА с большей юридической силой. Арбитражный суд при рассмотрении дел данной категории не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемые положения в полном объёме. Отказ заинтересованного лица от своего требования, а также признание этого требования органом, принявшим оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению дела по существу. По результатам рассмотрения дел, суд принимает одно из решений: - о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими закону или иному НПА, имеющими большую юридическую силу; - о признании оспариваемого НПА или его отдельных положений не соответствующими закону или иному НПА с большей юридической силой - полностью или в части. Резолютивная часть решения по делу данной категории должна содержать: - наименование органа, принявшего оспариваемый акт; - название НПА, на соответствие которому проверялся оспариваемый акт; - указание на признание оспариваемого акта соответствующим НПА с большей юридической силой, и на отказ в удовлетворении заявленного требования или указание на признание оспариваемого акта несоответствующим НПА с большей юридической силой и не действующим полностью или в части.
Решения по делам данной категории вступают в законную силу немедленно после их принятия. НПА или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента вступления решения в силу не подлежат применению и должны быть приведены органом, принявшим их, в соответствие с актом, имеющим большую юридическую силу. В срок, не превышающий 10 дней со дня принятия решения, его копия направляется: ЛУД, в арбитражные суды РФ, в Конституционный суд РФ, в Верховный суд РФ, Президенту, Правительству, Генеральному прокурору РФ, Уполномоченному по правам человека РФ и в Министерство юстиции. Также копии решений могут направляться в иные органы и иным лицам (например, 3-им лицам, если они участвовали в деле). Вступившее в законную силу решение также направляется судом в официальные издания, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит обязательному и незамедлительному опубликованию этими изданиями. Во всех случаях оно публикуется в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ. Решения по делам данной категории, за исключением Высшего Арбитражного Суда, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня их вступления в силу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|