Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И других публичных правоотношений.




1. Категории дел, возникающих из административных и других публичных правоотношений.

Данная группа правоотношений урегулирована гл. 22-26 АПК РФ, а также постановлениями Пленумами Высшего Арбитражного суда РФ:

- от 9.12.2002 г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ»;

- от 27.01.2003 г. №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КОАП РФ».

В отличие от дел искового производства, АПК устанавливает перечень дел из публичных отношений:

- об оспаривании нормативных-правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

- об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ (а также её субъектов и местного самоуправления), решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и их должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности;

- дела об административных правонарушениях, если федеральным законом (т.е. КОАПом) их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда[23];

- дела о взыскании с организаций, граждан-предпринимателей обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания;

- и прочие дела.

 

2. Процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из административных

и других публичных правоотношений.

Данные дела рассматриваются по общим правилам искового производства, но с особенностями, предусмотренными специально для них:

- в арбитражный суд подаётся не «исковое заявление», а просто – «заявление»;

- сторонами по таким делам являются не истец и ответчик, а заявитель, орган, решение, действия (бездействие) которого оспаривается и заинтересованные лица;

- обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для оспариваемого акта, а равно обязанность доказывания законности обжалуемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший оспариваемый акт или совершивший оспариваемое действие;

- по общему правилу, мировое соглашение по таким делам не может быть заключено – однако законом предусмотрена возможность примирительных процедур;

- дела данной категории не могут рассматриваться в порядке упрощённого производства;

- дела данных категорий не могут передаваться на рассмотрение третейского суда;

- госпошлина не рассчитывается по формуле, предусмотренной в ч. 2 НК РФ, а взимается по иным, также установленным НК РФ, ставкам;

- стандартные сроки исковой давности к делам данной категории не применяются – для них используются другие сроки, устанавливаемые законом.

 

3. Особенности рассмотрения дел об оспаривании НПА.

С заявлением о признании НПА недействующим в арбитражный суд вправе обратиться:

- граждане, организации и иные участники данных отношений, полагающие, что оспариваемый НПА не соответствует закону или иному НПА, имеющему большую юридическую силу, и одновременно нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, или незаконно возлагает на них какие-либо обязанности[24];

- прокурор, государственный или иной орган при тех же условиях.

Обращение заинтересованного лица (заявителя) в вышестоящий в порядке подчинённости орган не является обязательным условием для принятия арбитражным судом заявления.

Заявление должно соответствовать требованиям п. 1, 2, 10 ч. 1 ст. 125 АПК РФ, а также ч. 2 и 3 этой же нормы:

- наименование органа государственной власти ил иного субъекта, принявшего оспариваемый акт;

- реквизита оспариваемого НПА (№ и дата принятия);

- права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушены;

- название НПА, имеющего большую юридическую силу, и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт;

- требования заявителя о признании оспариваемого акта недействующим.

Кроме того, к заявлению прилагаются документы из п. 1-5 ст. 126 АПК РФ, а также текста оспариваемого документа.

Оспаривание НПА не приостанавливает его действие.

Дела данной категории рассматриваются судом коллегиально, в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия судом заявления (включая подготовку дела).

Неявка ЛУД, надлежаще извещённых о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал эту явку обязательной. А вот неявка ЛУД, чьё участие признано судом обязательным, служит основанием для наложения на них штрафа.

При рассмотрении дел данной категории, суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его конкретного положения, и устанавливает его соответствие ФКЗ, ФЗ или иному НПА с большей юридической силой.

Арбитражный суд при рассмотрении дел данной категории не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемые положения в полном объёме.

Отказ заинтересованного лица от своего требования, а также признание этого требования органом, принявшим оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению дела по существу.

По результатам рассмотрения дел, суд принимает одно из решений:

- о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими закону или иному НПА, имеющими большую юридическую силу;

- о признании оспариваемого НПА или его отдельных положений не соответствующими закону или иному НПА с большей юридической силой - полностью или в части.

Резолютивная часть решения по делу данной категории должна содержать:

- наименование органа, принявшего оспариваемый акт;

- название НПА, на соответствие которому проверялся оспариваемый акт;

- указание на признание оспариваемого акта соответствующим НПА с большей юридической силой, и на отказ в удовлетворении заявленного требования или указание на признание оспариваемого акта несоответствующим НПА с большей юридической силой и не действующим полностью или в части.

Решения по делам данной категории вступают в законную силу немедленно после их принятия.

НПА или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента вступления решения в силу не подлежат применению и должны быть приведены органом, принявшим их, в соответствие с актом, имеющим большую юридическую силу.

В срок, не превышающий 10 дней со дня принятия решения, его копия направляется: ЛУД, в арбитражные суды РФ, в Конституционный суд РФ, в Верховный суд РФ, Президенту, Правительству, Генеральному прокурору РФ, Уполномоченному по правам человека РФ и в Министерство юстиции. Также копии решений могут направляться в иные органы и иным лицам (например, 3-им лицам, если они участвовали в деле).

Вступившее в законную силу решение также направляется судом в официальные издания, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит обязательному и незамедлительному опубликованию этими изданиями. Во всех случаях оно публикуется в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ.

Решения по делам данной категории, за исключением Высшего Арбитражного Суда, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня их вступления в силу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...