Лекция №16. Тема: Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
1.Возбуждение надзорного производства в Высшем Арбитражном Суде РФ. 2.Порядок рассмотрения заявления или представления. 3.Понятие вновь открывшихся обстоятельств и основания пересмотра. 4.Порядок подачи рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта.
1. Возбуждение надзорного производства в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений и постановлений арбитражных судов в порядке надзора – самостоятельная стадия арбитражного процесса. Необходимость такой проверки обусловлена рядом обстоятельств. Рассмотрение дела судом апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает безошибочность решения. Проверка вступивших в законную силу решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав организаций и граждан. Кроме того, задачей суда надзорной инстанции является обеспечение единообразного применения закона. В литературе правильно отмечалось, что надзорной инстанции в современных условиях отводится важная роль в формировании общероссийской арбитражно-судебной практики. Как и любая другая стадия арбитражного процесса, пересмотр вступивших в законную силу решений в порядке надзора имеет свои специфические признаки, отличающие его от других стадий процесса, в том числе и от производства в суде кассационной инстанции. Такие особенности имеет, в частности, возбуждение надзорного производства. Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора только Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (ст.292 АПК РФ). Надзорное производство возбуждается только по заявлениям лиц, участвующих в деле, лиц, не участвовавших в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, а по делам об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и некоторым другим делам (ст.52 АПК РФ) – по представлению прокурора.
Эти лица вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права. Заявление или представление прокурора (далее – представление) о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта (ст.292 АПК РФ). Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора направляется непосредственно в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в письменной форме. Заявление или представление должно быть подписано лицом, ходатайствующим о пересмотре судебного акта, или его представителем. В заявлении или представлении должны быть указаны: 1) наименование лица, подающего заявление или представление, с указанием его процессуального положения, наименования других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
2) данные об оспариваемом судебном акте и наименование принявшего его арбитражного суда; данные о других судебных актах, принятых по данному делу; предмет спора; 3) доводы лица, подающего заявление или представление, с указанием оснований для пересмотра судебного акта со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, подтверждающие, по мнению заявителя, нарушение или неправильное применение норм материального права и (или) норм процессуального права, повлекшие за собой существенные нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 4) перечень прилагаемых к заявлению или представлению документов.
В заявлении или представлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле, и их представителей и иные сведения, необходимые для рассмотрения дела. К заявлению или представлению должны быть приложены копии оспариваемого судебного акта и других судебных актов, принятых по делу. К заявлению или представлению, подписанным представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на его подписание. Заявление или представление и прилагаемые к нему документы направляются в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с копиями в количестве экземпляров, равном количеству лиц, участвующих в деле. Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается единолично судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пятидневный срок со дня его поступления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, поданные с соблюдением предусмотренных законом требований, принимается к производству Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. О принятии заявления или представления к производству выносится определение, которым возбуждается надзорное производство. Копия определения направляется лицу, подавшему заявление или представление. В определении о принятии заявления или представления к производству может быть указано на истребование дела из арбитражного суда. В этом случае копия определения направляется в арбитражный суд, который должен в пятидневный срок со дня получения копии определения направить истребованное дело в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации возвращает заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, если при решении вопроса о его принятии к производству установит, что: 1) заявление или представление поданы лицами, не имеющими права на оспаривание судебного акта в суде надзорной инстанции; 2) заявление или представление поданы по истечении установленного законом трехмесячного срока; 3) поданные заявление или представление по форме и содержанию не соответствуют требованиям, предусмотренным ст. 294 АПК РФ, или к ним не приложены документы, указанные в этой статье; 4) до принятия заявления или представления к рассмотрению от заявителя поступило ходатайство о его возвращении. О возвращении заявления или представления выносится определение, копия которого направляется лицу, подавшему заявление или представление, вместе с заявлением или представлением и прилагаемыми к ним документами. Возвращение заявления или представления не препятствует повторному обращению с таким же заявлением или представлением в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения. Лицо, участвующее в деле, направляет отзыв на заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора с приложением документов, подтверждающих возражения относительно пересмотра, другим лицам, участвующим в деле, и в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. К отзыву, направляемому в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, прилагается также документ, подтверждающий направление копий отзыва другим лицам, участвующим в деле. Отзыв направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в установленный судом срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом до начала рассмотрения заявления или представления Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Он подписывается лицом, участвующим в деле, или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающие его полномочия на подписание отзыва. После принятия заявления или представления Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по ходатайству лица, обратившегося с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, может приостановить исполнение судебного акта арбитражного суда при условии, если заявитель обосновал невозможность поворота его исполнения или предоставил встречное обеспечение другой стороне по делу возможных убытков путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, рассматривавшего дело по первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы и если суд признает необходимым приостановление исполнения судебного акта в целях обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон. Вопрос о приостановлении исполнения судебного акта решается в судебном заседании коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. По результатам рассмотрения выносится определение. Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Исполнение судебного акта может быть приостановлено до окончания надзорного производства, если судом не установлен иной срок. Приостановление исполнения судебного акта отменяется составом судей, которым вынесено определение о,б отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, либо Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которым принято постановление об отказе в удовлетворении заявления или представления. Об отмене приостановления исполнения судебного акта выносится определение, либо на это указывается в определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении об отказе в удовлетворении заявления или представления. Копии определения, постановления направляются лицам, участвующим в деле.
2. Порядок рассмотрения заявления или представления Порядок рассмотрения дела в надзорной инстанции урегулирован законом. По новому АПК РФ рассмотрение заявления или представления лиц, участвующих в деле, и прокурора в суде надзорной инстанции осуществляется в два этапа. На первом решается вопрос о возможности передачи дела для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, на втором этапе дело рассматривается по существу Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
На первом этапе принятое к производству Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора рассматривается коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле. Срок рассмотрения не должен превышать одного месяца со дня поступления заявления или представления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации или со дня поступления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации дела, если оно было истребовано из арбитражного суда. Состав судей для рассмотрения заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора формируется по правилам, предусмотренным ст.18 АПК РФ, с учетом очередности распределения между судьями поступающих в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации обращений. При рассмотрении заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора арбитражный суд в коллегиальном составе определяет, имеются ли основания для пересмотра оспариваемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в заявлении или представлении, а также из содержания оспариваемого судебного акта. Для решения вопроса о наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора суд может истребовать дело из арбитражного суда, о чем выносится определение. При наличии таких оснований (ст.304 АПК РФ), суд выносит определение о передаче дела для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора и в пятидневный срок со дня вынесения определения направляет его в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вместе с заявлением или представлением и истребованным из арбитражного суда делом'. Копии определения в этот же срок направляются лицам, участвующим в деле, с приложением копии заявления или представления и прилагаемых к ним документов. В определении суд устанавливает срок, в течение которого лица, участвующие в деле, могут представить отзыв на заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора. Если при рассмотрении заявления или представления будет установлено, что предусмотренных законом оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора нет, но имеются иные основания для проверки правильности применения норм материального права или норм процессуального права, суд может направить дело на рассмотрение в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что данный судебный акт не пересматривался в порядке кассационного производства. О направлении дела в арбитражный суд кассационной инстанции выносится определение. Содержание этого определения может быть изложено в определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. При отсутствии предусмотренных законом оснований, суд выносит определение об отказе в передаче дела для пересмотра судебного акта в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Копия определения не позднее следующего дня после дня вынесения направляется лицу, ходатайствующему о пересмотре судебного акта в порядке надзора. Повторное обращение того же лица по тем же основаниям с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора не допускается. Определение суда о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебного акта в порядке надзора должно содержать: дату вынесения определения; состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вынесших определение; наименование лица, ходатайствующего о пересмотре судебного акта в порядке надзора, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства; наименования других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства; сведения об оспариваемом судебном акте, дата его принятия и вступления в законную силу; сведения о других судебных актах, принятых по делу; наименование арбитражного суда, принявшего оспариваемый судебный акт, предмет спора; основания передачи дела для рассмотрения в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, предусмотренные ст.304 АПК РФ, мотивы передачи с указанием конкретных норм материального права или норм процессуального права, нарушенных, по мнению суда, при принятии оспариваемого судебного акта; предложения суда, вынесшего определение. В определении суда об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебного акта в порядке надзора должно быть указано: -дата вынесения определения; состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вынесших определение; наименование лица, ходатайствующего о пересмотре судебного акта в порядке надзора, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства; -наименования других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства; сведения об оспариваемом судебном акте, дату его принятия и вступления в законную силу; сведения о других судебных актах, принятых по делу; -наименование арбитражного суда, принявшего оспариваемый судебный акт, предмет спора; мотивы отказа в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебного акта в порядке надзора; мотивы направления дела в арбитражный суд кассационной инстанции. После вынесения судом определения о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации начинается второй этап рассмотрения дела. На этом этапе дело рассматривается по существу Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является единственным судебно-надзорным органом и действует коллегиально, в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. По решению Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации в составе Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает дело к своему рассмотрению на основании определения суда о передаче дела в Президиум и рассматривает его в порядке очередности поступления в Президиум, но не позднее чем в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум. Лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, другие лица, участвующие в деле, могут участвовать в заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Они извещаются о времени и месте рассмотрения дела по пересмотру судебного акта в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по общим правилам (гл.12 АПК РФ). Неявка участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правомочен рассматривать дела в порядке надзора при наличии большинства членов Президиума заседание Президиума проводит Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в его отсутствие – Первый заместитель, а в отсутствие Первого заместителя – один из заместителей председателя. Заседания президиума являются открытыми и ведутся гласно. По решению Президиума, его заседания могут быть закрытыми (ст.11 АПК РФ). На них вправе присутствовать только члены Президиума, извещенные лица, участвующие в деле, а также специально приглашенные лица. С разрешения председательствующего во время заседания Президиума может производиться кино- и фотосъемка, видеозапись. Заседание Президиума проводится с соблюдением следующих принципов арбитражного процессуального права: осуществления правосудия только арбитражным судом, равенства сторон, независимости судей и подчинения их только закону, состязательности, законности, диспозитивности и др. В заседании Президиума дело докладывается судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации – докладчиком по данному делу. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта и других принятых по данному делу судебных актов, доводы, содержащиеся в заявлении или представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, основания для пересмотра судебного акта, мотивы, содержащиеся в определении суда о передаче дела для рассмотрения в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Лица, участвующие в деле, если они явились в заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вправе давать свои устные объяснения после выступления судьи-докладчика. Первым дает свои объяснения лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора. После выступления лица, ходатайствующего о пересмотре судебного акта в порядке надзора, других лиц, участвующих в деле и присутствующих в заседании, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановление в закрытом совещании. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимается большинством голосов судей. Председательствующий в заседании голосует последним. При равенстве голосов судей заявление или представление оставляется без удовлетворения, а судебный акт – без изменения. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указываются: -номер дела, дата и место принятия постановления; состав суда, принявшего постановление; наименование лица, обратившегося с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, его процессуальное положение; наименования лиц, участвующих в деле; предмет спора; фамилии лиц, присутствовавших в судебном заседании, с указанием их полномочий; наименования арбитражных судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной, кассационной инстанциях; -сведения о принятых по делу судебных актах; краткое содержание оспариваемого судебного акта; доводы, содержащиеся в заявлении или представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, и требования заявителя; возражения, содержащиеся в отзыве на заявление или представление о пересмотре дела в порядке надзора; объяснения лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании; основания для изменения или отмены судебного акта, установленные судом, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты; мотивы принятого постановления; выводы и решения по результатам рассмотрения заявления или представления; -действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом при направлении дела на новое рассмотрение. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия. Копии постановления направляются лицам, участвующим в деле, а также другим заинтересованным лицам в пятидневный срок со дня принятия постановления. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежит опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации". Правила пересмотра в порядке надзора судебных решений и постановлений, установленные в гл.36 АПК РФ, применяются и при пересмотре определений арбитражных судов, если в соответствии с законом предусмотрено их обжалование отдельно от решений, постановлений или если они препятствуют дальнейшему движению дела. Иные определения арбитражных судов могут быть пересмотрены в порядке надзора вместе с пересмотром в порядке надзора решений, постановлений арбитражных судов. 3.Понятие вновь открывшихся обстоятельств и основания пересмотра
Пересмотр актов арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам как стадия процесса наряду с апелляционным, кассационным и надзорным производствами, призвана гарантировать законность в правосудии. Пересмотр актов арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам является самостоятельной стадией арбитражного процесса и имеет специфические субъектный состав, объект, содержание, основания пересмотра. Особенности данной стадии проявляются прежде всего в Основаниях пересмотра судебных актов. Вновь открывшиеся обстоятельства – это юридические факты, существовавшие в момент рассмотрения дела и имеющие существенное значение для его разрешения. Однако они не могли быть известны ни заявителю, ни суду, рассмотревшему дело, в силу объективных обстоятельств, не зависящих от заявителя и суда. Таким образом, вновь открывшиеся обстоятельства – это: • юридический факт, который предусмотрен нормами права и влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношения; * юридический факт, имеющий существенное значение для правильного разрешения данного конкретного дела. Если бы вновь открывшееся обстоятельство было известно суду при вынесении судебного акта, то оно обязательно повлияло на окончательные выводы суда; • юридический факт, существовавший в момент обращения заявителя в арбитражный суд и при рассмотрении дела судом; • юридический факт, который не мог быть известен ни лицу, заявившему об этом впоследствии, ни суду, рассматривающему дело (ст.311 АПК РФ), Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта недопустим, когда такие обстоятельства отсутствуют, а имеются основания для пересмотра судебного акта в кассационном или надзорном порядке. В этих случаях арбитражный суд должен отказать в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, обосновывая свой отказ отсутствием указанных обстоятельств. Вновь открывшиеся обстоятельства отличаются от новых обстоятельств, которых не было в момент рассмотрения дела, и возникли они после вынесения решения. Так, решение арбитражного суда не может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам, если фактические обстоятельства возникли после принятия судебного акта, поскольку по смыслу ст.331 АПК РФ основанием для такого пересмотра является открытие обстоятельств, которые, хотя объективно и существовали, но не могли быть учтены, так как не были и не могли быть известны заявителю. Новые обстоятельства, возникшие после принятия судебного акта, могут быть основанием не для его пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам, а для предъявления нового иска. Вновь открывшиеся обстоятельства необходимо отличать и от новых доказательств, которые не были по каким-либо причинам исследованы судом при рассмотрении дела. Обнаруженные после принятия судебного акта доказательства могут свидетельствовать лишь о том, что обстоятельства дела исследованы неполно, выводы арбитражного суда не соответствуют действительности, что является основанием для отмены этого акта в порядке надзора. Основаниями для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта являются: • существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; • установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу; • установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела; • отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу; • признанная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, повлекшая за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу; • признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации; • установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите драв человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения, по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека (ст.311 АПК РФ). Основания пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам актов арбитражного суда, вступивших в законную силу, обсуждаются в теории и практике. В п.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 октября 1998г. говорится, что приведенный в ст.192 АПК РФ (по действующему АПК РФ ст.311) перечень оснований для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам является исчерпывающим. Это разъяснение записано не случайно, поскольку на практике судьи расширительно либо ограничительно толкуют этот перечень, Пересмотр судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с отменой судебного акта арбитражного суда по другому делу, решения, приговора суда либо постановления другого органа (п.4 ст.311 АПК РФ) может быть произведен только в том случае, когда отмененные акты действительно были положены в основу пересматриваемого судебного акта арбитражного суда. Согласно ч.2 ст.13 Кодекса арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Если такой акт, положенный в основу решения арбитражного суда, впоследствии признан недействительным или отменен в установленном порядке как не соответствующий закону, данное обстоятельство не может рассматриваться как вновь открывшееся, поскольку арбитражный суд не должен был руководствоваться этим актом, а обязан был принять решение в соответствии с законом. Пересмотр судебного акта в этой ситуации может быть произведен в апелляционном, кассационном или надзорном порядке. В тех же случаях, когда в основу решения, постановления арбитражного суда положен ненормативный правовой акт соответствующего органа, то отмена впоследствии этого акта может рассматриваться как вновь открывшееся обстоятельство, если указанный акт не был предметом рассмотрения суда (п.5, 6 Постановления от 15 октября 1998г.). Для пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам характерно то, что о них стало известно лишь после рассмотрения и разрешения дела и вступления решения (акта) в законную силу. При пересмотре актов по вновь открывшимся обстоятельствам не требуется проверять по материалам дела правильность применения судом закона, совершения тех или иных процессуальных действий, исследования и оценки доказательств, что имеет место при пересмотре решений в кассационной инстанции и в порядке надзора. Главная задача суда – выяснить наличие или отсутствие вновь открывшихся обстоятельств и установить, повлияли ли они на правильность вынесенного судебного акта1. Постановлением от 3 февраля 1998г. Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ ч.1 ст.46, ч.2 ст.192 АПК РФ постольку, поскольку они служили основанием для отказа в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в тех случаях, когда судебный акт принят в результате судебной ошибки, которая не была или не могла быть выявлена ранее. Изложенные в этом Постановлении выводы Конституционного Суда РФ о возможности пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, принятых в результате судебной ошибки, которая не была или не могла быть выявлена ранее весьма сомнительны, а следовательно, сомнительны и приведенные разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Все ошибки, которые допускаются судом при вынесении судебного акта, могут быть сведены к неполному выяснению обстоятельств, имеющих значение для дела; к недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые арбитражный суд считал установленными; к несоответствию выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; а также нарушению или неправильному применению норм материального права или норм процессуального права. Выявление и исправление таких ошибок связано с проверкой законности и обоснованности судебных актов. Механизм пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам совсем не приспособлен для выполнения этих задач, поэтому его использование в этих целях может привести не к укреплению гарантий прав рганизаций и граждан на судебную защиту, а к их нарушению. В Постановлении Конституционного Суда РФ правильно говорится о том, что отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный акт умаляет и ограничивает право каждого на судебную защиту, и это несовместимо с принципом правосудности (законности и обоснованности) решений, постановлений арбитражного суда и с задачами судопроизводства в арбитражном суде по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Однако для исправления ошибок, отмены или изменения ошибочных судебных актов, в том числе и постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, могут быть использованы не любые механизмы (процедуры), а только такие, которые позволяли бы эффективно решать поставленные перед арбитражным судом задачи, надежно гарантирующие право организаций и граждан на судебную защиту. Обстоятельства, являющиеся основаниями к пересмотру судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, должны быть доказаны, поскольку суд, разрешающий ходатайства о пересмотре этого акта, должен быть убежден в наличии оснований для пересмотра. Объектом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам является вступивший в законную силу судебный акт (ст.309 АПК РФ). Это правило распространяется и на судебные акты, которые немедленно вступают в законную силу. В действующем АПК РФ записано, что по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть пересмотрены только вступившие в законную силу судебные акты (ст.309 АПК РФ). Арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения, определения, постановления (ст.15 АПК РФ). Таким образом, по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть пересмотрены не только решения суда первой инстанции, постановления апелляционной и кассационной инстанций, но и дополнительные решения (ст.178 АПК РФ) суда первой инстанции, дополнительные постановления апелляционной и кассационной инстанций. По вновь открывшимся обстоятельствам могут пересматриваться постановления апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, которыми изменен судебный акт или принят новый судебный акт.
4.Порядок подачи заявления и пересмотра судебного акта Арбитражные суды по своей инициативе не могут пересматривать по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими судебные акты. Право возбуждения производства по вновь открывшимся обстоятельствам предоставлено лицам, участвующим в деле: сторонам, третьим лицам; заявителям и иным заинтересованным лицам – в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан; прокурору, государственным органам, органам местного самоуправления и иным органам, обратившимся в арбитражный суд с иском. Такое право предоставлено и судебному приставу-исполнителю, взыскателю, должнику в делах по жалобам на действия судебного пристава-исполнителя. Прокурор вправе требовать пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, если он обращался в суд с иском. Из содержания ст.41 АПК РФ следует, что заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ только Генеральным прокурором РФ или его заместителем, в Федеральный арбитражный суд округа и в арбитражный суд субъекта Российской Федерации – также прокурором или заместителем прокурора субъекта Российской Федерации и прир
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|