Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора).
· с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности; · с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества; · социализация. 1. Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. 2. Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. 3. Виды ответственности: · Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.; · Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная. · Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей. · Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность). Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы . Понятие общества. Общество – сложное и многозначное понятие А. В широком смысле слова · Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей Б. В узком смысле слова · Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание) · Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество) · Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество) · Человечество в целом Функции общества · Производство материальных благ и услуг · Распределение продуктов труда (деятельности) · Регламентация и управление деятельностью и поведением · Воспроизводство и социализация человека · Духовное производство и регулирование активности людей
3. Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) Общество – совокупность общественных отношений. Сущность общества – в отношениях между людьми.
· Материальные отношения – возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него. Это: · Производственные отношения · Экологические отношения · Отношения по детопроизводству · Духовные (идеальные) отношения - формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. Это: · Моральные отношения · Политические отношения · Правовые отношения · Художественные отношения · Философские отношения · Религиозные отношения
4. Общество как динамическая саморазвивающаяся система. С истема – комплекс элементов и связей между ними.
1.Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. 2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. 3.Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
4.Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек. 5.Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. 6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.
1.9 Основные институты общества 1. Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья. Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
• включают систему санкций — от правовых до морально-этических; • упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер; • обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
· Явные – заявлены официально, признаны и контролируются обществом · Скрытые – выполняются скрыто или непреднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные). Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни: · технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;
· деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества; · ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
· в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей; · в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
· материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира · духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Это деление условно. 4. Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации. 5. Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели. 6. Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право. 7. Элементами духовной жизни общества принято считать также: - духовные потребности;
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
· национальная – мировая; · светская – религиозная; · восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.); · традиционная – индустриальная – постиндустриальная; · сельская – городская; · обыденная – специализированная; · высокая (элитарная) – массовая – народная
Клиповое мышление · рост жизненного уровня; · развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь; · возрастание роли и значения свободного времени, досуга. Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки 1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это: · социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.) · отрасль духовного производства (НИОКР); · особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).
· по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические; · по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
· культурно-мировоззренческая, · познавательно-объяснительная, · прогностическая, · социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).
4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.
· постепенное развитие науки; · развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962); · развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания; · развитие через интеграцию научного знания.
6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
· объективность; · развитость понятийного аппарата (категориальность); · рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность); · проверяемость; · высокий уровень обобщения; · универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин); · использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
9. Универсальные методы научного познания: · анализ – разложение целого на части; · синтез – воссоединение целого из частей; · дедукция – выведение общего положения из фактов; · дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих; · аналогия – сходство нетождественных объектов; · моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения; · абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения; · идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология 2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика 3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|