Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе




1. Особенности социального познания:

 

1.1. субъект и объект познания совпадают;

1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;

1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;

1.4. сложность объекта познания – общества;

1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;

1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания.


2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:

 

2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии;

2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях;

2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.

3. Социальный факт

 

3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;

3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).

3.3. виды социальных фактов:

3.3.1. действия, поступки;

3.3.2. материальные и духовные продукты человеческой деятельности;

3.3.3. словесные (вербальные) действия.

3.4. Оценка социального факта:

3.4.1. свойства изучаемого объекта;

3.4.2. соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;

3.4.3. познавательные цели исследователя;

3.4.4. личная позиция исследователя;

3.4.5. интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.

 

1.12 Образование, его значение для личности и общества

1. Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.

 

Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах чело­века, общества и государства.


2. Самообразование
– знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

3. Функции образования:

1. экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);

2. социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);

3. культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).


4. Сеть образовательных учреждений в России:

1. дошкольные (ясли, детские сады);

2. начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);

3. дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);

4. среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);

5. высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);

6. постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);

7. подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);

8. духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).

Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)


5. Общие тенденции в образовании:

· демократизация образования;

· рост продолжительности образования;

· непрерывность образования;

· гуманизация образования;

· гуманитаризация образования;

· интернационализация образования;

· компьютеризация образования.


6.
Направления реформ в российском образовании – для ЕГЭ они соответствуют тенденциям, приведенным выше. Сайт министерства образования и науки РФ (2009) определяет следующие приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования:

 

· Обеспечение доступности качественного общего образования

· Повышение качества школьной учебной литературы

· Повышение уровня оплаты труда работников образования

· Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования

· Повышение качества профессионального образования

· Расширение общественного участия в управлении образованием

· Развитие сети общеобразовательных учреждений

· Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений


7. Образовательная парадигма
(от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании. Например, парадигма педагогики традиции, парадигмы научно-технократической и гуманитарной педагогики и др.

1.13 Религия

Религия – это

· вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;

· совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;

· форма удовлетворения духовных потребностей.


2.
Признаки религии: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)


3. Элементы религии:

· вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;

· культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;

· переживания;

· образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы);

· символы.


4. Церковь
– социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.


5. Функции религии:

· мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, об­щество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание);

· регулятивная (Упорядочивает определенным образом помыс­лы, стремления людей, их деятельность);

· терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бес­силие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий сущест­вования. Важное значение имеет психологиче­ский аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение);

· культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществля­ет передачу накопленного наследия от поколе­ния к поколению);

· коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молит­ве, медитации и т. д.);

· интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими при­знается более или менее единое, общее вероис­поведание, что способствует сохранению ста­бильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интег­рирующая функция).Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и по­ведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии);

· легитимизирующая.


6. Формы ранних религий:

· анимизм (от лат.душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы;

· фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами;

· тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;

· магия (колдовство).

 

7. Религии современного мира:

· родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

· национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);

· мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)


8. В Конституции РФ провозглашается свобода совести.


9. Мировые религии

Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам

Признаки мировых религий:

1. Объединение крупной общности людей

2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов

 

1.14 Искусство

1. Искусство:

· специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах;

· практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;

· высокая степень мастерства.


2. Теории происхождения искусства: биологизаторская, игровая, магическая, трудовая.


3. Предмет искусства
– человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение.


4. Виды искусства:
архитектура (зодчество), живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.


5. Специфика искусства как формы художественного познания:
образное и наглядное, специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.), большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.


6. Функции искусства:

· общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воз­действие на людей, включает их в на­правленную деятельность по преобра­зованию общества);

· художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира);

· воспитательная (формирует личность, чувства и мыс­ли людей);

· эстетическая (формирует эстетические вкусы и по­требности человека);

· утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармо­нию, утраченную человеком в реаль­ной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи­ческого равновесия личности);

· предвосхищения (предвосхищает будущее);

· внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику);

· гедонистическая (доставляет людям удовольствие);

· познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жиз­ни, которые труднодоступны науке).

 

1.15 Мораль

. Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.


2. Развитие норм морали:
табу – обычай – традиция – моральные правила.


3. Моральные требования и представления:

· нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);

· моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);

· нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);

· морально-психологические механизмы (долг, совесть);

· высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье).


4. Этика
– философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего.


5. Функции морали:
регулятивная, ценностно-ориентационная, координационная, мотивационная, конститутивная.


6. Нравственная культура личности
– степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Этапы формирования: элементарная нравственность (что со мной сделают?), конвенциональная нравственность (что обо мне подумают?), автономная нравственность (что я сам о себе подумаю?). Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.

 

1.16 Понятие общественного прогресса

1. Различные взгляды на направленность общественного развития
1.1. Платон, Аристотель,Дж. Вико, О. Шпенг­лер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорот.
1.2. Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах общества.
1.3. Французские просветители — непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.
1.4. Современныеисследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем).

2. Понятие прогресса и регресса.
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

3. Традиционные критерии прогресса:
- развитие человеческого разума
- совершенствование нравственности людей
- прогресс науки и техники
- развитие производительных сил, включая самого человека
- возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

4. Относительность прогресса: Есть области, к которым понятие про­гресса не применимо

5. Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.

6. Гуманистические критерии прогресса:
- средняя продолжительность жизни человека,
- детская и материнская смертность, состояние здоровья,
- уровень образования,
- развитие различных сфер культуры,
- чувство удовлетворенности жизнью,
- степень соблюдения прав человека,
- отношение к природе и др.

1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...