Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития




Для детей II уровня речевого развития характерно следующее: аграмматичная, структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из общеупотребительных слов, в основном это существительные, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги дети не всегда употребляют. Произношение многих слов искажено.

Работа на этом этапе, так же как и на предыдущем, ведется по трем направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение ее в связную речь.

Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации словарного запаса у детей. Дети знакомятся со словоизменением и словообразованием.

Обогащается словарь антонимами. С этой целью логопед может использовать коротенькие рассказы, которые носят нравоучительный характер. Они должны быть по содержанию увлекательными, понятными детям. Эти рассказы логопед (воспитатель) может включать в любой этап работы. Вначале от детей требуется, чтобы они уловили смысл рассказа, могли сказать о герое, какой он: добрый или злой, аккуратный или неряшливый.

Расширение пассивного и активного словаря детей предусматривается программой дошкольного воспитания. Следовательно, эту работу может осуществлять и воспитатель на занятиях по развитию речи, а также во время прогулок и экскурсий.

Основной работой на данном этапе является формирование фразовой речи. Она включает в себя работу над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением. Для этого предлагается система речевых упражнений, в основе которых лежит постепенный переход от простого предложения, нераспространенного, двусоставного (типа Мама шьет. Птица летит.) к распространенному.

Распространение двусоставного предложения идет постепенно. Сначала в предложение вводится прямое и косвенное дополнение в форме винительного, дательного, творительного падежей: Лена шьёт платье. Хлеб режут ножом. Траву дам козе. Затем вводится определение: Маленькая девочка собирает ягоды. И наконец, в предложение вводится косвенное дополнение в форме винительного, родительного, дательного, творительного падежей с предлогом: Дети смотрели на слона. Чай пьет она с конфетами. Лодка плывет к берегу. И потом вводится обстоятельство: Дети гуляли в лесу.

Параллельно с формированием у детей распространенного предложения с второстепенными членами формируется и простое предложение с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), а также ведется работа и по его грамматическому оформлению. Эта работа начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.

Затем отрабатывается подчинительная связь (управление), при которой подчиненное слово употребляется в косвенном падеже без предлога или с предлогом. Винительный падеж без предлога или с предлогом. Отработка падежных форм дается по возрастающей трудности их усвоения. Винительный падеж прямого объекта: Вижу маму; Вижу папу; творительный падеж орудийности — Рубить топором; дательный косвенного объекта — Дать удочку рыболову; родительный принадлежности — Книга брата.

После отработки беспредложных падежных конструкций необходимо познакомить детей с пониманием назначения предлогов и их практическим усвоением. Работу можно начать с предлогов на, в, за, под, с, к, которые наиболее часто употребляются в речи, затем можно перейти к работе по усвоению предложно-падежных конструкций.

Глагольные конструкции с неизменяемыми частями речи (примыкание) усваиваются детьми на материале наречий. Вначале отрабатывается круг пространственных наречий: близко, высоко, справа, слева и т. д., затем наречия, обозначающие время: вчера, сегодня, днем, ночью, вечером, утром; образ действия: быстро, медленно, тихо, громко и т. д.

Параллельно с работой над структурой предложения ведется работа над интонацией. Логопед формирует у детей представления о повествовательной и вопросительной интонации.

После такой работы дети чувствуют себя увереннее, словарный запас у них к этому времени значительно обогащен, они правильно оформляют свою мысль. Речевая активность повышается. Она побуждает их к общению с детьми и взрослыми. На этом этапе большое значение имеет своевременная помощь логопеда ребенку в установлении речевого общения. Эта помощь может носить различный характер, например: поощрение за правильно построенную фразу, сочетание речевой активности с различными формами деятельности (игры, труд, рисование, лепка и т. д.), постановка перед детьми посильной речевой задачи.

На этом же этапе продолжается формирование диалогической речи. Работу над диалогом лучше всего проводить во время игр, где воспитатель или логопед могут вести диалог с детьми в процессе любой игровой деятельности (со строительным материалом, «Конструктором», мозаикой, пластилином, при инсценировании рассказов, сказок)- Для закрепления повествовательной и вопросительной интонации можно дать детям заучивание небольших, понятных по содержанию диалогов. Задания по формированию диалогической речи можно включать в текущие занятия и в свободное от занятий время. Это могут делать воспитатели во время прогулок. Овладение диалогической речью ускорит переход к связной речи в дальнейшем.

Работа над словом

Словоизменение

Единственное и множественное число существительных

Задания.

1. Рассмотреть картинки. Показать, где стол, где столы, кукла, куклы, мишка, мишки, кубики, кубик, матрешки, матрешка. (Иллюстрации подбирает логопед.)

2. Разложить картинки в две колонки: в первой колонке — картинки с изображением одного предмета, во второй — много предметов. Назвать картинки.

Игры «Магазин»

Цель. Обучать детей правильно употреблять существительное во множественном числе.

Оборудование. Игрушки на полке: два-три мишки, две-три куклы и т. д. У логопеда те же игрушки в единственном числе.

Логопед. У меня мишка, а в магазине (мишки). У меня кукла, а в магазине (куклы). У меня машина, а в магазине (машины).

«Что у вас?»

Цель. Та же, что и в предыдущей игре.

Оборудование. То же.

Каждому ребенку даются одинаковые предметные картинки или предметы. У ведущего (логопеда или ребенка) находится тот же самый предмет, но в одном экземпляре.

Ведущий. У меня кукла. А у вас? (У нас куклы.) У меня карандаш. А у вас? (У нас карандаши.) У меня яблоко. (У нас яблоки.)

«У кого что?»

Цель. Закрепление умения употреблять существительное единственного и множественного числа.

Оборудование. Карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе.

Логопед раздает карточки детям и предлагает выполнить следующие задания:

1.Рассмотреть картинки. Ответить на вопрос у кого что?

Образец: У меня елка. У меня елки. У меня гриб. У меня

грибы.

2. Изменить слова по образцу так, чтобы они обозначали много предметов.

Образец: Шаршары.

Стол —..., гриб —..., лимон —..., сад —..., бант —....

Образец: Книжкакнижки.

Ложка —..., мышка —•..., кружка —..., крышка —..., подушка —..., яблоко —..., девочка —..., мальчик —.... - Образец: Домдома.

Лес —..., глаз —..., дом —..., окно —....

Образец: Утенокутята.

Утенок —..., лисенок —..., гусенок —..., котенок —..., медвежонок —..., лосенок —..., цыпленок —....

Образец: Стулстулья.

Лист —..., стул —..., платье —..., дерево —....

3. Изменить слова по образцу так, чтобы они обозначали один предмет. (Использовать слова предыдущего задания.)

Образец: Сливыслива.

Игра «Ласковые имена»

Цель. Практически познакомить детей с образованием слов при помощи суффиксов.

Логопед усаживает за стол детей и объявляет им, что сейчас они будут играть в «ласковые имена», но для этого нужно всем познакомиться. Он указывает на ребенка и спрашивает его: «Как тебя зовут?» Ребенок отвечает: «Алла». «А как зовут тебя дома мама, папа, бабушка?» — «Аллочка». И т. д. Так все дети называют свои имена.

Затем логопед предлагает всем детям выйти из-за стола и образовать кружок. Дети образуют круг, и логопед предлагает им водить хоровод, сам встает с ними в круг и произносит стихи.

Логопед Дети

Хоровод водили, ласковыми были. Выйди, Леночка, в кружок!

В кружок вызывали, Возьми, Леночка, флажок. имя называли.

Дети поочередно выходят в кружок и передают друг другу флажок.

Задания.

I. Дать ласковые имена и названия, например: Таня —Танечка. Мама — мамочка.

а) Аня, Соня, Вася, Валя, Саша, Даша, Ира, Люда, Сережа, Коля, Костя, Миша, Ваня, Лена, Леня.

б) Мама, папа, дочь, сын, сестра, брат.

Задание 1. Запомнить названия частей тела. Повторить их, называя на себе и на кукле (в сравнении), например: голова — головка.

Лоб, нос, живот, нога, рука, спина, щеки, губы, ноги, глаза.

Задание 2. Назвать предметы большие и маленькие по образцу.

Образец: а) столстолик.

Шар —..., дом —..., бант —..., стол —..., брат —....

б) Стулстульчик.

Диван —..., шкаф —..., палец —..., заяц —....

в) Чашкачашечка; шапкашапочка.

Кружка —..., ложка —..., рубашка —..., сумка —... юбка..., кофта —..., шапка —..., ботинки —.... носки —....

Игра «Два медведя»

Цель Закрепление умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование. У детей картинки, изображающие медведей большого и маленького. Набор предметных картинок: тарелки большая и маленькая; ложки большая и маленькая; чашки и блюдца большие и маленькие.

Задание 1. Найти медвежонка, медведя.

Ответить на вопросы.

Как ты догадался, что это медведь? (Он большой.) Как ты догадался, что это медвежонок? (Он маленький.)

Задание 2 Найти посуду для медведя. Назвать ее. Найти посуду для медвежонка. Назвать ее.

Задание 3. Закончить предложение.

У медведя (чашка) (Логопед показывает чашку.)

У медвежонка (чашечка).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...