Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические основы изучения дисциплины.




 

10.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю.

 

Методика преподавания курса «Бюджетная система РФ» и методика подготовки к учебным занятиям базируется на сочетании следующих методов:

Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через пособие, презентацию в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный метод находит широкое применение для передачи большого массива информации.

Репродуктивный метод предполагает применение изученного на основе образца или правила (например, тема № 4 предполагает усвоение алгоритма выравнивания бюджетной обеспеченности территории). Деятельность представляется как выполнение алгоритма, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, ставится проблема, формулируется познавательная задача, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска (на проблемных лекциях, при постановке творческих заданий и закреплении тем эссе).

Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется на основе работы над программами и учебными пособиями. Такой способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.

Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Для работы в рамках курса обучающимся необходимо иметь четкое преставление о следующих моментах:

1. Определить какой материал будет изучаться на учебных занятиях / самостоятельно.

2. Определить формы организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

3. Определить оптимальные формы и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов при выполнении самостоятельной работы.

4. Определить "точки", интервалы в изучении курса, методы и сроки контроля и самоконтроля.

5. При изучении материала курса студенты ориентируются на самостоятельное изучение основных нормативных актов, регламентирующих управленческую деятельность территорией.

6. Изложение основных тем должно сопровождаться использованием научных терминов, например, «бюджетная система», «фонд финансовой поддержки регионов», «бюджетная политика», «налоговая политика государства» и т.п. Для этого следует привлекать обучающихся к созданию Глоссария по дисциплине. Например, в теме № 4 следует выделить и внести в Глоссарий такие понятия как:

 

Консолидированный бюджет субъекта РФ Это бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, отнесенных к ведению субъекта РФ.
Фонд финансовой поддержки регионов Фонд финансовой поддержки регионов формируется для выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований

 

 

10.1.1. Алгоритмдействий преподавателя при проектировании содержания курса

1. Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата Работа с ФГОС ВПО Формулировка целей и задач курса
2. Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра Работа с ФГОС ВПО
3. Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей
4. Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности слушателей Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины
5. Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности Образовательные технологии
6. Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности Виды, содержание, формы и средства контроля

При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Бюджетная система РФ».

В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой института, в том числе её электронными ресурсами.

 

10.1.2. Лекция является главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Бюджетная система РФ». Наряду с традиционной лекцией используется проблемная лекция (как по содержанию, так и по способу организации). Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.

Материал лекции дополняется вопросами и заданиями, организующими осмысление (рефлексию) прочитанного. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивно восприятия - к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.

Примерные темы для проблемных лекций:

№ темы Тема Аудиторные часы
  Влияние бюджетной, административной и др. реформ на бюджетный процесс  
  . Фонды финансовой помощитерритории  

Эффективным видом занятий по дисциплине являются лекция-визуализация. Актуальность применения принципа наглядности в учебном процессе по дисциплине «Бюджетная система РФ» связана, кроме дидактических преимуществ, с низким уровнем подготовки обучающихся, с особенностями восприятия информации (незрелость ассоциативного мышления, клиповое сознание и т.п.). К наиболее эффективным средствам визуализации лекции относятся мультимедийные презентации по теме, подготовленные как преподавателем, так и студентами.

 

10.1.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Задание1. «Расчет уровня экономического развития территории»

 

Цель задания – практическое применение теоретического материала по данному вопросу, полученного студентом на лекциях. Оценка состояния экономического развития территории

Для оценки состояния экономического развития территории необходимо рассчитать индикатор финансового состояния территории. Он состоит из показателей:

1. Отношение полученных кредитов и доходов муниципального бюджета

2. Отношение доходов и расходов муниципального бюджета

3. Отношение объема собственных доходов и расходов бюджета муниципального образования

4. Доля финансовой помощи в доходах муниципального бюджета

Алгоритм решения:

Величина индикатора рассчитываются по следующей формуле:

Где:

И - величина соответствующего индикатора;

Дтек– значение параметра в текущем году (периоде);

Дбаза - значение параметра в базовом году (периоде);

di - весовой коэффициент соответствующего исходного параметра в составе индикатора (Sdi= 1).

 

Задание 2. «Расчет минимального бюджета муниципального образования»

Цель задания – практическое применение теоретического материала по данному вопросу, полученного студентом на лекциях. Расчет минимального бюджета муниципального образования.

Алгоритм расчета:

Мбмо = N*(Стм +Зстч)*Коб,

• где N – численность постоянного населения муниципального образования;

• Стм – доля величины социальных стандартов, финансируемая из местных бюджетов;

• Зстч – застандартная часть расходов;

• Коб - обобщенный корректирующий коэффициент.

 

Задание 3. «Формирование фондов финансовой помощи»

 

Цель задания – практическое применение теоретического материала по данному вопросу, полученного студентом на лекциях. Расчет фонда финансовой помощи муниципальным образованиям (ФФПМО).

 

Из бюджетов других уровней местным бюджетам может быть оказана финансовая помощь в форме:

дотаций из районных и/или региональных фондов финансовой поддержки на выравнивание бюджетной обеспеченности МО

Алгоритм расчета ФФПМО дан в табличном виде.

В основе алгоритма: расчетный минимально необходимый уровень бюджетной обеспеченности (УБОр) на одного жителя, который ежегодно устанавливается законом субъекта РФ

1.В муниципальном образовании (МО), если уровень бюджетной обеспеченности (УБО), оказывается ниже УБОр, получает дотации для достижения УБОр.;

2. В МО,если УБО, оказывается больше УБОр, но не более в 2 раза. Имеют право использовать эти доходы для своих нужд;

3. В МО, если УБО, оказывается больше УБОр более в 2 раза. Имеют право использовать часть доходов для своих нужд, остальное изымается в региональные фонды финансовой поддержки поселений или муниципальных районов (городских округов). В этом случае, субвенции представляющие в обратном порядке – из местных бюджетов региональному называются «отрицательными трансфертами»

 

10.1.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ

Реферат является одной из форм учебной и научно-исследовательской работы магистров.

Цель написания реферата состоит в том, чтобы научить слушателя связывать теорию с практикой, использовать литературу, статистические данные, уметь популярно излагать сложные вопросы, делать самостоятельные выводы и обобщения.

Слово «реферат» имеет два значения:

1) краткое изложение реферируемой научной работы, книги, статьи;

2) сообщение на заданную тему, составленное на основе критического обзора литературы и других источников.

Объем реферата 10 – 12 страниц печатного или рукописного текста. Реферат включает: план, самостоятельное введение, собственно реферативное изложение статьи, заключение, список литературы.

План – это логическая основа реферата. От правильного его составления зависит структура, содержание и логическая связь частей. Во введении можно пояснить выбор статьи для исследования, определить место темы в структуре базового учебника по оглавлению и по охвату проблем, сослаться на литературные источники, в которых также рассматриваются данные вопросы (более широко, или более узко). В заключение реферата следует обобщить основные направления исследования, сделать выводы по теме. Источниками фактического материала могут стать статистические сборники, газеты, журналы.

Реферат оценивается преподавателем как самостоятельная исследовательская работа студента. Он может послужить основой для доклада на традиционной студенческой научно-практической конференции, а также позволит более четко сформулировать теоретическую главу вашей дипломной работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...