Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политология как наука. Предмет и объект политологии.




Билет 1

1 Политические идеи Древнего Востока. В политических взглядах Древнего Востока превалировала мысль о божественном происхождении государства. Однако тенденция отхода от подобных взглядов в этих странах прослеживается уже в ХI-VII столетиях до нашей эры. Она нашла отражение в ряде учений мыслителей Индии, Китая, Персии и других стран. В середине первого тысячелетия в противовес этим законам появляются различные религиозные течения, которые выдвигают идеи духовного равенства всех людей независимо от принадлежности к той или иной варне /касте/. Одной из таких религий был буддизм. Своим острием он был направлен против брахманов и их идеологии. В раннем буддизме встречаются идеи о том, что первоначально все люди жили счастливо, были равны и свободны. Однако после того, как появились воровство и обман возникло социальное неравенство управление по велению неба. Передовые же мыслители, отвергали идею божественной природы государства. Так, в учении Лао-Цзы (V1-Vвв.до н.э.) развинчивается идея о божественном происхождении царской власти. Все социальное зло объявляется порождением "человеческого дао", т.е. законов, установленных правителями в нарушение естественного закона по которому все люди равны. Социальным идеалом Лао-Цзы был строй основанный на равенстве людей и отсутствии угнетения.

Понятие власти. Основные концепции власти. власть — это способность и возможность осуществлять свою волю (личностью, классом, группой, партией, государством и т.п.), оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и другими способами (экономическая, политическая, государственная, семейная власть и другие виды власти). Длительное время в истории политической мысли господствовали правовые концепции власти. Широкое распространение получили поведенческие концепции власти. Реляционистские концепции власти характеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого.

Суверенность – это Признак, означающий наивысшую, верховную власть

Социально-экономическая теория происхождения государства разработана Маркс Карл

Билет 2

1 Понятие политических отношений. Субъекты и объекты политических отношений. Политические отношения – отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Политические отношения регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., которые складываются в практике политической жизни, а затем формулируются и обосновываются в политической философии, истории политических учений, политической этике и других сферах знания. Развертываясь в определенной политико-культурной среде, политические отношения выражаются в поведении участников политического процесса. Важнейшим средством реализации этих отношений является политический язык. Субъекты политики – участники политических отношений – носители действий. Объекты политики – участники политических отношений – политические проблемы, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие субъектов политики. Субъекты и объекты политических отношений взаимозаменяемы. субъекты и объекты политических отношений взаимозависимы.

2 Классификация политических партий. Выделяют различные виды партий:

По социальному признаку 2. По идейному (идеологическому) признаку 3. По организационной структуре (классификация французского социолога Мориса Дюверже (р. 1917 г.). 4. Традиционно также деление политических сил, в том числе партий, в зависимости от их ориентации и методов достижения целей на так называемые «левые» и «правые». 5. По отношению к существующему

3 Избирательная система, обеспечивающая соответствие между популярностью партии в обществе и ее местом в Парламенте – это …… 4Пропорциональная избирательная система

Религиозно-мифологические представления о государстве и власти характерны для ……… Древнего востока

Билет 3

1 Политические воззрения Платона. Платон в своих трудах «Государство» и «Законы» изложил свои взгляды на устройство государств, политические режимы и формы правления. Также Платон описывает идеальное утопическое государство, все остальные государства, по его мнению, являются лишь приближениями к идеалу. в соответствии с политическими взглядами Платона государство имеет приоритет над человеческой личностью, потому что ее интересами, по мнению Платона, следует пренебречь для целей благополучия государства. Человек должен всегда находиться под контролем власти в силу своей неспособности существовать вне общества, ни в какой сфере его действия не должны руководствоваться его собственными воззрениями – он во всем должен прислушиваться к мнению верхушки общества. В «Законах» можно отметить принцип верховенства закона и развитую систему беспристрастного правосудия, однако вместе с этим присутствует и строгая система контроля в государстве, регламентирующая практически каждый шаг. 2Личность, подверженная тотальному контролю во всех сферах своей жизнедеятельности, в любом случае будет стремиться к освобождению от давления сверху, что рано или поздно приведет к волнениям и существование справедливого общества будет поставлено под угрозу.

Основные тенденции развития политической системы Республики Казахстан в условиях суверенитета.

3 Политическая культура - это часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

4 Легитимность – это (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Билет 4

1 Понятие легитимности. Типы легитимности. Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является ЛЕГИТИМНОСТЬ. Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии Типы легитимности. принято выделять следующие типы легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную. - традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. - рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. - харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера.

2 Функции государственной власти. Функции государства классифицируются: - по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние, - по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства), - по значению: на основные и неосновные, - по видимости: на явные и латентные, - по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные. Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся: - Правовая функция —- Политическая функция —- Организаторская функция —Экономическая функция —- Социальная функция —Экологическая функция —- Культурная функция —. - Образовательная функция —.

3 Революция – это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социального экономических преобразовании. Принудительный характер осуществляемых в обществе перемен, сопротивление тех социальных сил, против которых они направлены, делает практически неизбежным большую роль насилия в любом революционном

процессе.

4 Органическая теория государства разработана ……….. была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом,

Билет 5

1 Политико-правовая мысль Древнего Рима. Взгляды Цицерона. Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106--43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах «О государстве» и «О законах». Цицерон исходит из общих для всех сторонников аристократии представлений о естественном происхождении государства. В духе аристократических учений своего времени Цицерон настаивал на том, чтобы государственная власть была вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума. Государство могло бы стать вечным, уверял мыслитель, если бы люди жили по заветам и обычаям отцов. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных интересов граждан.

2 Прямая (идентитарная) демократия: понятие, характеристики. Прямая демократия (Непосредственная демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа. Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.

3 Автор «новой теории демократии» ………………. Мао Цзэдун. утверждал возможность объединения социализма и буржуазной демократии в едином историческом периоде, носящем указанное название. Концепция была изложена в 1940 в сочинении «О новой демократии».

4 Орган конституционного контроля в Республике Казахстан – это Конституционный Совет Республики Казахстан.

Билет 6

1 Функции политологии в современном обществе. К числу важнейших функций политологии следует отнести по меньшей мере следующие четыре: теоретическую, методологическую, практическую и прогностическую.
Теоретическая функция политологии имеет своей целью прежде всего разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих характер развития общества на его разных этапах. методологической функции политологии, состоит в том, чтобы вооружить исследователей эффективным способом познания политической реальности. практической функции политологии. следует иметь в виду два тесно связанных между собой аспекта. Первый аспект касается усиления прикладного значения политологии. Второй аспект практической функции политологии касается ее взаимоотношений с властью. прогностическая функция политологии. Эта функция предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества. Во-вторых, заблаговременное проведение научных экспертиз наиболее значимых политических решений с точки зрения реальности ожидаемого от них эффекта. В-третьих, моделирование политических процессов и отношений.

2 Политическая культура: понятие, структура. Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения. Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Функции политической культуры: 1) познавательная –2) коммуникативная –3) интегративная –4) воспитательная –5) регулятивная Политическая культура выполняет ряд общественно-значимых функций: • Познавательная –• Идентификационная • Нормативно-регулирующая –• Функция социализации • Интеграционная –• Коммуникативная –• Воспитательная

3 Политическая система общества – это …… это сложное, многомерное образование, связывающее большую часть общества и обеспечивающее механизм формирования и функционирования власти. Или организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

4 Форма правления – это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).

Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Билет 7

1 Репрезентативная (представительная) демократия: понятие, характеристики. политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

2 Функции политической системы. Политическая система общества имеет свои функции, среди которых исследователями выделяются: 1) определение целей, задач и путей развития общества; 2) организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ; 3) политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности); 4) формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности; 5) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя; 6) контроль за выполнением законов и правил; пресечение действий, нарушающих политические нормы; 7) разработка правил и законов поведения людей и групп
в обществе; 8) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей; 9) распределение материальных и духовных ценностей

3 Автор теории государственной бюрократии…………… Макс Вебер

4 Концепция, рассматривающая государство как результат соглашения между суверенным правителем и подданными – это договорная теория происхождения государства.

БИЛЕТ №8

Функции политических партий.

Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

- выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о - интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс ---- для решения важных социальных задач;

- разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;

- создание возможностей для политической социализации личности;

- подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

- организация избирательных кампаний и участие в них;

- борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

2. Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем.

Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.

Мажоритарная избирательная система. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. Абсолютного.В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос. относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Пропорциональная избирательная система: Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов. - Самое сложное при пропорциональной системе подсчитать, сколько мест причитается той или иной партии -

Смешанные системы используются в ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать или суще­ственно смягчить их недостатки

3. Политический режим –это система определенных методов осуществления власти, характеризующих состояние демократических прав и свобод.

4. Основное содержание политики – это

БИЛЕТ №9

1. Политическая мысль Арабского Средневековья. Взгляды Аль-Фараби, Аль-Газали, Ибн-Халдуна.

Ярким представителем средневековых мыслителей мусульманского мира является Абу Наср Аль-Фараби (870-950гг.). Будучи последователем Платона и Аристотеля, он полагал, что цель человеческой деятельности - счастье, которое возможно лишь при помощи разумного познания. Аль-Фараби придерживался организматического взгляда на общество, которое отождествлял с государством. Общество - тот же человеческий организм. В своем сочинении "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" он называет те качества, которыми должен обладать правитель такого города. Это - здоровье и сила, умение понимать людей, проницательность, любовь к справедливости и ненависть к тирании, решительность, храбрость и великодушие. Правитель должен уважать законы и действовать согласно им. Представителем классической теории государства в исламской политической мысли является аль-Газали (1058-1111гг.). Проблема, над которой размышлял мыслитель, - это идея укрепления единого исламского государства путем политической централизации. Для п реодоления противоречий между религиозной властью и светской во главе с султаном нужно, с точки зрения аль-Газали, во-первых, рассматривать политику как необходимое составляющее религий и морали; во-вторых, рассматривать религию как основу социальной жизни человека, а власть как страж этой жизни, который обеспечивает ее защиту и незыблемость; в-третьих, аль-Газали считал необходимым союз религиозной и светской власти, полагая, что султан может обеспечить существование единого исламского государства. Будучи противником восточного аристотелизма, аль-Газали считал, что главной задачей государства является защита ислама и исламского образа жизни, а исламское государство должно олицетворять союз власти и религии. Выдающимся ученым арабского Востока был Ибн-Халдун (1332-1406гг.), с чьим именем связана разработка классификации форм правления и определения "естественных законов" становления, развития и падения государств. Любое государство, по Ибн-Халдуну, имеет временные рамки существования, определяемые возрастом трех поколений. В течение этого срока оно проходит пять этапов развития: 1.возникновение новой власти и свержение прежней; 2.сосредоточение власти в одних руках, уничтожение союзников и приближенных, обеспечивающих захват власти; 3.расцвет государства, в котором господствует порядок, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне; 4.подавление оппозиции и применение открытых форм насилия для поддержания власти; 5.упадок и гибель государства.

2. Понятие демократии. Признаки демократии.

Демокра́тия (др.-греч. «власть народа) — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

- Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов.

- Народ является единственно легитимным источником власти.

- Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов.

3 Автор теории разделения властей: в общем виде идея разделения власти высказывалась уже в трудах родоначальника либерализма – Д.Локка. Свое законченное теоретич. оформление она получила в трудах Ш.Монтескье. В современном виде теория разделения властей оформилась в трудах представителей американского просвещения, в частности, в работах Д.Мэдисона.

4. Политология как самостоятельная наука оформляется в конце XIX-XX вв.

Билет 10

Политология как наука. Предмет и объект политологии.

Термин П. включает 2 составляющих: логос-слово, наука; политико-политика.

Одна из самых древнейших наук, кот. Разработало человечество, потому что это наука об управлении обществом ч/з власть. П- безусловный атрибут человеческого общества. П-вечно развивающаяся теория от одной формы к более совершенной. П-отношение м/у соц группами, классами, нациями по поводу власти в интересах своего выражения.

П как наука возникает не сразу. 1-й полит опыт-имперический, т.е на основе опыта и умения.

Специфика любой науки проявляется ч/з объекты и субъекты. Объекты-полит жизнь общ-ва во всей целостности и во всем многообразии своих проявлений. Предмет-раскрытие объективных закономерностей развития полит жизни, сущности политики как

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...