Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическая мысль европейского Средневековья. Учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского.




Классический вариант религиозной традиции в истории политической мысли представлен учениями Августина (Блаженного Августина) (353-430 г.г.) и Фомы Аквинского (1224-1274 г.г.), которых считают основными создателями христианской политической теории эпохи Средневековья. В своих теориях и Аврелий Августин, и Фома Аквинский стремились обосновать верховенство церкви над светской властью. В их теологическом политическом учении власть имеет божественный характер, что не исключает значения в ней человеческого начала. Особенно заметен этот подход в трудах Фомы Аквинского, который ис­ходил из того, что существуют три элемента власти: принцип, способ и осуществление. И если первый исходит от Бога, то второй и третий элементы производим от человеческого права и исходят от народа. Поэтому, несмотря на то, что власть по существу всегда остается божественной и выступление против нее - грех, Аквинский все же допускал, что в случае тирании правомерно даже тираноубийство.


2. Тоталитарный политический режим: понятие, основные характеристики.

Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов “ TOTALITAS ”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Тоталитарными являются режимы, при которых:

- есть массовая партия, эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

- партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

- доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение.


3. Публичность государственной власти означает ее
всеобщность и безличность, поскольку политическая власть апеллирует ко всем гражданам


4. Всеобщность как признак государства означает, что
государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории, в т. ч. и граждан других государств, и лиц без гражданства.

Билет 33
1. Политические идеи XIX века (Г.Спенсер, Л.Гумплович).

Социологическую теорию выдвинул Людвиг Гумплович (1838-1909 г г.), профессор государственного права в Австрии. В качестве основного социологического закона Гумплович объявлял «стремление каждой социальной группы подчинить себе другую социальную группу, встречающуюся на ее пути». По его мнению, не божественное провидение, не общественный договор, не идея свободы создает государство, а столкновение различных групп и племен, а также насилие и борьба между ними. Иные политические взгляды с позиций позитивизма отстаивал Г. Спенсер — родоначальник органического направления в социологии. Сравнивая общество с биологической организацией животных, а его развитие — с биологической эволюцией, он исходил из длительности и постепенности общественных преобразований на основе медленных изменений социальной наследственности, из способности общества к саморегуляции и т.д. Г. Спенсер известен как последовательный сторонник социального дарвинизма. Спенсер признает концепцию естественного права и использует ее для обоснования индивидуализма как основы его социально- политической теории. У Спенсера приоритет принадлежит личности. Он признавал за гражданами «право игнорировать государство», призванное, по его мнению, обеспечивать автономию индивида.Государство, политическая власть возникает и существует, по Спенсеру, ради достижения общих целей и обязано выражать запросы и чувства народа. Спенсер рассматривает государство как «необходимое зло». При этом он различал два основных типа государства: военный, где личность поглощается обществом и государством, а принуждение, милитаризм составляют главное во всех сферах общественной жизни (это характерно для ранних стадий истории);и промышленный, где уважается индивидуальность личности, ее свобода, инициатива, мирное добровольное сотрудничество. Переход к такому типу государств составляет, по Спенсеру, суть закона эволюции в рамках тогдашней историй.


2. Понятие глобализации. Характеристика глобальных проблем современности.

Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на сегодняшний момент является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни.Отношение к глобализации как специалистов, так и всех жителей нашей планеты очень неоднозначно, а порой и диаметрально противоположно. Это связано с разными точками зрения на последствия глобализационных процессов, в которых одни усматривают серьезную угрозу мировой экономической системе, а другие

видят средство дальнейшего прогресса экономики. Несомненно, последствия

глобализации могут носить как позитивный, так и негативный характер, однако

альтернативы ей нет, в связи с чем основное внимание в реферате уделено

исследованию опасностей (угроз), которые несут эти процессы, и возможностей и выгод, возникающих в процессе глобализации. Прежде всего, важнейшим методологическим и практическим вопросом является

определение соотношения между понятиями «глобализация», «интернационализация хозяйственной жизни»,«международное кономическое сотрудничество»,«международная экономическая интеграция.


3. Рационально-легальный лидер – это
законно и демократически выбранный руководитель общества, получивший власть в результате обдуманного, сознательного (рационального) выбора людей.

4. Политический режим, характеризуемый регламентацией всех сфер жизнедеятельности общества – это тоталитаризм


Билет 34
1. Понятие, принципы, типы политического прогнозирования.

Политический прогноз имеет своим объектом политическую систему и политический процесс, а предметом – познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов. Под политическим прогнозом понимают разработку научно обоснованных суждений о вероятных состояниях всей политической системы или отдельных ее субъектов в будущем и о возможных путях и сроках их достижения.

Прогноз движения системы носит преимущественно вероятностный характер, поскольку невозможно выявить все зарождающиеся процессы, определить степень влияния всех факторов на их динамику и реакцию процессов на внешние и внутренние раздражители. Это касается и прогноза политической системы – политического прогноза. Например, Национальный разведывательный совет США, представляя свой прогноз до 2015 года («Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года»), сделал оговорку, о том, что главная трудность - в максимальном учете влияния следующих факторов: демографических тенденций, природных ресурсов и окружающей среды, науки и технологий, мировой экономики и глобализации, национальных и интернациональных властей, будущих конфликтов, роли США. Исследуя эти факторы, важно учитывать следующие моменты: никакие факторы или тенденции не будут иметь определяющего влияния на положение дел во всем мире; каждый фактор будет оказывать разное воздействие в различных регионах и странах; факторы не обязательно усиливают друг друга, в некоторых случаях они могут действовать в противоположных направлениях».

Одной из особенностей политического прогноза является парадокс «самоосуществления и самоопровержения». Суть его состоит в том, что создание прогноза и обнародование его результатов может послужить толчком к его выполнению, тогда как в случае выполнения прогноза, ситуация могла бы развиваться совершенно другим образом.

В политической науке выделяют следующие виды прогнозов:

Поисковый прогноз (исследовательский прогноз) - прогноз, содержанием которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем.

Нормативный прогноз (программный прогноз) - прогноз, содержанием которого является определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели.

Интервальный прогноз - прогноз, результат которого представлен в виде доверительного интервала характеристики объекта прогнозирования для заданной вероятности осуществления прогноза.

Точечный прогноз - прогноз, результат которого представлен в виде единственного значения характеристики объекта прогнозирования без указания доверительного интервала.

Оперативный прогноз - прогноз с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов до 1 месяца.

Краткосрочный прогноз - прогноз с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов от 1 месяца до 1 года.

Среднесрочный прогноз - прогноз с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов от 1 года до 5 лет.

Долгосрочный прогноз - прогноз с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов от 5 до 15 лет.

Дальнесрочный прогноз - прогноз с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов свыше 15 лет.

Политическое прогнозирование существует как в рамках теоретической, так и прикладной политологии. Теоретическая политология рассматривает прогнозы, как прогнозирование политической мегакартины одной страны или даже всего мира, т. е. как возможные пути развития одной или многих политических систем на достаточно длительный период. К. В. Симонов называет такого вида прогнозы «политическими проектами будущего»


2. Теория государственной бюрократии М.Вебера.

Существенный вклад в развитие политической мысли был сделан Максом Вебером (1864-1920г г.), немецким политическим экономистом и теоретиком-социологом. Он широко известен в развитых странах, прежде всего, как автор теории государственной бюрократии. Обращаясь к государственной бюрократии, Вебер подходил к ее анализу с точки зрения функциональной. По его мнению, бюрократия - это рациональная форма коллективной деятельности людей, а капитализм - «концентрированное выражение рациональности». Бюрократическая система государственной организации, отмечал М. Вебер, по своей устойчивости, строгости, дисциплине и надежности превосходит любую другую систему в современном обществе. Парадокс демократии, по мнению М. Вебера, состоит в том, что результатом вовлечения масс в социально-политическую жизнь является возникновение большого количества организаций, которые затем становятся деструктивными для демократического политического функционирования. Чтобы избежать тирании бюрократов, М. Вебер предлагает теорию плебисцитарной демократии, согласно которой харизматический лидер, избранный плебисцитарным путем (прямое голосование всего народа), должен дополнить недостаточную легитимирующую силу парламентской демократии. Именно харизматический лидер, считает М. Вебер, во многом может решить вопрос о взаимоотношениях личности, общества и государства в XX веке.


3. Местная исполнительная власть в РК – это
Правительство Республики Казахстан
4. Политический процесс – это
это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. В узком смысле – деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений.

Билет 35
1. Либеральная модель демократии: понятие, признаки.

Либеральными называют политические течения и идеологические установки, рассматривающие политическую жизнь с точки зрения обеспечения приоритета, защиты и выражения прав личности. Родоначальниками либерализма считают таких мыслителей, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, Дж. С. Милль.

Социальная основа либерализма — индивидуализм, когда свободный, активно действующий индивид рассматривается в качестве центра общественной и политической жизни.

Основные принципы либерализма:

рассмотрение прав человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом и безопасность в качестве неотъемлемых от его существования условий обеспечения нормальной и полноценной жизни, объявление защиты свободы индивида важнейшей целью государства;

— разделение властей в деятельности государственного механизма на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную;

— наличие четких границ деятельности государства в обществе:

его невмешательство как в частную жизнь членов общества, так и в регуляцию их экономических отношений;

— признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов;

— понимание равенства людей как равенства возможностей, прав, которые неизбежно разными людьми могут реализовываться по-разному.

Современный либерализм в отличие от классического (по-прежнему сохраняющего политическое влияние) называют неолиберализмом. Его сторонники под воздействием исторического и политического опыта вносят существенные коррективы в некоторые принципы либерализма:

—зреет понимание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений;

— государство начинает рассматриваться в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека;

— признается необходимость увеличения регулирующей функции государства в обществе.


2. Теория «заинтересованных групп» А.Бентли.

В основе теории Бентли и его подхода к изучению процесса государственного управления лежит понятие деятельности людей, предопределенной их интересами и направленной на их реализацию. Общие интересы объединяют людей по группам, которые различаются по своей деятельности. Вообще группа у Бентли рассматривается как массовая человеческая деятельность, которая не может существовать без заинтересованности людей в ней. Бентли выступал против рассмотрения идей и идеалов как первопричин группвого поведения. Деятельность «заинтересованных групп» и их взаимодействие рассматриваются как постоянно изменяющиеся процессы, в ходе которого осуществляется давление общественных сил на правительство с целью принудить его подчиниться своей воле. В ходе этого процесса доминантами выступают сильные группы, заставляя повиноваться более слабые, а само государственное управление включает в себя урегулирование конфликтов и достижение равновесия между соперничающими группами. Следовательно, Бентли смотрит на политичесую жизнь не как на взаимоотношение и борьбу классов, а как на процесс соперничества групп со своими собственными политическими интересами. Классы Бентли относил к группам с «множественными интересами», склонными к стабильному существованию и поэтому не имеющими большого значения для политической жизни.


3. Избирательная система, обеспечивающая соответствие между популярностью партии в обществе и ее местом в парламенте – это
пропорциональная избирательная система


4. Политическое сознание – это
одна из форм общественного сознания;многообразные проявления человеческой духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие поведение людей в сфере политических отношений; субъективный образ определенного среза объективной реальности.


Билет 36

1. Коллективистская модель демократии: понятие признаки.

Преодолеть недостатки либерального государства и осуществить подлинное народовластие пытаются концепции и реальная модель коллективистской демократии. Эту модель нередко называют также идентитарной. Это название отражает тот факт, что она исходит из целостности народа (нации, класса), наличия у него единой воли еще до акта ее публичного выражения и идентичности этой воли и действий представителей власти.

Коллективистская демократия - это модель народовластия, отражающая автономность личности, являющейся составной частью целостного организма (народа, нации, класса). Коллективистская модель демократии признает первичность однородного по своему составу народа (по отношению к личности) в осуществлении власти и неограниченность, абсолютность власти большинства (отождествляемого с народом) над меньшинством, в том числе над отдельной личностью.

Важнейшие принципы данного типа демократии обосновал Жан-Жак Руссо. Как было сказано выше, теория демократии Руссо исходит из принадлежности всей власти народу, образованному путем добровольного слияния изолированных, атомизированных индивидов в единое целое и передачи индивидуальных прав и свобод общине - коллективному целому. С этого момента личность утрачивает свои права. Они становятся ей не нужны, так как государство заботится о своих членах, которые, в свою очередь, обязаны думать о благе государства. Руссо исходил из предпосылки, что народ неделим. Он обладает единой, общей волей и неотчуждаемым суверенитетом. Внутри него не существует ни большинства, ни меньшинства, а потому и нет необходимости в защите последнего.


2. Основные тенденции развития политической системы Республики Казахстан в условиях суверенитета.

В зависимости от степени стабильности П.С. делятся на консервативные, сохраняющиеся и поддерживающие установленный порядок, и трансформирующиеся, отличающиеся динамизмом и ориентацией на проведение реформ.

Примером трансформирующейся политической системы является П.С. РК.

Хотя демократизация в Кз началась еще в рамках СССР во второй половине 80-х гг, однако в подлинном процессе реформирования П.С. можно говорить только после принятия 16.12.1992г. Закона о гос.независимости. Осн.этапы этого процесса: образование и развитие политических партий, общественно-политическихдвижений, принятие Конституции в 1993г. и в 1995г., принятие новоо закона о выборах, всенародные выборы Президента и Парламента. Важным этапом демократизации П.С. РК стало внесение 7.10.1998г.и 21.05.2007г. изменений и дополнений в Конституцию РК, которые расширили возможности для участия П.С. в осуществлении власти.

Все эти события способствовали формированию в РК качественно новой П.С. демократического типа. Однако на сегодняшний день нельзя говорить о том, что этот процесс завершился. Трансформация П.С. Кз в сторону демократии требует дальнейшего развития политических партий и формирования реальной партийной системы, развития институтов гражданского общества.


3. Человек является сознательным участником политического процесса в
либеральной модели демократии.
4. Основные признаки государства (перечислить):

территориальная организация населения, государственная власть, государственный суверенитет, право и сбор налогов. Эти признаки отличают государство от других организаций в обществе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...