Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление политических партий в РК. Основные партии РК.




Становление политических партий в РК тесным образом связано с периодом распада СССР и образования суверенного государства. Этот процесс, начавшийся во второй половине 80-х годов, был отягощен таким фактором, как отсутствие традиции многопартйности. Начавшие свою деятельность в начале века политические партии Алаш, Уш Жуз были впоследствии уничтожены, практически все их идеологи истреблены физически.

Важным этапом становления многопартийности в Казахстане стал уход с политической арены Компартии Казахстана, делегаты партийного съезда которые в сентябре 1991 года объявили о ее самороспуске. Правоприемницей Компартии была объявлена Социалистическая партия. 21 октября 1991 года МЮ были зарегистрированы первые политические партии Казахстана, которыми стали Народный Конгрес Казахстана и Социалистическая партия Казахстан.

Осенью же 1991 года возникли Республиканская партия Казахстана, а также политизированное профсоюзное объединение Независимый профцентр.

Важным событием 1993 года стало создание Союза «Народное единство Казахстана»,предложившего идею объединения центриских сил страны, выступающих за углубление экономических реформ и консолидацию общества, в 1995 году реорганизован в партию Народного единства Казахстана.

2. Функции политической культуры. Одна из важнейших функций политической культуры - интеграция различных социальных групп. Ее целью является сохранение целостности общества.Взаимод. всех институтов и субъектов власти на основе использования системы ценностей, общепринятых символов,стереотипов обеспечивается такой функцией как коммуникация.Кроме того, функциями политической культуры являются идентификация, раскрывающая потребность человека в понимании своей групповой принадлежности, адаптации, выражающая потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде, а также ориентация, характеризующая стремление человека к осмыслению политических явлений. Важнейшей функцией полит культуры является политическая соцаилизация, понимаемая процесс вхождения чел-ка в полтику, его подготовку и включение в отношения власти.

3.Авторы теории утопического социализма были К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн.

4. Геополитика— наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений.

Билет 28

1. Формы государственного правления

Форма правления представляет собой способ реализации верховной гос.власти и проявляется через систему высших органов власти и механизм их взаимодействия. Современные гос-ва представлены двумя осн.формами правления: монархия и республика. Главное отличие между ними заключается в механизме замещения должности главы гос-ва (в монархиях она наследуется, а в республиках явл-ся выборной). В зависимости от реального и правового положения монарха как главы гос-ва, его взаимоотношений с парламентом и правительством можно выделить монархии абсолютные(ОАЭ, Оман, Катар, Саудовская Аравия) – форма правления, при кот.вся полнота гос.власти сосредоточена в руках монарха - и конституционные – полномочия

монарха как главы гос-ва ограничены конституцией: дуалистическая (Марокко, Иордания и др) – власть делится м/у монархом и парламентом(законы принимаются парламентом, однако монарх наделяется правом их отменять, при этом правительство несет ответственность перед монархом и проводит политику, угодную монарху), парламентская (Великобритания, Швеция, Япония, Дания, Испания) – власть монарха практически не распространяется на сферы законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления, законы принимаются парламентом, правительство образуется а основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Наиболее распространенной формой правления в современных гос-вах явл-ся республика. В зависимости от организации взаимоотношений высших органов гос-ва различаются два основных вида республики: президентская (США, Мексика и др.) – значительная роль президента (глава гос-ва и глава исполнит.власти) в системе гос.органов, правительство формируется президентом и не несет парламентской ответственности, в подчинении президента находится весь гос.аппарат, включая вооруженные силы, разведку, полицию, глава гос-ваизбирается внепарламентским путем; и парламенская (ФРГ, Италия, Австрия, Индия и др.) – президент избирается либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой парламентом, место президента очень скудное, что объясняется особой системой взаимодействия властей в парламентской республике, президент формирует правительство только из представителей партии, обладающих парламентским большинством, при этом парламент наделяется правом контроля за деятельностью правительства. В некоторых гос-вах имеет место смешанная форма правления, сочетающая элементы как президентской, так и парламентской республики (Франция 1958г., Португалия, Финляндия

2. Основные теории происхождения гос-ва

Еще в глубокой древности люди стали задумываться о причинах и путях происхождения гос-ва. Следствием этоо стали разнообразные теории, пытающиеся объяснить природу и генезис гос-ва. Одной из первых теорий происхождеия гос-ва была теолоическая концепция, которая связывала возникновение гос-ва с божественной волей. В древности же (IVв.до н.э. Аристотель) возникла и патриархальная теория, которая развивалась и в более поздние времена (18-19вв), согласно которой гос-во возникло в процессе механического соединения родов в племена, племен - в союзы и так до образования собственного гос-ва (вывод, как из теологической концепции – необходимость подчинения гос.власти во всех ее формах). В 17-18вв., в условиях развития европейского абсолютизма возникла теория общественного договора: гос-во – результат своеобразного отбора, заключаемого между суверенным властителем и подданными (Т.Гоббс, Ж.Ж.РУССО). В 19-м в. распространение получила органическая теория гос-ва (Г.Спенсер) обязанная своим возникновением революции в области естествознания. В соответствии с этой теорией челов-во возникло как результат эволюции животного мира – от низшего к высшему (естественный отбор). В 19-м в. возникли и получили развитие теория насилия(Л.Гумплович, К.Каутский, Е.Дюринг) и психологическая теория (Ж.Бюрдо, Г.Тард, Л.Петражицкий). Теория насилия объясняла возникновение гос-ва причинами военно-политического хар-ра, т.е. завоеванием одного племени другим и созданием спец.аппарата подавления порабощенного племени (подчинение слабого более сильному). Психологическая теория гос-ва – особое св-во чел.психики, прорявляющаяся в потребности власти у одних и подчинению у других. Социально-экономическая теория гос-ва(восходит к Платону – истоки в разделении труда), в последствие отображается в трудах К.Маркса, В.И.Ленина, рассматривающих гс-во как результат деления общества на классы.

3.Теория общественного договора-Локк,Гоббс,Руссо

4.Традиционный лидер опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов.

Билет 29

1. Политический процесс и политическая модернизация.

Политический процесс – это определенная последовательность действий и взаимодействий между политическими факторами, которая проистекает в определенное время и в определенном пространстве.

Политический процесс развертывается в каждой стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партий и общественных движений. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует её переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве.

Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с её конституирования

и последующего реформирования. Его главное содержание связано с

подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления.Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы: 1) аполитичная группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели политической карьеры и политические лидеры.

Политическая модернизация (англ. modernization) - формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры.Модернизация предполагает адаптацию политической системы к современным условиям. Поэтому под современными политическими институтами и практиками, которые возникают и распространяются в ходе модернизации, следует понимать те политические институты и практики, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление политический системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности. Эти институты и практики могут как соответствовать моделям современных демократических институтов, так и отличаться от них в различной степени: от отвержения «чужих» образцов до принятия формы при ее наполнении изначально несвойственным ей содержанием. Политическая модернизация не является движением к какому-либо образцу. Этот процесс имеет многовариативный и альтернативный характер.

2. Основные концепции политического лидерства. В современной политологии существует несколько концепций политического лидерства. Наиболее распространёнными являются:

1. Теория черт (Ф. Гальтон, Э. Богардус). Лидерство этой теории рассматривается как чисто социально-психологический феномен. Лидер – это человек, обладающий особой совокупностью таких черт, как интеллект, характер, организаторские способности, коммуникабельность, такт, чувство юмора, умение привлекать к себе внимание и т.д. В этой теории игнорируется социальная природа лидерства, утверждается, что набор названных черт делает человека лидером автоматически.

2. Ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер), формулирует идею зависимости лидерства от определенных условий. Эта теория исходит из относительности и множественности лидерства. Лидер – функция определенной ситуации. Именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют отбор политического лидера и детерминируют его поведение. С учётом сложившейся ситуации человек, обладающий определёнными чертами, может стать лидером. В другой ситуации он никогда не станет им. Соответственно лидер вырабатывает в себе качества отвечающие конъюнктуре или «ситуационному спросу» и является своеобразным флюгером, действующим по обстоятельствам.

3. Функционализм (Д. Эдингер). Лидерство – это такое положение в обществе, которое характеризуется способностью одной личности направлять и организовывать коллективное поведение всех его членов. Лидер в силу своих способностей берёт на себя ряд важнейших функций в обществе: управление, регулирование, контроль политических отношений. Эта теория не учитывает того факта, что для реализации способностей личности нужны определённые условия и возможности.

4. Теория конституентов (определяющей роли последователей) (Ф. Стэнфорд). Эта теория объясняет феномен лидерства через последователей и конституентов. Лидер всегда имеет последователей. Выдвижение лидера зависит от поддержки группы. Лидер – это инструмент в руках группы, которая его выдвинула для защиты своих интересов и превращает в марионетку, действующую по потребностям толпы и по её критериям. Главное значение приобретает не анализ деятельности лидера, а его последователей. Не раскрывая сущности лидерства, эта концепция рассматривает достаточно полно главную причину ослабления лидерства.

5. Компенсаторная теория политики рассматривает проблему лидерства на основе психоанализа (А. Адлер, Г. Ласеуэл). Стремление к лидерству, этой теорией рассматривается как стремление компенсировать свою личную неполноценность в какой-то области (физической, психической, моральной и т.д.). Борьба за власть (соответственно за лидерство) рассматривается как борьба за самоутверждение, за достижение ведущих позиций в обществе с целью компенсировать все свои переживания.

Подводя итог можно сделать вывод, что политический лидер – авторитетная, обладающая особыми политическими, профессионально-нравственными качествами и полномочиями личность, способная объединить и мобилизовать людей (социальными группы, государственные и общественные институты) на достижение социально значимых политических целей, решение актуальных проблем общественного развития.

В реальной жизни нет двух совершенно одинаковых политических лидеров. Однако у различных людей присутствуют схожие, типологические черты, поэтому в политологии предприняты попытки классифицировать лидеров по разным основаниям.

3.Прямая демократия (Непосредственная демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

4. отличие монархии от республикиВ монархиях источником власти является одно лицо. Глава гос-ва получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органв власти.

В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы власти избраются гражданами.

Билет 30

1. поддержали Казахстан в первые годы его независимости. Все больше представителей казахстанской молодежи стремится получить высшее образование в США. Отдельные антиамериканские нотки обнаруживаются чаще всего на уровне высказываний некоторых экспертов по внешней политике.

экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Организация договора о коллективной безопасности. Оба государства выступают с близких позиций в вопросах функционирования Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Казахстан сумел выйти на уровень равноправного партнерства с Россией. Достаточно напомнить, что в крупномасштабные проекты на Каспии Российская Федерация и Республика Казахстан собираются вкладывать примерно равные капиталы (и это при очевидной разнице экономических потенциалов). Кроме того, Казахстан настоял на радикальном пересмотре сложившегося взаимодействия двух стран в сфере освоения космоса. Результатом пересмотра стало создание космического комплекса «Байтерек», позволяющего Казахстану стать полноправной космической державой, а не просто страной, с территории которой другие страны осуществляют запуск космических кораблей. Достойным ответом на российское экономическое присутствие в Казахстане стала успешная деятельность казахстанских банков в России2.

Не менее важен и факт создания устойчивых отношений между Казахстаном и Китаем. Казахстан и Китай выстраивают свои отношения как в двустороннем, так и в многостороннем форматах. Благодаря этому еще в 1990-х годах с повестки дня был снят казахстанско-китайский пограничный вопрос. Все более активно оба государства сотрудничают в энергетической сфере. Китай и Казахстан плодотворно взаимодействуют и в рамках ШОС, выступая против международного терроризма, сепаратизма и религиозного экстремизма.

Огромное значение Казахстан придает отношениям с США, являющимися одним из ключевых экономических партнеров РК. Американские инвестиции, направляющиеся преимущественно в энергетический комплекс, составляют 1/3 от общего портфеля иностранных инвестиций в Казахстане. Следует подчеркнуть, что Республика Казахстан извлекла максимум внешнеполитических дивидендов из новой геополитической ситуации, сложившейся после событий 11 сентября 2001 года. С одной стороны, Астана заявила о своей готовности оказать любую помощь США в их борьбе с международным терроризмом и вносит значительный вклад в стабилизацию экономической и политической ситуации в Афганистане и Ираке. С другой стороны, Казахстан, в отличие от Кыргызстана и Узбекистана, не предоставил свою территорию для размещения американских военных баз, благодаря чему сумел сохранить стабильность отношений с Россией.

Залогом успешного развития казахстанско-американских отношений является и отсутствие в массовом сознании Казахстана устойчивых антиамериканских настроений. Население Казахстана не склонно воспринимать США как сколь-нибудь значительную угрозу своей независимости и безопасности. Напротив, казахстанцы помнят, что Соединенные Штаты (пусть даже из эгоистических соображений)

Казахстан в системе международных отношений. Казахстан и международные организации.

Казахстан с первых дней независимости дал понять, что его не устраивает роль объекта или пространства, на котором разворачивается очередной раунд «большой игры» других держав. Представители казахстанской политической элиты заявили, что Казахстан не собирается быть «подопытной мышью в чьих-то экспериментах». В этой связи значительным достижением казахстанской дипломатии можно считать создание сбалансированных, взвешенных отношений с великими державами – Россией, Китаем и США.

Отношения Казахстана и России пережили значительную эволюцию за последние 14 лет. От деклараций 1990-х годов обе державы перешли к стратегическому партнерству. Казахстан и Россия сумели решить все пограничные проблемы, заключив межгосударственный договор в декабре 2004 года. Вместе с Россией Казахстан образует ядро таких организаций, как Евразийское

2. группы давления в политической системе.

Группы давления - организации самого разного типа, члены которых, не претендуя на высшую политическую власть в системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов. В этом их принципиальное отличие от политических партий.

В число таких групп входят:

• профсоюзы рабочих и служащих;

• фермерские (крестьянские) организации и союзы;

• профессиональные ассоциации предпринимателей;

• феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и т.п. движения;

3. политическая характеристика человека- с точки зрения осмысленности действий, выделяются осознанные формы политического поведения, основанные на рациональных мотивах и неосознанные, где мотивация выведена из-под контроля сознания, а побуждение и регуляция осуществляются низшими рефлекторными уровнями психики (аффективные действия толпы в качестве реакции на применение насилия)

4. Федерация — это государственное объединение нескольких экономически и политически самостоятельных стран, республик, штатов и т. п.

Билет №31

1. Понятие мировой политики. Геополитика, национальный интерес, национальная безопасность.

Национальная безопасность — понятие, характеризующее уровень защищенности и меры по обеспечению защиты отдельно взятой нации от внешних и внутренних угроз. Национальная безопасность — защищенность жизненно важных интересов личности.. Национальный интерес.

Национальный интерес - это осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности. Национальный интерес можно определить также как осознание и отражение в деятельности лидеров государства его потребностей. Это относится и к многонациональным, и к этнически однородным государствам. Фактически под национальным интересом подразумевается национально-государственный интерес.

Традиционно понимаемый коренной национально-государственный интерес включает три основных элемента:

- военная безопасность;

- экономическое процветание и развитие;

- государственный суверенитет как основа контроля над определенной территорией и населением или сохранение нации в качестве свободного и независимого государства.

Мировая (международная) политика: совокупная деятельность государств на

международной арене. Межгосударственная политика: отражает систему отношений между

государствами, их органами, службами и представителями (президент,

правительство, парламент, министерство иностранных дел и др.).

Геополитика — междисциплинарная область знания о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений в многомерном коммуникационном пространстве Земли.Основной объект изучения геополитики — геополитическая структура мира, представленная множеством пространственных моделей. Исследование механизмов и форм контроля над геопространством — одна из основных задач геополитики. Историческим ядром геополитики выступает география, ставящая во главу угла исследование прямых и обратных связей между свойствами пространства Земли и балансом (соперничеством или сотрудничеством) мировых силовых полей.

2. Основные черты демократического политического режима.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

3.Субъектом является народ у либеральной демократии

4. Унитарное государство – простое гос-во, территория которого состоит из административных единиц, не имеющих ни политической, ни юридической самостоятельности

Билет 32

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...