Вопрос №5. Политическая система и политическая культура Франции
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Франция – республика. В состав Франции входят: 1. Заморские департаменты – Гваделупа и Мартиника в Вест-Индии, Гвиана в Южной Америке, Реюньон в Индийском океане. 2. Заморские территории – Новая Каледония, Французская Полинезия, Уоллис и Футуна. 3. Южные и антарктические земли – о-ва Кергелен, Крозе, Сен-Поль и Амстердам, Земля Адели. 4. Территориальные единицы с особым статусом – Майотта, Сен-Пьер и Микелон. По форме Франция – сложное унитарное государство. Территория Франция разделена на 22 региона и 96 департаментов. Департаменты делятся на 328 округов, 3828 кантонов и 36551 коммун. Коммуны считаются территориальными коллективами и располагают выборными органами самоуправления. Историко-географические единицы – кантоны – не имеют собственных органов самоуправления и управления и используются как избирательные округа для выборов в советы департаментов. Регионы Франции объединяют 3-5 департаментов.
Конституция:
С 1789 г. было принято 11 конституций. Ныне действующая Конституция Французской республики оформила создание во Франции Пятой республики. Основной закон Франции имеет сложную структуру и состоит из трех документов:
Конституция 1958 г. в основном регулирует взаимоотношения органов государства. Главная черта конституции 1958 г. – концентрация политической власти в руках исполнительных органов.
Во Франции конституционно закреплен и реализован принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Франция сыграла особую роль в становлении концепции и утверждении принципа разделения властей. Французская революция 1789 г. положила путь к превращению абстрактной и отвлеченной теории в ведущий конституционно-правовой принцип, на котором строится сегодня государственный строй любого демократического государства.
Взаимоотношения исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти не отличаются полной раздельностью. Президент Франции не несет политической, т.е. парламентской ответственности.
Президент Франции участвует в функционировании каждой из ветвей власти. Таким образом, исполнительная власть во Франции носит двойственный характер: она поделена между президентом и правительством как коллегиальным органом. Контроль над деятельностью президента и правительства с 1899 г. осуществляет высший орган административной юстиции – Государственный совет, рассматривающий в первой инстанции дела, связанные с актами президента республики, премьер-министров и министров. Принцип разделения властей в условиях смешенной формы правления, обеспечивая в первую очередь самостоятельность и эффективность исполнительной власти, нацеливает одновременно все ветви власти на сотрудничество и взаимодействие. Законодательная власть: Носителем законодательной власти в Пятой республике является парламент, состоящий из двух палат – Национального собрания (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Национальное собрание избирается сроком на 5 лет путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании. Сенат, задуманный в качестве противовеса нижней палате, формируется путем косвенных выборов. Его члены избираются сроком на 9 лет по департаментам особыми коллегиями выборщиков. Состав Сената обновляется на треть каждые три года. Двухпалатную структуру (бикамеризм) зачастую оправдывают ссылкой на необходимость обеспечить систему сдержек и противовесов. Национальное собрание играет преимущественную роль перед Сенатом: при наличии разногласий между палатами правительство может спросить Национальное собрание вынести окончательное решение.
К числу традиционных важнейших функций парламента относятся: Установление государственных доходов и расходов Принятие государственного бюджета и утверждение отчета о его исполнении Финансовые законопроекты подготавливаются и вносятся в Национальное собрание правительством. Другая важная функция парламента – контроль за действиями правительства. Законодательные выборы позволяют избрать депутатов Национальной Ассамблеи. Она включает 577 депутатов, избираемых на 5-летний срок, при условии, что легислатура не прервана роспуском Национальной Ассамблеи. После 1958 г. Национальная Ассамблея распускалась 5 раз: в 1962, 1968, 1981, 1988, 1997. В течение года после выборов Национальная Ассамблея не может быть распущена. Голосование проходит по избирательным округам, каждый округ соответствует 1 месту. Применяется мажоритарная избирательная система в 2 тура. Чтобы быть избранным, кандидат должен получить: в первом туре — абсолютное большинство поданных голосов и количество, равное четверти избирателей, вписанных в избирательные списки; во втором туре — относительное большинство, в случае равенства избирается более старший кандидат. Чтобы иметь возможность участвовать во втором туре, кандидат должен набрать минимум 12,5 % от количества зарегистрированных избирателей. Пятая Республика запрещает совмещать парламентский мандат с постом министра, поэтому предусмотрен институт «заместителя» (suppléant), который может занять место того депутата, который становится министром. Также запрещено совмещение мандата парламентария с мандатом депутата Европейского Парламента и сенатора.
Исполнительная власть: Исполнительная власть во Франции представлена президентом (Николя Саркози) и правительством, которое возглавляет премьер-министр (Франсуа Филлон). Президент Республики наделен обширными полномочиями: Назначение премьер-министра Досрочный роспуск Национального собрания – нижней палаты парламента (после формального запроса мнений премьер-министра и председателей палат)
Президент принимает участие в осуществлении функций судебной власти
Президент избирается на пятилетний срок всеобщим прямым голосованием. Ограничений по количеству сроков президентства нет. Голосование проходит в два тура. Чтобы быть избранным в первом туре, необходимо набрать абсолютное большинство поданных голосов. Во второй тур проходят 2 кандидата, получивших наибольшее число голосов в первом, при том, что ни один из них не набрал абсолютного большинства. Правительство Французской Республики представляет собой коллегиальный орган, несущий основную ответственность за осуществление исполнительной власти в стране. На него возложено общее руководство и управление делами государства. Главная проблема в работе исполнительной ветви власти состоит в том, что конституция не определяет отношения между президентом и премьер-министром. Результаты 2го тура последних президентских выборов: Николя Саркози – 53,1%, Сиголен Руаяль – 46,9%.
Местное управление и самоуправление:
Поскольку Франция – унитарное государство, возникает проблема сочетания государственных и местных интересов. Она решается на основе применения принципов деконцентрации (разукрупнения) и децентрализации. Значительные властные полномочия государство передает служащим, представляющим центральную власть на местах и поставленным во главе административно-территориальных округов, на которые разделена вся Франция. Регионы не имеют юридического лица, поскольку являются частью государства. Возглавляет его высшее исполнительное должностное лицо – префект, который назначается и отзывается Президентом Французской Республики. Регионы управляются выборными региональными советами. Департаменты управляются генеральным советом, избираемым сроком на 6 лет по одному представителю от каждого кантона.
В целом, обеспечение децентрализации основано на соблюдении двух условий:
Правовой статус французских политических партий, их назначение, порядок и условия образования и функционирования в самых общих чертах определяются Конституцией Франции. Образование политических партий не связано непосредственно с решением какого-либо государственного органа, санкционирующего или отказывающего в признании политической партии. Во Франции отсутствует регулирование статуса партий посредством специального закона. Основной закон устанавливает, что политические партии должны способствовать выражению мнения в ходе голосования. Среди основных политических партий можно выделить:
Франция – президентско-парламентская система
Франция – сегментированный плюрализм
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|