Глава 6. Понимание мудрости Бога (2:6-16)
"Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначал Бог прежде веков к славе нашей, Которой никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов" (2:6-16). Этот отрывок продолжает разбирать проблему разъединения, царившего в церкви Коринфа и, в особенности, продолжающуюся приверженность к философским течениям человеческой мудрости и к руководителям, которая углубляла это разъединение. Человеческая мудрость удерживала верующих от божественной мудрости, от духовного роста и единства. "Мудрость же мы проповедуем между совершенными'", - говорил Павел. В то время как ложная, человеческая мудрость - это большое препятствие на пути к Евангелию. Истинная, божественная мудрость сама проистекает из Евангелия. Для верующих, для "призванных", Христос - это "Божия сила и Божия премудрость" (1:24). Слово "совершенные" (телеиос) может означать "совершенные" (Версия короля Джеймса) или "завершенные", но это слово может относиться также и к людям, являющимся полноценными членами какой-либо группы, или к вполне посвященным. Здесь Павел употребляет этот термин таким же образом, каким он использован (в других формах) в послании к евреям (6:1; 10:14) по отношению к спасению. "Совершенные" - это те, кто спасены и полностью полагаются на Иисуса Христа. Тут апостол имеет в виду не то, что он проповедует Божью мудрость только верующим, продвинутым в вере, но то, что он проповедует ее верующим, верящим воистину - спасенным. Истинно верующие - единственные люди, среди которых Евангелие может быть мудростью. Для всех остальных оно - соблазн или глупость (1:23). Очевидно, что некоторые христиане лучше разбираются в вопросах, связанных с Божьей мудростью, чем другие, и более послушны ей. Но для любого христианина "Он в преизбытке даровал (благодать)... во всякой премудрости и разумении, Открыв... тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем" (Еф. 1:8-9). В то время как отвергающие Христа воспринимают Его весть как безумие, для верующих это - мудрость, мудрость от Бога. В 2:6-16 этого послания Павел подчеркивает два пункта: (1) истинную мудрость человеческими силами не раскроешь, и (2) истинная мудрость раскрывается свыше.
Истинную мудрость человеческими силами не раскроешь. Низко развитому созданию невозможно понять создание, более высоко развитое. Как мог бы кто-нибудь понять что-либо более сложное и развитое, чем он сам? Чтобы блоха поняла собаку, ей необходимо быть по меньшей мере столь же развитой, как и собака. Насколько же больше расстояние между Богом и Его творением! Люди могут вообразить, на что мог бы быть похож Бог, - и у них есть масса представлений на этот счет. Почти у каждого есть свое мнение о том, чему Он подобен - и даже о том, существует ли Он вообще. Но представления человека недостоверны, потому что они никогда не смогут выйти за рамки просто размышлений. Своими собственными силами создание не может вместить Создателя.
Божья мудрость, истина о Нем и о том, что Он сообщает человеку - это "мудрость не века сего и не властей века сего". Слово "век" (аионос) относится к периоду времени, к историческому возрасту. Павел говорил не только о конкретном историческом периоде, в котором он жил, но обо всех исторических периодах. Вся человеческая мудрость преходяща. Она пуста, тщетна и сводится к нулю. Даже власти (архонтон), то есть руководители или люди, обладающие авторитетом, не могут претендовать на нее или даже на то, что они имеют к ней какое-либо отношение. Павел повторяет свое утверждение, что на самом деле то, что он проповедует, является мудростью: "но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную". Природный человек ее не знает, не понимает и считает ее глупостью, потому что это - "премудрость... тайная, сокровенная". Слово "тайная" (мустерион) подразумевает не что-то загадочное и странное, но то, что скрывает в себе тайну. Бог намеренно держит Свою мудрость в тайне от природного человека и его земной мудрости (ср. Мф. 11:25; 13:10-13). Но Своему народу, Своим призванным и совершенным, "Бог... предназначил прежде веков" дать Свою мудрость, через Своего Сына, "к славе нашей". До начала времен определил наш Небесный Отец дать нам Свою спасающую мудрость, которая приведет в конечном счете к нашему вечному прославлению (Рим. 8:18). "Которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы" (2:8). Распятие свидетельствует о том, что "власти века сего" не имели Божьей мудрости. Если бы они "познали" ее, то "не распяли бы Господа славы". Ни руководители иудеев, для которых Евангелие было соблазном, ни руководители язычников, для которых оно было безумием, не понимали Божьей мудрости - мудрости свыше. В своем невежестве о Боге - в своем преднамеренном невежестве - они казнили Его Сына. Личное свидетельство Павлово демонстрирует это невежество (1 Тим. 1:12-13). Вот к чему приводит человеческая мудрость. В глазах мира Иисус был каким угодно, но только не прославленным; а в глазах Бога Он был Самим Господом славы. И все же "не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (2:9).
Здесь Павел свободно цитирует Исайю 64:4 и 65:17; этот отрывок часто запоминают наизусть, но его же часто неправильно применяют. Павел относит эти слова не к небесным чудесам, а к мудрости, которую Бог приготовил для верующих. Для Павла суть в том, что природные глаза, уши и сердца людей не могут узнать или вместить Его мудрость. Эта мудрость приготовлена только "для любящих Его". Ни внешним, ни внутренним образом, ни объективно, ни субъективно не может человек раскрыть для себя Бога. Его внешние поиски эмпиричны, носят опытный характер, -поэтому здесь говорится о способности видеть и слышать. Божью истину нельзя увидеть глазами - сколько бы изощренных приборов для наблюдения мы при этом ни использовали. Но точно так же беспомощны мы и тогда, когда стремимся раскрыть Его истину субъективно, при помощи своего разума ("сердца"). Рационализм не может познать до конца Божью истину. Оба главные источники человеческой мудрости, эмпиризм и рационализм, равно бессильны раскрыть божественную истину. Фактически они всегда поворачивают человека против божественной истины. В конечном счете они привели людей к тому, чтобы распять Христа. Но Божия истина, Божий план, Божья мудрость не спрятаны от Его детей. Все это "приготовил Бог любящим Его". Истинная мудрость открывается свыше. Раскрывать Божью истину своими силами - это для человека не только невозможно, но и не нужно. Чего человек не может обнаружить, то Бог уже дал ему. Святой Дух вторгся в запертую камеру человека и показал ему Бога - при помощи откровения, вдохновения и просвещения. При помощи откровения "А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (2:10-11).
Святой Дух - это деятельное лицо Троицы, ответственное за передачу Божьей истины и за общение с людьми. Первый шаг на пути передачи Божьей истины - это откровение. Являясь одним из лиц Верховной Троицы, Дух знает в совершенстве мысли Бога. Бог дал ангелам много изумительных и чудесных поручений, сослуживших добрую службу человеку. Но Он не доверил ангелу откровение Нового Завета. Истины Своего Слова Бог открыл Духом Своим. Дух Святой - это божественный автор Писания. Для записи Он использовал многих людей, но записанная им весть - целиком и полностью Его. Откровение - это Божье Слово в чистом виде. Чтобы проиллюстрировать, каким несравненным образом Святой Дух способен открывать Слово, Павел сравнивает то, как Дух знает Божий ум, с человеческим знанием о его собственных мыслях. Никакой другой человек не может знать вас лучше, чем вы сами себя знаете. Даже муж и жена, которые прожили вместе десятки лет и щедро делились друг с другом своими мыслями и мечтами, трудностями и радостями, никогда не сумеют узнать один другого так близко, как каждый из них знает самого себя. Наши самые заветные мысли, сокровенные тайники души, известны только нам самим. Сходным образом, только Дух Божий, Его собственный Дух может знать Его сокровенным образом. И - чудо из чудес - именно Своего Духа, Того, Кто интимно знает глубины Божии и мысли Божии, Бог послал открыть Его собственную мудрость тем, кто верит, - нам. При помощи вдохновения "Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным" (2-12-13). Дух передает Божью истину при помощи процесса, который называется вдохновением. Его истина человеком не может быть раскрыта: она может быть только принята. Чтобы что-то могло быть принятым, оно должно быть сначала предложенным. Божья истина может быть принята потому, что она дарована нам. Дух от Бога, а не дух мира сего (то есть не человеческая мудрость) принес Божье Слово, которое и заключает в Себе дарованное нам от Бога. Библия -это то средство, при помощи которого Бог передает нам Свое откровение. Слова "мы" и "нам" в стихах 12-13 (как и в стихах 6-7, 10) относятся не к христианам в общем, но к самому апостолу Павлу. Божье Слово дано для всех верующих, но было открыто только апостолам и другим людям, записавшим Писание Только об этих людях с полным правом можно сказать, что они были вдохновлены. Обетование, содержащееся у Иоанна (14:26) ("Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам"), хотя и относится ко всем верующим, но было дано только апостолам. Павел и другие авторы Писания записывали не свои собственные представления и интерпретации. Они записывали то, и только то, что им давал Бог. "Мы приняли... дабы знать..." Дух употреблял слова, которые люди знали и которыми они пользовались, но Он выбирал нужные для Него слова и выстраивал их в нужном для Него порядке. Поэтому Библия -это не только Божье Слово, но и Божьи слова.
И это не просто "Слово, скрывающееся за словами", как полагают многие либеральные и новоправославные толкователи. "Все Писание богодухновенно" (то есть вдохновлено Богом) (2 Тим. 3:16). Писание означает "записанное" и относится конкретно к тому, что избранные Богом люди записывали с помощью Его откровения и вдохновения. Это слово относится, как объясняет нам Павел, к тому, что даровано нам от Бога, к Богодухновенным словам, которые пни записывали. Будучи в пустыне и отвечая на первое искушение сатаны, Иисус сказал, цитируя из Второзакония (8:3) "не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих". Бог дал Свое собственное Слово Своими собственными устами. "Всякое слово, исходящее из уст Божиих" - это откровенное, вдохновенное и авторитетное слово. Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. При помощи просвещения "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно духовный судит о всем, а о нем судить никто не может Ибо кто познал ум Господень, чтобы судить его? А мы имеем ум Христов" (2:14-16). Третий шаг в процессе передачи Духом Божией истины - это просвещение. Можно читать Библию - даже различные переводы и ни Библии - и все же не понять ее. Можно изучать Библию то много лет, запомнить наизусть многие отрывки из нее - и все же не понять ее. Книжники и фарисеи во дни Иисуса были высокообразованными в том, что касалось Ветхого Завета, и все же самое главное, что сообщал Ветхий Завет, они упустили. Они не сумели узнать обещанного Мессию, когда Он жил среди них (Ин. 5.37-39). Они не поверили Иисусу, потому что они не по настоящему верили Моисею, великому законодателю, на которого они возлагали свои надежды (ст. 45-47), Они не приняли того, что от Духа Божия, потому что это показалось им безумием. Поскольку эти люди не принадлежали Богу, они не могли разуметь того, что от Духа, потому что о сем надобно судить духовно. Эти книжники и фарисеи, подобно всем, кто отвергает Бога, жили только в сфере душевного человека. У них не было возможностей и не было желания понять духовную природу Божьего Слова. Душевный человек не может знать или понимать того, что от Духа Божия, потому что об этом можно судить только духовно. Духовный противопоставляется душевному, и это противопоставление относится к внутренней способности искупленных улавливать Божью истину. Божье Слово оценивается и понимается духовно, - а душевный человек духовно мертв. Псалмопевец понимал необходимость получить просвещение от Бога. Он молился: "Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего" (119:18). Ему не нужно было Божьей помощи, чтобы читать Его Слово, но он знал, что ему нужна Божья помощь, чтобы понять прочитанное. Мартин Лютер сказал: "Одно только изучение Библии или один только талант не помогут нам понять ее, если вы хотите ее понять, вам следует рассчитывать только на влияние Святого Духа". Джон Кальвин писал: "Свидетельство Духа превышает разум. Ведь... эти слова не вызовут полного доверия в сердцах людей, пока они не будут скреплены печатью Духа". Еще кто-то однажды сказал, что самое лучшее, что может сделать человек своими силами, это - "глодать лодку Писания, не доходя до дерева". Бог должен открыть глаза нашего понимания до того, как мы сможем воистину узнать и правильно истолковать Его истину. Его истина доступна только для тех, чей дух обновлен, в ком пребывает Его Дух, - ведь только Дух может осветить Писание. В точности, как физически слепой не может увидеть солнца, так и духовно слепой не может увидеть Сына. Обоим не хватает необходимого освещения. Мартин Лютер сказал: "Человек подобен соляному столбу, как жена Лота, - он подобен бревну или камню, он подобен безжизненной статуе, которая не может раскрыть ни глаза, ни рот, у которой нет ни органов чувств, ни сердца, - до тех пор, пока Святой Дух не просветит, не обновит и не обратит его к Богу". Но духовный человек "судит обо всем", разумеет все. У верующего есть постоянный Учитель истины, пребывающий в нем, чтобы просвещать его обо всем Божьем, о чем ему нужно знать. "Впрочем, помазание, - писал Иоанн, - которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте" (1 Ин. 2:27). Святой Дух берет Божье Слово - слово, которое Он дал по откровению и вдохновению, - и освещает его для тех, в ком Он пребывает. В отличие от Божьего откровения и вдохновения, доступных только библейским писателям, Его просвещение открыто для всех христиан. Мы все можем правильно разуметь Слово, когда полагаемся на Дающего Слово. Поскольку душевный человек не может правильно уразуметь Божье Слово, он не может правильно понять и Божьих людей. Но духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может. Миру невозможно понять верных христиан точно так же, как ему невозможно понять Самого Бога и Его Слово. Люди мирские, конечно, пытаются понять верующих, но они всегда заблуждаются на их счет. Они могут правильно оценивать, в чем мы виноваты, в чем наши недостатки и в чем наша жизнь не соответствует нашей вере. Но они не могут правильно оценить нашу веру. Если само Евангелие для них - соблазн и безумие, то и вера, основанная на Евангелии, не может быть для них ничем иным, кроме соблазна и безумия. Тот, кто во Христе, будет неправильно понят, и с ним будут неправильно обращаться, в точности так же, как Христос был неправильно понят и с Ним обращались неправильно (Ин. 15:20). Мир будет смеяться над нами, издеваться над нами, и, во многих местах нашей планеты, даже убивать нас до сих пор. Мир распял Христа, и он будет распинать Его последователей. Павел спрашивает: "кто познал ум Господень?" Кто из природных ("душевных") людей способен проникнуть в мысли Бога? Никто. Неверующие часто хотят исправлять верующих, спорить о тех истинах, которым мы верим и следуем. Но, когда они противоречат учению Писания, они спорят не с нами, но с Господом, чьи мысли они не понимают Они пытаются судить Его! Что за безумие! Однако, нас, христиан, наставляет Бог. Мы способны понять все (судить о всем) о Его Слове, потому что мы имеем ум Христов. Христос думает мыслями Бога, понимает Божью мудрость. Мы имеем Его ум ("ноус"). (Это же слово, которое можно перевести и как "понимание", употребляется и в 14:14,15,19), То, как оно используется здесь, можно лучше понять, сравнив это использование с тем, как его употребляет Лука в рассказе о явлении Иисуса ученикам на дороге в Эммаус (24:45): "Тогда отверз им ум к уразумению Писаний". Учение о просвещении не означает, что мы можем знать и понимать все (Втор. 29:29), что нам не нужны люди-учителя (Еф. 4:11-12) или что изучение Евангелия - это не тяжелый труд (2 Тим. 2:15). Это учение означает, что Писание может понять любой христианин, который прилежен и послушен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|