Глава 8. Как судить дела верующих (3:10-17)
"Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит \рам Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм - вы" (3:10-17). В этом отрывке Павел продолжает разговор, начатый им в стихах 1:10 (и продолжавшийся до 3:23) о разногласиях и разделениях внутри коринфской церкви. Однако более непосредственной предпосылкой для написания этого отрывка было второе пришествие Христа. Павел показывает, каким образом воздействует мирское и плотское поведение и те духовные разделения, которые оно порождает, на вознаграждение, которое воздаст Господь, когда Он вернется. Забегая вперед, Павел упоминает о парадоксальности, связанной с вознаграждениями: мы можем быть в них уверенными, хотя мы их не заслужили, и они уникальны, потому что каждый из нас будет вознагражден лично. Павел утверждает обе истины и в то же время ожидает наступления славы, которая принесет разрешение этим парадоксам. То, что Господь придет наградить тех, кто Его, - было одним из самых главных стимулов для Павла. В каком-то смысле все, что делал апостол, мотивировалось этой истиной Его целью, в рамках главной цели - прославления его Бога и Спасителя, - было подготовиться встать перед Господом и иметь право услышать слова: "Хорошо, добрый и верный раб!" (Мф. 25:21,23), Павел писал к филиппийцам: "Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Фил. 3:13-14), И дело не в том, что он хотел славы или чести для себя самого, или хотел доказать, что он - лучше других христиан, выделяясь на их фоне в христианском служении. Он желал высочайшего вознаграждения от Господа потому, что это было бы самым угодным для Самого Господа и нагляднее всего обнаруживало бы его благодарную любовь к Богу.
В своем втором послании в Коринф Павел упомянул три особых стимула, которые заставляли его как можно лучше подвизаться ради Христа. Во-первых, он хотел угодить своему Господу: "Ревностно стараемся, - писал он, - водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными" (2 Кор. 5:9). Во-вторых, всем, что он делал, управляла великая любовь Христова (ст. 14); все служение Павла направлялось этой любовью. И в-третьих, он знал, что дело Христа было уже совершено, что "Христос за всех умер" (ст. 15), и поэтому служение Евангелия будет всегда действенным; оно не может потерпеть поражение. Иисус Христос уже завершил весь труд, который должен был быть совершенным для того, чтобы спасти людей. Павел был не из тех, кто делает полдела. Когда он состязался в беге или боролся, он делал это для того, чтобы выиграть - выиграть нетленный венец награды от Господа (1 Кор. 9:24-27). Он состязался не с другими верующими, но он боролся с самим собой, - со своей собственной слабостью, усталостью и грехом. Хотя эти конкретные слова, тогда еще не были написаны, Павел всегда имел перед собой знание о том, что Иисус говорит: "Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его" (Откр. 22:12).
Говоря о возмездии для верующих, Павел имел в виду не те наши поступки, за которые нас следовало бы судить, и не Бога, судящего грех. Поскольку все мы, верующие, "предстанем на суд Христов", и "каждый из нас за себя даст отчет Богу", у нас нет права судить дела других верующих (Рим. 14: 10-12). Мы не знаем даже и того, какую награду получим мы сами, где уж нам знать, что получит другой. Как благоприятное, так и неблагоприятное суждение не допускается. У нас нет даже такой прозорливости, которая необходима, чтобы судить неверующих в церкви, - тех, кто является плевелами среди пшеницы (ср. Мф. 13:24-30). Очевидно, что мы должны упрекать за грех и обличать грешных братьев (Мф. 18:15-19; 1 Кор. 5:1-13), но это потому, что мы можем увидеть такой грех. Судить же о побуждениях человека и о том, кто из нас насколько достоин награды - это дело Бога, Который один знает человеческое сердце. Верно, ценить человека высоко - так же, как и ценить его низко. Павел уже дважды предостерег в этом послании против такой мирской оценки христианских руководителей, в том числе и себя самого (1 Кор. 1:12-13; 3:4-9). Мы не знаем достаточно о сердце, о побуждениях и о верности другого человека - по сути, и о самих себе мы знаем недостаточно, чтобы предугадать, какие награды нами заслужены или не заслужены. Мы должны "не судить никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога" (1 Кор. 4:5). Речь тут идет не о Божьем осуждении за грех. Суд Христов (или судилище Христово), перед которым однажды предстанут все верующие (Рим. 14:10; 2 Кор. 5:10), - это перевод греческого слова "бема" - трибунал. Но в обоих упомянутых отрывках ясно указывается, что суд в этом месте и в это время будет состоять не в осуждении за грехи, но в распределении наград за добрые дела, и что он будет только для верующих. Христос осудил грех на кресте, и, поскольку мы стоим в Нем, мы никогда не будем осуждены за наши грехи; Он был осужден за нас (1 Кор. 15:3; Гал. 1:4; 1 Пет. 2:24; т.д.). Он взял на Себя Самого наказание за все наши грехи (Кол. 2:13; 1 Ин. 2:12). У Бога больше нет обвинений против тех, кто доверяет Его Сыну, против избранных Его, и Он не позволит никому другому произнести обвинения против них (Рим. 8:31-34). "Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу" (Рим. 8:1). Как мы увидим ниже, "каждому будет похвала от Бога" (1 Кор.4:5).
В 1 Кор. 3:10-17 Павел приводит новое сравнение. В предыдущем отрывке он говорил о том, что он сам насаждал, Аполлос поливал, а взращивал Бог (ст. 6-8). К концу девятого стиха он делает переход внутри сравнения: "а вы Божия пива, Божие строение". Используя сравнение со строительными работами, Павел заводит разговор о пяти элементах, связанных с трудом Божьих людей на земле: о задаче строителя, о закладке основания, о строительных материалах, об испытании построенного и о рабочих. Строитель Павел "Я по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит" (3:10). Павел сам был строителем Коринфского проекта. Строитель - по-гречески "архитектор", от которого происходит наше слово "архитектор". Но в дни Павла это слово совмещало в себе два значения: оно обозначало и человека, который руководил строительством, и того, кто чертил план будущего здания. Строитель был и архитектором, и генеральным подрядчиком в одном лице. В течение многих лет после "обращения в христианство Павел использовался Господом для утверждения и создания многих церквей в Малой Азии, Македонии и в Греции. Но, чтобы никто не подумал, что он хвастается, Павел начал с того, что ясно установил: его призвание и его деятельность были возможны только по благодати от Бога и были даны ему. То, что он был хорошим, мудрым строителем, - Божья заслуга, а не его собственная. Он уже выше заявил, что "и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все Бог взращивающий" (3:7). Та же истина относится и к тем, кто закладывает фундамент и строит на нем. Через несколько лет Павел пишет, обращаясь к римским верующим: "не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос чрез меня" (Рим. 15:18). Его великие успехи в домостроительстве церкви целиком относились на счет Бога. "Благодатию Божию есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15:10). Он трудился и подвизался Божиею силою (Кол. 1:29) и заявлял, что у него нет причины хвалиться, кроме как Господом (1 Кор. 1:31). Не он выбрал себя строителем, тем более он не делал самого себя строителем. Он "служителем сделался... по дару благодати Божией" и считал себя "наименьшим из всех святых" (Еф. 3:7-8). Он просил окружающих не превозносить его (1 Кор. 9:15-16), но лучше молиться за него (Еф. 6:19).
В течение тех восемнадцати месяцев, которые он пробыл среди коринфян (Деян. 18:11), он преданно проповедовал им Евангелие, учил их Евангелию - и ничему больше (1 Кор 2.2). Тем самым он показал себя мудрым строителем. Слово мудрый (софос) в этом контексте относится не только к духовной мудрости, но и к мудрости практической, к умению толково вести дела. Павел знал, почему он был послан в Коринф. Он был послан, чтобы заложить основание церкви, и это было тем делом, которое он делал тщательно и искусно. Он имел правильное побуждение, проповедовал нужную весть и обладал истинной силой. Кроме того, у него был верный подход к делу; он был мастер-стратег. Хотя он был в первую очередь апостолом язычников (Деян. 9:15), он, прийдя в Коринф, прежде всего отправился проповедовать в синагогу, потому что Евангелие "во-первых" предназначалось для иудеев (Рим. 1:16). Он также знал, что иудеи станут слушать его, как одного из своих, и что те из них, кого ему удастся обратить, помогут ему установить связь с язычниками. Для него иудеи были лучшей из открытых дверей и страстью его сердца (ср. Рим. 9 1-3; 10.1). После того, как ему удалось обратить некоторых из синагоги (откуда его часто выгоняли), он начал проповедовать и служить среди язычников в общине (Деян. 17:1-4, 18:4-7). Он планировал заботливо и прилежно и заложил надежное основание. Опора была глубока и должна была держать на себе будущее здание. Закладка фундамента - это только первая часть процесса строительства. Задачей Павла было заложить правильное основание - Евангелие, утвердить учения, принципы веры и практической жизни, откровенные ему Богом (1 Кор. 2:12-3). Это была задача утверждения принципов Нового Завета (ср. Еф. 3:1-9). После того, как он покинул Коринф, на этом фундаменте начал строить другой. В Ефесе это был Тимофей (1 Тим. 1:3), в Коринфе - Аполлос. Павел не завидовал тем, кто принимал на себя служение в основанных им церквях. Он знал, что за всяким, закладывающим фундамент, должны последовать другие строители. Например, в Коринфе большинство верующих было крещено пастором, служившим после него. Павла это радовало, потому что это подавало меньше повода для возникновения земной приверженности к нему среди коринфян (1:14-15).
Однако он был очень озабочен тем, чтобы те, кто придут вслед за ним, строили на заложенном им основании так же преданно и мудро, как он сам. Но каждый смотри, как строит. В греческом языке глагол "строит" стоит в настоящем времени, в активном залоге изъявительного наклонения, что указывает на действие, постоянно продолжающееся. Все верующие продолжают строить на одном основании - на Иисусе Христе. Слово каждый прежде всего относится к евангелистам, к пасторам и учителям, которые продолжали строить на основании, заложенном апостолами. На них была возложена особая обязанность - преподавать христианское учение, Позднее Павел учил Тимофея что тот, кто строит, должен быть преданным и способным (2 Тим, 2:2), Но из контекста становится ясным, что Павел имел в виду также и более всеобъемлющее применение этих слов. Многочисленные ссылки на "каждого" и "любого" (ст. 10-18) указывают на то, что этот принцип применим к каждому верующему. Все мы, уже одним только тем, что говорим и делаем, до некоторой степени учим других Евангелию. Ни у одного христианина нет права беспечно относиться к тому, как он представляет другим Господа и Его Слово. Каждый верующий должен быть заботливым строителем. На всех нас лежит одна и та же ответственность. Основание: Иисус Христос "Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (3:11). Павел был строителем: его главной задачей было заложить фундамент христианского благовестия. Но автором, задумавшим и создавшим этот фундамент, Павел не был, -он только заложил его. Единственным фундаментом библейского христианства является Иисус Христос. Основание - это не моралистические учения Нового завета, многие из которых можно обнаружить и в других вероисповеданиях. Оно и не в истории, не в традициях, не в решениях, принимавшихся церквями и церковными руководителями в течение столетий. Это основание - Иисус Христос и один только Он. В каком-то смысле основание - это все Писание, потому что все Писание от Иисуса Христа и об Иисусе Христе. Ветхий Завет проповедовал о Его воплощении и подготавливал к нему. Евангелия рассказывают о Его земном служении, а Деяния - историю Его церкви в ее ранние годы. Послания объясняют Его благую весть и Его труд, а книга Откровений - это заключительное свидетельство о Его неизбежном царственном возвращении. То, что Иисус сказал о Ветхом Завете "Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне" (Иоан. 5:39) вернее можно сказать о Новом Завете. Некоторые строители пытались сделать основанием христианства церковную традицию, другие - моральные учения человека Иисуса, третьи - этический гуманизм, а четвертые -некую форму псевдонаучности или просто сентиментальную любовь и добрые дела. Но единственное основание церкви и христианской жизни - это Иисус Христос. Без Него ни одно духовное строение не будет от Бога и не устоит. После того, как у храмовых дверей был исцелен хромой и собравшиеся там люди дивились этому чуду, Петр провозгласил проповедь. Он объяснил им в нескольких словах, что Иисус был тем, Кто стоял в центре Ветхого Завета и был Единственным, через Которого они могли спастись и получить вечную жизнь. После этого священники и саддукеи арестовали Петра и Иоанна и бросили их в темницу. На утро этих двоих привели к первосвященнику и большой группе других священников-руководителей, которые приказали им объяснить свою проповедь и исцеление. Петр продолжил проповедь, провозглашенную накануне, говоря им, что Бог исцелил калеку силою Иисуса из Назарета, Того, Которого они распяли, и что этот самый Иисус, Камень, Который они отвергли, и есть краеугольный камень Божьего Царствия (Деян. 3:1-4:12). Он сказал этим еврейским руководителям, что они не смогли принять благую весть о царствии потому, что отвергали самое главное в царствии, его основание - Господа Иисуса Христа. Эти самонадеянные строители Израиля - избранного Богом народа - пытались воздвигнуть религиозную систему на традициях и на делах, но у них не было основания. Они строили свой дом религии на песке (Мф. 7:24-27). Хотя основание давалось им в откровении в их Писании в течение столетий - Исайей и другими пророками - но они отвергли его, как нам снова напоминает Петр (1 Пет, 2:6-8). Любая человеческая философия или религиозная система, или же моральный кодекс обречены на неудачу и крушение, потому что у них нет основания. Существует лишь одно основание, и никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос, как бы он ни старался. Божие царствие построено на Иисусе Христе, и каждая отдельная жизнь ("каждый" - ст. 10), которая хочет угодить Богу, должна заботливо строиться на этом основании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|