Сонет «Трезвость». Список литературы. Сведения об авторе. Обрубова Е.П., Распопов Р.В. Созидательные музыка и песни – средство сохранения народного сознания в условиях информационного террора
Сонет «Трезвость» Молодая Трезвая Россия! Как приятна мне твоя краса! Да откуда черпаешь ты силы, Сохраняя Трезвость на века?
С каждым годом, становясь моложе, Ты обучишь Трезвость сохранять. Может быть, и спросишь ещё строже И научишь ярче созидать!
Мастера-наставники тут славны, И организаторы бодры! Волны Трезвости передавая плавно, Озеро Пахомово благодарим.
Чтоб сюда слетались все палатки ежегодно, Чтобы дело Трезвости сияло благородно. Семенова Т. А.
Список литературы 1. Толстой Л. Н. Круг чтения: в 2 т. Т. 2 / Л. Н. Толстой. – М.: Издательство политическая литература, 1991. – 205 с. 2. Толстой Л. Н. Для чего люди одурманиваются? : сборник / Л. Н. Толстой; сост. Л. А. Богданович, Г. Т. Богданов. – М.: Моск. рабочий, 1988. – 288 с. 3. Толстой Л. Н. Как чертёнок краюшку хлеба выкупал / Л. Н. Толстой // Полное собрание сочинений: Серия первая «Произведения»: в 90 т. – М.: Худ. лит., 1937. – Т. 25. – С. 144.
Сведения об авторе Семенова Юлия Сергеевна, ученица МБОУ Лицей, г. Нижний Тагил, julsem99@mail. ru, тел. 8-912-243-17-29.
УДК 78. 078 Обрубова Е. П., Распопов Р. В.
Обрубова Е. П., Распопов Р. В. Созидательные музыка и песни – средство сохранения народного сознания в условиях информационного террора Ключевые слова: жизнеутверждающая музыка, музыкальное образование, народное сознание, рок-музыка, бит-ритмы, информационный террор. В статье рассмотрено развитие жизнеутверждающей музыки в русской культуре, ее роль в формировании общественного сознания. Рассмотрено влияние рок-музыки и сделана попытка выделить в современной музыке один из основных элементов, негативно влияющий на психическое здоровье человека и общественного сознания в целом – бит-ритмы.
Еще недавно наш народ удивлял весь мир своей музыкальностью. Широко известно воспоминание француза, участника войны 1812 года, о том, что в России все поют, и поют на высоком профессиональном уровне. И действительно, в народе пели без сопровождения сложные многоголосные песни полифонического склада с подголосками. В богатых семьях музыкальное образование было обязательным. Некоторые богатые семьи содержали оркестры и хоры. Например, отец М. И. Глинки имел прекрасный оркестр. Впечатления от игры этих музыкантов оказались настолько сильными и глубокими, что стали определяющими в судьбе будущего композитора. У Л. Н. Толстого счастливые воспоминания о детстве тоже связаны с оркестром, игравшим в его доме. Например, из воспоминаний П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, В. И. Ленина мы узнаем, что огромная любовь к музыке была привита этим людям их мамами, которые прекрасно играли на фортепиано. Человек слушает богатство песен, многообразие исполнения народной и классической музыки, впитывает все многообразие звуков природы, естественных тембров музыкальных инструментов, интонации человеческого голоса, родной речи и сам совершенствуется в музицировании. Отсюда следует первый вывод: музыкальность воспитывается звуковой средой, окружающей человека, и деятельностью по созданию этой музыкальной среды. Русский народ дал миру гениальных композиторов 19 века: М. И. Глинку, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Ц. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, М. А. Балакирева, А. С. Даргомыжского, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова и многих других. В 1862г в Петербурге открылись первая в России консерватория и первая «Бесплатная музыкальная школа». М. И. Глинка говорил: «создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».
В советский период были сохранены народные традиции и преумножены достижения отечественного музыкального искусства. Великие композиторы этого периода тоже сделали огромный вклад в отечественную и мировую культуру и подняли на небывалую высоту дух народа. В этот период творили: Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян, А. Ю. Шапорин, Т. Н. Хренников, Г. В. Свиридов, Р. Щедрин и многие другие. Все мы знаем огромное количество композиторов-песенников: И. О. Дунаевский, А. В. Александров, В. П. Соловьёв-Седой, Б. Мокроусов, А. Г. Новиков, В. Г. Захаров, А. Эшпай, М. И. Блантер, А. А. Петров, А. Н. Пахмутова и другие, их не перечесть. Добавьте еще творчество детских композиторов этого периода. Если после революции 1917 года композиторов национальных школ союзных республик можно было легко перечислить, то в 70-х годах двадцатого века каждая из союзных республик имела своих национальных композиторов, которых перечислить затруднительно. В 1979 году глава Союза композиторов СССР Тихон Николаевич Хренников на шестом съезде композиторов рассказывал о многообразии форм музыкально-просветительской деятельности, стимулирующих музыкальное искусство. Это и ежегодные творческие пленумы в союзных и областных отделениях Союза композиторов, на которых выступали всё новые и новые имена, звучали новые произведения, это конкурсы, праздники песен, это возникновение самодеятельных коллективов, народных театров и многое другое. Он говорил: «Перед нами открыты необъятные горизонты, стоят огромные творческие задачи, мы создавали, и будем создавать жизнеутверждающую музыку, созвучную уверенному поступательному движению нашего народа в будущее» [1]. Огромным завоеванием советского периода было так же введение программы музыкального воспитания в общеобразовательных школах. Создание такой программы было поручено композитору, доктору искусствоведения, действительному члену Академии педагогических наук СССР, депутату Верховного Совета СССР нескольких созывов, лауреату Государственных и Ленинской премий, Почетному члену многих иностранных музыкальных обществ, Герою Социалистического Труда Дмитрию Борисовичу Кабалевскому. Преподавание уроков музыки по системе Д. Б. Кабалевского сыграло большую роль в повышении уровня музыкальной культуры в стране. Таким образом, напрашивается второй вывод: в советский период была проделана грандиозная работа по всеобщему музыкальному воспитанию, по пропаганде лучших образцов музыкальной культуры. Это было серьёзным препятствием для распространения разрушительных тенденций в звуковой среде на нашей территории.
Всемирно известный хирург, академик Федор Григорьевич Углов так писал об одном из направлений – рок-музыке: «…вначале это никем всерьёз не принималось, считалось, что это ещё одна мода, которая пройдёт, как это было с чарльстоном, буги-вуги и твистом. Но как пишет Жан Поль Режимбаль, «социально-культурный феномен рок-н-ролла, появившийся в начале 50-х годов, обрушил на мир такую волну грязи, шлаков и человеческих жертв, что 30 лет спустя превратился в наиболее мощную, разрушительную силу для тела, души и сердца, которая когда-либо исходила из недр самого ада» […] В течение почти четырёх десятков лет в мире вроде бы незримо, но всё более ощутимо происходит разрушение сознания, а через него и нравственности. Может быть, впервые в истории человечества для этой акции избраны музыка, песни и «звёзды» рок-музыки. […] Ввиду того, что рок-музыка оказывает резко отрицательное влияние не только на интеллект, психику, но и на морально-эстетическое и физическое состояние человека, она тем самым пагубно отражается на здоровье всего общества» [2]. Вот и настало время поговорить о разрушении сознания, о причинах этого явления и о путях выхода. Уже никому не секрет, что 21 век именуется веком информационных технологий, веком информационных принуждений, а наша страна находится в условиях информационно-финансовой агрессии [3]. Здесь будут затронуты лишь некоторые факты, подтверждающие эти положения. С началом перестройки началось агрессивное внедрение бит-ритмов во все сферы жизни. «Бит – это непрерывный повтор регулярных пульсаций в сочетании с укороченными ритмами, которые обеспечиваются ударником и воспроизводятся басовой гитарой» [2]. Понятие бит-ритма относится не только к рок-музыке, но и другим направлениям, использующим этот элемент, про который в народе говорят «бум-бум-бум». Магазины наполнились продукцией нового характера, а так же дисками с музыкой (народной и классической, в том числе детской), обработанной бит-ритмами. При этом музыкальная литература и образцы ранее созданной жизнеутверждающей музыки стали труднодоступны. Бит-ритмы зачастую являются обязательными элементами в музыке некоторых субкультур, в которых, по замечанию Е. В. Богословской, неотъемлемым атрибутом является отравление различными интоксикантами (алкоголем, табаком и другими) [4].
Следствием информационного террора стали следующие разрушительные процессы: - повышение количества гиперактивных детей, - утрата музыкальности у детей, - снижение интеллектуального и общего культурного уровня людей, - ликвидирована система Кабалевского в школах, - по отзывам работников образования упраздняются должности музыкальных руководителей в школах и детских садах, музыкальное воспитание детей перекладывается на плечи воспитателей, классных руководителей, зачастую не имеющих специальной подготовки. Чтобы пропагандировать музыку, нужно, во-первых, ее любить, уметь её играть и уметь о ней рассказать, а людям, на чьи плечи перекладывается эта нагрузка, сделать это невозможно. Следующим шагом является самое страшное покушение на наше наследие и через это на характер народа. Речь о том, какое влияние оказывается на детей через мультфильмы. Это делается такими тонкими способами, что ухо простого обывателя не всегда может различить эти вещи. Для этого и нужна всеобщая музыкальная грамотность, опыт слушательский и исполнительский, чтобы разрушительные тенденции не проходили в жизнь. При целенаправленном просмотре советских мультфильмов выяснилось, что большинство мультфильмов подверглись переделкам. На старый видеоряд вместо звуков симфонических и народных оркестров накладывается примитивное, плоское звучание синтезатора, меняются даже актерские голоса, их интонации, что меняет и смысл текста. Также меняется сила звука, сопровождающего мультфильм. Из обычного хорошего доброго советского мультика такими средствами можно сделать американский боевик. Например, есть прекраснейший мультфильм «Золотая антилопа», после которого остаются высокие добрые чувства! Однако существует его версия, переозвученная синтезаторной музыкой и новыми голосами актеров, что в итоге оставляет совсем иные впечатления, чем оригинал. Такие действия можно расценивать как покушение на шедевры, на наше наследие. Ведь каждая песня, каждая симфония, каждый мультфильм, каждый фильм – это наше наследие.
Если программирующее воздействие слов в песне уже осознано, по крайней мере, в трезвом движении, то влияние разрушительной музыки и бит-ритмов еще недостаточно изучено. Некоторые исследования в этой области описаны в опытах белорусского вуза у Ф. Г. Углова в книге «Ломехузы». А сам Федор Григорьевич Углов как врач описывает симптомы, вызываемые разрушительной музыкой: «Как бы ни были губительны физиологические воздействия рока, его психологические последствия еще более страшны, ибо такая музыка наносит своим слушателям глубокие психо-эмоциональные травмы. Вот некоторые из них. 1. Изменение эмоциональных реакций, вытекающих из сдерживания стремления к неконтролируемому насилию. 2. Утрата контроля над способностью к сосредоточению. 3. Ослабление контроля над умственной деятельностью и волей. 4. Нервно-чувствительное сверхвозбуждение, вызывающее эйфорию, внушаемость, истерию и даже галлюцинации. 5. Серьезное нарушение памяти, мозговых функций, нервно-мышечной координации. 6. Гипнотическое или каталептическое состояние, превращающее личность в подобие глупца или робота. 7. Депрессивное состояние, доходящее до невроза и психоза, особенно в сочетании рок-музыки и наркотика. 8. Тенденция к убийству или самоубийству, усиливающаяся при продолжительном слушании рок-музыки. 9. Самоизувечивание в его различных формах, особенно на больших собраниях. 10. Необузданные порывы к разрушению, вандализму, мятежу. Особенно после концерта и фестивалей рока. » Ценную мысль высказал В. А. Сухомлинский: «Музыка – могучий источник мысли, без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие». Но он имел в виду музыку созидательную. На основе всех сделанных выводов одна из важных задач нашего времени заключается в том, чтобы прекратить информационный террор, в том числе музыкальный, т. е. пресечь этот канал отнимания Трезвости. Нужно освобождать нашу звуковую среду от шума, бит-ритмов и одновременно создавать самодеятельные коллективы, возрождать музыкальное образование на всех уровнях, это поможет защитить Трезвость людей и поднять интеллектуальный потенциал народа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|