Звено, ступень и органы управления организацией
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Особенности организационной структуры организаций
В процессе изготовления продукции или оказания услуг на предприятии осуществляется взаимодействие всех его подразделений. Все подразделения предприятия образуют его организационную структуру. Организационная структура отражает состав и взаимодействие всех составных элементов предприятия - цехов, участков, служб, аппарата управления. Структура управления в организации необходима для управления различными областями деятельности предприятия - производством, закупкой, сбытом, маркетингом, финансами, работой с персоналом и т.д. Анализ преимуществ и недостатков различных подходов к построению системы управления на предприятии позволит сделать правильный выбор в пользу конкретных организационных структур, учитывая при этом состояние рынка и стратегию предприятия. Структура управления организации есть выражение целостности, взаимосвязи элементов управления в управляющей системе. Различают организационную структуру управления на уровне цеха, фирмы, отрасли, региона и т.п. [9, с. 119] Состав подсистем или элементов системы, каждая из которых выполняет определённую функцию, а так же организация связей и отношений между подсистемами или частями системы называется - организационная структура системы управления предприятием. Существуют также и другие понятия: «Разделение предприятия на подразделения с целью упорядочения взаимодействия звеньев, определения их подчинённости и полномочий, называется организационной структурой системы управления предприятием». Организационная структура системы управления организацией - это структура объекта управления, которая обеспечивает взаимодействие между его элементами. «Организационная структура системы управления предприятием представляет собой упорядоченный набор образующих её элементов, связанных различными способами друг с другом». [4, с. 450]
Структура управления на предприятии одинаково нужна для управления разнообразными сферами деятельности организации - закупкой, продажами, производством, маркетингом, финансами, НИОКР, работой с персоналом и т.д. Анализ достоинств и недостатков разнообразных способов построения системы управления в организации поможет сделать правильный выбор в пользу определенных организационных структур, при учете состояния рынка и стратегию организации. Структура управления предприятием - это выражение единства, взаимосвязи структурных частей управления в управляющей системе. Существует несколько видов организационных структур систем управления в зависимости от сферы деятельности - на уровне фирмы, цеха, отрасли, района и т.п. [9, с. 119] Основными элементами организационной структуры управления (ОСУ) являются: − стратегии и цели системы; − иерархические ступени управления или уровни принятия решений и ответственности; − горизонтальные ступени по уровням управления, которые выполняют функциональную деятельность, − руководители и менеджеры, управляющие работники; − субъекты внешних связей - потребители, партнёры, поставщики, финансовые организации, государственные органы, конкуренты, социальные структуры; − связи - коммуникации, отношения, информация. Обусловливающим звеном структуры считаются связи, - это отношения, которые имеют многоаспектное и разностороннее содержание. В первую очередь, отношения по управлению имеют социально-экономический характер, поэтому, при основании способа связей между коллективами и людьми, которые осуществляют совместную деятельность, учитывается общность интересов - социальных, экономических, психологических.
Необходимо выделить то, что в основном внимание придается связям, которые отражают характер разделения труда, выявляют функциональные связи (горизонтальные и вертикальные); линейные (отношения подчиненных и руководства); неформальные (доверительные) и формальные (регламентированные). Главное предназначение структуры управления предприятием - обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы с помощью организации, поддержания и усовершенствования способов взаимодействий и взаимосвязи системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия структурных частей системы. С основным предназначением связана и способность приспособления структуры к меняющимся условиям среды с минимальными затратами временных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Рациональность, устойчивость, гибкость, адаптивность, управляемость, надёжность, коммуникативность, организационная культура - основные свойства, которые обусловлены сущностью, характеристиками и основным предназначением организационной структуры управления. [11, с. 110] Необходимо, однако, предупредить, что не следует увлекаться организационными новинками, организационная перестройка, которая проводится без веских внутренних и внешних факторов не даст желанных результатов. Примером может послужить реорганизация существующих отделов, подразделений в определенных организациях в службу маркетинга без достаточной разработанности и анализа проблемы. [9, с. 118] Для того чтоб организация успешно функционировала в общем, нужны специальные должности либо подразделения, - выделение подразделений организации сформировано на различии видов деятельности, управление протекающими процессами в подразделениях выполняется самим подразделением. Потому организационная структура системы управления предприятия состоит из органов управления протекающими процессами и органов управления предприятия в целом (органов общего управления). [4, с. 450] Между всеми составляющими организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (например, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих её ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчинённой производству и его потребностям; − следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию; − формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними; − между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью − с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом. [9, с. 209] Таким образом, административная структура призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и децентрализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|