Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические блага и их классификация




РЕФЕРАТ

 

Ключевые слова: БЛАГО, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО, ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО, АНТИБЛАГО, ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ПРОБЛЕМА «БЕЗБИЛЕТНИКА», ФИНАНСИРОВАНИЕ, СУБСИДИРОВАНИЕ.

Цель курсовой работы - это изучение производства общественных товаров и услуг, рассмотрение возможностей рынка и государства в рамках данного производства, определение того, насколько государство может обеспечить граждан общественными благами.

Объектом исследования работы является общественное производство, предметом - сущность общественного производства и его регулирование. Основными методами исследования являются методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, логический метод и метод обобщения и научной абстракции. Актуальность данной темы обусловлена тем, что общественными товарами и услугами пользуются абсолютно все люди, которые, в свою очередь, платят налоги, за счёт которых и осуществляется данное финансирование.


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данной курсовой работы «Производство общественных товаров и услуг: возможности рынка и государства» является важной и актуальной для современного общества, поскольку во все времена у людей существовали определённые потребности, удовлетворение которых и является задачей общественных благ. Также можно говорить об актуальности данной темы хотя бы потому, что она напрямую касается каждого человека: ежедневно мы пользуемся транспортом, дорогами, общественным водопроводом. Для каждого из нас важно, чтобы в тёмное время суток наши улицы были хорошо освещены, чтобы мы дышали чистым воздухом, чтобы существовали органы правовой защиты населения, органы общественного порядка. Стоит ли говорить о значимости системы образования и здравоохранения. Поэтому производство общественных товаров и услуг является важной проблемой не только для государства, но и для каждого его гражданина. Однако нельзя указать на особую новизну данной темы, так как потребности людей в общественных благах существовали всегда, они неизменно возрастали по мере перехода человеческих обществ сначала от аграрной к индустриальной, а затем от индустриальной к постиндустриальной стадиям развития.

Специфический характер производства и потребления этих благ определяет тот факт, что они могут предоставляться только государством и осуществляться коллективно. Поэтому создание и предоставление общественных благ сегодня является одной из ключевых задач практически для всех государств мира.

И действительно, в Средние века правители занимались, прежде всего, обеспечением безопасности жителей подвластной им территории, а также, в случае распространения эпидемий, предоставлением минимальных медицинских услуг. В Новое время объем обеспечиваемых государством общественных благ значительно вырос [1]. В XIX в. государство получило возможность регулировать продолжительность рабочего дня. Были сформулированы и инфраструктурные требования к правительствам: строительство дорог и системы водоснабжения, обеспечение горожан жильем. В XX в. было расширено предоставление таких благ и услуг, как дороги и образование; в качестве общественных благ стало рассматриваться здравоохранение, жилье, высшее образование; были увеличены размеры и количество получателей социальных выплат.

Что касается современной системы создания и обеспечения общественными благами, то она находится на достаточно высоком уровне, государство регулярно проводит меры для поддержания и совершенствования последних.

Таким образом, объект данного исследования - это общественное производство, цель- изучение производства общественных товаров и услуг, рассмотрение возможностей рынка и государства в рамках данного производства, определение того, насколько государство может обеспечить граждан общественными благами.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить сущность и классификацию экономических благ;

- рассмотреть особенности общественных благ;

- выявить сущность и основную цель производства общественных товаров и услуг;

- проанализировать обеспечение благами: возможность рынка и государства.

Следует отметить, что основными методами исследования, которые были использованы в данной работе, являются методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, логический метод и метод обобщения и научной абстракции.

Курсовая работа состоит из введения, четырёх глав заключения и сноски использованной литературы.


 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Человек - существо общественное, и в этом качестве он находится благодаря труду. Человек и его осознанная целенаправленная трудовая деятельность во всей истории развития общества взаимосвязаны тем, что они постоянно рождают новые и более совершенные экономические блага. Карл Менгер (известный экономист австрийской школы) в своей книге “Основания политической экономии” подчеркивал, что “забота людей о поддержании своей жизни и своего благосостояния является заботой об обеспечении нужного им количества благ” [2].Что же, собственно, понимается под словом «благо»?Благо-это средство удовлетворения потребностей. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Однако свойство предмета удовлетворять потребность человека ещё не делает его благом, т. к. способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознанна человеком. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Менгер. А.Маршалл же определяет благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность»; Ж.-Б. Сэй определяет блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей»; А. Шторх подчеркивает что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов, делает их благами». Как вы могли заметить, у представителей различных школ свои взгляды на определение сущности блага [3, с.40].Итак, как было уже выше упомянуто, блага могут существовать как в ограниченном количестве, так и в неограниченном. Исходя из этого, следует выделить классификацию благ на свободные и экономические.

Свободные блага не являются предметом производственной деятельности людей, не обмениваются на другие блага. Они, как правило, имеются в количествах, превышающих потребность в них. К таким благам относятся, например, воздух, в некоторых случаях - вода, хотя без них человек вообще не может существовать. А экономические блага - это блага, количество которых ограниченно по сравнению с потребностью в них. Этот термин принадлежит субъективистской школе экономической науки (представитель - известный итальянский экономист А. Пезенти). К экономическим благам относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности. Они делятся на товары, услуги и ресурсы. Экономические блага обладают полезностью, ограниченностью (редкостью), ресурсоемкостью. Полезность блага состоит в том, что с его помощью удовлетворяются потребности людей (в одежде, пище, жилье, в услугах учителя, врача и т.д.). Редкость блага означает, что оно производится в относительно ограниченном количестве. Ограниченность благ может происходить в силу естественных причин (редкость драгоценных металлов), общественных условий (ограничение охоты или рыбной ловли) и по сравнению с безграничными потребностями индивидов. Ресурсоемкость указывает на факт использования факторов производства и процесс их создания. В зависимости от удельного веса тех или иных затрат продукцию принято делить на: трудоёмкую, капиталоёмкую, материалоёмкую [4, с.45].Существует множество классификаций благ. Прежде всего мы выделяем долговременные и недолговременные блага (в зависимости от срока использования). Долговременными являются блага длительного пользования, которые удовлетворяют одну и ту же потребность неоднократно. Кратковременные есть блага разового потребления. Рассмотрим следующий пример: если мы купим дом, то будем жить в нем не один год, а значит, будем пользоваться этим благом долго. Если мы приобретаем книгу, то после прочтения (использования или потребления этого блага) поставим ее на полку - и она никуда не денется. И книга, и дом - это долговременные блага. Другие блага могут исчезнуть уже в процессе самого потребления, использования этого блага. Например, еда. Мы каждый день потребляем пищу, которая исчезает уже в процессе потребления, в процессе удовлетворения потребности человека в еде. Если мы разводим костер и разжигаем его при помощи спичек, то сожженные спички мы уже не сможем использовать снова. Бутерброд и коробок спичек - это недолговременные блага. Нам одинаково необходимы как долговременные, так и недолговременные, в зависимости от наших текущих нужд и целей использования этих благ. Недолговременные блага мы приобретаем чаще [5]. Также блага можно разделить на прямые и косвенные.

К прямым относятся блага, призванные непосредственно удовлетворять потребности людей, то есть предметы потребления. К косвенным - блага, использующиеся для производства других благ, то есть средства производства. Прямые и косвенные блага также принято называть потребительскими (конечными), идущим на потребление, и производственными (инвестиционными), используемыми в производстве (машины, станки, оборудование и т.д.).

Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты - только будущий хлеб, а не готовый продукт, а значит, они являются косвенными благами. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров. Например, те же муку и дрожжи мы можем использовать для выпечки как хлеба, так и сдобных булочек или пирожных [4, с.47].Существуют материальные и нематериальные блага. Материальные блага включают естественные дары природы, землю, воду, воздух и климат; продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности; здания, машины, инструменты; долговые обязательства; паи государственных и частных компаний. В свою очередь нематериальные блага делятся на две группы: внутренние (они заключены в самом человеке и представляют качества и способности, побуждающие людей к действию и наслаждениям, например, деловые способности, профессиональное мастерство или способность получать удовлетворение от чтения и музыки) и внешние (они находят выражение в репутации и деловых связях) [6].

Далее, блага разделяются на взаимозаменяемые, взаимодополняемые, независимые. Взаимозаменяемые блага могут заменять друг друга в удовлетворении определенной потребности, их не нужно преобразовывать, например, маргарин и сливочное масло, масло подсолнечное и оливковое, автомобили различных марок. Взаимозаменяемые блага иначе можно назвать благами-заменителями или субститутами (от английского substitute - замена, заменитель, заместитель). Если растет покупка одного из них, то снижается продажа другого. Примерами могут служить, положим, пары продуктов: сливочное масло и маргарин, чай и кофе. Ваимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично. Например, выбирая вид культурного отдыха на вечер буднего дня, мы можем позволить себе купить билеты либо в цирк, либо на киносеанс, а за обедом можем выпить две чашки кофе или одну чашку кофе и одну чашку чая. Взаимодополняемые же блага могут удовлетворять потребности только тогда, когда используются совместно, например, чай и сахар, автомобили и бензин. Взаимодополняемые блага иначе называются комплементарными товарами (от английского complementary - дополнительный, добавочный, взаимно дополняющий) или благами - комплементами.

Они сопутствуют друг другу и потребность в них одновременно увеличивается или в одно и то же время падает. Это, скажем, автомашина и бензин, компьютер и дискеты. Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной.

Жесткая взаимодополняемость характеризуется тем, что одному из благ-комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений. При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра - машина начнет двигаться и в том, и в другом случае. В чай можно добавить любое количество ложек сахара в зависимости от индивидуальных предпочтений. При абсолютной взаимодополняемости одному благу в дополнение требуется определенное количество другого, а при относительной - нет. И независимыми благами считают те блага, потребности в которых никак не связаны, например, бананы и рыба, трикотажные изделия и наручные часы.

Также выделяют настоящие и будущие блага. Настоящие блага находятся в непосредственном распоряжении экономического субъекта, в то время как будущими он сможет располагать лишь в будущем. Индивид предпочитает настоящие блага будущим. Блага разделяют на предметы роскоши и товары массового потребления. Предметами роскоши являются продукты эксклюзивного, престижного производства. Продуктами массового потребления являются блага, выпускаемые в большом количестве по одному образцу. Например, два пиджака могут быть одинакового качества, цвета и т.д. При этом разница в цене будет существенной, потому что один пиджак произведен на фабрике массового производства и в огромном количестве, а другой - в мастерской известного дизайнера и в единственном экземпляре. Приобретая второй пиджак, потребитель платит не только за необходимое качество, но и за «имя» (или брэнд) производителя. Однако понятие предмета роскоши постоянно меняется: вещи, которые не являлись предметами роскоши, могут со временем стать таковыми - например, антиквариат. Блага, которые являлись предметами роскоши, перестают быть ими. Но есть блага, которые всегда были и остаются на данный момент, престижными и предметами роскоши. Например, драгоценные камни [7].По другой классификации, благо делится на нормальное, худшее и бесплатное. Нормальным считается благо, спрос на которое падает при уменьшении дохода. В свою очередь, худшее благо- благо, для которого рост дохода при прочих равных условиях вызывает падение спроса. Бесплатное благо может быть истинно таковым только в случаях его неограниченности. Примеры таких благ очень редки и со временем будут становится ещё более редкими. Принято считать примером такового блага воздух, но сегодня загрязнение чистого воздуха влечёт за собой значительные издержки для общества. Так что примером бесплатного блага может служить разве что солнечный свет в пустыне Сахара [3, с.41].

Блага подразделяются на блага, создаваемые в реальном секторе и в других секторах национальной экономики. Наконец, блага делятся на частные, общинные, общественные и коллективные. При данной классификации экономических благ могут одновременно использоваться два важных критерия: конкурентность в потреблении (соперничество) и исключаемость из потребления. Конкурентность блага в потреблении означает, что получение одним человеком выгоды от определенного блага делает невозможным одновременное получение выгоды другим человеком (например, яблоко, пара обуви, порция мороженого). Наоборот, неконкурентными в потреблении являются такие блага, получение выгоды от использования которых одним субъектом не исключает возможности получения таких же выгод другими субъектами в том же процессе потребления (например, место в электричке, проезд по автодороге). Теперь возьмем признак исключаемости блага. По сути дела речь идет о возможности присвоить благо конкретным человеком. Исключаемым выступает такое благо, право пользования которым для одного субъекта позволяет воспрепятствовать допуску к данному объекту другого субъекта. Наоборот, для неисключаемого блага характерно то, что крайне сложно ограничить пользование таким благом только одним субъектом т. е. такое благо невозможно присвоить, или превратить в объект частной собственности [8].

При обобщении отмеченных выше различий (конкурентное - неконкурентное; исключаемое - неисключаемое благо) образуются четыре класса экономических благ: частные (конкурентные и исключаемые блага), общинные (конкурентные и неисключаемые блага), общественные (неконкурентные и исключаемые) и коллективные (неконкурентные и неисключаемые блага). Под общественным благом понимают товар или услугу, при придоставлении которых одному индивиду они доступны и для других без дополнительных затрат. В свою очередь под частным благом понимают благо, потребление которого является конкурентным и для которого возможно исключение, т.е. потребление блага одним индивидом сокращает доступное его количество для других. При отсутствии возможности исключения рынок работать не может, а отсутствие конкурентности потребления означает, что товар должен быть предоставлен по нулевой цене [4, с.48]. Таким образом, мы рассмотрели возможные классификации экономических благ, отметили их разнообразие и разносторонность. Как мы видим, современная классификация производимых благ отражает новые реалии последней трети XX столетия: многоукладную макроэкономику и достигнутое многообразие производимых экономических благ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...