Обеспечение общественными благами: возможности рынка и государства
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 благо общественный производство субсидирование Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков - Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности. В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом. Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты [19, с.76]. Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем [11]. Однако государство в своей деятельности (обеспечение общественными благами) сталкивается с одной очень важной проблемой: проблемой «безбилетника». Суть данной проблемы заключается в том, что достижение эффективного объема производства чистого общественного блага предполагает наличие достоверных данных о предельных выгодах всех потребителей блага. Поскольку существует склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или, по меньшей мере, минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление и получило название проблемы «безбилетника» или «зайцев» [20].
Возможность бесплатного потребления общественных благ обуславливает неэффективность при их производстве. Суть проблемы «безбилетника» заключается в том, что стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занимают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и следовательно, к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. Можно столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Таким образом, существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. Аналогия с «безбилетником» весьма полезна, ибо высвечивает принципиальную невыполнимость сентенций типа: «На наших улицах было бы чисто, если бы каждый из нас не сорил». Дело, однако, в том, что «каждый» ничего не предпринимает во имя общих интересов, коль скоро это не совпадет непосредственно с его индивидуальным интересам. Поднимая «проблему безбилетника» необходимо подчеркнуть, что наряду с отрицательными внешними эффектами существуют положительные, побуждающие людей к «безбилетному» поведению. Положительные эффекты - это выгоды, достающиеся том, кто участвовал в их создании. Тем не менее внешние выгоды и возможности их безвозмездного использования способны становиться основой серьезного обострения социальных противоречий, для разрешения которых требуется государственное регулирование.
Таким образом, мы выяснили, что данная проблема наносит серьёзный вред и приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и следовательно, к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. Итак, как было уже вышеупомянуто, предоставление общественных благ может осуществляться посредством как рынка, так и государства. Для начала, рассмотрим предоставление общественных благ посредством рынка. Возможности рынка в предоставлении общественных благ - это исключающие принудительное участие способы финансирования их производства. На практике это означает, что предоставление общественных благ осуществляется частным сектором, а финансирование их производства обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Существует несколько способов такого подключения. Исключение «безбилетников». Наиболее простым методом их исключения является ограничение доступа к потреблению блага. Исключаемые общественные блага представляют собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления. Введение абонементной платы за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, продажа билетов на различного рода зрелищные мероприятия - наиболее наглядные примеры подключения ценового механизма к решению проблемы предоставления общественных благ. Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использовано в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемых благ. Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, например внесение взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества.
Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя, а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса, например пользование бассейнами, площадками для гольфа и тенниса и т.п. Взаимообусловленное финансирование. Один из методов такого финансирования - увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете. Так, финансирование общественного радио- и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников. Субсидирование. Финансирование производства общественных благ может осуществляться и за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести определенные нематериальные выгоды - общественный имидж. В качестве примера можно привести финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных. Таким образом, хотя рынок обладает ограниченными возможностями в предоставлении общественных благ, использование ценового механизма способствует росту эффективности их производства [11]. Теперь рассмотрим предоставление общественных благ государством. Данный способ используется, когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Организация государством производства общественных благ является своего рода инструментом косвенного ограничения классического рынка. Ведь для производства этих благ правительство должно располагать определенными ресурсами, которые получаются в основном только за счет налогов с физических и юридических лиц. Это значит, что ресурсы на производство общественных благ, отобранные у рыночного сектора, потенциально предназначались для производства индивидуальных товаров. Предприятия и домохозяйства облагаются налогами, тем самым выключая часть своих доходов, то есть часть потенциальной покупательной способности, из потоков «доходы-расходы». Получая меньшие доходы, налогоплательщики вынуждены сократить свои инвестиционные и потребительские расходы. То есть налоги уменьшают спрос на товары и услуги индивидуального пользования, а это, в свою очередь, вызывает снижение частного спроса на ресурсы. Следовательно, налоги высвобождают ресурсы из частной сферы их применения. Затем государство расходует налоговые поступления и тем самым частично направляет эти ресурсы в производство общественных товаров. Итак, взимание налогов способствует снижению «индивидуального» спроса и «индивидуального» предложения в рыночном секторе, они уменьшают предпринимательскую активность, а это, в конечном итоге, и сужает сферу классического рынка. Это означает, что производство общественных благ является своеобразным регулятором рыночной экономики [21, с.36].
Невозможно дозировать использование общественного товара за счет системы цен. Следовательно, конкурентный рынок не может породить эффективного количества этих товаров. Допустим, что государство не производит какой-нибудь общественный продукт. К примеру, государство не занимается национальной обороной. Найдется ли некая частная фирма, предоставляющая данную услугу? Вероятно. Но она стала бы взимать плату за эту услугу. И возникает вопрос: а все ли жители страны готовы платить за национальную оборону? Каждый убежден, что он мог бы получить данную услугу независимо от своего вклада, и, следовательно, у него нет мотивов платить за услугу добровольно. Вот почему подобные услуги обеспечиваются за счет налогообложения. Уплата налогов индивидуумами - элемент принуждения со стороны государства. Когда государство поставляет общественные блага, то каждый имеет больше благ, нежели в случае, когда государство не делает этого. Признание государством права принуждения потенциально ведет к тому, что должно улучшить положение каждого индивидуума. Однако наряду с этим содержится потенциальная возможность улучшения положения одних за счет других. Можно также добавить, что отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления общественного товара. Общественные блага неделимы, они состоят из таких крупных единиц, что не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Важно отметить то обстоятельство, что они не подчиняются принципу исключения, то есть не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественных благ. Если получение выгоды от товаров индивидуального потребления основывается на их покупке, то выгоды от общественных благ достаются обществу в результате производства таких благ.
Общественное благо по своей сути - это один из случаев несовершенства рынка, требующего вмешательства государства. Это вмешательство необходимо из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными предпочтениями, предполагающими соблюдение суверенитета потребителя. В случае частных благ выбор направлений использования ресурсов зависит от предпочтений индивида. В случае общественных благ ситуация другая. При выборе объема общественных благ, основанный только на решениях отдельных индивидуумов, блага будут предоставлены не в полном объеме. Следовательно, одним из важнейших является вопрос: каковы должны быть размеры поставки общественных благ. Можно ли сказать, что государство поставляет слишком мало или слишком много общественных товаров? Общественные товары эффективно поставляются тогда и только тогда, когда для всех индивидуумов сумма предельных норм замещения равна предельной норме трансформации. Сумма предельных норм замещения показывает, каким количеством частных товаров все члены общества вместе готовы пожертвовать, чтобы получить одну дополнительную единицу общественного товара, который будет совместно потреблен всеми. Предельная норма трансформации показывает, каким количеством частных товаров нужно поступиться для получения одной дополнительной единицы общественного товара. Таким образом, эффективность требует, чтобы суммарное количество частных товаров, которым люди готовы пожертвовать для получения дополнительной единицы общественного товара, равнялось сумме, от которой они готовы отказаться. В рыночной экономике государство интегрировано в круговорот материальных и денежных средств. Государство предоставляет общественные блага предприятиям и домохозяйствам. В свою очередь, финансирование этих благ и услуг требует налоговых платежей со стороны предприятий и домохозяйств. Также государство облагает налогами непосредственно домохозяйства и вместе с тем производит им трансфертные платежи (например, в виде пособий по социальному страхованию) [22, с.9]. Итак, создание и реализация общественных благ являются одной из задач государства. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета, получаемые в том числе и за счет взимания с предприятий и налогоплательщиков налогов. Таким образом, Обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства. В этой связи для повышения эффективности соответствующего сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетного процесса. Создание соответствующей системы бюджетно-налоговых и других институтов воспроизводства общественных благ, приведет к задействованию в этой области механизма конкуренции - главного двигателя общественного прогресса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы рассмотрели возможные классификации экономических благ, отметили их разнообразие и разносторонность. Также рассмотрели классификацию общественных благ, которая отражает не только их сущность и особенности, но и сферу применения, пришли к выводу, что общественные блага - это товары и услуги, которые предоставляются государством на нерыночной основе; они обладают рядом свойств, главными из которых являются неконкурентность и неисключаемость. Нами было определено понятие общественного производства, его сущность, особенности и структура, признаки и функции её составных элементов. Также мы обратили внимание на субъекты потребления общественных благ, выделили основные признаки, по которым происходит их классификация, рассмотрели фрагмент такой классификации. Итак, создание и реализация общественных благ является одной из задач государства. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета, получаемые в том числе и за счет взимания с предприятий и налогоплательщиков налогов. Следует отметить, что государственное регулирование является вынужденной необходимостью. Существует целый ряд категорий, которые не контролируются рыночным механизмом, что в свою очередь может привести к несостоятельности организационной структуры общества. Но необходимо отметить также, что развитие мирового сообщества не стоит на месте. Международные организации играют все большую роль в жизни всего населения планеты. На одном из первых мест стоит острая проблема загрязнения окружающей среды. Следовательно, важно отметить перспективные тенденции в развитии общественных благ [11]. Современный уровень и перспектива эволюции общественных благ определяются совокупностью различных условий, среди которых необходимо выделить два определяющих. Это, во-первых, достигнутый в мире уровень промышленного развития, который позволяет говорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически передовых странах, соответственно о создании нового круга общественных благ и механизмов их распределения - локальных и общенациональных. Эти блага связаны, прежде всего, с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с поддержанием естественной среды. Во-вторых, интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом, детерминировавшие появление феномена международных общественных благ. К их числу сегодня относятся международные: экономическую и экологическую устойчивость, безопасность и политическую устойчивость, гуманитарную помощь и знания, формы обмена общественными благами, деньги, методы макроэкономической политики (в том числе антикризисной) и т.п. Таким образом, обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства. В этой связи для повышения эффективности соответствующего сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетного процесса. Создание соответствующей системы бюджетно-налоговых и других институтов воспроизводства общественных благ, можно надеяться, приведет к задействованию в этой области механизма конкуренции - главного двигателя общественного прогресса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция глобальных общественных благ [Электронный ресурс] / Информационный центр России. - 2009. Режим доступа: <http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1249>. - Дата доступа: 20.11.2010. . Основы экономики - Благо [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: <http://be.economicus.ru/index.php?file=1_2>. - Дата доступа: 19.11.2010. . Новикова И.В. Экономическая теория: Часть 1. / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский. - Минск, 2008. - 40-43 с. . Лемешевский И.М. Экономическая теория / И.М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2007. - 43-49 с. . Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование [Электронный ресурс]. - 2006. Режим доступа: <http://www.ref.by/refs/1/39022/1.html>. - Дата доступа: 20.11.2010. . Статьи экономика. Классификация благ [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: <http://darsiprigioniero.org/?p=20>. - Дата доступа: 22.11.2010. . Беляев, М.И. Блага [Электронный ресурс]. - 2007. Режим доступа: <http://www.milogiya2007.ru/micro4.htm>. - Дата доступа: 22.11.2010. . Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: <http://www.bestreferat.ru/referat-31861.html>. - Дата доступа: 25.11.2010. . Фихтнер О.А. Дополнительная информация по экзамену к ЭТ - Производство общественных благ [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: <http://www.novsu.ru/blog/foa/r.3690.p.index.ir.-1/i.3690/?page=comment&id=673&start_com=0>. - Дата доступа: 24.11.2010. . Микроэкономика. Общественные блага [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: http://microeconomica.economicus.ru/index1. php?file=17_3 <http://microeconomica.economicus.ru/index1.%20php?file=17_3>. - Дата доступа: 24.11.2010. . Общественные блага и современная рыночная экономика [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.. - Дата доступа: 23.11.2010. . Общественные блага [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: <http://www.inventech.ru/lib/micro/micro-0096/>. - Дата доступа: 23.11.2010. . Общественное производство [Электронный ресурс]. - 2008. Режим доступа: <http://mirslovarei.com/content_pol/OBSHHESTVENNOE-PROIZVODSTVO-1060.html>. - Дата доступа: 25.11.2010. . Производство общественных благ [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: <http://economicus.ru/site/grebenikov/E_Micro/chap9/9_3/9_3.html>. - Дата доступа: 25.11.2010. . Видяпина В.И. Структура общественного производства [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.. - Дата доступа: 24.11.2010. . Экономика и менеджмент сферы услуг. Функциональная структура общественного производства [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: <http://www.pic.by/blog/?page_id=80>. - Дата доступа: 24.11.2010. . Экономика и менеджмент сферы услуг. Общественное производство [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: <http://www.pic.by/blog/?page_id=89>. - Дата доступа: 25.11.2010. . Харевич Г.Л. Субъекты потребления общественных благ и их классификация / Г.Л. Харевич // Новая экономика. - 2009. - № 3-4. - С. 90-99. . Шинкоренко А.Н. Рынок товаров народного потребления и пути его развития / А.Н. Шинкоренко // Государственное управление. -Минск, 1999. - С. 76-82. . Общественные блага и их свойства [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: http://fxstrat.ru/training/library/news_detail. php?ID=1266 <http://fxstrat.ru/training/library/news_detail.%20php?ID=1266>. - Дата доступа: 24.11.2010. . Коголев И.В. Государственное регулирование внутреннего рынка потребительских товаров / И.В. Коголев // Финансы. Учёт. Аудит. - 2001. - № 5. - С. 36-39. . Петрович М.В. Система государственного регулирования потребительского рынка / М.В. Петрович // Веснiк БДЭУ. - 2003. - № 1. - С. 8-14.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|