Особенности общественных благ
Вся историческая практика развития рыночной экономики доказала факт перманентности существования некоторых воспроизводимых материальных и нематериальных благ, которые либо не поставляются рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Основная причина - рыночная неэффективность. В то же время эти блага (товары) являются общественно необходимыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляются посредством особых случаев. Именно с этими благами и будет связана дальнейшая работа: мы попробуем определить сущность, особенности и классификацию общественных благ [9].Итак, общественные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо; конечные результаты функционирования общественного сектора (общественный сектор хозяйства - совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства). Данные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Наряду с производством и потреблением потребительских товаров и услуг на микроуровне существует производство и потребление общественных благ, например освещение улиц, строительство и содержание дорог, охрана общественного порядка и др. Специфический характер производства и потребления этих благ определяет тот факт, что они могут предоставляться только государством и осуществляться коллективно. Если цена частных благ определяется спросом и предложением, а объем их производства определяется сопоставимостью предельного дохода и предельных издержек, то оценка общественных благ определяется специфично с точки зрения потребителя, а их объем как бы задан извне. Следовательно, с экономической точки зрения оценку общественного блага проводит каждый индивидуальный потребитель. Такая оценка состоит в определении количества частного блага, от которого готов отказаться потребитель ради увеличения производства и потребления каждой дополнительной единицы общественного блага [8]. Для общественных благ характерны две доминирующие особенности: они неконкурентны и неисключаемы. Блага являются неконкурентными, если при любом заданном уровне производства предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю. Для большинства благ в частном секторе предельные издержки производства большего объема благ положительны. Но по ряду благ дополнительные потребители не увеличивают издержек. Рассмотрим использование скоростного шоссе во время незначительного транспортного движения. Так как шоссе уже существует и на нем нет «пробок», дополнительные издержки проезда по нему равны нулю. Или другой пример - использование маяка. Когда он построен и введен в эксплуатацию, дополнительное судно ничего не прибавляет к эксплуатационным расходам. Конечно, большинство благ конкурентно в потреблении. Например, когда вы покупаете какую-то мебель, исключается возможность купить ее еще кем-нибудь; таким образом, мебель - товар конкурентный. Конкурентные товары распределяются среди отдельных лиц. Неконкурентные товары должны быть доступны каждому независимо от возможности отдельного лица оплатить их потребление. Что касается неисключаемых благ, то благо является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми благами - ими можно пользоваться без прямой оплаты. Одним из примеров неисключаемого блага служит национальная оборона. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами. Благо является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления [10]. Как следствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми благами - ими можно пользоваться без прямой оплаты. Одним из примеров неисключаемого блага служит национальная оборона. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами. Неисключаемые блага не обязательно общенациональны по своему характеру. Если администрация штата или города проводит программу борьбы с сельскохозяйственными вредителями, выигрывают все фирмы и все потребители. В сущности было бы невозможно лишить отдельно взятого фермера тех преимуществ, которые даст эта программа. Большинство благ, конечно, являются исключаемыми. Автомобили, например, исключаемы (и конкурентны). Если магазин продает новый автомобиль одному потребителю, тогда он исключает возможность других лиц купить данную машину. Некоторые блага исключаемы, но неконкурентны. Например, в период неинтенсивного движения проезд по мосту неконкурентен, так как появление дополнительной машины не скажется на скорости других автомобилей. Но проезд по мосту является исключаемым, потому что его владельцы могут запретить пользоваться этим мостом. Другим примером служит телевизионный сигнал. Как только сигнал передан в эфир, предельные издержки телепередачи, доступной другому пользователю, составляют нуль, и поэтому благо неконкурентно. Но передача сигналов исключительна, так как скремблирование сигнала и установление кода, позволяющего дескремблирование, дает возможность компании ограничить число потребителей [8]. Ряд благ являются неисключаемыми, но конкурентными. Воздух является неисключаемым, но может быть конкурентным, если выбросы в атмосферу, производимые одной фирмой, имеют вредное воздействие на качество воздуха и на способность других в полной мере пользоваться им. Океан или большой водоем неисключаемы, но рыболовство на них конкурентно, потому что, чем больше рыбы поймано одними, тем меньше ее остается другим. Общественные блага, являющиеся как неконкурентными, так и неисключаемыми, приносят выгоду людям при нулевых предельных издержках - ни один человек не может быть исключен из пользования ими. Классическим примером общественного блага служит национальная оборона. Система обороны неисключаема, как мы видели, но она и неконкурентна, так как предельные издержки на ее обеспечение одному дополнительному человеку равны нулю. Маяк, упомянутый ранее, также представляет собой общественное благо, потому что он неконкурентен и неисключаем, так как весьма сложно назначить кораблям плату за преимущества от пользования им.Многие общественные блага либо конкурентны в потреблении, либо исключаемы, либо и то и другое. Например, обучение в средней школе конкурентно в потреблении. Существуют положительные предельные издержки при обеспечении образования для одного дополнительного ребенка, так как остальным детям уделяется меньше внимания по мере увеличения числа учеников в классе. Аналогичным образом назначение платы за обучение может исключить возможность некоторых детей получить образование. Общественное образование обеспечивается местными властями, потому что влечет за собой положительные внешние эффекты, но не из-за того, что является общественным благом. Таким образом, мы рассмотрели основные особенности общественных благ, выяснили, что некоторые блага могут быть исключаемыми и конкурентными или же неисключаемыми и конкурентными, рассмотрели на примерах специфику каждого из них [11]. Однако кроме общественных благ существуют еще и общественные "антиблага" - общественные блага. Под ними понимают равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя. Также следует заметить, что общественное благо - один из случаев несовершенства рынка, когда необходимо вмешательство государства. Многие экономисты, однако, не соглашались с тем, что государственное вмешательство требуется только в ситуации с чистыми (или близкими к чистым) общественными благами. Речь здесь идет не о государственном регулировании, затрагивающем на практике множество отраслей и самые разные категории благ, а о теоретическом обосновании столь широкого спектра его применения. Одной из таких попыток стала теория достойных благ, выдвинутая Р. Масгрейвом в конце 1950-хгг. Рассмотрим основное положение данной теории: в случае общественных благ вмешательство государства необходимо из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными предпочтениями, что предполагает соблюдение суверенитета потребителя; в противоположность этому достойные блага представляют собой случай, когда индивидуальные предпочтения не считаются более заданными, а сами являются объектом корректировки. Достойные блага удовлетворяют потребности, которые общество считает нужным поддерживать, и которые у индивидов не сформированы должным образом, в основном из-за неполной информированности, а также из-за того, что "мы ленивы и нелюбопытны". Как следствие, индивиды выбирают меньший объем потребления этих благ, чем следовало бы. В качестве примеров можно привести бесплатное образование, школьные обеды и завтраки, театры и концертные залы, субсидируемое жилье для малообеспеченных семей. Противоположный случай - недостойные блага, потребление которых общество считает нужным ограничивать. К ним относятся алкогольные напитки, табачные изделия, наркотики и т. п. Обоснование нарушения суверенитета потребителя в указанных случаях требует поиска места для концепции достойных и недостойных благ в теории благосостояния. Приведем в этой связи лишь три ключевых аргумента в пользу полного или частичного отказа от нормативного идеала следования индивидуальным предпочтениям. 1). Достойные блага могут обладать некоторыми свойствами благ (примеры - образование и здравоохранение). 2). Считается, что при определенных условиях информированная часть населения должна влиять на решения остальных индивидов (образование, здравоохранение, защита интересов меньшинств, контроль над продажей наркотиков и т. п.). В случае образовательных программ, например, качество выбора может быть улучшено за счет делегирования права выбора более информированному специалисту в этой области (на самом деле множеству специалистов). Индивидуальные предпочтения здесь принимаются во внимание (при выборе учебного заведения, специальности), но полное соответствие им (или их доминирование) не является нормативной целью. 3). Идеал суверенитета потребителя также может нарушаться из-за агрессивной рекламы и других способов воздействия на покупателя. Рациональный выбор может быть нарушен в ситуации риска и неопределенности или в результате недооценки потребителем отдельных факторов. В частности, будущее потребление люди склонны недооценивать, по сравнению с сегодняшним, а ценность общественных товаров и услуг может быть завышена (из-за их, на первый взгляд, бесплатности) или, напротив, занижена, как следствие крайне негативного отношения к уплате налогов. Одна из интерпретаций теории достойных благ заключается в принятии индивидами, как членами какого-либо сообщества, определенных ценностей этого сообщества, даже если эти ценности противоречат предпочтениям индивида. Эта ситуация отличается от схожего случая следования моде, когда индивид воспринимает общественные предпочтения как свои собственные. Сознательное принятие ценностей сообщества может выразиться в изменении потребления частных благ (например, алкоголя) или отношения к финансированию общественных благ. Таким образом, рассмотрев данную теорию, можно прийти к выводу, что частные и общественные блага, потребление и предоставление которых изменилось в соответствии с ценностями сообщества, можно считать благами, имеющими особые достоинства, или их противоположностями, если речь идет о сокращении потребления [5]. Далее следует рассмотреть классификацию общественных благ. Прежде всего, мы разделяем блага на чистые общественные и чистые частные блага, т.к. данная классификация является наиболее значимой, то именно на неё мы обратим наибольшее внимание. Итак, чистое общественное благо - благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно. В свою очередь, чистое частное благо - благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат. Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок. Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю. Однако целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой - раскрывая кражи со взломом, они оказывают частную услугу конкретному лицу. Следует обратить внимание на две основные особенности, которые характеризуют чистые общественные блага: во-первых, чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объёме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других; во-вторых, чистые общественные блага не обладают исключительностью в потреблении, т. е. не являются исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать "мелкими порциями", которые можно было бы распродать через кассовый автомат. Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса. Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый - цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения. На рис. 2.1 и 2.2 изображены отличия между кривыми спроса на частное (рис. 2.1) и общественное (рис. 2.2) благо [12].
Рис. 2.1 - Частное благо Рис. 2.2 - Общественное благо
Кривая спроса на чистое частное благо, получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси. Кривая спроса на чистое общественное благо, получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага [12].Далее блага разделяют на чистые и смешанные общественные блага. Чистыми называются такие общественные блага, которые в высокой степени обладают свойствами несоперничества в потреблении и неисключаемости. Смешанными называются такие общественные блага, для которых хотя бы одно из указанных свойств присутствует в умеренной степени. На практике очень сложно провести четкую грань между чистыми и смешанными общественными благами. Однако значение этой градации состоит в возможности определения границ общественного сектора и его экспансии (расширение границ). Сфера чистых общественных благ соответствует минимально возможным границам общественного сектора. А сфера смешанных общественных благ - уровню конкуренции общественного сектора с частным. К общественным благам можно отнести, например: пассажирские перевозки, услуги государственных учреждений культурной сферы, поставляющих продукцию на бесплатной основе. А также: результаты функционирования соц. инфраструктуры города, района и т. д. Отсутствие прямой оплаты и доступность общественных благ формирует их потребителей ощущение естественности наличия этих благ. При трансформации общественных благ в частные, данное ощущение исчезает. Выделяют перегружаемые и исключаемые общественные блага. Данная классификация связана с тем, что многие товары и услуги благодаря своим характеристикам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. В ряде случаев потребление блага неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Такие блага называются перегружаемыми общественными благами, которых может не хватать на всех потребителей. Начиная с некоторого количества потребителей, появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности блага, которую получают уже существующие потребители. Здесь примером является дорога: дополнительные пользователи не уменьшают доступность услуг дорог вплоть до «точки перегрузки». А также примерами могут служить мост или тоннель. В других случаях потребление благ неизбирательно, но затраты на устранение дополнительных потребителей достаточно малы. Эти блага называются исключаемыми общественными благами или общественные блага с ограниченным доступом. На эти блага легко назначить цену. Примером исключаемого блага может быть телевещание. Использование платежей и сборов за установку телеоборудования позволяет воспрепятствовать получению полезности теми, кто отказывается платить. А также школьное обучение и знания, прививки. Исключаемые блага могут производиться в частном порядке фирмами, предлагающими блага для продажи на рынке. А также могут производиться правительством. Частное предложение этих благ подразумевает, что затраты на них финансируются за счет доходов от продажи продукции. Предложение правительства таких благ может финансироваться за счет налогов, при бесплатном распределении соответствующих услуг (как в случае со школами). Кроме того, правительство само может взимать плату за свои услуги. Так, например, государственные больницы и ВУЗы взимают плату за свои услуги, которая благодаря субсидиям ниже, чем была бы в противном случае [1]. Наконец, блага делятся на международные, общегосударственные и местные общественные блага. Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути требуется найти то сообщество, которое потребляет данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага. Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т.п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие трансакционные затраты, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность. К общегосударственным общественным благам относятся национальная оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и мн. др.Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не всё население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т. д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка [10]. Все вышеперечисленные классификации общественных благ показывают не только их сущность и особенности, но и сферу применения. Таким образом, общественные блага - это товары и услуги, которые предоставляются государством на нерыночной основе; они обладают рядом свойств, главными из которых являются неконкурентность и неисключаемость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|