Тема 6 Структура организации
1.Сущность и формирование организационной структуры 2.Преимущество и недостатки разных типов оргструтктур. Мероприятия по их совершенствованию
1. Структура организации включает в себя все средства, с помощью которых осуществляется: А) распределение различных видов деятельности между компонентами организации; Б) координация деятельности этих компонентов. Действительно, без структуры, привлеченные к работе люди, были бы просто неуправляемой толпой, или, в лучшем случае, совокупностью независимых групп, а не организацией. Структура - одна из основных характеристик организации независимо от того, будь это теннисный клуб или благотворительное общество, рабочий кооператив или транснациональная корпорация. Основными характеристиками организационной структуры являются разделение на отделы (отделения, секторы и т.д.), а также подотчетность и подчиненность. Известное исследование Бернса показывает, что работа в организации может быть разделена и скоординирована совершенно различными способами. Выбранные средства (то есть организационная структура) должны соответствовать обстоятельствам и условиям, сложившимся в данной организации и ее внешнему окружению. Таким образом, то, что является оптимальным для одной организации, может не быть таковым для другой, а также то, что хорошо для организации в этом году, может не устраивать ее в следующем, не говоря уже о том, что будет через 10 лет. Это не означает, что существует одна и только одна подходящая для Вашей 1 организации структура: в зависимости от конкретных условий из нескольких различных структур одна может быть более, а другая менее подходящей. Ни одна из них, по всей видимости, не будет абсолютно эффективной, но некоторые из них будут отвечать нуждам Вашей организация больше, чем другие.
Если в организации будет выбрана одна из неподходящих структур, то в результате появятся структурные проблемы, которые приведут к снижению производственных характеристик организации и почти наверняка станут источником стрессов для сотрудников организации. Выделяют два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития. Главные понятия бюрократического типа организационных структур - рациональность, ответственность и иерархичность. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода Второй упомянутый - органический - тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах.
Таблица 1 - Характеристики типов структур управления
Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур. Все эти виды сводятся к следующим видам организационных структур: Линейный используется в системах управления производственными участками, отделами, цехами. Не рассчитан на управление большим предприятием, т.к. не включает в себя научные и проектные организации, разветвлённую систему связей с поставщиками и потребителями. Функциональный: характерные его черты – углубление функционального разделения управленческого труда, обособление функций и специализация подразделений управления. Практически не используется, т.к. нарушается принцип единства управления, снижается ответственность исполнителей. Объединение по функциональному принципу предусматривает объединение специалистов одного профиля под началом отдельного менеджера. Смешанная структура наиболее применяемая. При ней функциональные подразделения действуют на правах штаба при линейных руководителях, помогая им в решении отдельных управленческих задач. Основу линейно-функциональной структуры составляет "шахтный" принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации. При неудачном построении структуры рабочее время сотрудников может интенсивно растрачиваться, и в результате сама организация станет менее результативной и производительной. Профессор Джон Чайлд в своей книге «Организация: руководство по разрешению проблем и практические примеры» (1984) перечислил ряд симптомов или, как он их назвал, «следствий структурных недостатков»: 1) Низкая мотивация; 2) Запоздалые и неправильные решения; 3) Конфликты и слабая координация; 4) Рост расходов; 5) Неадекватная реакция на изменение обстоятельств. Проблемы структурного характера могут особенно явно проявиться в периоды изменений. Они часто возникают, когда преобразование организационной структуры происходит неразумно. Также они появляются, когда организация не в состоянии изменить структуру, когда изменения запаздывают. Нет такой структуры, которая была бы всегда эффективной.
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования ОСУ, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом. 1. Организационная структура должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям. 2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию. 3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними. 4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом. 5. Организационная структура призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата. 2. Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Очевидно прежде всего, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы.
В исходном определении органического типа структуры подчеркивались такие ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой (бригадной) организации труда. Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить перечень свойств, характеризующих органический тип структуры управления. Речь идет о следующих чертах: - Во-первых, решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях. - Во-вторых, обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции. - В-третьих, главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации. - В-четвертых, творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией. - В-пятых, правила работы формулируются в виде принципов, а не установок. - В-шестых, распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем. - В-седьмых, имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений. Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех.
Тема 7 Типы организации
Традиционная организация является комбинацией линейной и функциональной департаментизации в проектировании организации. Линейно-функциональные схемы организационных структур исторически возникли в рамках фабрично-заводского производства и явились соответствующей «организационной» реакцией на усложнившееся производство и необходимость взаимодействия при изменившихся условиях с большим количеством институтов внешней среды (массовый потребитель, финансовые организации, международная конкуренция, законодательство, правительство и т.п.).
Рисунок 2 - Схема линейно-функциональной организации В рамках линейно-функциональной схемы предприятия развивались относительно успешно вплоть до 1920-х гг., так как им удавалось осуществлять свое техническое и финансовое развитие и удовлетворять массового потребителя в количестве, качестве и стоимости производимой продукции. Традиционная организация соединила в себе преимущества двух типов департаментизации, и это позволяло ей при соответствующих внешних условиях, эффективно обслуживать интересы стабильного и экстенсивного развития.
В целом линейно-функциональные схемы структур производительных организаций в сочетании с развитием «идеального» механистического подхода сыграли очень важную роль в переходе от аграрной ориентации общества к индустриальной. Как видно из рисунке 3 дивизиональная схема организации вырастает из департаментизации, в которой за основу берется какой-то конечный результат: продукт, потребитель или рынок. Поэтому данная схема широко используется в условиях многопродуктового производства или в многонациональных компаниях, где территориальная разобщенность вынуждает автономизировать страновые отделения. Дивизиональная схема также широко используется в построении государственного аппарата и общественных организаций.
Рисунок 3 - Принципиальная схема дивизиональной организации
А. Слоун определил дивизиональную схему как «скоординированную децентрализацию». Высший уровень в организации централизует планирование и распределение основных ресурсов, принимает стратегические решения, в то время как подразделения принимают оперативные решения и ответственны за получение прибыли. Дивизиональная схема имеет большие преимущества в различных отраслях промышленности. В особенности она эффективна там, где производство слабо подвержено колебаниям рыночной конъюнктуры и мало зависит от технологических нововведений, так как в данной схеме по-прежнему в основе взаимодействия с внешней средой лежит механистический подход. В тех случаях, когда этот подход заменяется на органический, как это имело место в корпорации ИБМ, дивизиональная схема как бы получает второе рождение и вновь начинает действовать эффективно. В целом дивизиональная схема в построении организации позволяет последней продолжать свой рост и эффективно осуществлять управление разными видами деятельности и на разных рынках. Руководители производственных отделений в рамках закрепленного за ними продукта или территории координируют деятельность не только «по линии», но и «по функциям» и развивают тем самым в себе требуемые качества общего руководства. Таким образом, создается хороший кадровый резерв для стратегического уровня организации. Разделение решений по уровням ускоряет их принятие и повышает их качество. Вместе с тем необходимо помнить, что внутри производственных отделений наблюдается тенденция к «укорачиванию» целей. Из-за роста управленческого аппарата за счет создания отделений увеличиваются накладные расходы. Централизованное распределение ключевых ресурсов в случае их недостатка может привести к развитию межотделенческих конфликтов.
Тема 8 Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
Можно выделить четыре уровня знаний, составляющих методологию стратегического управления. Первый уровень - общефилософский, который представляет собой совокупность взглядов, знаний о явлениях окружающего мира. Этот уровень образует такие науки как философия, футурология, математика, теория информации и др. Второй уровень - общенаучный, который дает понимание общих подходов, принципов, форм организации систем. Этот уровень образуют науки: теория систем, кибернетика, теория организации и др. Третий уровень - конкретная методология наук, образующих совокупность знаний об управлении в социально-экономических системах: статистика, менеджмент, социология, право, макроэкономика, микроэкономика, теория управления и др. Четвертый уровень - методология, методика и технология стратегического управления. Предметом рассмотрения в дальнейшем будет являться четвертый уровень. Стратегическое управление наиболее приближено к практической деятельности и призвано реализовать достижения других наук. Поэтому уровень развития стратегического управления зависит, во-первых, от уровня достижений других наук, и, во-вторых, от требований практики. Имеется и обратная связь: стратегическое управление может ускорить развитие других наук, появление новых методов и инструментов исследования. В частности, под его влиянием развивается такая область знаний как принятие решений в условиях слабо структуризованных и неструктуризованных задач управления. Раскрывая методологию стратегического управления, остановимся на выяснении следующих вопросов: что служит методологической базой; каковы общие положения стратегического управления; канава системная модель организации и как ее интерпретировать; каковы принципы стратегического управления. Методологической базой стратегического управления является системный и ситуационный подходы. Согласно системному подходу любую организацию следует рассматривать как: систему состоящую из определенных взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее жизнедеятельность; элемент более крупной системы (отрасль, промышленность в целом, экономика региона, хозяйство страны), функционирование и развитие которой определяются экономическими законами и закономерностями, характерными для данного типа системы. Крупная система может иметь множество состояний, определяемых уровнем ее организованности, зависящим от числа элементов, входящих в систему их качественного уровня и взаимосвязей между ними. Скорость развития элементов системы, приобретения ими новых качеств (в силу различия циклов и др. причин) отличаются, что приводит к нарушению установленных пропорций, соответствия между ними, появлению внутренних противоречий в системе. В результате таких противоречий снижается эффективность функционирования как системы, так и ее элементов. Возникает таким образом задача синхронизации, увязки циклов развития элементов системы, самой системы и суперсистемы (хозяйства ряда объединенных стран - мировое хозяйство). Возможности исследователей в изучении законов развития суперсистемы остаются до сих пор ограниченными, тем не менее их влияние на менее крупные системы (отрасль и т.п.) и элементы (организации) должно быть оценено для создания механизма эффективного управления. Для данной организации системы более высокого порядка выступают в виде определенной среды, состоящей из хозяйственных и правительственных органов управления, рынка, отечественных и зарубежных конкурентов, средств информации, инфраструктуры и т.д. Стратегическое управление организациями основывается на следующих положениях: 1. Организации являются сложными социально-экономическими системами, которые характеризуются рядом особенностей: организации создаются для достижения определенной цели (целей); наличие определенных ресурсов и их преобразование в материальные блага (услуги); - соизмерение затрат на производство и использование товара (услуги) с результатами деятельности; - сложность внутренней среды организации (большое число элементов, наличие взаимосвязей между ними, вероятностный характер взаимосвязей и др.); - многокритериальность задач управления; - большая динамичность протекающих в системе процессов; - невозможность формализации многих задач управления организациями; - обязательность развития и изменчивость критериев развития; - необходимость управления организациями, для чего создается специальный орган управления, имеющий определенную функциональную и организационную структуру, систему утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением и т.д. 2. Организации являются открытыми системами, на которые воздействуют многочисленные факторы внешней среды. Поэтому эффективность организации и ее стратегии в значительной степени будет определяться ее адаптивными возможностями. 3. Стратегии организаций во многом уникальны, поэтому универсальных решений, пригодных для всех случаев нет. Отсутствуют и «стандартные» наборы правил и порядка решений стратегических задач. Для понимания работы адаптивного механизма выделим основные компоненты организации: - предъявляемые потребности (в товаре или услугах, для удовлетворения которых создаются организации); - цели и стратегии; - ресурсы; - процесс (способы преобразования ресурсов в продукты); - результаты; - среда (внутренняя и внешняя). На рисунке 4 представлена схема коммерческой организации.
Рисунок 4 - Принципиальная схема коммерческой организации
Еще до того, как будет осуществляться реальный процесс, система управления на основе целей и располагаемых ресурсов с учетом временных ограничений представляет идеальную, те, желаемую, модель процесса и модель эффективности организации. Эти модели могут быть разработаны для обслуживания текущей и перспективной деятельности и иметь множество состояний, определяемых возможными значениями показателей (объем продаж, численность работников, уровень организации труда, производительность труда, производственные издержки и т.д.). Эти состояния отражают внутреннее устройство системы, ее ресурсы. Система управления из множества состояний моделей выбирает приемлемые (S), на основе определенных критериев (К). Эти критерии выбираются в зависимости от положения организации на рынке, целей и предпочтений руководства. Эти принципы в разной мере реализуются на предприятиях, что отражается на его конкурентных преимуществах. Под потенциалом обычно понимается совокупность возможностей организации по выпуску продукции (оказанию услуг). Возможности организации определяют ресурсы (факторы производства), находящиеся в ее распоряжении. Некоторые исследователи к ресурсам относят также менеджмент, понимаемый как совокупность теории, знаний и умений по осуществлению взаимодействий и оптимального сочетания различных ресурсов для увеличения возможностей организации через достижение эффекта системности. Отмечается большая вариантность объединения различных ресурсов в единое целое, приводящее к огромному разнообразию внутреннего строения организации и их состояний. Улучшая внутреннее строение, т.е. работая над совершенствованием пропорций и поддержанием сбалансированности видов используемых ресурсов, предприятие увеличивает свои возможности, организованность. Потенциал организации зависит, следовательно, от внутренней среды, но сейчас в значительно большей степени он зависит от внешних условий: величины потребительского спроса, действий конкурентов, отношений с поставщиками сырья политики правительства и т.д. На практике не столь редки случаи, когда возможности организации по выпуску определенного товара достаточно высоки, но этот товар теряет спрос или совсем не пользуется им. Это случается зачастую тогда, когда допущены ошибки в определении целей организации или они плохо увязаны по уровням управления и во времени. В итоге потенциал уменьшается. Для обеспечения соответствия рынку необходимы поиски нового качества и иных пропорций составляющих потенциала. Если этого не произойдет организация потеряет конкурентоспособность. Степень использования потенциала зависит от стратегии предприятия, основным принципом которой должно являться «производить то, что будет куплено». Стратегия представляет собой систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития организации, сферы, форм и способы ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей. По форме стратегии - это разновидность управленческих документов, которая может быть представлена в виде графиков, таблиц, описаний и т.д. По содержанию стратегия - это модель действий, инструмент для достижения целей организации. Главной задачей разработки стратегии является достижение конкурентных преимуществ и рентабельности организации. В общем виде стратегии могут быть классифицированы следующим образом: - корпоративные стратегии (те, стратегии, являющиеся общими для организации); - стратегии по направлениям деятельности организации (стратегии бизнеса). Например, сферой деятельности компании «Нестле» является не только производство и продажа растворимого кофе, но и гостиничный бизнес и производство конфет; - функциональные стратегии, примерами которых могут быть стратегии маркетинга, стратегия исследований, стратегия управления персоналом и др. На разработку стратегии помимо потенциала организации влияет ряд факторов, среди которых важнейшими являются миссия и цели организации; состояние рынка; конкурентные преимущества; организационная культура; продукция; компетентность высшего менеджмента и уровень его притязаний. От действующей стратегии зависит не только возможность реализации потенциала организации, но и с другой стороны высокий потенциал позволяет расширить круг возможных стратегий, сделать их более активными, наступательными. Конкурентоспособность организации - это ее способность вести успешную конкурентную борьбу, противостоять ей. Однако следует соблюдать следующее условие:
Где Пi - продуктивность на i-том этапе; n - количество этапов Максимизировать продуктивность следует не на каждом этапе, а за весь жизненный циклпродукции, иначе говоря за время осуществления стратегии, в течение которого достигаются стратегические цели.
Вопросы для самопроверки: 1.Какие компоненты составляют методологию управленческого решения? 2.Основные компоненты организации?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|