Тема 14 Основные направления менеджмента
Углубление экономической реформы, формирование рыночных отношений, обострение конкуренции, снижение предсказуемости результатов, увеличение тяжести экономических последствий, вызванных управленческими ошибками, предъявляют возрастающие требования к качеству управленческих решений во всех сферах хозяйственной деятельности По сравнению с западными банками, разнообразие и масштабность деятельности которых значительно шире, риски в деятельности российских банков дополнительно усиливаются спадом производства, кризисом неплатежей, законодательной и политической нестабильностью. В зависимости от сферы влияния или возникновения банковские риски бывают внешние и внутренние. К внешним относятся риски, не связанные с деятельностью банка или отдельного клиента, возникающие в связи с какими-то политическими и экономическими событиями. Банк может понести потери в связи с национализацией, началом войны или революции, экономического кризиса, стихийными бедствиями, изменениями во внешнеэкономической политике государства. Внутренние риски подразделяются на потери по основной и вспомогательной деятельности банка. Среди первых выделяют кредитный, процентный, валютный и рыночный риски. Вторые включают потери в процессе формирования депозитов, риски банковских злоупотреблений, риски по новым видам деятельности. Распределение риска по времени - важный фактор в условиях рыночной экономики. Основные операции банка подвержены прошлому и текущему риску, ряд из них - будущему. Текущему риску подвержены такие, например, операции, как акцепт переводных векселей, продажа активов с правом регресса, операции по выдаче гарантий. При этом одна и та же операция может включать как текущий, так и будущий риск.
По характеру учета банковские риски делятся на риски по балансовым и за балансовым операциям. Часто кредитный риск, возникающий по балансовым операциям, переносится и на внебалансовые операции, например при банкротстве фирмы. По возможностям и методам регулирования риски подразделяются на открытые и закрытые. Открытые риски не подлежат регулированию. Методом регулирования закрытых рисков могут быть перераспределение кредитов в мелких суммах, предоставленных значительному числу клиентов при том же объеме операций банка, предоставление крупных кредитов на основе совместного участия ряда банков, введение депозитных сертификатов, увеличение переучетных операций, страхование депозитов и кредитов. Во избежание таких потерь следовало бы страховать процентные риски, хотя это и удорожает кредит, либо осуществлять различные способы хеджирования, а именно процентные фьючерсы, опционы, форвардные соглашения и др. При количественной оценке риска в условиях рынка необходимо различать размеры реальной стоимости, подвергающейся риску, и размеры ожидаемых прибыли и убытка. Если размер такой реальной стоимости известен в момент принятия решения, то размер ожидаемой прибыли или возможных потерь может быть определен только с известной степенью достоверности. Чем более совершенными являются применяемые методы исследования риска, тем в большей степени может быть уменьшен фактор неопределенности. Это требует новых подходов к анализу и организации структуры банков и банковскому менеджменту. Наиболее эффективным в этом случае оказывается системный подход, который не является набором каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления, специфический взгляд на организацию и управление. Само по себе понятие "система" - абстракция, но оно отражает системные качества, объективно присущие предметам и явлениям. Более точным является определение системы как некоторой целостности, состоящей из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.
Преимущества подхода к любой изучаемой области и к любой проблеме как к системе заключаются в том, что он дает возможность увидеть критические переменные и ограничения, а также их взаимодействие друг с другом. Системный подход в конкретной области заставляет постоянно помнить, что нельзя рассматривать ни один элемент, явление или проблему без учета последующих взаимодействий с прочими элементами. Необходимо ограничить учет внешнего окружения только теми, от которых решающим образом зависит успех организации. Принятие эффективных решений требует рационального образа действий. Для того, чтобы поступать или принимать решение рационально, необходимо соблюсти ряд условий. Во-первых, менеджер должен стремиться к какой-либо цели, достичь которой невозможно без позитивных действий. Во-вторых, ясно видеть пути достижения цели при существующих условиях и ограничивающих факторах. В-третьих, располагать информацией и способностью анализировать и оценивать альтернативы, учитывая стоящую перед ним цель. И наконец, стремиться к оптимизации, делая тот выбор, который в наилучшей степени способствует достижению цели. Заметим, что полной рациональности в области управления удается достичь довольно редко, поскольку решения должны быть рассчитаны на будущее, а оно почти всегда включает в себя неопределенность. Также вряд ли можно учесть все альтернативы, которые способны привести к данной цели, особенно когда после принятия решения приходится делать нечто, что раньше не делалось. Кроме того, во многих случаях не все альтернативы можно проанализировать, даже при наличии новейших аналитических методов и вычислительной техники. Так, в результате опросов, проведенных в Германии в начале 90-х годов, выяснено, что до 30 процентов принимаемых решений менеджеры рационально обосновать не могут. Эффективность этих решений определяется зачастую их опытом и интуицией.
Тем не менее большинство менеджеров стремятся принять самые лучшие решения, какие только возможны в границах рациональности, с учетом масштабов и характера риска, связанного с неопределенностью. Поскольку рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса, его можно представить в виде ряда этапов. Первый этап - постановка и исследование проблемы, необходимость четко ее обозначить, чтобы сделать доступной для исследования и решения. Для этого следует сформулировать проблему сначала на естественном языке, позволяющем наиболее полно выразить ее содержание, а затем, по возможности, на одном из формализованных языков. Многие проблемы не поддаются формализации. В таких случаях приходится ограничиваться словесной постановкой проблемы, которая должна содержать описание существующего (фактического) и желаемого положения дел, расхождение между ними и составляет суть проблемы. На этом этапе необходимо осознание и установление "симптомов" затруднений или имеющихся возможностей. Проблема осознается, когда можно понять, что можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из представляющейся возможности. Для выявления причин возникновения проблемы нужно собрать и проанализировать все доступные объективные данные и знания о проблеме и факторах, влияющих на ее решение, сформировать банк проблемных знаний, построить и исследовать модель проблемы (если проблема допускает модельное представление). Следующим этапом процесса принятия решения является определение границ и критериев его принятия, выявление всех ограничений, которые будут воздействовать на его реализацию. Ограничения корректирующих действий сужают возможности в принятии решений. Перед тем как переходить к следующему этапу процесса, должна быть определена суть ограничений и только потом выявлены альтернативы. Некоторые общие ограничения - неадекватность средств; недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт; потребность в технологии, еще не разработанной или очень дорогой; исключительно острая конкуренция; законы и этические соображения и т. д.
Кроме того, на этом этапе необходимо определить ту систему предпочтений, по которой предстоит оценивать альтернативные варианты выбора, то есть оценки полезности и качества решения. Выбранная система предпочтений устанавливает критерии принятия решений, которые определяют понятие наилучшего решения. Обычно критерии выступают в качестве рекомендаций по оценке решений. Третий этап процесса принятия решений - определение альтернатив. На этом этапе происходит формулирование набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно рассмотрение всех возможных действий, которые могли бы устранить причины проблемы и тем самым дать возможность организации достичь своих целей. Однако в реальности это, как правило, сделать невозможно по причине либо недостатка знаний и времени, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу, либо по причине невозможности проанализировать альтернативу при существующих аналитических методах. Однако следует учесть достаточно широкий аспект возможных решений. Четвертым этапом является оценка альтернатив. Необходимо определить достоинства и недостатки каждой альтернативы и возможные общие последствия, поскольку любая альтернатива может быть сопряжена с отрицательными аспектами. Для оценки и сопоставления решений используют выбранные критерии. Обычно такая оценка основывается не только на объективном анализе, но и на субъективном понимании ценности, эффективности решения, отражающем психологические особенности мышления людей. При оценке возможных решений менеджер пытается спрогнозировать, что произойдет в будущем, поэтому важным моментом является определение вероятности существования каждого возможного решения с учетом степени неопределенности и риска. Следующим этапом процесса принятия решения является выбор альтернативы. Если четко и правильно обозначена проблема, тщательно взвешены и оценены альтернативы, выбирается решение с наиболее благоприятными общими последствиями. Оптимальное решение - это наилучший с точки зрения выбранного критерия вариант. С содержательной точки зрения решением может быть курс действий банка или его отдела, способ действия, план работы, вариант проекта и т. д. Заключительным этапом процесса принятия решения становится его реализация.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|