Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Клюшникова Е.А., Михалицина М.В. «Картины-ломехузы» в наследии человечества: живопись с точки зрения морали Трезвости




“Lomehusa-pictures” in the heritage of humanity: painting from the point of view of the Sobriety morality

«Какое чудо – восхищаться в живописи тем,

чем в реальности не восхищаешься».

Эжен Делакруа

В данной статье рассматривается влияние живописи на формирование мировоззрения и образа жизни человека. Исследуются творения живописи, названные авторами как «картины-ломехузы», предлагается использование средств живописи в деле утверждения морали Трезвости в обществе.

Ключевые слова: живопись, мораль Трезвости, «картины-ломехузы», функции искусства, алкоголь, интоксиканты.

This article discusses the influence of painting on the formation of the worldview and lifestyle. The works of painting, which were named by the authors as “lomekhuse paintings”, are explored; the use of painting means in the establishment of sobriety morality in society is proposed.

Keywords: painting, morality of sobriety, “paintings-lomekhuzy”, functions of art, alcohol, intoxicants.

Живопись существовала еще задолго до нас. Первым наскальным рисункам, как считают ученые, около 25000 лет. Почему же еще в те времена человеку было важно заниматься рисованием, когда его жизнь зависела лишь от результатов его действий? Роду, семье, племени нужно было выживать в суровых условиях. А человек находил время для рисунков. Ответ прост – для первобытного человека это было естественным занятием.

Современный человек выделил рисование в отдельную сферу человеческой деятельности, понимая, что живопись играет большую роль в жизни личности и общества.

Но кроме информации, которую несут картины, они источник чувств и эмоций. Так учёными было проведено множество исследований и опытов в поиске ответа на вопрос: «Как влияет живопись на человека? »

Британские ученые провели эксперимент. Случайным способом выбрали несколько десятков человек. Исследуемым демонстрировали серию картин, при этом фиксировали реакцию людей на магнитно-резонансном томографе. При просмотре картин измерялось давление в определенной части мозга. Результат получился следующим: чем сильнее человеку нравилась картина, тем сильнее поднималось давление. Кроме того, выяснилось, что при этом активизировались те же области головного мозга, которые оживляются при взгляде на любимого человека. Поэтому мы действительно «получаем удовольствие от картины» [1]. И не имеет значения, в каком стиле она написана.

С точки зрения социологии одна из важных функций искусства – идейное воздействие на общество, которое преобразует социальную реальность. И очень важно, кто и какую идею доносит своим творчеством. Особенно это ярко видно в наше время, когда «… информационное воздействие ограничено только фантазией режиссёров, писателей, поэтов, журналистов, обозревателей и других деятелей культуры и политических деятелей» [2]. Надо признать так было всегда. Только методы и средства стали более изощрённые.

Считается, что в большинстве случаев живопись выступает как средство самовыражения. Человек выкладывает свои чувства, эмоции, переживания на холст и таким образом учится лучше понимать себя и свою натуру. Это способ заявить о себе, способ высказать свое мнение этому миру [1]. Однако трудно не согласиться с тем же Альбером Камю, который говорил: «Свобода искусства недорого стоит, когда ее единственный смысл – душевный комфорт художника».

«Живопись» и «интоксиканты» – согласитесь, довольно нелепое сочетание слов. Но художники довольно часто обращались к данной теме в далёком и недавнем прошлом. На сосудах, чашах и кувшинах Древней Греции находится множество изображений «симпосия» – ритуального пиршества, с соответствующими нелицеприятными последствиями. Изображения непотребств предусмотрительно располагали на дне ритуального сосуда, чтобы картинка на глаза пьющим попадала не сразу. Судя по изображениям, отношение к такому роду развлечений было достаточно сочувствующее. Так на древнегреческом сосуде – килике – мы видим, как гетера заботливо поддерживает голову отравившемуся алкоголем участнику пира (рис. 1). Надо заметить, что у греков сохранилось достаточно много текстов об алкогольном этикете. По-видимому, «теория культурного умеренного пития», зародилась ещё в то время. Но, судя по изображениям, этикет особо не удерживал жаждущих.

Ранние упоминания отравления алкоголем нашли отражение в картинах, посвященных античному богу виноделия Вакху [3]. Отсюда и появился термин «вакханалия», что в переводе звучит как «неистовый пир». Изначально это был невинный и безопасный весенний праздник – символ соединение человека с Богом. Но под прикрытием праздника совершались оргии, разврат, убийства, естественно под действием алкоголя (рис. 2).

Рис. 1. Килик мастера Брига (около 480 г. до н. э. ) Рис. 2. Питер Пауль Рубенс «Вакханалия» (около 1598 г. )

 

Плутарх описывает спартанский обычай, когда мальчикам наглядно показывали отвратительное зрелище: рабов, потерявших человеческий облик под воздействием алкоголя. Так на картине Фернана Сабатте изображён спартанец, преподносящий наглядный урок своим сыновьям (рис. 3). Великие мастера прошлых столетий в своих творениях изображали результат пристрастия человека к алкогольным ядам. Очень часто на картинах эти сцены настолько реалистичны и выпуклы, что зритель испытывает естественные чувства брезгливости и отвращения (рис. 4).

 

Рис. 3. Фернан Сабатте «Спартанец, показывающий пьяного илота своим сыновьям» (1900 г. ) Рис. 4. Адриан Браувер. «Пьяница». (1605-1638 гг. )

 

Эти картины словно призывают зрителя не прикасаться к этой отраве никогда.

Множество сюжетов со сценами самоотравления алкоголем художники в 17 веке брали из Библии – вина в этой книге было более, чем достаточно (рис. 5).

Рис. 5. Якопо да Эмполи. Опьянение Ноя. 1-я треть XVII века.

При филологическом анализе текстов этой священной книги специалисты насчитали до 15 различных слов для обозначения алкоголя. Виноград, фиги, финики, фруктовый сок, зерно – всё шло на изготовления алкогольной отравы, в том числе и сикеры (пива).

И тем не менее, в Библии есть много высказываний порицающих самоотравление алкоголем. Так в Притче 20: 1 читаем: «Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен»[4] (рис. 6).

Рис. 6. Ян Стен «Вино – глумливо» (1663-1664 гг. )

 

Многие бытовые зарисовки 16-19 веков отражали реальную действительность – «естественное» присутствие интоксикантов в жизни всех слоев общества. И эта запечатлённая действительность разоблачала скрытые последствия самоотравления. Персонажи таких картин отталкивали и вызывали у зрителя брезгливость и осуждения.

В те века информация распространялась не столь стремительно как сегодня. Но картины, тем не менее, как своеобразный язык, оказывали влияние на формирование информационной среды. А как мы знаем: «Распространенность самоотравления интоксикантами … сильно зависит от состояния информационной среды в обществе, и одно из основных условий распространения самоотравления – язык «ломехуз» [5]. Есть такое насекомое – ломехуза. Это жучок-«драгдиллер», паразитирующий на муравьях. Он выделяет наркотическую жидкость, муравьи слизывают её и отравляются. Поэтому потом безропотно кормят и содержат ломехуз, пока те не расплодятся в большом количестве. Следствие всегда предсказуемо – муравейник гибнет.

В трезвом движении ломехузами называют организаторов массового самоотравления населения, у которых выработался и свой язык, содержащий слова, термины, понятия. Например: «спирт – специфическое пищевое вещество», «качественные вина», «послевкусие» и т. д. [5].

Таким образом, человек программируется на самоотравление, можно сказать, в обход сознания. Но стоит назвать вещи своими именами - все смыслы становятся доступны для понимания даже ребёнку. Вот для этого и создаётся Язык утверждения и сохранения Трезвости – донести правду. «Шампанское», «абсент», «коньяк» на самом деле ведь это просто этанол, то есть яд, с разными добавками и красивым названием.

Понимание ответственности художника не всегда было доступно творческим людям. Поэтому и появлялись в разное время «картины-ломехузы», воспевающие дурман.

Как правило, «программисты на самоотравление интоксикантами», то есть те, кто воспевал алкоголь, были сами зависимы от этого яда. Например, «певцы абсента» Поль Верлен, Винсент Ван Гог, Жан Беро, Эдгар Дега изображали эту «зелёную фею», а точнее «зелёную ведьму» (так называли абсент в 19 веке в творческой среде) очень часто, будучи болезненно привязаны к абсенту (рис. 7, 8, 9).

Рис. 7. Винсент Ван Гог «Натюрморт с абсентом» 1887 г. Рис. 8. Жан Беро «Au Cafe» 1909 г. Рис. 9. Эдгар Дега «Абсент» 1876 г.

 

В чём опасность подобных картин? Словно вражеские лазутчики внедрялись они в жизнь людей и оставались в ней надолго, неся посыл: «Пей (читай: самоотравляйся) культурно и умеренно, душевно и радостно, в компании друзей и родных». С помощью подобных картин, на которых был изображён тот же абсент в 19 веке создалось мнение, что опьянение от абсента – это «благородное помешательство», в результате которого художник по-новому смотрел на мир. Общество привыкало к подобным образам и деградировало. А самоотравление алкоголем визуализировалось под маской красивой жизни (рис. 10, 11).

Рис. 10. Педер Северин Крёйер «Хип-хип-ура! Встреча артистов в Скагене», 1888 г. Рис. 11. Юрий Пименов «Новый год», 1949 г.

 

За фасадом красивых красок, плавных изгибов, вычурных поз героев так и оставалось в сухом остатке, то к чему приводит отравление алкоголем: горе, безнадёжность, нищета, разбитые семьи, несчастные дети. В том числе, как правило, это постигало и авторов картин.

Многие искусствоведы считают, что понять картину – это, значит, почувствовать её. То есть проанализировать свои чувства и эмоции, поразмыслить над увиденным. Ярким примером положительного влияния живописи на человека является картина художника Геннадия Доброва (1937-2011) «Прощальный взгляд» (рис. 12). Сюжет художнику подсказала жизнь. Необычность картины бросается в глаза сразу: главный герой картины вроде бы отрицательный персонаж: отравляющийся алкоголем человек, которого бросает жена. Но образ скорее трагичен, чем карикатурен. Эта картина вызвала абсолютное неприятие у реалистов старой школы. И картину не брали на выставки. В 1984 году впервые картина была выставлена и сразу стала героиней дня. А в январе 1985 года случилась беда: сгорела полностью мастерская художника. Уцелела только одна картина: «Прощальный взгляд». И картина вновь начала свой путь по выставочным залам страны. Однажды на выставке побывал новый глава государства Горбачёв М. С. Посмотрев на картину «Прощальный взгляд», он сказал: «Так… проблема поставлена…». Популярность картины росла. Газета «Московский художник» с весны по осень 1986 года регулярно печатала полемические заметки о феномене картины «Прощальный взгляд». Мнения были от восторженных до беспощадных. Журналы «Трезвость и культура» и «Художник» напечатали цветную репродукцию картины «Прощальный взгляд» и очерк о её судьбе. Отклики и благодарности приходили в редакции сотнями. Одно замечательное письмо особо запало в душу художнику. Где-то на таёжных приисках самодеятельный художник сделал с репродукции большую копию картины, сфотографировал на её фоне всю бригаду. Он написал художнику, что картина заставила людей не только осознать пагубность «русской традиции», но и подтолкнула к действиям: бригада решила ввести у себя в коллективе сухой закон. А заканчивалось письмо так: «Если и можно бросить пить русскому человеку, то только благодаря вот таким картинам, как «Прощальный взгляд»! [6].

Рис. 12. Геннадий Добров «Прощальный взгляд» 1982 г.

 

Мораль Трезвости, без сомнения, надо утверждать. Но не только словами. Надо использовать все имеющиеся средства, приёмы и технологии: все, что может воздействовать на чувства, разум и эмоции человека. И живопись поможет в этом благородном деле.

Список литературы

1. Эбигейл Такер, Как мозг воспринимает искусство? [Электронный ресурс] – США, 2012. – Режим доступа: https: //inosmi. ru/usa/20121027/201476743. html

2. Загумённый В. А. Программирование подростков на самоотравление интоксикантами в популярных произведениях художественной литературы / Загумённый В. А // Трезвость – КУРС России: материалы XVI Международной научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал» (г. Н. Тагил, 23-24 февраля 2018 г. ). – Тюмень: Трезвая Тюмень, 2018. – С. 67-74.

3. Талейсник С. Вакханалии в живописи [Электронный ресурс] – Донецк, 2016 – Режим доступа: http: //www. andersval. nl/publikatsii/esse/9135-vakkhanalii-v-zhivopisi.

4. Библия / Притча 20: 1 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https: //www. bibleonline. ru/

5. Язык утверждения и сохранения Трезвости – язык освобождения // Трезвость – КУРС России: материалы XVI Международной научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал» (г. Н. Тагил, 23-24 февраля 2018 г. ). – Тюмень: Трезвая Тюмень, 2018. – С. 296-324.

6. Доброва Л. Прощальный взгляд /Людмила Доброва// Литературная Россия. – 2017 – № 10.

Сведения об авторах

Клюшникова Елена Анатольевна, к. п. н., доцент кафедры физического воспитания, Тюменский Индустриальный Университет, lenatolik21@mail. ru,
+7-982-921-78-84.

Михалицина Мария Викторовна, студент первого курса, Тюменский индустриальный Университет, marimar27rrr@gmail. com, +7-982-923-14-72.

About authors

Elena Klyushnikova, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the department of physical education, Tyumen Industrial University, lenatolik21@mail. ru, + 7-982-921-78-84.

Maria Mikhalitsina, first-year student, Tyumen Industrial University, marimar27rrr@gmail. com, + 7-982-923-14-72.

УДК 347. 61: 613. 86

Курц Н. В., Лисогурская Е. Ю., Мамедов Д. М.

Kurtz N. V., Lisogorskaya E. Yu., Mamedov D. M.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...