Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Клюшникова Е.А., Некрасова А.А. Трезвость – как социальная норма и социальная ценность




Sobriety – as a social norm and social value

В статье обосновывается идея о том, что трезвость – это наука с присущими ей признаками. Рассматриваются термины «социальная норма» и «социальная ценность», как часть понятийного аппарата трезвого движения. В статье исследуются характерные признаки трезвости, как науки и как части сферы социологии. Приводятся доказательства того, что трезвость можно рассматривать как «социальную норму» и «социальную ценность».

Ключевые слова: Трезвость, социальная норма, социальная ценность, наука, социология, трезвое движение.

The article substantiates the idea that sobriety is a science with its inherent features. The terms “social norm” and “social value” are considered as part of the conceptual apparatus of a sober movement. The article examines the characteristic signs of sobriety, as a science and as part of the sphere of sociology. Evidence is given that sobriety can be considered as a “social norm” and “social value”.

Keywords: Sobriety, social norm, social value, science, sociology, sober movement.

Нас трезвостью пугают, словно букой.

И запугали: каждый третий «пьёт».

А трезвость – это целая наука,

Которая нас к счастью приведёт.

Коняев В. А.

 

Как трактует «Философская энциклопедия» – наука – это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных системоорганизованных и обоснованных знаний о мире [1].

Любая наука имеет характерные черты. Трезвость выступает как наука в силу обладания такими признаками, как общезначимость, обезличенность, систематичность, преемственность, незавершённость, достоверность и др.

Остановимся подробнее на таком признаке, как общезначимость. Данный критерий предполагает следующие утверждения:

- полученные знания пригодны для всех людей;

- язык науки – однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

Знания получают люди, исследуя природу и мир, явления и человека. В современном мире всё больше людей интересуется вопросами трезвости. Развивается трезвое движение, создаются общества трезвости. На сегодняшний день действуют: «Трезвая Москва», «Трезвый Башкортостан», «Трезвый Магнитогорск», «Трезвый Питер», «Трезвая Тюмень», «Трезвый Татарстан», «Трезвый Новосибирск», «Трезвый Дон», «Трезвый Саратов», «Трезвая Кубань» и другие.

И естественно, что любое серьезное общественное движение, претендующее на свою роль в изучении и формировании общества, должно опираться на научные факты, обоснования, исследования. Поэтому актуальной задачей на современном этапе будет являться формирование научной базы такого явления и такой науки, как трезвость. Очень много сделано участниками трезвого движения в этом направлении: выработан язык утверждения и сохранения трезвости (язык УСТ), постоянно проводятся научные конференции, исследуются проблемы, создаётся научный фундамент как самой трезвости, так и трезвого движения.

Вопросами трезвости человечество занималось всегда. В давние времена люди ориентировались на знания и трезвые традиции своих предков, следуя законам, передаваемых от отца сыну, от деда внуку. Учёные, понимая важность данной темы, очень часто поднимали вопросы трезвости с точки зрения разных наук: истории, медицины, физиологии, социологии, педагогики, психологии. Так И. В. Сажин в диссертации «Вліяніе алкоголя на развивающійся организмъ» в 1911 поднимал вопросы отравляющего воздействия алкоголя на человеческий организм. Тему борьбы за народную трезвость с середины XIX – до конца XIX века в Новгородской губернии рассматривал в своей диссертации Афанасьев И. Н. (2011), о движении сторонников трезвого образа жизни писал в своих диссертациях Якушев А. Н. (1990), а Юрьев Ю. И. описывал проблемы утверждения здорового, трезвого образа жизни, противоречия и пути их разрешения (1993), трезвенничество как социальное явление в своих работах рассматривала Горченко С. А. (1992) [2, 3, 4, 5, 6].

Но нельзя отрицать, что трезвость человека – это прежде всего личная и общественная ценность. В социологии есть такие понятия как «социальные нормы» и «социальные ценности».

Приведем несколько определений понятия «социальная ценность».

Социальные ценности – это те явления, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые для его существования и развития [7].

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике предлагает такое определение: «социальные ценности» – это разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигать, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям [8].

Социальными ценностями в разных обществах могут быть, например, патриотизм, уважение к предкам и прошлому своей страны, честность, трудолюбие, ответственность, законопослушность, верность в супружеской жизни, верность своим принципам, образование, духовность, здоровье и т. д.

Понятие «социальные нормы» имеет следующее определение: социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми и общественную жизнь.

Существует множество видов социальных норм: нормы права, нормы морали (нравственности), религиозные нормы, эстетические нормы, корпоративные нормы, нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычки людей (обряды, ритуалы, обычаи, традиции).

В современном мире существует следующее мнение о важности и роли социальных норм: свобода – главное, естественное право выбора человека, которое должно быть защищено законом. Но, как тонко подметил М. Бакунин: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Поэтому для определения масштаба свободы обществу и необходимы социальные нормы.

Теперь обратимся к определению «трезвость».

Трезвость – согласно определению Всемирной организации здравоохранения – непрерывное воздержание от приёма алкоголя и других психоактивных веществ.

Почти такое же определение дает нам и Толковый словарь Ушакова: «трезвость» – это воздержание от спиртных напитков, неупотребление их [9].

Надо заметить, что эти определения не являются точными и правильными по смыслу. Так как в них используются слова, программирующие на самоотравление: «употребление», «напитки», «приём». И главное – подсознательный посыл этих определений таков: состояние трезвости требует неимоверной силы воли и решительности. Можно сказать, это личная жертва для человека. Об этом нам сигнализируют слова в данном контексте: «отказ», «непрерывное воздержание». То есть это вынужденное, а не естественное состояние человека. И в центре каждого из этих определений находится алкоголь. При таком понимании «трезвости» человек не будет стремиться к правильному, естественному образу жизни.

Именно поэтому более точное определение даёт межрегиональное общественное движение «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Россия»: Трезвость – это естественное состояние человека, семьи, общества (свободное от запрограммированности на самоотравление любыми интоксикантами и физического отравления ими в любых количествах) [10]. В этом определении во главу угла поставлены не интоксиканты, с которыми надо бороться, а естественное состояние трезвости, данное человеку от природы с которым он и родился. Кроме того, исходя из этого определения, можно чётко понять пути утверждения и сохранения Трезвости в человеческом обществе. Отсюда вывод: трезвость – это норма.

Трезвость является социальной нормой по следующим признакам:

1. Трезвость является признанным обязательным порядком, стандартом, образцом поведения в обществе. Со стороны общества самоотравление алкоголем порицается, тем самым вырабатывая у человека определенные привычки.

2. Исполнение обеспечивается силой государства, общественным мнением и силой привычки. При нарушении – общественное осуждение и использование мер государственного принуждения. Таким образом, с помощью Федерального Закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» государство регулирует производство и продажу алкоголя в стране [11]. В случае нарушения данного закона, к человеку будут применены санкции: штрафы, ограничения свободы и т. д.

В данной статье мы не будем разбирать эффективность данного закона. В нём много недоработок. Но формально он демонстрирует, что для государства вопросы трезвости остаются актуальными.

3. Трезвость, как социальная норма, предполагает свободу от самоотравления алкоголем и другими интоксикантами, а также является естественным способом правильно поступать в различных ситуациях: ведя трезвый образ жизни, человек не только сохранит свое здоровье, но и минимизирует вероятность совершения им проступков и преступлений вследствие алкогольного опьянения.

Трезвость относится к социальным ценностям по следующим признакам:

1. Трезвость является разделяемым обществом убеждением по поводу цели, которую необходимо достичь, и путей и средств, для достижения этой цели. В данном случае цель – здоровый трезвый образ жизни, свободный от алкоголя и других интоксикантов, путь к реализации данной цели – прекращение программирования населения на самоотравление интоксикантами с помощью различных информационных технологий, прекращение доступности интоксикантов для отравления людей, распространение трезвого движения.

2. Важная функция трезвости – помощь человеку на духовном уровне: данное явление станет смыслом жизни, жизненным ориентиром человека, в то время как зависимый человек не сможет возвыситься духовно из-за своего образа жизни.

Анализируя данные понятия можно сделать вывод, что трезвость является социальной нормой и социальной ценностью человека и общества.

Список литературы

1. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – 1072 с. ISBN 5-8297-0050-6 (в пер. )

2. Сажин, И. В. Вліяніе алкоголя на развивающійся организмъ: диссертація на степень доктора медицины, СПб.: 1902

3. Афанасьев, И. Н. Борьба государства и общества за народную трезвость в России 1861-1914 гг. : дис. … канд. исторических наук: 07. 00. 02 / И. Н. Афанасьев; Великий Новгород, 2011. – 192 с.

4. Якушев, А. Н. Движение сторонников трезвого образа жизни: (История и современность): дис. … доктор исторических наук: 07. 00. 01 / А. Н. Якушев, Москва, 1993. – 756 с.

5. Юрьев, Ю. И. Утверждение здорового, трезвого образа жизни: противоречия и пути разрешения: дис. … канд. исторических наук: 09. 00. 02 / Ю. И. Юрьев, Москва, 1990. – 205 с.

6. Горченко, С. А. Трезвенничество как социальное явление: автореф. дис. … канд. социологических наук: 22. 00. 04 / С. А. Горченко, Москва, 1992. – 27 с.

7. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В. С. Нерсесянц. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 560 с.

8. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013. [Электронный ресурс] // Сайт «Академик» / URL: http: //psychology_pedagogy. academic. ru/19183.

9. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т " Сов. энцикл. "; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т. )

10. Официальная редакция «Языка утверждения и сохранения Трезвости» (языка УСТ, языка Трезвости), февраль 2017 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Трезвая Тюмень» / URL: http: //trezvayatyumen. ru/yazyk-ust. html

11. Федеральный закон " О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22. 11. 1995 № 171-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» / URL: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_8368.

Сведения об авторах

Клюшникова Елена Анатольевна, к. п. н., доцент кафедры физического воспитания, Тюменский индустриальный университет, lenatolik21@mail. ru.

Некрасова Александра Андреевна, студент первого курса, Тюменский индустриальный университет, sandra. nekrasova@mail. ru, тел. 8-952-691-31-83.

About authors

Klyushnikova Elena Anatolievna, candidate of pedagogic sciences, associate Professor of physical education, Tyumen Industrial University, lenatolik21@mail. ru.

Nekrasova Alexandra Andreevna, student first-year, Tyumen Industrial University, sandra. nekrasova@mail. ru, tel. 8-952-691-31-83.

УДК 316. 4. 051+316. 658

Леоненко М. А., Ленивкина Л. Н.

Leonenko M. A., Lenivkina L. N.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...