Баженова К.Ю. Определение Трезвости: язык утверждения и сохранения Трезвости и общественное сознание
Definition of Sobriety: the language of establishing and safeguarding Sobriety and the social consciousness В данной статье раскрыта история создания языка утверждения и сохранения Трезвости (языка УСТ), его современное наполнение и функции. Доказана важность употребления языка УСТ на всех уровнях – от повседневного до административного. Также здесь приведены предварительные результаты исследования того, как знание и употребление термина «Трезвость» влияет на сознание человека. Сделан вывод о взаимосвязи знаний, полученных на курсе по освобождению от табачно-алкогольной зависимости и формированию трезвых убеждений, и активных действий по утверждению и сохранению Трезвости в обществе. Ключевые слова: словарь трезвенника, язык УСТ, определение Трезвости, общественное сознание, социальная база. This article describes the history of the language of establishing and safeguarding Sobriety, its modern content and functions. The importance of the use of this language is proved at all levels – from everyday use to administrative use. Some preliminary results of the study of how the knowledge and use of the term “Sobriety” affects the human consciousness are provided. The conclusion is made about the relationship of the knowledge, obtained at the course of tobacco-alcohol addiction liberation and sober convictions formation, and the conscious activity on establishing and safeguarding Sobriety. Keywords: teetotaler dictionary, language of establishing and safeguarding Sobriety, definition of Sobriety, social consciousness, social base. Сегодня редкий трезвенник не знает о методе Г. А. Шичко, но мало кто знает о его «Маленьком словаре трезвенника», ещё меньше людей знакомы с его содержанием. Более 10 лет Г. А. Шичко работал над сбором нужных терминов и написанием определений, и к 1984 году словарь насчитывал 87 понятий. Долгое время словарь оставался неизменным, и только в 90-е годы, когда трезвое движение начало набирать новые силы, словарь подвергся критическому, аналитическому взгляду и претерпел серьёзные изменения.
С 1998 года на летних слётах трезвого движения уже распространялись первые листовки с редакцией словаря в новом формате. Словарь вырос до языка утверждения и сохранения Трезвости (языка УСТ), так как он уже не совсем соответствовал формату словаря. Известно, что форма словаря требует определённых правил, таких как расположение понятий в алфавитном порядке, присутствие нескольких определений и их помет о стиле и значении (разговорный, научный стиль, прямое, косвенное, ироническое значение), наличие кратких примеров употребления слова. Термины из языка УСТ расположены иначе – по принципу их важности, фундаментальности. Так, например, язык УСТ начинается с определения Трезвости, как базового понятия науки Трезвости, а не с «алкоголя», как слова, начинающееся с первой буквы алфавита. Многие определения из языка УСТ сопровождаются большими примечаниями и приведением ситуаций использования того или иного слова. Это обусловлено стремлением к однозначности понимания и восприятия термина. По этой же причине понятие содержит только одно определение и не имеет помет. А также постоянно совершенствуется, уточняется, дополняется с течением времени, с увеличением опыта работы трезвых организаций и по мере роста грамотности в сфере общественных процессов, по мере понимания методов социально-психологического программирования и информационного террора в «средствах формирования и управления общественным сознанием» (СФиУОС, более современное понятие, отражающее суть явления, нежели устаревшее понятие СМИ – «средства массовой информации»). После значительных изменений язык УСТ уменьшился с 87 терминов до 60, но уменьшение в количестве не значит потери в качестве. Напротив, язык УСТ мировоззренчески, концептуально, идеологически вырос. Появились такие определения, как «информационный террор населения» [2, c. 307], «ломехуза» [2, c. 305], «волны Трезвости» [2, c. 322] и др. Многие термины купировались. Так произошло, например, со словосочетанием «алкогольная наркомания» [2, c. 307], так как опыт, практика показали, что оно является разрушительным и программирующим сознание людей на самоотравление. И абсолютно все понятия конкретизировались и уточнялись. Всего этого требовали изменившиеся общественные процессы, рост уровня их понимания, а практика показала несостоятельность, ошибочность некоторых определений.
Из 60 терминов языка УСТ около 15 находится в активном словарном запасе трезвенников. Мы говорим, что изъясняться на языке УСТ нужно всегда и везде, на всех уровнях: от повседневного до административного. Не раз в процессе деловой переписки наблюдалась ситуация, когда документ, составленный на языке УСТ и отправленный в государственное или муниципальное учреждение, получал ответ на этом же (правдивом! ) языке. Тем самым мы поднимаем у госслужащих понимание общественных процессов на новый уровень. Говоря на языке УСТ, мы избегаем непонимания, неоднозначности восприятия сообщения. Также, используя язык УСТ, мы способствуем разрушению программы на самоотравление в сознании человека и учим различать информацию, обнаруживая ложные, подмененные понятия, уводящие внимание человека в сторону. Научить человека видеть, где правда, адекватное отражение реальности, а где ложь, обман, очень важно в деле воспитания. Обучая ребёнка говорить правду, мы воспитываем в нём честность; обучая видеть искажение информации, воспитываем чувство справедливости и долга перед обществом, заключающегося в том, чтобы сохранить и приумножить созидательные силы. Человек, умеющий различать информацию на предмет обмана и лжи, способен защитить свою Трезвость, не говоря уже о чистоте разума и высокой осознанности действий. С каждым употреблением терминов из языка УСТ, мы даём уроки различения для тех, кто нас слышит. Это может быть не только прямой слушатель, но и случайный прохожий, рядом сидящий пассажир в общественном транспорте и т. д. Говоря на языке УСТ, мы взращиваем мораль Трезвости в обществе. А ведь именно из-за её отсутствия предыдущие трезвые движения не увенчались успехом. Наше, пятое трезвое движение, мы можем довести до желанной цели, лишь начав говорить на языке правды – языке УСТ.
Чтобы наглядно показать, как знание и употребление терминов из языка УСТ влияет на сознание, мы провели небольшое исследование. Нашей задачей было узнать, какие образы и ассоциативные ряды возникают у человека при слове «Трезвость». Мы создали и распространили в социальной сети «Вконтакте» анкету и собрали более 760 ответов из более 260 населённых пунктов 7 стран (Россия, Эстония, Франция, Украина, Беларусь, Казахстан, Польша). Анкету заполняли респонденты от 16 лет и старше. На вопрос «Каково ваше отношение к слову трезвость? » 65% (500 чел. ) ответили «Очень хорошо», около 18, 6% (143 чел. ) – «Хорошо», 15, 2% (117 чел. ) – «Нормально», 0, 7% (5 чел. ) – «Плохо», 0, 5% (4 чел. ) – «Очень плохо». У ответивших «Плохо», «Очень плохо» слово «Трезвость» рождает такой ассоциативный ряд: «спорт», «здравоумие», «полный отказ от употребления алкоголя и наркотиков», «алкоголь», «плохой» (ассоциативный ряд). Один из ответивших написал: «Нет ассоциаций. Само слово очень некрасивое и неприятное и на слух и на вид». Из чего следует, что слово «Трезвость» ассоциируется у представленных 9 человек с конфликтом или рождает его в их сознании, также оно связано с лишением себя алкоголя. На вопрос «Как вы понимаете слово «трезвость»? » эти же респонденты ответили: «здоровый образ жизни», «адекватное состояние после алкоголя», «быть всегда в сознании», «понимание», «неприятие алкоголя, рациональное суждение», «высшие мысли». При этом 2 из 9 указали, что ведут уроки Трезвости, проводят курсы, что наталкивает на мысли, что у этих людей есть ошибка в морали Трезвости. Причиной же подобного отношения к Трезвости является отсутствие или недостаточность понимания задач и цели трезвого движения. Если говорить, о тех, кто положительно относится к Трезвости, то здесь картина намного радостнее. Большинство отмечает, что Трезвость так или иначе связана с сознанием человека. В одном ассоциативном ряду стоят «ясный ум», «светлые мысли», «здравый разум», «незамутнённость сознания». В ответах на вопрос «Как вы понимаете слово «трезвость»? » часто встречались слова «ясность», «сила», «здоровье». В основном, в ответах встречались позитивные слова, но около 40% определений и ассоциативных рядов были построены от отрицания: жизнь без.., отказ от…, отсутствие чего-то, воздержание от…, что-то не делать (не пить, не курить). Когда определение строится от отрицания, человек чувствует, что он чего-то лишается. От этого сам термин приобретает негативный налёт, как явление, которое что-то отбирает, запрещает, чего-то лишает. Потому и отношение к самому явлению становится отрицательным. Наша задача на уроках Трезвости, в повседневной жизни связать слово «Трезвость» исключительно с положительными образами, чтобы подготовить социальную базу для поддержки задач трезвого движения: внесение закона о выносе торговли интоксикантами (алкоголем и табаком) в спецмагазины за пределы населенных пунктов, внедрение уроков Трезвости в образовательную программу, прекращение информационного террора и др.
Таковы предварительные результаты нашего исследования, мы настроены его продолжить и расширить круг анализируемых определений. Теперь о том, что не было целью нашего исследования, но не могло не броситься в глаза. Для фильтрации ответов тех, кто проходил курсы Г. А. Шичко, была составлена следующая задача: «Перечислите «полочки» программы на самоотравление интоксикантами по методу Г. А. Шичко (если затрудняетесь в ответе, поставьте прочерк)». Из 769 анкет верно решили эту задачу только 22 человека. Из них 5 чел. из Тюмени, 3 чел. из Костаная, 2 – из Санкт Петербурга, 2 – из Ростова. Во всех ответах более или менее полно встречалось определение Трезвости из языка УСТ и вызывало чаще всего ассоциацию со свободой, счастьем, радостью, концептом света, включающим в себя такие слова и словосочетания, как ясность, светлый образ, мысли о светлом. Глядя на столь малое количество правильно ответивших и на их местонахождение (а это города, где активно ведётся деятельность в идеологии УСТ), можно сделать вывод, что если трезвенник, прошедший курс Г. А. Шичко, не начал или со временем прекратил вести активную деятельность по УСТ, то знания с курса постепенно стираются из памяти и уже не будут служить человеку для конструктивных бесед в рамках просвещения и пропаганды идеологии трезвого движения. Для отстаивания своей позиции необходимо иметь запас весомых аргументов, уметь чётко и ясно изложить материал, а это напрямую зависит от того, насколько полна и структурирована информация в голове. Но такое произойдёт только при одном условии – при наличии практических действий. Преподавание уроков Трезвости и курсов, проведение опросов, активность, общение в соц. сетях и повседневной жизни – это залог продвижения как личности, так и всего трезвого движения, так как от каждого из нас зависит, насколько быстро будет продвигаться идеология УСТ и утверждаться ценность Трезвости в сознании людей. Если трезвенники не знают своей теории, чего же можно ожидать от других людей?
Трезвенников, придерживающихся идеологии УСТ, намного меньше, чем тех, кто пропагандирует «борьбу с алкоголем». Именно поэтому каждый, кто прошёл курсы Г. А. Шичко, ценен уже тем, что является носителем важнейших постулатов, которые необходимо транслировать в массы для достижения нашей главной цели – утверждения и сохранения Трезвости в России. Список литературы 1. Шичко Г. А. Основная трезвенная терминология / Г. А. Шичко. – Л.: Оптималист, 1989. – 41 с. 2. Язык утверждения и сохранения Трезвости – язык освобождения // Трезвость – КУРС России: материалы XVI Международной научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал» (г. Н. Тагил, 23-24 февраля 2018 г. ). – Тюмень: Трезвая Тюмень, 2018. – С. 296-324. Сведения об авторе Баженова Кира Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы, студент ЮУрГГПУ (магистратура, направление – филологическое образование), ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень», Kira-eto. ya@yandex. ru, тел. 89829369323. About author Bazhenova Kira Yurievna, the teacher of Russian language and literature, student of Ural state pedagogical University (master, program – philological education), TGOO UST «Trezvaya Tyumen», Kira-eto. ya@yandex. ru, tel. 89829369323. УДК 316. 658 Вуколов А. В. Vukolov A. V.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|