Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 34 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Учет расчетов с подотчетными лицами.




1. В процессе финансово-хозяйственной деятельности организация постоянно взаимодействует с другими юридическими и физическими лицами, выступающими относительно нее в роли поставщиков и подрядчиков, покупателей и заказчиков, кредиторов и заимодавцев, дебиторов и заемщиков, а также подотчетных лиц.

Как отмечается в ст. 307 ГК РФ, «в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности».

Определение обязательства предполагает существование двух сторон: обязанной выполнить действие и имеющей право требовать исполнения. Стороны обязательства получили в законодательстве специальные наименования: «должник» и «кредитор». Денежное обязательство — это обязательство, в силу которого должник обязан уплатить кредитору определенную сумму денежных средств, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Основным способом прекращения денежного обязательства является его надлежащее исполнение, т. е. перечисление должником денежных средств в порядке и на условиях, предусмотренных обязательством.

Однако в современных условиях большое распространение получили так называемые «неденежные формы расчетов», предполагающие различные схемы прекращения обязательств контрагентов, отличающиеся от перечисления (получения) денежных средств. Возможные способы прекращения обязательств определены гражданским законодательством. Помимо исполнения обязательства должником, законодательством предусмотрено также прекращение обязательства вследствие исполнения его третьим лицом, зачетом встречного однородного требования, предоставлением взамен исполнения отступного, новацией, невозможностью исполнения, прощением долга и по иным основаниям. Изменение величины и (или) структуры дебиторской и кредиторской задолженности организации возможно также в результате перемены лиц в обязательстве (перевод долга, переход прав кредитора к другому лицу).

Часть оборотных активов организации, направленная на расчеты с физическими и юридическими лицами, является дебиторской задолженностью. Для учета дебиторской задолженности предусматриваются следующие счета: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (по авансам выданным), 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Дебиторская задолженность в зависимости от сроков ее погашения и исходя из требований составления бухгалтерской отчетности подразделяется на краткосрочную (срок погашения установлен и в течение 12 месяцев с момента возникновения) и долгосрочную (срок погашения превышает 12 месяцев с момента постановки на учет).

Кредиторская задолженность - это обязательства организации за поставленные ей товары, работы и услуги, а также другие обязательства в пользу кредиторов, обусловленные прошлыми хозяйственными событиями и сделками. Выполнение обязательств организации I влечет за собой использование активов в определенном периоде, т.е. их передачу по требованию кредиторов и, следовательно, отток экономических ресурсов организации, обусловленный необходимостью исполнения существующих обязательств, выраженных в конкретной сумме.

Для учета кредиторской задолженности предусматриваются счета: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (по авансам полученным), 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

По активно-пассивным счетам учета расчетов (71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.) сальдо в балансе отражается развернуто, т.е. дебетовое сальдо отражается в активе баланса, а кредитовое – в пассиве.

Подотчетные лица - это сотрудники организации, которые получили денежные средства организации для оплаты "мелких" расходов.
Из подотчетных сумм могут быть оплачены:
1. Хозяйственные расходы

1. приобретение материальных ценностей,

2. канцелярские, почтовые расходы

3. денежные документы и т.д.

2. Расходы на командировки
В основном выдача подотчетных сумм производится из кассы организации (при заграничных командировках - подотчетные суммы могут быть перечислены в валютного счета организации на карточку сотрудника).
Подотчетные суммы выдаются на основании письменного заявления сотрудника с визой руководителя организации.
Порядок выдачи подотчетных сумм регламентирован Правилами ведения кассовых операций (См. Кассовые операции: выдача подотчетных сумм).
После того, как сотрудник осуществит расход подотчетных сумм он в установленные сроки обязан отчитаться перед организацией, т.е. составить и представить в бухгалтерию Авансовый отчет по форме АО-1 с приложением всех документов, полученных им при осуществлении расходов.
В случае, если не вся сумма подотчетных средств потрачена, сотрудник возвращает остаток в кассу. Если осуществлен перерасход подотчетных сумм - организация компенсирует его.
Если сотрудник в установленные сроки не представил Авансовый отчет, подотчетная сумма может быть удержана из заработной платы сотрудника или по решению суда отнесена на возмещение материального ущерба.
Расчеты с подотчетными лицами учитываются на одноименном счете 71.

Содержание операции Дебет Кредит
  Выданы из кассы подотчетные средства    
  Приобретены материалы из подотчетных средств    
  Осуществлены общехозяйственные расходы из подотчетных средств    
  Возвращен остаток неизрасходованных подотчетных сумм в кассу    
  Возмещен перерасход подотчетных сумм    
  Списаны невозвращенные в срок подотчетные суммы    

Вопрос 35Доходы и расходы организации, их состав и учет (если рассматривать доходы и расходы как фин. результаты)

Доходы от обычных видов деятельности - это выручка от продаж продукции, работ, услуг. Расходы по обычной деятельности представляют собой себестоимость реализованных товаров, работ, услуг.
Условия принятия к учету доходов и расходов.

Выручка принимается к учету при единовременном выполнении условий: Расходы принимаются к учету при единовременном выполнении условий:
1. у организации есть право на получение выручки, вытекающее из условий договора или подтвержденное иным образом 2. сумма выручки может быть надежно оценена 3. существует уверенность в том, что в результате конкретной операции увеличатся экономические выгоды организации 4. право собственности на товар, работу, услугу перешло к покупателю 5. сумма расходов, связанных с полученными доходами должна быть определена Если хотя бы одно из условий не выполняется, в учете отражается не выручка, а кредиторская задолженность за полученный актив. 1. расходы произведены в соответствии с конкретным договором или требо-ваниями законодательства 2. сумма расходов может быть надежно оценена 3. существует уверенность в том, что в результате конкретной операции уменьшатся экономические выгоды организации Если хотя бы одно из условий не выполняется, в учете отражается не расход, а дебиторская задолженность.

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним предназначен Счет 90 "Продажи".
В течение года на счете 90 собираются данные о доходах и расходах организации по обычным видам деятельности. К счету 90 открываются субсчета:
90-1 "Выручка";
90-2 "Себестоимость продаж";
90-3 "Налог на добавленную стоимость";
90-4 "Акцизы";
90-9 "Прибыль / убыток от продаж".
Выручка от продажи отражается по кредиту счета 90 "Продажи" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Одновременно в дебет счета 90 "Продажи" списывается себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг с кредита счетов 43 "Готовая продукция", 41 "Товары", 44 "Расходы на продажу", 20 "Основное производство" и др.
После того, как отражена выручка на субсчетах 90-3 и 90-4 в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам" начисляются НДС и акцизы.
По окончании каждого месяца сопоставляется сумма дебетового оборота по субсчетам с 90-2, 90-3, 90-4 с кредитовым оборотом по субсчету 90-1. Выявленный результат представляет собой прибыль или убыток от продаж за месяц.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...