Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Романтизм в художественной культуре Европы

План работы

 

Введение

Развитие науки и философии

Романтизм в художественной культуре Европы

Критический реализм в литературе и искусстве Франции, Англии, США

Импрессионизм и постимпрессионизм в художественной культуре 19 века

Тест

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

В развитии европейской литературы, искусства, науки XIX в. – время появления произведений, ставших огромным достоянием культуры и завоеванием человеческого гения, хотя условия развития были сложными и противоречивыми.

Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны. Они включали изменения в базисных отношениях, в политической жизни, развитии науки, промышленную революцию и ее результаты, религиозный аспект.


Развитие науки и философии

 

XIX в стал веком непрерывных революционных переворотов в науке. Прежде всего это расцвет классического естествознания, создание единой системы наук. Укрепляется связь науки с производством, наука из малой превращается в большую – здесь теперь занято значительно больше персонала, чем прежде. Достигнуто значительное развитие философской мысли, проявлен всеобщий интерес к исторической науке, продвинулись языкознание, археология; заложены основы научной фольклористики, искусствознания, литературоведения.

Усиление атеистических тенденций приводит в обществе к серьезному кризису церкви – в Европу проникают новые религии, рождаются концепции отделения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания, секурялизация образования и др. все это подрывает влияние религии как интегрирующего начала, меняет характер общественных связей – единство общества складывается во многом как национальное единство и профессиональное – культурное сближение по вертикали, в рамках одной и той же профессиональной деятельности.

Великие сдвиги, происшедшие в XIX в. в экономическом базисе, развитии философии, науке и технике оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства Европы.

Особенностью развития европейской культуры XIX в. было исключительное разнообразие видов, направлений и жанров художественного творчества. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, натурализм, импрессионизм, постимпрессионизм – таковы основные направления, охватившие все виды искусства – литературу, живопись, музыку Европы XIX в. Однако, несмотря на многообразие стилей, сложившихся в этом столетии, первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах творчества во всех странах.


Романтизм в художественной культуре Европы

 

1. Романтизм в литературе, музыке и искусстве – стиль, делающий акцент на воображение, эмоции и созидательную индивидуальность артиста; природа и фольклор служат источниками вдохновения. Термин часто используют для характеристики культуры XIX в. в противовес классицизму XVIII в. В музыке достиг своего апогея в работах Шумана и Вагнера.

2. Романтизм – направление в искусстве первой четверти XIX в., выступавшее против канонов классицизма, отражавшее в художественных произведениях внутренний мир героев, идеальные чувства и страсти.

3. Романтизм – творческое направление в европейской литературе XIX в.; его характерные черты: идеализация прошлого (средневековья), индивидуализм, исключительность образов и сюжетов.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В Германии романтизм возник раньше, чем в других странах. Многим из немецких романтиков был чужд пафос передовых социальных идей. Они идеализируют средневековое прошлое, отдаются безотчетным душевным порывам, рассуждают о бренности человеческой жизни. Искусство многих из них было пассивным и созерцательным. Лучшие свои произведения эти художники создали в области портретной и пейзажной живописи.

Выдающимся портретистом был Отто Рунге (1777-1810). Портреты этого мастера при внешнем спокойствии поражают интенсивной и напряженной внутренней жизнью. Пейзажи Каспара Давида Фридриха (1774-1840) открывают красоту горных ландшафтов юга Германии и меланхолическую призрачность залитых лунным светом северных морских побережий.

Бунтарская сущность романтизма ярче всего проявилась во Франции. Там в этом художественном течении отразилось глубокое разочарование в результатах французской революции, протест против буржуазной действительности, разбившей мечту о «царстве разума и свободы», о котором говорили просветители XVIII в. Французский романтизм сложился в начале 1820-х гг., накануне нового революционного подъема. Французских художников увлекали сильные и деятельные герои, люди глубоких переживаний и страстного темперамента. Представители романтического направления отстаивали право художника непосредственно выражать свои мысли и чувства, боролись против сковывающих творческую свободу академических правил классицизма. «Слушаться природы, правды и вдохновения» стало основным правилом романтиков. Рассудочности академистов они противопоставляют эмоциональность и драматизм образов, смелые динамические композиции своих картин; сухому рисунку – насыщенные яркие краски. Французские романтики стремились найти большую тему в современности, их влекла к себе также экзотика Востока и освободительная борьба порабощенных народов.

Художником, с именем которого связаны первые блестящие успехи романтизма во Франции, был Теодор Жерико (1791-1824). Уже в ранних его картинах (портреты военных, изображения лошадей) античные идеалы отступили перед непосредственным восприятием жизни.

В 1816 г. по вине французского правительства погиб фрегат «Медуза», с которого спаслось на плоту всего несколько человек. Это событие потрясло всю Францию, и Жерико посвятил ему свое наиболее значительное произведение «Плот «Медузы» (1818). Он изобразил переживания отчаявшихся и вновь обретших при виде приближающегося корабля надежду на спасение людей с такой силой драматизма, какой никогда не знало искусство Давида.

Главой французского романтизма в живописи суждено было стать Эжену Делакруа (1798-1863). Неистощимое воображение этого художника создало целый мир образов, до сих пор живущих на полотне своей напряженной, полной борьбы и страстей жизнью. Тут и сцена из дантовского ада, и герои произведений Гете, Шекспира, Байрона, изображенные в моменты острых переживаний. Делакруа запечатлел многочисленные образы людей Востока, главным образом алжирцев и марокканцев, которых он видел во время своего путешествия в Африку. В произведении «Резня на острове Хиос» (1824) Делакруа отразил борьбу греков против турецкого владычества, волновавшую тогда всю Европу. Группе страдающих пленных греков на переднем плане картины, среди которых и обезумевшая от горя женщина, и ребенок, ползущий к груди мертвой матери, художник противопоставил надменные и жестокие фигуры карателей; вдали виден горящий разрушенный город. Картина поразила современников и захватывающей силой человеческих страданий, и своим необычайно смелым и звучным колоритом.

События Июльской революции 1830 г. вдохновили Делакруа на создание широко известной картины «Свобода на баррикадах» (1830).

Крупнейшим представителем романтизма во французской скульптуре был Франсуа Рюд (1784-1855). Его знаменитая скульптурная группа «Марсельеза» (1833-1836), украшающая Триумфальную арку на площади Звезды в Париже, посвящена героическим революционным дням 1792 г.

В творчестве английских художников начала XIX в., в первую очередь пейзажистов, романтические увлечения сочетаются с более объективным и трезвым взглядом на природу.

Романтически приподнятые пейзажи создает Уильям Тернер (1775-1851). Он особенно любил изображать грозы, ливни, бури на море, яркие, пламенеющие закаты солнца. Тернер часто преувеличивал эффекты освещения и усиливал звучание цвета даже тогда, когда писал спокойное состояние природы. Используя технику акварелистов, Тернер стал накладывать масляную краску очень тонким слоем и писал прямо на грунте, добиваясь радужных переливов тонов.

В технике акварели работал первоначально Ричард Бонингтон (1802-1828). В морских пейзажах, исполненных маслом, простых и лишенных драматических эффектов, Бонингтон стремился уловить особенности солнечного освещения, сероватую дымку влажного воздуха.

Наиболее последовательно новое отношение к природе воплотил в своем творчестве Джон Констебль (1776-1837). Важным нововведением Констебля явились его большие (в размер картины) эскизы маслом, замечательные по непосредственности и тонкости наблюдений, по свежести и богатству колорита. В них он сумел передать всю сложность внутренней жизни природы в ее повседневности, достигая этого самой техникой живописного письма. Он писал смелыми подвижными мазками, то густыми и шероховатыми, то более гладкими и прозрачными. Новаторская живопись Констебля оказала огромное влияние на произведения Делакруа, а также и на все развитие французского пейзажа XIX в.

ЛИТЕРАТУРА

Романтизм составил целую эпоху в истории европейской культуры. На протяжении нескольких десятилетий он господствовал в литературе, музыке, живописи. В романтизме причудливо сочетаются исключительность героев, индивидуализм, глубокий интерес к прошлому, стремление и умение зримо передать колорит отдаленных времен (историзм), влечение к необычному, к экзотике (нетипичность, исключительность обстоятельств) и, наконец, задушевность, лиризм, проникновение в глубины человеческой души.

О романтиках часто говорят, что они противопоставляют действительности мечту, подменяют жизнь сказкой.

Романтики презирали весь буржуазный уклад жизни, они считали его предметом, недостойным поэтического изображения. Они изображали большие чувства, могучие страсти, необычные подвиги. Буржуа был холодным, бездушным, расчетливым. Романтики раскрывали богатство души человеческой, неустанно напоминая о том, как трагически одинок настоящий человек в окружающем мире.

Первая половина XIX в. отмечена подъемом национально-освободительного движения во многих странах, и романтики взволнованно откликнулись на зов времени. Это главная тема многих выдающихся произведений XIX в. («Гражина» Мицкевича, «Паломничество Чайльд Гарольда» Байрона и др.).

Страстно выражая свое отношение к миру, романтики не скрывали своих общественных позиций. Все они презирали буржуазное общество, но идеалы их нередко резко противостояли друг другу. Некоторые из них прославляли старое, средневековое. Это были консервативные романтики. Они уверяли, что французская революция принесла лишь новые пороки, разрушив патриархальную простоту нравов. Французский консервативный романтик Шатобриан призывал вернуться к богу, веру в которого подорвали просветители. Немецкий писатель Новалис рисовал идеализированную картину феодльного средневековья.

Выдающейся заслугой прогрессивных романтиков было то, что, презирая буржуазный мир, они еще более решительно отметали все старое, отжившее, исторически обреченное и звали вперед, хотя их мечта о будущем была смутной и глубоко субъективной.

Романтизм главенствовал в европейской литературе многие десятилетия. Это был важный этап в развитии культуры человечества. Бурно расцвела лирика. Романтики покорили читателей богатством интонаций, многообразием поэтических форм, проникновенностью в передаче человеческих чувств.

Романтики создали исторический роман. Они пробудили интерес к национальной культуре, к устному народному творчеству. Они добились больших успехов в искусстве перевода на родной язык художественных произведений других народов.

ПИСАТЕЛИ АНГЛИИ

В английской литературе конца XVIII-начала XIX в. возникло новое течение – романтизм. В лиро-эпических поэмах и лирических драмах Байрона и Шелли предстали образы невиданных ранее романтических героев – бунтарей против несправедливых общественных порядков, людей горячего сердца, бурных, титанических страстей.

В этих произведениях были глубокие раздумья о судьбах человечества.

Джордж Гордон Байрон (1788 – 1824)

Его творческая жизнь совпала с годами реакции, которая пыталась вытравить из памяти людей идеи свободы, равенства, братства, провозглашенные революционным французским народом. Однако сопротивление демократических сил непрерывно усиливалось. Волна национально-освободительного движения разливалась по странам европейского континента; в самой Англии ширились стихийные выступления луддитов- разрушителей машин. С самого начала своей творческой деятельности Байрон призывал к борьбе в лирических стихах, в лиро-эпической поэме «Паломничество Чайльд Гарольда», в политической речи в защиту луддитов, которую он произнес зимой 1812 г. в палате лордов.

В «Паломничестве Чайльд Гарольда» (первые две песни – 1812 г., третья – 1816 г., четвертая – 1818 г.) Байрон, обличая реакцию, прославлял народы Испании, Италии, Греции, которые сражались за свое освобождение от власти чужеземцев. Он вдохновлял на борьбу тех, кто медлил взяться за оружие.

В Гяуре, Корсаре, Ларе – романтических героях одноименных «Восточных поэм» (1813 – 1816) Байрона нетрудно узнать, по словам В.Г. Белинского, «колоссальную, гордую и непреклонную личность» самого поэта. В образах романтических героев – страдальца Бонивара, заточенного в Шильонский замок за республиканские убеждения (поэма «Шильонский узник», 1816), трагически одинокого Манфреда (драматическая поэма «Манфред», 1817), богоборца Каина (драматическая поэма «Каин», 1821) – Байрон славил человеческий разум и волю, мужество бунтарей, восстающих против земных порядков или же против законов самой вселенной.

Незаконченный стихотворный роман «Дон Жуан» (1818-1823) Пушкин считал шедевром Байрона, а Гете – «безгранично гениальным произведением». Юный Дон Жуан ничем не похож на прежних романтических героев – он самый обыкновенный человек. Его многочисленные приключения в разных странах дают Байрону повод для критики общественной и политической жизни Европы, поэтому лирические отступления порой совсем заслоняют повествование о жизни героя. Байрон – лирик, воспевающий поэтическую любовь Жуана и Гайдэ, выражающий собственные чувства и мысли о жизни и нравах людей, о природе; он и сатирик, осмеивающий торгашество, лицемерие, ханжество, бичующий душителей свободы – реакционных правителей европейских государств.

Перси Биши Шелли (1792 – 1822)

Духом протеста и свободы овеяна революционно-романтическая поэзия Перси Биши Шелли. Он был вынужден покинуть родину: революционность его первых творений напугала английские правящие классы и они подняли против него компанию травли и клеветы.

В ранних стихах Шелли выражены свободолюбивые мысли и чувства. Юношей он отверг религию. За трактат «Необходимость атеизма» (1811) его исключили из Оксфордского университета. Он дорожил идеями французской революции. В политических взглядах Шелли принял идеи утопического социализма.

Обличая несправедливость, гнет церкви, монархии, Шелли вдохновлялся идеалом будущего свободного бесклассового общества. В символической поэме «Возмущение ислама» (1818) он запечатлел борьбу народа фантастического Золотого города и создал революционно-романтические образы вождей восстания – девушки Цитны и юноши Лаона. Уверенные в будущей победе над тиранией, они бесстрашно встретили смерть.

В лирической драме «Освобожденный Прометей» (1819) Шелли в судьбе ее героя воплотил страдания, мужество, подвиги человечества.

Просто и сильно написал Шелли «Песнь людям Англии» (1819), выразив в ней справедливый гнев против трутней – капиталистов, присваивающих плоды трудов рабочих и крестьян. Он призывает тружеников силой оружия освободиться от власти трутней.

Вальтер Скотт (1771 – 1832)

Вальтер Скотт стал зачинателем исторического романа – нового жанра в литературе. Наблюдая современную жизнь и изучая историю, он понял, что и прошлые века в обществе шла непрерывная борьба между старым, отживающим и новыми, прогрессивными началами. В своих романах Вальтер Скотт изображал переломные исторические моменты, когда решались судьбы отдельных людей и целых народов. Так, в «Пуританах» (1816) шотландский народ восстает против деспотизма церкви и монархии. В «Айвенго» (1820), где показана Англия XII в., идет непрерывная борьба саксонских землевладельцев и крестьян против норманнских феодалов, чувствующих себя хозяевами Англии. В «Квентине Дорварде» (1823), действие которого происходит во Франции второй половины XV в., отражено становление абсолютной монархии в борьбе с феодализмом.

С большим мастерством передает Вальтер Скотт исторические и национальные особенности разных эпох, стран, народов. В «Уэверли» (1814), «Роб-Рое» (1818), «Эдинбургской темнице» (1818), как живая, встает родина писателя – Шотландия, ее суровая и величественная природа. Свои симпатии к народу писатель выразил в романе «Айвенго» в образах свинопаса Гурта, шута Вамбы, легендарного Робина Гуда, названного в романе вольным стрелком Локсли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...