Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822)
Крупнейший мастер немецкого романтизма XIX в., жил и творил в пору реакции, когда многие писатели пытались укрыться от мрачной современности в царстве романтики и мечты. Но в его творчестве фантастика переплетается с реалистическим и сатирическим изображением окружающего мира. «Гофман со своими фантастическими карикатурами всегда и неизменно держится земной реальности», - писал о нем Гейне. Причудливая фантастика Гофмана порой несет на себе печать мрачных и болезненных настроений, которые впоследствии были подхвачены писателями-декадентами. Но Гофман выступает как острый сатирик-реалист, сатира которого направлена против феодальной реакции мещанской ограниченности, тупости и самодовольства немецкой буржуазии. Именно это качество сатирика высоко ценили в его творчестве Маркс, Гейне, Белинский. Герои Гофмана – скромные и бедные труженики, чаще всего интеллигенты-разночинцы, страдающие от тупости, невежества и жестокости окружения. Наиболее известные произведения: «Золотой горшок», (1815); «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», (1819); «Серапионовы братья», (1819-1821) «Записки кота Мурра», (1820-1822). Генрих Гейне (1797-1856) Великий немецкий поэт, сочетавший в своем даровании глубокий и тонкий лирический талант с публицистической страстностью. В 1818 г. появились первые стихи поэта. Политические и социальные завоевания Великой французской революции стали впечатлениями ранней юности поэта и поддерживали его оппозиционные настроения и в период Реставрации. С начала 1820-х гг. Гейне выступает в печати. В Берлине начинается систематическая литературная деятельность поэта; в издательстве Маурера издается книга «Стихотворения Гейне», вошедшая затем в «Книгу песен». В 1823-1824 гг. он много путешествует по Германии и Италии, предпринимает путешествие по Гарцу. Впечатления, наблюдения, исторические реминисценции путешествия стали образами его книги. «Путевые картины». Второй этап творческого пути Гейне начинается с 1830-х гг. Проявивший в юности живейший интерес к революционным событиям эпохи, Гейне откликнулся на события Июльской революции 1830 г. самым непосредственным образом - отправился в Париж, чтобы принять в ней участие.
С конца 30-х гг. намечается перелом в эволюции творчества Гейне. Его публицистическая проза («Людвиг Берне», «Лютеция») отмечена глубоким анализом общественной обстановки в Европе, в поэзии преобладает политическая тема («Современные стихотворения», «Германия, Зимняя сказка»). Гейне глубже других немецких писателей осознал закономерность заката романтизма и стал одним из зачинателей критического реализма в немецкой литературе. На протяжении всего творческого пути реализм и романтизм тесно переплетались в его поэтике. Великий лирик, пламенный публицист, беспощадный сатирик, он вписал новую главу в историю мировой поэзии XIX в. ПИСАТЕЛИ ФРАНЦИИ В XIX в. во Франции литература вступила в новый период развития. Активность народных масс и значительный прогресс в просвещении привели к тому, что произведения передовых художников зазвучали как «звонкое эхо» эпохи, по выражению Гюго. Виктор Гюго (1802 – 1885) Национальный поэт Франции, один из любимейших писателей французского народа – посвятил свою жизнь художника и общественного деятеля борьбе против реакции, за торжество принципов гуманизма и демократии. Гюго в юности прошел через увлечение монархическими идеями, что отразилось в его ранних стихотворениях. Однако очень скоро он отошел от роялизма и стал во главе прогрессивно-романтического течения во французской литературе, представители которого боролись с эпигонами классицизма, сторонниками Реставрации. Его «Предисловие» к драме «Кромвель» (1827) стало манифестом романтической драматургии. Премьера драмы Гюго «Эрнани» явилась ареной битвы с классиками, завершившейся победой новой школы. Реформатор французского стиха, создатель романтической драмы, замечательный прозаик, Гюго в лучших своих произведениях говорит о глубочайшем сочувствии униженным и оскорбленным, о ненависти к тирании и социальной несправедливости. Романы Гюго, поражающие богатством творческого воображения, построены обычно на острых контрастах, их сюжеты запутаны и сложны, развязки эффектны, чувства героев сильны и трагичны. В период буржуазной революции 1848 г. Гюго встал в ряды защитников Республики. После ее поражения он был вынужден уехать в изгнание, где провел девятнадцать лет. На события франко-прусской войны и Парижской коммуны Гюго отозвался сборником стихов «Грозный год» (1872). В дни кровавой расправы с коммунарами он протестовал против действий версальских палачей.
Наиболее известные произведения: «Собор Парижской богоматери» (1831), «Король забавляется» (1832), «Рюи Блас» (1836), «Возмездие» (1853), «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «человек, который смеется» (1869), «93-й год» (1874). Жорж Санд (1804 – 1876) Жорж Санд – псевдоним Авроры Дюпен-Дюдеван. Дочь дворянина и белошвейки, Ж. Санд получила воспитание в имении бабушки-аристократки и в католическом монастыре, рано была выдана замуж. Порвав с мужем, она переехала в Париж. Начав с романов в защиту прав женщины в буржуазной семье, Ж. Санд в конце 1830-х и в 1840-х предреволюционных годах стала журналисткой, видной общественной деятельницей, разделявшей левореспубликанские взгляды, автором ряда социальных романов. Ее увлекли идеи утопического социализма. Ж. Санд приняла участие в революции 1848 г. В последние годы писательница отдалилась от общественной жизни. Носители идеи – положительные герои у Ж. Санд часто идеализированы, конфликты разрешаются иной раз искусственно, планы преобразования общества оказываются утопичными. Несмотря на это, ее творчество всегда пользовалось широкой популярностью у читателей мира; большой интерес к книгам Жорж Санд проявляла в XIX в. и русская демократическая общественность.
Произведения: «Индиана» (1832), «Орас» (1841), «Консуэло» (1843), Александр Дюма (1803 -1870) Популярнейший и необычайно плодовитый романист, завоевал мировую известность приключенческими историческими романами. Переехав в Париж, Дюма сблизился с писателями французской романтической школы, возглавляемой В. Гюго; первый литературный успех Дюма был связан с романтической драмой «Генрих III и его двор» (1829). Его драмы «Антонии» (1831) и «Кин» (1839) были значительным явлением в истории романтического театра. Творческий расцвет Дюма относится к 40-м гг., когда вышли «Три мушкетера» с продолжениями, «Граф Монте-Кристо» и другие романы. Опираясь в своих книгах на большой исторический материал и обнаруживая незаурядное живое и богатое воображение, Дюма в увлекательной и динамичной форме воспроизводит быт, нравы, костюмы эпохи, характеры исторических личностей. Однако его романы не отличаются глубиной исторического и психологического анализа. Важнейшие исторические события он часто объясняет случайным стечением обстоятельств, создавая эффектные ситуации, запутанные интриги. Его жизнерадостные и энергичные, смелые удачливые герои неизменно преодолевают любые трудности. Литературное наследие Дюма огромно: кроме романов и пьес, им написаны воспоминания, путевые очерки (в том числе описание путешествия в Россию) и произведения самых различных жанров. Проспер Мериме (1803-1870) Выдающийся мастер новеллы. В период, предшествующий революции 1830 г., Мериме, оппозиционно настроенный по отношению к режиму Реставрации, написал ряд произведений, в которых выступил против католической церкви и феодальной реакции. Мериме широко пользовался приемами литературной мистификации. Его «Театр Клары Газуль» (1825) – сборник пьес, приписанный перу выдуманной испанской актрисы, а следующая книга, сборник иллирийских народных песен «Гузла» (1827), является мастерским подражанием сербскому фольклору. Мериме обращался к историческому прошлому Франции в драматической хронике «Жакерия» (1828) – о крестьянском восстании XIV в. и в романе «Хроника царствования Карла IX» (1829). В 30-е гг. писатель начал разрабатывать жанр новеллы.
Творческая манера Мериме, хотя автор исследовал, как правило, мир больших человеческих страстей, внешне суховата, спокойна, строго объективна. Его проза проста и изящна, характеристики точны и лаконичны. Большой знаток и популяризатор русской литературы во Франции, Мериме перевел на французский язык ряд произведений Пушкина и Тургенева. МУЗЫКА XIX в. в музыке начался как век романтизма. Все светлое для композиторов этого времени сосредоточилось в красоте природы, в поэзии чувств человека, в образах народной фантазии. Творчество первого романтика – австрийского композитора Шуберта еще дышит трогательной наивностью и непосредственностью, отражая психологию простого человека. Его традиции продолжали композиторы Шуман, Мендельсон, Вольф. Искусство их поражает изысканностью и разнообразием настроений: здесь и нежная мечтательность, и острая ирония, и мрачный сарказм, и отчаяние трагического одиночества. Шуберт и Шуман разрабатывали новые музыкальные жанры – песни и фортепианные миниатюры. Немецкий композитор-романтик Вагнер посвятил свое творчество опере. Он стремился к синтезу различных искусств, т.е. к сочетанию в одном произведении элементов театра, живописи и музыки. В последние десятилетия XIX в. во Франции серьезная инструментальная музыка начинает постепенно оттеснять оперу, камерные и симфонические жанры выдвигаются на первый план. Из наиболее значительных композиторов этого периода двое – Сен-Санс и Франк – относятся еще к романтической ветви искусства XIX в., как бы завершают ее развитие. Камиль Сен-Санс (1835-1921) уже в десятилетнем возрасте выступал как пианист-виртуоз, а затем и дирижер. В 1871 году по инициативе Сен-Санса было создано Национальное общество музыки для пропаганды творчества молодых французских композиторов. Сочинения Сен-Санса, виртуозные, блестящие, отличающиеся чисто французским изяществом, быстро завоевали признание во всей Европе. Иногда произведения Сен-Санса близки классическим традициям Баха, Моцарта, но чаще всего в них преобладают романтические черты. Сен-Санс охотно использует в музыке восточные мелодии, услышанные им в путешествиях по Арабскому Востоку. В «Карнавале животных» (1886) – сюите для двух фортепиано и оркестра – много юмора, звучание различных инструментов напоминает голоса зверей и птиц, рисует их повадки. В сюиту входит и знаменитый «Лебедь» - мечтательная напевная песня для солирующей виолончели. На основе этой чудесной музыки выдающиеся балерины создали шедевр балетного искусства – танец «Умирающий лебедь».
Самая известная опера Сен-Санса - «Самсон и Далила» (1868), написанная на библейский сюжет, долгое время шла на сценах русских театров. Бельгиец по происхождению, Сезар Франк (1882 – 1890) еще мальчиком приехал во Францию, где начал путь пианиста. Он стремился к сочинению симфонической и камерной музыки. Став церковным органистом, Франк прославился как непревзойденный импровизатор. Свои лучшие произведения Франк создал в последние 15 лет жизни. Он застал только зарю своей будущей славы. Первым сочинением, встретившим горячий прием, была соната для скрипки и фортепиано (1886), посвященная знаменитому бельгийскому скрипачу Эжену Изаи. Жизнерадостная музыка сонаты, словно напоенная солнцем, полна романтических порывов, тонкого лиризма. Позже стали известны симфония (1888) и программные симфонические поэмы Франка. Их сюжеты заимствованы из литературы, из легенд и мифов («Проклятый охотник», «Психея» и др.). «Симфонические вариации» (1885) для фортепиано с оркестром – это своеобразный концерт, в котором, как полагают, претворен античный миф об Орфее, укрощающем силы ада своим искусством. Музыка Франка может быть задушевной, мягкой, а порой волнует слушателей драматизмом, страстностью. Некоторые черты роднят ее с величественной музыкой Баха: глубина, серьезность, склонность к размышлениям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|