Импрессионизм и постимпрессионизм в художественной культуре XIX в.
1. Импрессионизм - движение в живописи, возникшее во Франции в 1860-х гг. и доминировавшее в живописи Европы и Северной Америки до конца XIX в. Импрессионисты хотели отображать реальную жизнь, писать непосредственно природу, запечатлеть изменчивые эффекты света. Термин впервые применен в отрицательном смысле при критической оценке работы Моне «Впечатление. Восход солнца» 1872 (украдена в 1993 г. из музея Мармоттан, Париж); импрессионистами были также Ренуар и Сислей, позже присоединились Сезанн, Мане, Дега и другие. 2. Импрессионизм - течение в искусстве последней трети XIX – начала XX в., представители которого стремились передать свои мимолетные впечатления, изображая мир в его подвижности и изменчивости. 3. Постимпрессионизм – различные стили живописи, последовавшие за импрессионизмом в 1880-х и 1890-х гг. Термин был впервые использован английским критиком Роджером Фраем в 1911 г. для описания работ Поля Сезанна, Винсента Ван-Гога и Поля Гогена. Эти художники ушли от спонтанности импрессионизма, пытаясь придать своим работам более серьезное значение. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Импрессионизм (от французского слова impression – впечатление) сложился к началу 1870-х годов. Остроту зрительного впечатления импрессионисты сделали главным критерием своего искусства. Они заметили, что один и тот же пейзаж представляется совсем иным при разном освещении – солнечный день и в пасмурную погоду, при утреннем и вечернем свете, и поставили своей задачей сохранить в картине свежесть непосредственного впечатления. Поэтому импрессионисты писали свои произведения (в первую очередь пейзажи) целиком на открытом воздухе, а не в мастерской. Изучая воздействие света в пейзаже, они обнаружили, что черные и глухие тона встречаются в природе лишь тогда, когда недостаточна освещенность предметов, и изгнали черную краску со своей палитры. Стремясь передать в пейзаже трепетное движение воздуха, они писали картины мелким подвижным мазком.
Импрессионисты воспевали родную природу, но, уловив возросшую роль больших городов, первыми стали изображать сцены суетливой и динамической городской жизни. Однако, сосредоточив все свое внимание на живописной фиксации впечатлений, представители импрессионизма неизбежно пришли к известной ограниченности и односторонности своего искусства, к сужению его идейной значимости и целеустремленности. Тем не менее, искусство импрессионистов всегда сохраняло высокую поэтичность и жизнеутверждающий характер образов, а чисто живописные завоевания этих художников были настолько значительными, что их творческое наследие прочно вошло в сокровищницу мирового искусства. Весь путь развития импрессионизма неразрывно связан с творчеством пейзажиста Клода Моне (1840-1926). Моне нередко писал один и тот же вид в разное время суток. Таковы его серии «Стога сена» и «Руанский собор». Беглыми, как будто небрежными мазками, он создавал впечатление колышущегося от ветерка поля или полной движения улицы Парижа. Он мог запечатлеть и знойное марево летнего дня, и влажный снег мягкой французской зимы. Жизнерадостное и ясное восприятие мира, присущее в целом всему импрессионизму, отчетливо проявилось в творчестве одного из главных мастеров этого течения Огюста Ренуара (1841-1919), который был прозван «певцом счастья». Его искусство радостно и лучезарно. Пейзажная живопись мало увлекала Ренуара, в центре внимания живописца стоял человек. В одном из лучших своих произведений – «Бал в саду Мулен де ла Галет» (1876) – Ренуар дал широкую панораму подвижной многолюдной массы, озаренной неровными бликами света, еще больше усиливающего впечатление непрерывного движения людей. Высоким живописным мастерством отмечены созданные Ренуаром жанровые сцены и натюрморты с изображением цветов.
Образ человека привлекал и внимание Эдгара Дега (1834-1917). Он также входил в группу импрессионистов. Но люди на полотнах Дега знают тяжесть изнурительного труда, им ведома опустошающая проза жизни буржуазного города. Главным средством характеристик своих персонажей Дега выбирает движение. Отличный рисовальщик, он метко схватывает профессиональный жест гладильщицы или прачки, позу балерины, посадку жокея на скачках. Его произведения кажутся случайно выхваченными из жизни картинками, однако, их композиции всегда строго продуманы. Дега был тонким колористом, блестяще владевшим как масляной живописью, так и техникой нежной пастели. Одна из лучших картин выдающегося представителя импрессионизма Камиля Писсаро (1830-1903) – «Бульвар Монмартр в Париже» (1897). В ней запечатлен один из центральных участков Больших бульваров французской столицы – бульвар Монмартр. Зритель видит длинную улицу, столь характерную для Парижа, в день ранней весны. Благодаря свободным и быстрым мазкам художнику удалось сохранить верность зрительного наблюдения: передать живое ощущение улицы, заполненной пешеходами и потоком катящихся экипажей, - а это и было определяющим в творческих устремлениях Писсаро и других импрессионистов. Мир глубоких драматических образов создает в своих работах крупнейший скульптор XIX в. Огюст Роден (1840-1917). Он был связан с импрессионистами и позаимствовал у них ряд изобразительных приемов. Но, в отличие от импрессионистов, в центре внимания Родена были люди глубоких переживаний, больших и сильных чувств. Скульптор увековечил подвиг защитников города Кале, о которых рассказывала старинная хроника, создал портреты Гюго, Бальзака, Шоу. Много лет Роден посвятил работе над огромной горельефной композицией «Врата ада» (1880-1917). Образы ее, навеянные «Божественной комедией» Данте, позволили художнику передать силу и разнообразие человеческих страстей. Одна из центральных фигур этой композиции – «Мыслитель» (1880). Это своего рода олицетворение человеческой мысли, мучительно пытающейся проникнуть в тайны неведомого. Неоднократно привлекала Родена тема любви. Ей посвящены такие скульптуры, как «Поцелуй», «Вечная песня», «Ромео и Джульетта». Повторенные в разные годы художником в мраморе и бронзе, они находятся во многих музеях мира.
Более сложными и противоречивыми, чем у импрессионистов, были творческие поиски в искусстве таких известных художников конца XIX в., как Ван Гог, Гоген, Сезанн. Их называют постимпрессионистами (от латинского post - после). Но этот термин условен, ибо эти художники работали не после, а параллельно с импрессионистами. В отличие от импрессионистов, они не составляли единую группу, и каждый из них шел своим собственным путем. Винсент Ван Гог (1853-1890) – голландец по национальности – неразрывно связан с французской живописной школой. Наблюдая окружающую действительность, полную противоречий, художник в своих картинах выразил тот глубокий трагизм, с которым он воспринимал жизнь, его образы носят взволнованный, тревожный характер. Любой портрет, пейзаж или натюрморт у Ван Гога исполнен скрытой драматической силы. Ощущение подавленности и беспокойства выражено в резком звучании красок, в динамизме и трепетности мазков. Поль Гоген (1848-1903), столь же глубоко разочарованный в буржуазной цивилизации, как и Ван Гог, покидает Европу и много лет проводит на Полинезийских островах. Природа и жизнь туземных племен, казавшиеся ему полными первозданной чистоты, становятся источником его творческого вдохновения. Его живописной манере присущи обобщенный контурный рисунок, условная упрощенность изображения и яркая звучность отдельных красочны пятен. Поль Сезанн (1839-1916), начавший свой творческий путь еще в 60-х годах. Усвоив уроки импрессионизма, Сезанн вступил в дальнейшем в борьбу с ним. Вместо вечной изменчивости случайных впечатлений у импрессионистов, Сезанн стремился выявить в своих произведениях неизменные основы видимого мира. Он нашел их в объемных формах предметов. Сезанн хотел вернуть искусству утерянную импрессионистами определенность форм, строгую продуманность композиционного построения картины.
Он всегда работал с натуры, не кладя на холст ни одного мазка, не подтвержденного зрительным восприятием. Но, в отличие от импрессионистов, передавал формы цветом вне зависимости от освещения в данный момент, лишь основываясь на чередовании теплых и холодных тонов. Наиболее полно Сезанн мог воплотить эти принципы тогда, когда писал неодушевленную и неподвижную натуру, поэтому натюрморты и пейзажи – самые характерные жанры его творчества. МУЗЫКА Новый период развития французской музыки открывают Дебюсси и Равель – две различные, но дополняющие друг друга художественные натуры. Клод Дебюсси (1862-1918) окончил консерваторию 22 лет с высшей наградой. В его сочинениях с самого начала чувствовался оригинальный, неповторимый талант, они были полны необычных новшеств. В музыку впервые полновластно вошли настроения и чувства, рожденные живыми и яркими впечатлениями от полей и лесов, разнообразных морских пейзажей, городских улиц и парков. Своими звуковыми образами Дебюсси вызывает в воображении ароматы и краски, запечатлевает многообразнейшие уголки земли и словно одушевленные стихии – ветер, море. Он создал фортепианные пьесы «Паруса», «Ветер на равнине», «Сады под дождем», «Шаги на снегу», «Отражения в воде», «Золотые Рыбки». Вершина творчества Дебюсси – симфония-поэма «Море» (1903-1905). Этот полный красок и поэзии музыкальный рассказ мог создать лишь художник, восторженно влюбленный в природу. Творческая фантазия часто влечет его к античным или сказочным сюжетам. А в детском балете «Ящик с игрушками» и фортепианном цикле «Детский уголок» (1906-1908) много юмора, веселой выдумки. В музыке Дебюсси улавливаются интонации народных песен или старинных мелодий, в нее вплетаются и восточные напевы, похожие на цветочные узоры. Имя Мориса Равели (1875-1937) тоже связано с музыкальным импрессионизмом, но в своем творчестве он более заметно отразил новые веяния. Одна из ранних фортепианных пьес Равеля – «Павана» (1899), старинный испанский танец, развертывающийся в медленном движении. «Испанская рапсодия» для оркестра (1907) полна изящества и блеска. В первой части («К ночи») воссоздана поэтическая картина южной природы, отдыхающей после знойного дня. В следующих частях – танцы: воздушно-легкая малагенья и полная томной неги хабанера. Финал («Феерия») – сцены народного праздника. Мелькает пестрая череда карнавальных масок, особенно бурными, темпераментными становятся пляски. Перу Равеля принадлежит несколько балетов, каждый из которых отличается особым музыкальным колоритом и непрерывностью музыкального развития.
Балет «Дафнис и Хлоя» (1912) на античный сюжет завоевал сцены крупнейших театров мира. Его музыка пышна, красочна и вместе с тем изысканна. В романтической манере создана хореографическая поэма «Вальс» (1919-1920): ярко освещенный зал, маскарадные одежды, стремительное движение танцующих пар. Одной из вершин симфонической музыки стало прославленное «Болеро» (1928). Чудесно воплощен в музыке Равеля мир сказок. В балете «Матушка-гусыня» (1908) действуют сказочные персонажи: мальчик-с-пальчик, красавица, чудовище – заколдованный принц. А в опере «Дитя и волшебство» (1925) разговаривают звери, птицы, оживают вещи. ЛИТЕРАТУРА Применительно к литературе импрессионизм рассматривается широко - как стилевое явление, ставшее характерным для писателей различных убеждений и творческих методов, узко – как течение с определенным методом и тяготившим к декадентству мироощущением, сложившимся на рубеже XIX – XX вв. Ги де Мопассан (1850 – 1893) в 70-х годах Мопассан совершенствовался в литературном мастерстве под руководством Флобера. Известность пришла к Мопассану с появлением его новеллы «Пышка» (1880), отличавшейся антибуржуазной направленностью и остротой социального анализа. До своей смерти в 1893 г. писатель опубликовал более пятнадцати сборников новелл, несколько книг путевых очерков, знаменитые романы «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Монт-Ориоль» (1886), «Пьер и Жан» (1888) и другие произведения. В своем творчестве Мопассан сумел выразить критическое, лишенное иллюзий, отношение к буржуазному обществу, понимание ложности буржуазной демократии, грязной сущности милитаризма и колониальных авантюр. Мопассан вскрыл и продемонстрировал духовное убожество, пошлость, корыстолюбие и лживую мораль буржуа-собственника. Для большинства его произведений характерны глубина и точность анализа социальной природы человеческих отношений. Воспевая могущество и красоту земной любви («Лунный свет», «Счастье»), Мопассан много раз с горечью писал о профанации любви, превращении ее в средство наживы или грязной забавы, об адюльтере и проституции – спутниках человека («Одиночество», «Верхом», «Прогулка»). Целый ряд новелл посвящен жизни простых людей. Мопассан показывал, что только в их среде можно найти подлинную человечность и чистоту чувств («Папа Симона», «Буатель»). В рассказах о франко-прусской войне именно простые люди оказываются способными на героические и патриотические поступки («Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дядюшка Милон»). Писатель изображал не только жадность и невежество деревенских собственников («Бочонок», «Дьявол»), но и извечную драму крестьянина-бедняка («Отец Амабль»), и трагические судьбы людей, оказавшихся на «дне» жизни («Бродяга», «Нищий», «В порту»). В своих рассказах он вывел галерею обывателей-буржуа, обнажив их духовное убожество и лицемерие («Мой дядя Жюль», «Дождевой зонтик», «Награжден орденом»). Эдмон (1822-1896) и Жюль (1830-1870) де Гонкуры Их творческие принципы, образ мыслей, художественные вкусы, интересы и привычки совпадали полностью. Богатейший материал для изучения литературной жизни эпохи и творческих взглядов авторов содержат «Дневники» Гонкуров, которые велись ежедневно с 1851 г. в течение почти полувека и составили более 20 томов. Их программный ранний роман «Жермини Ласерте» оказал влияние на молодого Золя и заслужил его восторженный отзыв. Под влиянием идей позитивистской философии братья Гонкуры провозгласили лозунг «документально точного воспроизведения жизни» и со всей достоверностью описывали жизнь различных слоев современного им общества; они первые обратились к жизни социальных низов, изображая духовный мир бедняков и трагические условия их существования. Братьям Гонкурам был свойственен глубокий интерес к искусству, которое они считали выше действительности. Блестящие знатоки и коллекционеры, они оставили целый ряд значительных работ: «искусство XVIII века» (1859-1875), «Актрисы XVIII века», монографию, посвященную Гаварни, книги о японских художниках Утамаро и Хокусан. После смерти Жюля Гонкура в 1870 г. Эдмон продолжал литературную деятельность. Он написал еще несколько романов, в которых появились новые мотивы, близкие к литературе декаданса. Лучшие из его книг посвящены изображению жизни людей искусства, творческих талантливых натур и их среды – это «Братья Земганно» (1879) и «Актриса Фостен» (1882). После смерти Эдмона де Гонкура его состояние, в соответствии с волеизъявлением покойного, было передано в фонд ежегодной литературной премии. Эмиль Золя (1840-1902) Золя смело вводил в литературу данные естественнонаучных открытий, медицины и физиологии. Основываясь на теории наследственности, он отчасти подменял социальные и исторические факторы формирования личности биологической обусловленностью. В 60-х гг. он опубликовал первые романы и несколько сборников литературно-критических и искусствоведческих статей, направленных против академизма, в защиту импрессионистов. В предисловии к роману «Тереза Ракен» (1867) Золя впервые сформулировал свой метод натурализма. В 1868 г. он начал свой грандиозный труд – серию романов о Второй империи. В течение двадцати пяти лет он работал над созданием социальной эпопеи «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» (1871-1893). Первоначальный план ее включал 10 романов, однако последующие исторические события побудили Золя раздвинуть рамки цикла, вывести новые типы и социальные слои, обнаружить классовый антагонизм буржуазного общества. В окончательном виде серия включает 20 романов. Причем, в ходе работы идея наследственности постепенно утрачивала свою главенствующую роль, ее вытесняла историческая и социальная точка зрения. В 80-е гг., в период написания «Жерминаля» - первого романа о рабочем движении – Золя все чаще «наталкивался» на социализм. В 90-е гг. он написал цикл романов «Три города» - «Лурд» (1894), «Рим» (1896), «Париж» (1898), объединенных идейными исканиями главного героя Пьера Фромана. Свою мечту о грядущем торжестве разума и труда Золя воплотил в социальной утопии «Четыре евангелия»: «Плодовитость» (1899), «Труд» (1901), «Истина» (1903), последний роман которой «Справедливость» остался ненаписанным. За его смелые общественные выступления, позже собранные в книге статей «Истина шествует» (1901), писатель был приговорен к тюремному заключению. Широкой прижизненной известности Золя в России способствовала его работа в журнале «Вестник Европы» (1875-1880), где впервые публиковались многие его литературно-критические статьи. Томас Манн (1875-1955) Томас Манн был не только автором всемирно известных произведений, но и защитником демократической культуры, борцом за мир и сотрудничество между народами. В своих произведениях он стремится разрешить проблемы большого социально-политического значения. Судьбы немецкого народа, историческая ответственность интеллигенции, роль и значение искусства, место художника в обществе – постоянные темы его произведений. В книгах и статьях, написанных в изгнании, в публичных выступлениях писатель гневно осуждал фашизм. Особенного размаха его антифашистская деятельность достигла в годы второй мировой войны. Томас Манн известен и как теоретик литературы и искусства. Ему принадлежит ряд критических статей, анализирующих творчество немецких и зарубежных писателей и музыкантов. Он прекрасно знал и любил классическую русскую литературу, оказавшую заметное влияние на его собственное творчество. Художник большого дарования, Томас Манн создал монументальные произведения, вошедшие в золотой фонд мировой литературы.
Тест
Какие из этих религий получили наибольшее распространение в Индии? 1. Христианство; 2. Ислам; 3. Буддизм; 4. Индуизм; 5. Синтоизм; 6. Иудаизм; 7. Джайнизм. ОТВЕТ: 3, 4, 7. Наибольшее распространение в Индии получили буддизм, индуизм, джайнизм. Заключение
Таким образом, особенностью развития европейской культуры XIX в. было исключительное разнообразие видов, направлений и жанров художественного творчества. Романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм – таковы основные направления, охватившие практически все виды искусства – литературу, живопись, музыку Европы XIX в. и писатели, и художники, и музыканты отражали в своих произведениях жизнь со всеми ее сложностями, нюансами экономической и политической жизни, революционных переворотов. Деятели искусства своими трудами издали широкопанорамную энциклопедию жизни XIX в. Список использованной литературы
1. Детская энциклопедия Академии Педагогических наук СССР. Том 12 – искусство. М.: «Просвещение», 1968. 2. Детская энциклопедия Академии Педагогических наук СССР. Том 11 – Язык. Художественная литература. М.: «Просвещение», 1968. 3. Основные произведения иностранной художественной литературы: Лит.-библиогр. cправочник/ Всесоюз. Гос. Б-ка иностр. Лит.; отв. Ред. Л.А. Гвишиани. – м.: Книга, 1980. 4. Культурология: учебное пособие. / под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2001. 5. Краткий энциклопедический словарь. – М.: «АСТ», 2002. 6. Современный словарь иностранных слов / И.В. Нечаева. – М.: «АСТ», 2002.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|