Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прозвища политических деятелей, циркулирующие в СМИ




 

Политики, общественные деятели постоянно у всех на виду, а значит, и у всех на устах. Народ, естественно, для краткости дает им прозвища. Журналисты их подхватывают и тиражируют во всех СМИ, ведь яркое прозвище зачастую - меткая и остроумная характеристика, языковое зеркало, в котором называемого сразу можно узнать.

Прозвища политических деятелей характеризуются тем, что в силу широкой известности объекта номинации они в какой-то мере утрачивают (или отражают в ослабленном виде) категориальное свойство прозвища - корпоративность, или камерность, т. е. принадлежность к относительно узкому социуму. Распространенность некоторых из них благодаря средствам массовой информации достигает глобальных размеров, превращая их в онимы-интернационализмы.

Приведу примеры использования прозвищ в СМИ относительно определенных лиц.

Прозвища политикам даются по разным основаниям и с разными целями. Позитивные цели - "приподнять", возвысить политика, уменьшить социальную дистанцию между ним и определённой социальной группой. Негативные цели - унизить, очернить, опошлить образ соперника, увеличить социальную дистанцию между ним и "народной массой".

Рассмотрим несколько примеров попыток реализации позитивной цели.

Б. Н. Ельцина, пытаясь ему польстить, иногда называли "царь Борис" (газеты "Известия" 23.09.2009 г., "Красноярский рабочий" 31.01.2011). Во время одного из телеинтервью он сам назвал себя "Борис Первый". Однако данное прозвище намекало на невесёлую историю руководства страной Бориса Годунова.

Во время предвыборной кампании 1996 года (на пост президента РФ) конкуренты бросали упрёки в адрес Зюганова (и Народно-патриотического союза в целом), что "ужасно далеки они от молодёжи". Через некоторое время по СМИ прошла информация, что члены некоего молодёжного движения, поддерживающего Зюганова, называют его "папа Зю". Прозвище было удачным ("хорошим") - оно располагало молодых людей к Зюганову, сокращало расстояние между ним и молодёжью и, главное, доказывало: он "свой" для неё. Действуя на эмоционально-образную сферу, прозвище оказало гораздо большее воздействие, чем если бы сам Зюганов долго рассказывал, как он любит молодёжь, а молодёжь - его. (газеты "Московский комсомолец", 21.12.1999, "Мир новостей", 20.09.2011)

Наиболее часто в "негативных целях" в качестве основания прозвища используется имя (фамилия, отчество), особенности внешности, какие-либо особенности поведения, образа жизни и биографии, пристрастия.

Известно, что прозвища даются и представителям определённых политических движений и партий. В РФ это в основном касается крайних позиций политического спектра. Так сторонников "левой" идеи называли "коммуняки", "коммуно-фашисты". Реализаторы и приверженцы непродуманных реформ определялись как "демофашисты", "демошиза", "дерьмократы".

Некоторые журналисты и писатели, активно включённые в политический процесс, также удостаиваются прозвищ. Пожалуй, наиболее примечательный тележурналист - Сергей Доренко. Его прозвища - "Человек-дубинка", "Телекиллер" (газета "Комсомольская правда", 17.08.2007).

Приведу несколько примеров, показывающих принципы формирования прозвищ политических лидеров.

Использование фамилии, имени, отчества

В. В. Жириновского иногда "в народе" называют "Жирик" (в сети Интернет по запросу "жирик" выходят все публикации средств массовой информации о В.В. Жириновском). Наиболее очевидна ассоциация со словами "жир", "жирует", то есть прозвище объективно "не очень хорошее", однако специальные интервью показали, что это практически не наносит ему урона и не убавляет числа его сторонников, то есть оно в достаточной мере соответствует (или, говоря мягче, не противоречит) его образу.

Относительно Б.Н. Ельцина существует утверждение, будто его настоящая фамилия не "Ельцин", а "Эльцэн" или "Ельценс" (газета "Среда обитания". 1998. № 4. (совместный выпуск с журналом "Железный марш"). Смысл такого искажения - "указать" на его "нерусскую" национальность.

М. С. Горбачёва называют "Горбатый", "Горбач"; Г. Явлинского - "Гриша", "Явло"; И. Хакамаду - "Хиросима", "Харакири"; А. Чубайса - "Чубук", "Чубик" (газета "Комсомольская правда", 2 сентября 1999 г.).

Прозвища М. Ю. Лужкова - "Лужа", "Лужок" (газета "Комсомольская правда", 31.07.2006).

Прозвище Б. А. Березовского - БАБ (аббревиатура его полного имени - Борис Абрамович Березовский). При его употреблении недоброжелателями использовалось сходство её со словом "баба", особенно вариант в родительном падеже (газета "Московский комсомолец", 09.08.2011).

За президентом РФ В.В. Путиным закрепилось прозвище, составленное из аббревиатуры имени, фамилии и отчества - "ВВП". Это особенно хорошо перекликалось с кампанией за удвоение ВВП страны и создавало почву для массы острот (газета"Аргументы и факты", 22.05.2013).

Использование внешности

М. С. Горбачёва из-за родимого пятна на его черепе называли "Михаил Меченый" (газета "Аргументы и факты", 22.05.2013).

Ю. М. Лужков часто носил кепку - это один из самых заметных, известных и устойчивых элементов его внешнего имиджа. Указанное обстоятельство послужило предметом для различных шуток, а также явилось основанием для создания клички. Оппозиционно настроенные по отношению к нему лица и СМИ называют его "Кепчатый" (Журнал "Завтра" № 7, февраль 1999 г.). Вообще кепка Ю.М. Лужкова порой служит основанием для различных нападок на него.

А. Волошина ввиду некоторого его сходства с вождём мирового пролетариата называют "Ленин", Б. Немцова, вероятно, памятуя о курчавой причёске, - "Пудель" (газета "Комсомольская правда", 2 сентября 1999 г.).

Использование внешности и фактов биографии

Известно, что Е. Гайдар - внук известного писателя А. Гайдара, написавшего популярную сказку про предателя "Плохиша". Внешность и манеры Гайдара-внука (круглое, полное лицо, полная фигура, манера говорить и др.) чем-то схожи с внешностью того Плохиша, каким он изображался в популярном советском мультфильме. Опираясь на это, оппозиция, полагая его реформы "плохими и предательскими", дала ему кличку "Плохиш". Помимо этого, вероятно, имея в виду его полноту, его называют "Хрюша" ("Комсомольская правда", 2 сентября 1999 г.).

Ю. М. Лужкова, имея в виду его внешность, называли иногда "Колобок", а, намекая на его хобби и принижая его масштаб как федерального политика, - "Пасечником" ("Комсомольская правда", 2 сентября 1999 г.)

"Икона Оранжевой революции" или "дама с косой" называли Юлию Тимошенко представители СМИ в 2004 году, в период Оранжевой революции. (французская газета "Le Mond", 14 июня 2005).

Использование биографии и образа жизни

Генералу А. И. Лебедю журналисты приписали авторство армейской команды-афоризма, имеющей статус поговорки: "Упал - отжался!". Конечно, не А. И. Лебедь эту поговорку придумал, но она к нему прилипла на уровне прозвища. Более того, журналисты активно эксплуатировали этот факт ("Комсомольская правда 29.01.2002).

Прозвище "Твиттрий Нанотольевич" премьер-министр Д.А. Медведев получил за приверженность к Интернету, социальным сетям и нанотехнологиям (газета "Аргументы и факты", 22.05.2013].

Прозвища "Железная леди" Юлия Тимошенко получила в один и тот же период, когда занимала пост вице-премьер министра Украины. Одно с Маргарет Тэтчер прозвище Тимошенко получила не случайно. В начале 2000-х годов, пребывая на посту вице-премьера Украины, она была приверженкой достаточно жесткой политики и позволяла себе довольно резкие выпады в сторону руководства страны. (газеты "Аргументы и факты" 24.02.14, "Московский комсомолец" 01.04.2014, "Комсомольская правда" 05.10.2007]

Анализируя прозвища политических деятелей, использующиеся в СМИ, можно сделать следующие заключения. Прозвище, зачастую, это единственная возможность для индивидуализации лица.

Из числа рассмотренных прозвищ шире представлены те, которые имеют негативную окраску. Это происходит в силу того, что прозвища чаще всего даются в том случае, если внешний вид человека, черты его характера и т. п. выходят за рамки тех норм, которые традиционно данным человеческим сообществом принимаются за эталон.

В современных прозвищах экспрессия достигается на основе всякого рода ассоциаций как метафорического, так и метонимического планов. Метафорические и метонимические переносы - основа появления прозвищ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...