Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие психологической готовности к школе




Введение

 

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки. [4 cтр. 2.] Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6-7 - 10-11 лет). Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. [5 cтр. 224.] Для успешной адаптации ребенка к школе, приспособления его к основным школьным требованиям психологическая служба школы формирует коррекционно-развивающие группы. Группы формируются на основе данных диагностики и наблюдения за детьми. В такие группы входят дети с низкой психологической готовностью к школьному обучению, с низкой учебной мотивацией, с ослабленным здоровьем, тревожные, то есть те, кто составляет группу риска по адаптации. На занятиях реализуется не обучающая, а развивающая психику ребенка программа. Главной задачей становиться психическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. [2 cтр. 3.] Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную и интеллектуальную готовность к школе. [5 cтр. 122.] В последнее время опубликовано множество психологической литературы, которая содержит конкретные психодиагностические методики, предназначенные для работы с детьми разного возраста. Теперь практические психологи могут выбрать для своей работы любые тесты и методики, как зарубежные, так и отечественные, применимые к каким-то конкретным элементам психического развития ребенка или одновременно исследующие комплекс взаимосвязанных элементов объекта психодиагностики, предполагающие индивидуальное или фронтальное обследование. Разработка и подбор методик для диагностики готовности ребенка к обучению в школе представляется конкретной и, в целом, понятной практической задачей, не содержащей в себе каких-либо особых теоретических проблем. Можно видеть, как постепенно, эмпирически «оформляется» набор методик, которые чаще других используются психологами как наиболее информативные и удобные для работы с 6-7-летними детьми. Опубликованные за последние годы различными авторами системы диагностики готовности ребенка к школе достаточно близки между собой как по набору замеряемых показателей, так и по конкретным методикам. [5 cтр. 3.]

Для нашего исследования мы выбрали следующие методики:

Ø Тест Тулуз-Пьерона. Тест направлен на изучение особенностей нейродинамики, внимания, работоспособности.

Ø Тест Равена (серия А и В). С помощью него исследуется визуальное мышление - линейное и структурное.

Ø Тест «Визуальные классификации». Исследует понятийно-образное мышление (способность оперировать целостными образами предметов и явлений или любыми их свойствами).

Ø Методика «Образец и правило». Эта методика предназначена для исследования уровня ориентировки на заданную систему требований.

Актуальность исследования:

Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство - от 50% до 80% - детей в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. [6 cтр. 159.]

Цель: изучение методик для определения готовности детей к обучению в школе

Гипотеза: выбранные нами методики помогут выявить детей с низким уровнем психологической готовности к обучению, что позволит сформировать коррекционно-развивающую группу, для развития детей до уровня готовности к школе.

Задачи:

1. Анализ теоретического и практического материала по проблеме исследования.

2. Подбор психодиагностических методик.

.   Проведение психодиагностического обследования.

Объект исследования: психологическая готовность детей к обучению в школе.

Предмет исследования: методики психодиагностики готовности детей к обучению в школе.

Методы исследования:

Теоретический метод.

Экспериментальный метод


Понятие психологической готовности к школе

 

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.[3. стр. 10]

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. [5. стр. 122]

Личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции - положения школьника. Позиция школьника обязывает ребенка занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе, в самооценке. [3. стр. 17] О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной), [5. стр. 123]

Степень сформированности личностных качеств, необходимых для общения, в большой мере зависит:

) от эмоционального климата группы детского сада;

) от характера сложившихся взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми. [3. стр. 19]

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. [5. стр.123]

Интеллектуальная готовность к школьному обучению включает в себя уровень развития предпосылок учебной деятельности: умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого; самостоятельно действовать по заданию; ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.

У ребенка-дошкольника нет и не может быть собственно школьных качеств, они складываются в той деятельности, для которой они необходимы. Готовность к школьному обучению - это владение предпосылками к последующему усвоению качеств школьника. [8. стр.226]

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...