Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее представление о психодиагностике




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Понятие и задачи психодиагностики

Понятие и задачи психодиагностики

. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Работа психолога с пожилыми людьми в центре социального обслуживания

Психологический статус пожилого человека как компонент комплексной реабилитации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. В населении не только нашей страны, но и всего мира в течение последних десятилетий увеличивается доля пожилых людей. Этот демографический процесс, характерный для индустриально развитых стран, имеет глубокие социальные и экономические последствия. Социализация человека в любом обществе протекает в условиях, для которых характерно наличие многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие индивидуума. Поэтому объективно часть населения становится или может стать жертвой неблагоприятных условий социализации.

В пожилом возрасте формируются психологические особенности личности человека, которые необходимо учитывать при разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации. В этом возрасте складывается жесткий внутренний порядок структуры личности, и люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Некоторые пожилые люди, отрицая существование проблем, подавляют свои стремления, которые доставляют им неудобства, и отвергают их как нереальные и невозможные. Приспособление в этом случае достигается за счет положения уровня притязаний. Негативной стороной является отрицание того, что требует усилий. Пожилой человек постепенно может привыкнуть к такой ориентации, действительно отказаться от необходимого и действовать так, как если бы потребности не существовало.

С точки зрения гуманистической психологии, важнейшее условие самореализации (в любом возрасте), личностного роста и психического здоровья - это позитивное принятие человеком себя, которое возможно только при безусловном позитивном принятии со стороны значимых других. По-видимому, для пожилых людей принятие себя связано с безусловным позитивным принятием своего жизненного пути (семьи, профессии, досуга, жизненных ценностей и другого). Для большинства пожилых практически исчерпаны возможности сколько-нибудь серьезных изменений в жизни. Но пожилой человек может бесконечно много работать над собой в идеальном плане, внутренне. Именно в этом ему необходима психологическая помощь, его ведущей деятельностью становится внутренняя работа по принятию своего жизненного пути. Нельзя забывать, что пожилые люди являются «хранителями огня», носителями нравственных норм и ценностей общества. Не зря в передовых культурах преобладала поддержка престарелых и уважение к ним.

Психологические процессы, хотя и отличаются в пожилом возрасте некоторой ригидностью и немного замедлены по сравнению со зрелым возрастом, все же обеспечивают необходимый уровень жизненной активности. Умственные способности пожилых людей гораздо выше, чем это принято считать. В житейском плане пожилые люди при благоприятном старении умеют находить разрешения конфликтных и сложных жизненных ситуаций.

Для того, чтобы выяснить потребности в психологической помощи и наличия у пожилых людей психологических ресурсов проводятся различные исследования.

Практическая психодиагностика - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей.

Разработанность темы. Данная тема недостаточно хорошо разработана в трудах отечественных ученых и исследователей. Исследование механизмов психической жизни в пожилом возрасте только начинается в полной мере, но уже первые работы показывают, что этот путь позволит не только лучше понять причины отклонений, но и помочь в их коррекции, ускорить и оптимизировать адаптацию пожилых людей к новому возрастному периоду, а также хотя бы частично преодолеть те негативные факторы, которые связаны с отрицательной оценкой своего жизненного пути.

Цель курсовой работы - рассмотреть психодиагностику пожилых людей.

Исходя из заданной цели были определены следующие задачи:

изучить понятие и задачи психодиагностики;

рассмотреть методики психодиагностики;

на примере геронтологического центра раскрыть психологический статус пожилого пациента как компонент комплексной реабилитации;

проанализировать работу психолога с пожилыми людьми в центре социального обслуживания.

Объект курсовой работы - общая психология

Предмет - психодиагностика пожилых людей.

При написании курсовой работы были использованы монографии авторов, учебники и учебные пособия, материалы периодических изданий «Психология зрелости и старения», «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Работник социальной службы», Социальное обслуживание» и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения. В конце работы приводится список использованной литературы.


ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

    Понятие и задачи психодиагностики

 

Вопрос о том, «кто есть кто» - это первый вопрос, который задает себе психолог, начиная работать с клиентом. Понять и определить неповторимые личностные особенности клиента, его способности мотивы действий поможет одна из областей психологической науки - психодиагностика.

Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном состоянии человека в целом или о каком-либо взятом психологическом свойстве.

Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии, сложилось два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:

.   Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность их научной оценки?

.   Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологических явлений?

.   В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностики соответствуют принятым общенаучным, методологическим требованиям?

.   Каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики?

.   Каковы основания достоверности результатов практической психодиагностики, включая требования, предъявляемые к различным условиям проведения психодиагностики, средствам обработки полученных результатов и способов их интерпретации?

.   Каковы основные процедуры конструирования и проверки научных методов психодиагностики, включая тесты?

Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя:

.   Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту.

.   Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой.

.   Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом психодиагностики.

.   Разработка программ, средств и методов практической подготовки психолога в области психодиагностики, а также оценки его компетентности в этой области.

Оба комплекса вопросов - теоретические и практические - тесным образом взаимосвязаны.

Практически психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психологической коррекцией. Но чаще всего, по крайней мере в работе практического психолога, психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. ЕЕ целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка психологического состояния человека.

Точная психодиагностика в любом психолого-педагогическом научном эксперименте предполагает квалифицированное оценивание степени развитости психологических свойств.

Специалист, занимающийся психологическим консультированием, прежде чем давать какие-то советы клиенту, должен поставить правильный диагноз, оценить суть психологической проблемы, волнующей клиента. При этом он опирается на результаты индивидуальных бесед с клиентом и наблюдения за ним. Если психологическое консультирование представляет собой не разовый акт, а серию встреч и бесед психолога с клиентом, помогая ему решать свои проблемы и одновременно контролируя результаты своей работы, то дополнительно возникает задача осуществления «входной» и «выходной» психодиагностики, т.е. констатации положения дел в начале консультирования и по завершении работы с клиентом.

Еще более настоятельной, чем в процессе консультирования, психодиагностика является в практической психокоррекционной работе. Дело в том, что убедиться в эффективности предпринятых психокоррекционных мер в данном случае должен не только психолог или экспериментатор, но и сам клиент. Последнему нужно иметь доказательства того, что в итоге проведенной совместно с психологом работы в его собственной психологии и поведении действительно произошли важные позитивные перемены. Это необходимо делать не только для того, чтобы заверить клиента в том, что он не зря потратил время (и деньги, если работа платная), но и для того, чтобы усилить психокоррекционный эффект воздействия.

Научная и практическая психология решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие:

.   Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.

.   Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

.   Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

.   Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Все четыре перечисленные задачи в практической психодиагностике решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования. Причем практически во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами количественного анализа.

Практическая психодиагностика - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства. В основе работы психолога-диагноста должен лежать принцип «Не навреди!».

Таким образом, психодиагностика есть достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен обладать психолог-диагност, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что психодиагностика рассматривается как особая специализация в работе профессионального психолога.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...