Понятие и задачи психодиагностики
В психологии существует множество классификаций психодиагностических методик. В качестве примеров можно привести наиболее известные из них. Классификация С.Л. Рубинштейна (1945 г.) Основные методы исследования: . Наблюдение прямое (за человеком), косвенное (за продуктами деятельности человека), внешнее (объективное). . Эксперимент лабораторный (смоделированный); естественный (во время профессиональной деятельности); вспомогательный (анкета, беседа); по обучению. Особые методы исследования: . Генетический (сравнение между разными возрастными группами). . Сравнительный (между нормой и патологией). Классификация Б.Г. Ананьева (1977 г.) Организационные методы: . Сравнительный метод (сравнение различий в пределах одного возраста). . Лонгитюдный (сравнение различий по одному какому-либо признаку в пределах довольно большого промежутка времени). . Комплексный метод (определяются равноправие или подчинение отдельных свойств личности, прогнозируется ситуация). Эмпирические методы: . Обсервационные - методы наблюдения и самонаблюдения. . Экспериментальные - лабораторный, естественный, обучающий, полевой. . Праксиметрические - анализ деятельности и ее продуктов. . Моделирования (математическое, кибернитическое). . Тесты. . Биографический (анализ фактов и событий жизни). Методы обработки экспериментальных данных: . Количественные. . Качественные Методы интерпретации: . Генетический - определение закономерностей изменений. . Структурный - изучение взаимосвязей между свойствами личности. Психодиагностические методики подразделяют: по форме ответа - на устные и письменные;
по количеству обследуемых - на индивидуальные, групповые; по однородности (неоднородности) задач - на гомогенные и гетерогенные; по ориентации - на скорость, на мощность, на диагностику межличностных отношений; по компетентности - на одиночные и тестовые батареи; по назначению - на общедиагностические, профессиональной пригодности; по влиянию диагноста на получаемые результаты - на объективные и субъективные. Остановимся более подробно на последней классификации. Все существующие методики можно разделить на объективные и субъективные. В объективных методиках влияние диагноста на результаты минимально, а в субъективных - результат напрямую зависит от опыта и интуиции психолога. К объективным методикам относятся: . Приборные, психофизиологические, в которых приборы определяют дыхание, пульс, биотоки мозга. Рассматривая психофизиологические методы диагностики, необходимо сказать, что это направление возникло в нашей стране и еще не в полной мере вошло в мировую практику психодиагностики. Основой этих методик стала отрасль в психофизиологии, которая изучает особенности протекания психических процессов у человека. Эти особенности выражаются в работоспособности, помехоустойчивости, переключаемости и других показателях протекания психических процессов. Данный тип методик отличается от других тем, что не содержит оценок, так как нельзя сказать, что одни свойства нервной системы лучше, а другие хуже. . Аппаратурные поведенческие, регистрирующие скорость реакции, точность, координацию. Они являются наиболее надежными. Но из-за сложности и громоздкости их используют чаще всего в научно-исследовательской работе и для доказательства точности бланковых методик. . Тесты-опросники, в которых выбирается ответ из предложенных вариантов, описывая индивидуальные способности или предпочтения личности.
. Методики самооценки, в которых испытуемый сам оценивает какие-либо объекты (себя, свою жизнь в прошлом, в будущем, знакомых, окружающий мир). Среди субъективных методик выделяют: . Наблюдение, опрос. Они позволяют получать обширную информацию о человеке, о межличностных отношениях в семье, на производстве. При кажущейся простоте эти методы диагностики требуют особого искусства. . Анализ продуктов деятельности человека (личных писем, сочинений, дневников, фотодокументов, орудий труда). Одним из способов изучения подобных источников является контент-анализ (анализ содержания). . Ролевые игры. В процессе игры человек проявляет свои личностные качества. Это дает основание поставить диагноз. . Проективные методики. От других их отличает нестандартность процедуры проведения и толкования. Чтобы хорошо работать с проективными методиками, психологу-практику надо помимо высокой профессиональной классификации творчески мыслить, иметь особый подход к каждому случаю, интуицию. Наиболее распространенная на сегодняшний день методика психодиагностики - тесты. Но прежде чем перейти к ее описанию, хочется сказать несколько слов о методе наблюдения. Во внешнем виде, поведении проявляется многое, что происходит у него внутри. За едва заметными движениями рук, глаз, тела психолог-диагност должен видеть характер, настроение, стремление исследуемого. Одежда, манера говорить, построение фраз также могут сказать о человеке многое. Задача наблюдателя как раз и заключается в том, чтобы увидеть и обобщить это многое. Тесты - наиболее надежный метод в психодиагностике. Тест - проба, испытание, стандартизированное исследование различных, прежде всего личностных характеристик человека, предполагающее выполнение им определенных заданий. По форме проведения тесты бывают индивидуальными и групповыми; устными и письменными; бланковыми, аппаратурными и компьютерными; словесными и несловесными. Любой тест состоит из нескольких частей. В его состав входит инструкция, тестовая тетрадь с заданиями, стимульный материал (если это необходимо), бланк, шаблон для обработки данных. Результаты теста сопоставляются с нормами, которые, в свою очередь, определяют опытным путем. Нормой считают уровень статистически среднего человека. Результаты, сравнивая с нормами, называют низкими, средними или высокими.
Качество теста определяется такими характеристиками, как надежность, валидность, достоверность. Таким образом, психодиагностика - раздел психологического знания и психологической практики, формирующийся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими запросами жизни. В самом общем понимании психодиагностика - это наука и практика постановки психологического диагноза, под которым понимается распознавание отклонения от нормального психического функционирования и развития, а также определение психического состояния либо конкретного объекта (индивида, семьи, малой группы), либо той или иной психической функции или процесса у конкретного лица.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|