Психологический статус пожилого человека как компонент комплексной реабилитации
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Формирование у пожилых людей достаточной психической гибкости на основе оценки психологического статуса позволяет правильно понять себя и окружающих, способствует адаптации к переменам. Особую важность приобретает механизм компенсации, прежде всего компенсации своих потерь - сил, здоровья, статуса, группы поддержки. В то же время ригидность, трудности переключения, возрастающие в этом возрасте, препятствуют развитию нормальной компенсации. Препятствием является сужение круга общения, загруженность других членов семьи, окружающих, что также не позволяет полностью реализовать этот механизм. В данном случае подразумевается доминирование какого-либо одного из этих механизмов, который начинает проявляться во всех, даже неадекватных для него ситуациях. Так, появляется нежелание новых контактов, даже боязнь их, стремление отгородиться от всех, в том числе и от близких людей, эмоциональная холодность, порой враждебность к ним. С этим связаны обидчивость, конфликтность, желание настоять на своем и в малом, и в большом. Отчуждение, уход и агрессии, часто проявляющиеся уже как деструктивность (например, участие в митингах, демонстрациях), являются важным показателем эмоциональной и личностной нестабильности, которые привели к фиксации на одном из непродуктивных механизмов психического функционирования. В данной курсовой работе будет рассмотрена психодиагностика пожилых пациентов геронтологического центра «Уют». Для исследования психологических защит пожилых пациентов геронтологического цента был выбран опросник Плутчика-Келлермана- Конте «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI). психодиагностика пожилой реабилитация социальный
Таблица 1 - Характеристики психологических защит пожилых пациентов
Из таблицы 1 следует, что наибольшее число обследованных пациентов имеют ведущей психологическую защиту по принципу проекции (42,18%). Суть ее заключается в том неприемлемые чувства, желания и даже некоторые аспекты личности человек отчуждает от себя и приписывает кому-то другому. Проекция - это тенденция человека приписывать окружающей среде ответственность за то, что берет свое происхождение в нем самом. К проекции прибегают люди, когда встречаются с невозможностью принимать некоторые свои потребности и чувства, и потому приписывают их объектам окружающего мира. С миром человек устанавливает определенные отношения, характеризующиеся повышенной напряженностью (гнев, раздражение, страх, интерес, восхищение и т.д.). В пожилом возрасте проекция часто проявляется как приписывание другим негативных эмоций или черт характера, которые невозможно признать в себе, то есть человек, человек сам имеющий патологические черты характера (например, раздражительность и обидчивость), замечает их в других. Проекция может расцениваться как патологическая только в том случае, если она становится систематической, если она проявляется как постоянный и стереотипный механизм защиты и возникает вне всякой зависимости от реального поведения других людей в данный момент времени. Однако здоровая проекция необходима: именно она поможет установить контакт и понять другого человека. Вообразить себе, что чувствует другой, можно только встав на его место. Проекты на будущее - это проекции собственных фантазий. Отрицание (к нему прибегают 26,64% участвующих в исследовании) - такая форма психологической защиты, которая характеризуется отказом от осознания определенных событий, переживаний и ощущений, которые были бы болезненны при их осознании, зачастую путем бегства в грезы, фантазии. Часто такой механизм возникает в отношении каких-то хронических или «страшных» заболеваний. Проще и менее болезненно убедить себя, что ты не болен, чем принять факт наличия болезни и приложить усилия к ее лечению, переживать, бояться не выздороветь. В связи с этим пожилые люди недостаточно внимательно относятся к рекомендациям врачей.
Значительно реже преобладают механизмы рационализации, гиперкомпенсации и замещения. Рационализация (преобладает у 17,76% обследованных) - форма психологической защиты, характеризующаяся рациональным объяснением человеком своих желаний и действий, которые в действительности обусловлены иррациональными влечениями, которые социально или личностно неприемлемы. Примером рационализации может быть преувеличение имеющихся ценностей, чтобы дискредитировать недосягаемое желание - «лучше синица в руках, чем журавль в небе». На ранних этапах развития личности рационализация - эффективный механизм защиты, но у пожилого человека излишне активное использование данного механизма может привести к неадекватному контролю поведения, к отсутствию правильного понимания себя в мире. Гиперкомпенсация обозначена А. Адлером как особая компенсация, при реализации которой не просто происходит избавление от чувства неполноценности, но и достигается какой-то результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к другим, то есть при невозможности, к примеру, самостоятельно выполнять тяжелую работу по дому, но при сохранности мелкой моторики, некоторые пенсионерки начинают заниматься каким-либо видом рукоделья, достигая высокого уровня мастерства. Таким образом, 13,32 обследованных имеют преобладающей именно эту защиту. Остальные психологические защиты - замещение, вытеснение, регрессия и компенсация - наименее распространены среди пожилых людей. Для исследования ведущей стратегии выхода из конфликта используется методика «Стратегия выхода из конфликта».
Таблица 2 - Характеристика «Стратегия выхода из конфликта» у пациентов геронтологического центра
Из всех обследованных пациентов по 28,9% выбрали ведущей стратегией поведение в конфликте стратегию «компромисс» и стратегию «избегание». Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Она не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию. Компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию при изменении обстоятельств, вызывающих напряженность. Стратегия ухода (избегание) отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка. Стратегия применима, когда конфликт не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации, либо когда предмет спора имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации, либо когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. Межличностные отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются. Обе эти стратегии не приводят к разрешению конфликта и продуктивны только в определенных ситуациях. Однако в данном исследовании видно, что большинство опрошенных (57%) выбирают эти две стратегии как наиболее типичные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Оба типа реагирования в конфликте достаточно «экономны» по эмоциональным «затратам». Их преобладание можно объяснить высокой ценностью сложившихся социальных связей в пожилом возрасте и ослаблению эмоционально-волевого компонента личности - не всегда хватает волевых усилий на достижение желаемой цели, поэтому пожилые люди прибегают к стратегиям, наименее болезненным, и приводящим к скорейшему выходу из конфликта.
Приспособление как способ разрешения конфликта, предпочитают 13,32%. Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, то есть человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. В данной стратегии приоритет отдается межличностным отношениям. Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели. Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.. Данная стратегия характерна для конформистской личности. Детальный анализ данных по каждому пожилому человеку показал, что стратегия избегания характерна для тех, у кого преобладает «вытеснение» и «отрицание». У большинства обследованных - 61,52% с данной ведущей стратегией выраженный механизм «вытеснение»; 30,79% - «отрицание» и 7,69% - регрессия. Компромисс как способ конфликтного поведения характерен для людей с психологической защитой «рационализация», у 90% обследованных ведущей является эта психологическая защита. Еще один компонент психодиагностики - уровень надежды. Надежда рассматривается как диспозиция личности, то есть как готовность к оценке возможного, возникающая при ожидании личностью какого-то важного и труднодоступного блага, а также готовность к последовательному поведенческому акту ради достижения этого блага. При проведении анализа выбора стратегии поведения в конфликте и уровнем надежды так же прослеживается связь - пожилые люди, склонные добиваться желаемого, наиболее часто прибегают к стратегиям «компромисс» (47,74%) и соперничество (21,7%). Со стратегией «избегание» и со стратегией «приспособление» по 13,02%, со стратегией «сотрудничество» 4,34%. Те кто в равной степени склонен и к планированию, и к достижению поставленных целей чаще выбирают стратегию приспособления - 47, 87%, компромисс - 28,58%, сотрудничество и избегание по 14,29%. Соперничество не является ведущей стратегией поведения в конфликте ни для одного из тех, кто в одинаковой степени планирует и достигает поставленных целей. Таким образом, из полученных диагностических данных можно сделать следующие выводы:
ведущими стратегиями поведения в конфликтной ситуации для пожилых людей являются стратегии «избегание» и «компромисс»; наиболее выражены у большинства опрошенных деструктивные психологические защиты «проекция» и «отрицание»; конструктивные психологические защиты («рационализация», «компенсация», «гиперкомпенсация») присутствуют лишь у 38%; - пожилые люди, предпочитающие не только планировать, но и достигать поставленных целей, в качестве основной стратегии реагирования в конфликте выбирают стратегию «компромисс»; пожилые люди, в равной степени склонные и к планированию, и к достижению поставленных целей чаще, выбирают стратегию «приспособление» (47,87%) Для проведения более полного и развернутого анализа ситуации и выявления связей между стратегией поведения в конфликте и ведущей психологической защитой требуются дополнительные диагностические данные и наблюдения. Однако уже из полученных данных можно сделать вывод о том, что большинство пожилых людей имеют недостаточно развитые компенсаторные механизмы, в связи с чем склоны к депрессиям, немотивированной агрессии, болезням и низкой социальной активности. Для нормального процесса старения должен доминировать прежде всего адекватный и полный вид компенсации, то есть этот механизм должен функционировать так, чтобы пожилой человек не уходил в мнимую компенсацию (обычно в свою болезнь). С этой точки зрения становится понятной важность обучения новым видам деятельности, развитие креативности, появления нового хобби и любых форм творчества, так с их помощью развивается полная компенсация. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, как определенная система прикладного знания психодиагностика позволяет психологу-практику совершенствовать свою работу с пожилыми людьми, эффективно решать свои профессиональные задачи. Психодиагностика может использоваться и используется в различных областях социальной практики в ходе консультирования и оказания психотерапевтической помощи, для прогнозирования психологических последствий изменения среды обитания человека, при осуществлении самых различных видов социальной работы и т.д. В каждой из областей социальной практики, где осуществляется психодиагностика, существуют специфические условия использования психодиагностических средств, ставятся специфические психодиагностические задачи, используются специфические методы, составляющие предмет частных или специальных психодиагностик. Однако фундамент любой специальной психодиагностики образует решения более общих, в своем роде универсальных вопросов, составляющих предмет общей психодиагностики. К таким вопросам можно отнести выявление методологических, теоретических и конкретно-методических принципов построения психодиагностического инструментария и принципов формулирования психодиагностических заключений; разработку методов и конкретных методик психодиагностики наиболее универсальных объектов, таких, например, как черты личности, способности, мотивы, сознание и самосознание, межличностные отношения; разрешение проблем. Один из важнейших методологических принципов, на котором строится психодиагностика и который отличает ее от научного исследования, заключается в следующем. Психолог-исследователь ориентирован на поиск еще не установленных, «неизвестных закономерностей» и использует для их пока заранее определенных по какому-либо признаку «известных испытуемых», сознательно пренебрегая их индивидуальными отличиями и эмпирической целостностью. Для психодиагноста же, наоборот, именно эти индивидуальные отличия и эмпирическая целостность являются объектов интереса и выявления, он в процессе психодиагностики ориентирован на поиск уже установленных, «известных закономерностей» у «неизвестных обследуемых». Основные требования к психодиагностическому инструментарию, к используемым для психодиагностики методикам и методам могут быть сформулированы следующим образом: используемые методики должны позволять собирать диагностическую информацию в относительно короткие, по сравнению с процессом ее «естественного» поступления, сроки; эта информация должна носить целенаправленный характер и как можно полнее отражать вполне определенные свойства диагностируемого объекта (пожилого человека), те или иные его особенности; информация должна быть представлена в виде, позволяющим ясно и однозначно дать количественное и качественное сравнение индивида с другими аналогичными объектами. Психодиагностическая информация должна быть полезна с точки зрения как построения прогноза развития, динамики состояния или ситуации, так и выбора средств вмешательства, коррекции. Практическая психодиагностика также предполагает учет мотивации обследуемого и знание способов ее поддержания; психодиагност должен уметь оценивать состояние индивида в момент психодиагностики, должен владеть навыками сообщения информации обследуемому индивиду. В контексте социальной работы психодиагностика применяется для выявления психологических особенностей и состояний клиентов социальных служб. При этом психодиагностика нацелена на то, чтобы позволить осуществить вмешательство в социальную ситуацию клиента наиболее полезным для него способом с учетом результатов психодиагностики. Психодиагностика как процесс включает в себя определенные стали. На первой стадии осуществляет анализ и, как правило, переформулирование поступившего к нему запроса. Психолог как бы производит своеобразный перевод заявляемой клиентом проблемы с языка житейских, обыденных представлений на свой особый профессиональный язык и осуществляет постановку психологического диагноза. На второй стадии психолог формулирует цели и задачи психодиагностики, производит оценку и выбор методов, приемов, условий и средств воздействия на пожилого человека, а если необходимо и возможно, то и на социальную ситуацию. На третьей стадии психолог осуществляет намеченное им воздействие, которое может происходить в различных формах: беседа, консультация, игра, тренинг и пр. В данной курсовой работе объектами психодиагностики выступали пожилые люди.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гаврилова, Е.В. Психосоциальная работа с пожилыми людьми в центре социального обслуживания /Е.В. Гаврилова, О.И. Кононова //Работник социальной службы. - 2010. - №3. - С.82-99 . Глухова, И.Ю. Специфика образа старости в различных возрастных группах /И.Ю. Глухова, М.Н. Зыкова //Психология зрелости и старения. - 2008. - №1. - С.46-73 . Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога /Н.Н. Ежова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 314 с. . Ермолаева, М.В. Значение жизненного пути в старости /М.В. Ермолаева //Психология зрелости и старения. - 2007. - №2. - С.58-82 . Калашников, И.Г. Психологический статус пожилого пациента как компонент комплексной реабилитации /И.Г. Калашников, Н.В. Тихонова, Н.И. Бондаренко //Социальное обслуживание. - 2010. - №6. - С.20-26 . Крайг, Г. Психология развития /Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с. . Миннигалеева, Г.А. Оказание психолого-педагогической помощи пожилым людям в Центре социального обслуживания: потребности и возможности _ /Г.А. Миннигалеева //Психология зрелости и старения. - 2003. - №1. - С.63-81 . Массон, Г.В. Отношение «личностный смысл - состояние экзистенциальной тревожности» в пожилом возрасте /Г.В. Массон //Психология зрелости и старения. - 2008. - №4. - С.80-85 . Масон, Г.В. Проблема организации исследования психических состояний у неработающих пожилых людей /Г.В. Масон //Психология зрелости и старения. - 2008. - №3. - С.42-49 . Настольная книга психолога ОСН /Под ред. Т.Г. Беляевой. - Горно_Алтайск, 2001. - 246 с. . Немов, Р.С. Психология: учебник. В 3 кн. Кн.3. Психодиагностика /Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 632 с. . Обозов, Н.Н. Психодиагностика личности /Н.Н. Обозов. - СПб.: Питер, 1998. - 426 с. . Обозов, Н.Н.. Психология работы с людьми / Н.Н. Обозов, Г.В. Щекин. - Киев, 2000. - 416 с. . Обозов, Н.Н. Словарь практического психолога /Н.Н. Обозов. - СПб.: Питер, 2001. - 316 с. . Осипова, А.А. Общая психокоррекция. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 224 с. . Психология для студентов вузов /Под ред. Е.Н. Рогова. - М.:ИКЦ «МарТ», 2005. - 560 с. . Психосоциальные проблемы людей пожилого и старого возраста /С.С. Чернякова //Психология зрелости и старения. - 2005. - №3. - С.78-87 . Сапогова, Е.Е. Ностальгия по себе: экзистенционально-психологические пространства «кризиса старения» /Е.Е. Сапогова //Психология зрелости и старения. - 2009. - №3. - С.43-63 . Солодникова, И.В. К проблеме развития личности на этапах жизненного пути /И.В. Солодникова //Психология зрелости и старения. - 2008. - №4. - С.86-102 . Филозоп, А.А. Программа психолого-акмеологической помощи лицам пожилого возраста /А.А.Филозоп //Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 2009. - №2. - С.17-25 . Шатохина, В.А. Опыт работы с нарративами в консультировании людей пожилого возраста в системе социального обслуживания /В.А. Шатохина //Психология зрелости и старения. - 2009. - №4. - С.56-67 . Щелканова, Е.А. Программа социально-психологического сопровождения лиц старшего и позднего возраста (практика реализации в комплексном центре социального обслуживания населения) /Е.А. Щелканова //Работник социальной службы. - 2009. - №6. - С.84-96
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|