Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль, направленность физических упражнений в профилактике нарушений осанки. Индивидуальные, возрастные аспекты




 

Физическая подготовка и профилактика нарушения осанки - одна из самых важных и актуальных проблем государства. Здоровье нации - это залог ее процветания, это тот решающий потенциал, который в конечном итоге определяет судьбу любых реформ. Потенциал физического воспитания заключается в том, что оно воздействует не только на двигательную активность человека, но и на его нравственные, социальные и духовные качества. Содержание двигательной активности человека составляет его систематическая, мотивированная деятельность, направленная на его физическое совершенствование, поэтому она рассматривается как главная сфера формирования физической культуры личности.

В процессе физического совершенствования человека складываются две взаимосвязанные системы мероприятий: педагогический процесс, направленный на развитие двигательных возможностей человека, и система организованных мероприятий, определяющих и регламентирующих развитие физического воспитания в стране. Многие специалисты отмечают взаимосвязь между организацией и методикой физического воспитания и здоровьем детей и молодежи.

В школьном возрасте цель физического воспитания конкретизируется следующими оздоровительными задачами:

профилактика нарушения осанки;

гармоничное развитие всех физических качеств с учетом сенситивных периодов;

достижение должного уровня физического состояния, обеспечивающего высокий уровень физического здоровья.

Как отмечает Круцевич (2000-2002), современная организация процесса физического воспитания детей и подростков в Украине не является управляемой, поскольку не достигает основной цели - высокого уровня физического здоровья подрастающего поколения.

Профилактика нарушения осанки у детей школьного возраста невозможно без правильно организованного, управляемого процесса физического воспитания.

Под управлением в физическом воспитании понимают процесс целенаправленного, контролируемого и регулируемого изменения двигательных возможностей человека. Уровни здоровья, физической работоспособности и социальной активности населения являются критериями эффективности этого процесса.

Главный компонент физического воспитания - физические упражнения.

Физическое воспитание как процесс целенаправленного изменения форм и функций организма специфическими и не специфическими для него средствами представляет собой совокупность организационных и педагогических средств, направленных на повышение физического состояния человека. В сфере физического воспитания все большие распространения имеют идеи и принципы системного подхода.

Основываясь на теоретических положениях системного подхода при изучении целостного объекта, необходимо обратить внимание на те признаки, которые характеризуют данный объект как целое. В рамках единой системы они рассматриваются как взаимосвязанные части целого. Поэтому система рассматривается как совокупность взаимодействующих компонентов, связей и отношений, объединенных единством цели. Достижение цели является главной задачей управления.

В сфере физической культуры управление осуществляется по нескольким направлениям:

управление социальными системами;

управление биологическими системами;

управление технологическими системами.

Перечисленные направления имеют свою цель и соответствующие базовые закономерности: социальные, биологические и технологические. В педагогике управление осуществляемо при наличии:

конкретной цели управления;

объекта и органов управления;

способности управляемого объекта переходить из одного состояния в другое;

возможности управляемого объекта создавать управляющие воздействия;

возможности управляющего объекта воспринимать эти воздействия;

возможности выбора управленческого решения из некоторого набора или множества решений;

определенных материальных ресурсов управления;

сведений о текущем состоянии объекта управления;

возможности оценивать качества управления и др.

При выборе управляющих воздействий и составления физкультурно-оздоровительных программ следует учитывать особенности применения средств, методов и форм организации занятий в различные возрастные периоды, связанные с закономерностями развития в онтогенезе и индивидуальными особенностями организма детей. Они могут варьировать в диапазоне одного возрастного периода и зависеть от наследственных факторов, условий окружающей среды, в которой воспитывается ребенок, типологических свойств нервной системы, уровня функционального состояния, а также влиять на биологический возраст, который может не соответствовать хронологическому.

Сегодня можно выделить ряд факторов, влияющих на формирование правильной осанки.

Привлечение детей школьного возраста к занятиям физическими упражнениями и спортом зависит, прежде всего, от окружающей среды - государства, общества, школы, родителей, друзей и их отношения к физическому воспитанию и спорту. Социально-экономические условия и, прежде всего, жизненный уровень населения, жилищные условия, наличие в стране и в данной местности спортивных баз, кадров, распределение свободного времени влияют на отношение окружающих и общества к этой проблеме, на формирование индивидуального подхода к занятиям физической культурой. Немаловажную роль играют существующая в стране система:

Заболевания;

Двигательная активность;

Статодинамический режим;

Нарушения гигиены учебы и труда;

Социально-экономические;

Качество функционирования общественных систем, обеспечивающих нормальное развитие ребенка;

Экология;

Питание;

Наследственность;

Развитие опорно-двигательного аппарата;

Онтогенез моторики в отдельные возрастные периоды;

Средства объективной, оперативной и интегральной диагностики функционального состояния осанки;

Эргономические требования к детской мебели, одежде и обуви;

Силы, действующие на человека и рассматриваемые относительно его тела (внешние и внутренние) образования, место и роль физического воспитания и спорта в этой системе, наличие современных программ и их выполнение квалифицированными преподавателями физического воспитания.

Уровень двигательной активности в школьном возрасте в значительной мере обусловлен не возрастной потребностью в ней (кинезифилией), а организацией физического воспитания в школе, привлечением детей к организованным и самостоятельным занятиям во внеучебное время.

Комплексная профилактика нарушения осанки, принятая в Украине, помимо двух обязательных уроков в неделю предусматривает дополнительные и факультативные занятия и физические упражнения в режиме дня. Дети должны ежедневно заниматься физическими упражнениями около двух часов. Но даже при самых благоприятных условиях на практике общеобразовательная школа не в состоянии обеспечить необходимый объем двигательной активности, поэтому фактически специально организованная двигательная активность ограничивается 3-4 часами в неделю у основной массы школьников, что составляет 30 % гигиенической нормы.

Дети, посещающие ДЮСШ, заняты тренировками от 8 до 24-28 ч в неделю, что в несколько раз выше недельной нагрузки занимающихся в общеобразовательных школах.

Ранняя спортивная специализация, создающая гиперкинезию (чрезмерную двигательную активность), в последнее время распространена в спорте. Исследования ряда авторов показали, что при этом возникает специфический комплекс функциональных нарушений и клинических изменений, обозначаемых как состояние гиперкинезии. Такое состояние сопровождается опасными изменениями со стороны ЦНС и нейрорегуляторного аппарата детей. Отмечается истощение симпатоадреналовой системы, дефицит белка и снижение иммунитета организма.

При общности теоретических положений о критериях возрастных норм двигательной активности детей и подростков разные авторы приводят разные показатели, характеризующие эти нормы. Сухарев (1982) с помощью шагомера разработал гигиенические нормативы суточных локомоций для детей и подростков.

Силла (1984) предлагает нормировать двигательную активность по виду деятельности.

Приведенные авторами критерии можно использовать в качестве ориентира для оценки двигательной активности у конкретной возрастной группы детей в сопоставлении с условиями жизни, обучения, организацией процесса физического воспитания. Однако их весьма трудно использовать для определения индивидуальной нормы. Индивидуальная норма двигательной активности должна исходить из ее целесообразности и полезности для здоровья. Для этого нужно ориентироваться на показатели, характеризующие здоровье детей. Важно знать, с какой целью и какого уровня физического состояния необходимо достичь.

Как свидетельствуют данные многих исследователей, антропогенные факторы окружающей среды влияют на фенотипическую адаптацию организма человека. Определение степени влияния конкретного фактора является трудновыполнимой задачей, однако методы, применяемые в популяционной генетике, где изучаются группы по сложившемуся фенотипу и характерным особенностям среды обитания, позволяют выявить влияние ведущих факторов и направление их действия, что является чрезвычайно важным для коррекции процесса физического воспитания в системе управления.

Рацион питания и пища имеют огромное значение для сохранения хорошего здоровья детей школьного возраста. Здоровый рацион зависит не только от каждого отдельного питательного вещества, но и от общей структуры питания. Основной принцип питания - потребление разнообразных пищевых продуктов. Это основа структуризации рациона питания в соответствии с основными четырьмя группами пищевых продуктов.

Если ребенок по какой-либо причине попадает в неблагоприятные условия (болезнь, недостаточное питание и т.п.), то темпы развития моторики у него замедляются. Однако после устранения этих негативных влияний, если они не были чрезмерными, его двигательные возможности развиваются ускоренными темпами.

Профилактика нарушения осанки у детей школьного возраста основана на организации статодинамического режима, который предполагает соблюдение ряда условий.

Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной или специальной гимнастикой. Минимальная продолжительность занятий - 20 мин, оптимальная - 40 мин. Большое влияние на рабочую позу детей оказывает продолжительность занятий. Старшеклассникам необходимо делать перерывы через каждые 40-45 мин, а первоклассникам - через 30-35 мин.

Детская мебель подбирается в соответствии с эргономическими требованиями:

высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30 см. Это легко проверить путем простого теста: если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза;

при вертикальном положении головы ось спокойного взгляда направлена вниз от горизонтали под углом около 15°. Границы оптимальной юны видимости простираются от горизонтали вниз до угла примерно 30°;

в горизонтальной плоскости оптимальный угол обзора составляет ±15°; поворот головы в сторону увеличивает границы полезной зоны до ±60°; при одновременном повороте головы и глаз зона видимости расширяется до ±95°;

высота стульев (расстояние между поверхностью сиденья и полом) должна соответствовать антропометрическим размерам тела детей. Для школьников высота стульев должна соответствовать одной трети их роста, т.е. составлять 400-600 мм;

максимальная глубина стульев должна составлять 1/3 анатомической длины бедер (при минимальном значении 350 мм).

Ни один из элементов стульев не влияет столь значительно на давление в межпозвонковых дисках, как конструкция спинки:

точная высота выступа спинки не имеет существенного значения, если только она находится на уровне поясничной области;

дополнительная опора на уровне лопаток, создаваемая за счет изгиба спинки стула, приводит к повышению внутридискового давления и не может быть рекомендована;

общий наклон спинки назад снижает внутридисковое давление в очень малой степени либо совсем не снижает его;

при глубине выступа спинки 40 мм сохраняется естественный поясничный лордоз; увеличение выступа спинки до 50 мм приводит к снижению внутридискового давления;

наклон рабочей поверхности в зависимости от вида работ может варьировать от 0° и почти до 90°. Эксперименты с чтением и письмом на рабочих поверхностях, имевших наклон 0, 12, 24°, показали, что при этих углах осанка была более правильной, активность мышц меньше, а также снижены усталость и неприятные ощущения в области спины. В этой связи рекомендуемый угол наклона рабочей поверхности 10-20°;

ширина рабочей поверхности не должна быть меньше, чем рабочее пространство в горизонтальной плоскости. Для письма рекомендуется ширина рабочей поверхности, равная 500 мм (380-рабочая зона и остальное -для бумаг и других материалов); 100 мм плоскости при этом может быть горизонтальной, остальная часть - наклонной.

Для того чтобы рабочая поза во время письма была оптимальной, следует придерживаться ряда правил:

угол между плоскостью подставки для ног и продольной осью должен быть около 80°;

бедра на стуле располагаются горизонтально, при этом угол в коленном суставе составляет около 80°;

наклон спинки сиденья равен 100-105°;

предплечье располагается горизонтально на уровне рабочей поверхности.

При такой рабочей позе давление на межпозвонковые диски относительно небольшое и равномерно распределено по передней и задней части диска. Во время работы следует постоянно бороться с неправильными позами. Косое положение плечевого пояса при письме (когда левая рука свешена со стола), или косое положение таза (когда ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу), или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене. Эти и другие порочные позы приводят к нарушениям осанки.

Ребенка, имеющего дефекты осанки, нужно освободить от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой. Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке, а в начальной школе лучше купить для ребенка ранец. После занятий в школе ребенок должен полежать 1 - 1,5 часа, для того чтобы нормализовать тонус мышц спины и разгрузить позвоночный столб. Постель ребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, подушка - невысокая, лучше ортопедическая.

Немаловажное значение для формирования правильной осанки детей имеет одежда и обувь. Одежда, пояса и резинки не должны стеснять, затруднять дыхание и кровообращение. Такие же требования и к обуви. Тесная обувь нарушает формирование свода стопы, что ведет к плоскостопию. Кроме того, при ношении тесной обуви возможно появление вросших ногтей, потертостей. Все это делает походку ребенка неуверенной, напряженной, а осанку нестройной.

Без правильно построенного режима и выполнения перечисленных выше простейших гигиенических рекомендаций любые лечебные мероприятия и усилия будут малоэффективными. Все эти, на первый взгляд, незначительные детали имеют огромное значение для профилактики нарушений осанки школьников.

Кроме того, в процессе формирования осанки необходимо придерживаться ряда обще методических правил:

учитывать возрастные особенности формирования и развития ОДА по признаку окостенения скелета человека;

учитывать сенситивные периоды развития физических качеств человека в онтогенезе;

гармонично развивать силу мышц;

использовать адекватные методы и методические приемы для последовательного формирования позы и правильной осанки и т.д.

Профилактика нарушения осанки детей основана, в первую очередь, на равномерном и гармоничном физическом развитии, умении координировать Движения, управлять ими.

Костно-мышечная система наиболее демонстративно отражает общие признаки возрастного развития. Изменения параметров костной и мышечной ткани резко бросаются в глаза как при прогрессивном росте организма, так и при инволюции.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием ОДА, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Происходят изменения и в пропорциях тела: изменяется отношение обхвата грудной клетки к длине тела, ноги становятся относительно длиннее. Хотя в тотальных размерах тела разница между мальчиками и девочками еще несущественна, обхват грудной клетки и ЖЕЛ у девочек меньше.

У младших школьников продолжается окостенение скелета, в частности, завершается окостенение фаланг пальцев. Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. В то же время постепенно фиксируются изгибы позвоночного столба: шейный и грудной - к 7 годам, поясничный - к 12 До 8-9 лет позвоночный столб сохраняет большую подвижность.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие. Иннервационный аппарат мышц достигает довольно высокого развития. В тех мышцах, которые испытывают большую нагрузку, интенсивность изменений кровоснабжения и иннервации выражена больше.

Младший школьный возраст - наиболее ответственный период в формировании двигательных координации ребенка. В этом возрасте закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее неизвестные упражнения и действия, физкультурные знания.

Изменения режима жизни, связанные с началом учебы в школе, равно как и незавершенный еще процесс формирования ОДА, обусловливают необходимость проявления осторожности при дозировании физических нагрузок младших школьников. Профилактика нарушения осанки заключается в ограничении применения силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость и времени проведения отдельных занятий.

В этот период происходит становление индивидуальных интересов и мотиваций к занятиям физическими упражнениями.

Подростковый возраст - период максимальных темпов роста всего организма человека и отдельных его биозвеньев. Он характеризуется усилением окислительных процессов, усилением процесса полового созревания. Интенсивный рост и увеличение всех размеров тела получили название второго ростового скачка, или второго «вытягивания».

В этот период в ритме развития тела у девочек и мальчиков имеются существенные отличия. Так, у мальчиков максимальный темп роста тела в длину отмечается в 13-14 лет, а у девочек - в 11-12. В этот период быстро изменяются пропорции тела, приближаясь к параметрам, характерным для взрослого человека.

У подростков усиленно растут длинные трубчатые кости конечностей и позвонки. При этом кости растут преимущественно в длину, а в ширину их рост незначителен. В этом возрасте заканчивается окостенение запястья и пястных костей, в то время как в межпозвонковых дисках лишь появляются зоны окостенения. Позвоночный столб подростка по-прежнему очень подвижен.

В подростковом возрасте мышечная система развивается довольно быстрыми темпами, что особенно выражено в развитии мышц, сухожилий, суставно-связочного аппарата и в тканевой дифференциации. Резко возрастает общая мышечная масса, ускорения ее особенно заметны у мальчиков в 13-14 лет и у девочек в 11-12 лет. Развитие иннервационного аппарата мышц в подростковом возрасте в основном завершается.

Средний школьный возраст совпадает с периодом завершения биологического созревания организма. В это время окончательно оформляется моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку. Для подростков характерно ухудшение двигательных координации при интенсивном развитии скоростных и скоростно-силовых качеств.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...