Глава 8 оформление внутри естествознания первых экспериментальных разделов психологии
Ψ _____§ 2. Влияние идей дарвинизма на психологию _______________________________ винизма на психологию необходимым следствием развития предшествующих взглядов на происхождение живых организмов. Подготовка к формированию эволюционной теории шла по разным научным каналам. Известную роль здесь сыграла философия, в которой вопрос о возникновении и развитии живых существ ставился с древних времен (Анаксимандр, Анаксагор, Гераклит, Эмпедокл, Эпикур, Аристотель, стоики, Лукреций и др. ). В средние века Авиценна указывал на то, что живая и неживая природа создана не божьей волей, а по закону необходимости. В Новое время идея развития и принцип непрерывности выдвигались Г. Лейбницем. Более последовательно вопрос о происхождении и развитии живых организмов решался французскими и русскими материалистами XVIII -XIX вв. Однако в попытках обосновать биологическую преемственность в развитии живых форм многие представители философского материализма не сумели преодолеть некоторых элементов механицизма, которые нашли свое выражение, например, в антропоморфических ошибках, состоящих в отождествлении психики животных и человека. В подлинно научной форме в рамках философии проблема развития животных и человека впервые была поставлена К. Марксом и Ф. Энгельсом, в формировании научных взглядов которых на общее развитие природы первостепенное значение имело именно учение Ч. Дарвина. Рождению дарвинизма способствовало накопление большого эмпирического материала и в самой биологической науке. Особую роль здесь сыграли попытки ряда ученых представить мир растений и животных в некоторой единой системе. Многое в этом отношении было сделано К. Линнеем. Ж. Ламарком, Б. Ф. Горяниновым и др. Значение классификаций растительного и животного мира состояло в том, что они открывали путь к выводам о единстве строения живых организмов, к признанию общих принципов их развития. Исключительное значение для обоснования единства всего органического мира имело открытые клеточного строения организмов. Это открытие указывало на общие законы роста и развития всех низших и высших организмов. Большое значение в подтверждении единства и преемственности в органическом мире имели данные палеонтологии, биологической географии, эмбриологии. Формированию представлений о единстве происхождения всего материального мира способствовали научные открытия в области астрономии, геологии, физики, химии и других наук.
Вместе о тем до конца вопрос о единстве живой природы не мог быть решен, поскольку значительный массе сведений, указывающих на генетическую преемственность живых существ, противостояло такое же обилие фактов, говорящих о разнородности органических форм. Биология остановилась перед проблемой происхождения разнообразия видов. Именно на поиски причин видовой изменчивости и были направлены усилия большого ряда ученых. Так, К. Линней и Д. Рей считали, что число видов растений и животных постоянно и их столько, сколько создано богом. Ж. Кювье смену и различия растительных и животных форм объяснял теорией катастроф. Ж. Бюффон и А. Т. Болотов связывали видовые изменения с явлениями гибридизации. Геоботаники и зоогеографы доказывали, что изменчивость организмов происходит в зависимости от географических и климатических условий. Очень близко к верной постановке проблемы эволюции подошли Э. Дарвин (дед Ч. Дарвина) и особенно Ж. Ламарк, который считал влияния внешней среды решающим фактором биологического развития. На близких к Ж. Ламарку позициях стоял русский ученый К. Ф. Рулье, чьи идеи были высоко оценены А. И. Герценом. Слабой стороной в учении Ж. Ламарка было признание им у организмов внутренних, имманентных стремлений, предопределяющих возникновение и преобразование различных видовых признаков.
Изложенное показывает, что вопрос о действительных причинах и способах изменения организмов по-прежнему оставался открытым. Для его решения потребовался гений и титаническая работа Ч. Дарвина [45]. В 1859 г. в свет выходит его книга «Происхождение видов». В ней на огромном фактическом материале Ч. Дарвин устанавливает основные факторы биологической эволюции - изменчивость, наследственность и отбор, с помощью которых были объяснены причины многообразия видов растений и животных, показано их единство и генетическая связь. Ψ _____§ 2. Влияние идей дарвинизма на психологию _______________________________
Согласно Ч. Дарвину, исходными факторами биологической эволюции являются индивидуальная, филогенетическая изменчивость и наследование приобретенных в онтогенезе признаков. Однако явления изменчивости и наследственности еще не объясняют в полной мере действительных причин биологической эволюции. Изменчивость сама по себе не несет какой-либо целесообразности, поскольку происходящие изменения могут быть для организма как полезными, так и вредными. Наследственность, в свою очередь, закрепляет и фиксирует лишь то, что доставляет ей изменчивость. Поэтому стояла задача найти реальную движущую силу биологического прогресса. В такой движущей силе Ч. Дарвин нашел механизм отбора и борьбу за существование. Принцип естественного отбора гласит, что из массы живых форм, нарождающихся в геометрической прогрессии, сохраняются только те, которые оказываются наиболее приспособленными к условиям жизни. Другими словами, отбор предполагает сохранность и накопление таких признаков, которые обеспечивают организму выживание и наилучшее существование. Естественный отбор или сохранение полезных организму признаков происходит в борьбе за существование. Она представляет собой сложные внутри - и межвидовые отношения организмов. Борьба организмов за жизнь внутри вида, межвидовая борьба и борьба с неблагоприятными условиями природы - вот факторы, заставляющие организм приобретать и удерживать только такие признаки, которые необходимы для приспособления к условиям внешней среды и сохранения жизни.
Выяснив факторы биологической эволюции (изменчивость, наследственность и отбор), Ч. Дарвину предстояло теперь объяснить причины многообразия видов растений и животных. На основе наблюдений за животными, живущими в естественных: условиях жизни, а также опираясь на опыты по селекции растений и животных, Ч. Дарвин пришел к выводу, что для выживания организму выгоднее всего различаться, а не быть похожим на другое существо. Из прогрессивно размножающихся живых форм остаются только те, которые более всего различаются, а все промежуточные формы обречены на гибель и вымирание. Вот почему, подчеркивал в свое время К. Тимирязев, получается нечто вроде мозаичной картины, составленной из различных кусков, внешне казалось бы не связанных единой биологической нитью. Именно это обстоятельство заставило Ж. Кювье выдвинуть ошибочную теорию катастроф. Он не смог увидеть за разнообразием видов их единство и генетическую связь. Итак, Ч. Дарвин впервые дал научное обоснование эволюции живых организмов во времени и пространстве. Его учение имело революционизирующее значение. Оно отвергало порочную теорию постоянства видов и пресловутую точку зрения о божественном происхождении животных и человека. Показав биологическую основу возникновения и развития животных и человека, Ч. Дарвин нанес сокрушительный удар по теологии и идеализму в области философии, психологии и биологии. Реакционные философские круги и церковь стали яростными противниками эволюционных идей Ч. Дарвина. В защиту дарвинизма выступили многие передовые ученые мира: К. А. Тимирязев и И. М. Сеченов - в России, Т. Гексли - в Англии, А. Грей - в Америке, Э. Геккель - в Германии и др. Это помогло дарвинизму окрепнуть и постепенно завоевать всеобщее мировое признание. Эволюционное учение Ч. Дарвина привело к пересмотру многих устаревших взглядов в различных областях естествознания, открыло широкие возможности для новых исследований в них. Под влиянием дарвинизма в биологии возникло много новых отраслей и направлений.
Учение Ч. Дарвина стало поворотным пунктом не только для биологических наук, но и для психологии. Значение эволюционный теории для судеб психологии определяется во многих отношениях. Прежде всего теория Ч. Дарвина внесла в психологию генетический принцип, сыгравший исключительное значение в дальнейшем ее развитии. С генетическим подходом связаны наиболее важные открытия, которые были сделаны как в психологии, так и в примыкающих к ней науках. Только на основе эволюционных представлений Ч. Дарвина стало возможным, например, правильно объяснить истинную природу специализации органов чувств и опровергнуть, кантианскую теорию И. Мюллера о специфической энергии нервов. Ψ _____§ 2. Влияние идей дарвинизма на психологию _______________________________
Далее, Ч. Дарвин ввел новый подход в трактовке психических явлений. Теперь психика животных и человека стала выступать как необходимая сторона жизнедеятельности организма, обеспечивающая приспособление его к внешним условиям среды, Позднее, на основе идей Ч. Дарвина роль психики в эволюции животных обстоятельно была показана в работах русского ученого Н. А. Се-верцева [103]. Психические явления рассматривались Ч. Дарвиным как орудие приспособления организма к среде. Сами приспособительные акты, за которыми стоят психические явления, не могут быть поняты без того, чтобы не учитывать роль внешних физических воздействий и внутренних анатомо-физиологических условий организма. Своей новой точкой зрения Ч. Дарвин закрепил в психологии принцип природного детерминизма в его биологической форме. Другой важный вклад в психологию, который был сделан Ч. Дарвиным состоял в том, что наряду с преемственностью у животных в строении их тела* он открыл такую же преемственность в их психической организации. Отсюда, естественным продолжением была плодотворная мысль Ч. Дарвина о связи психики животных и человека, которая была оборвана со времени Р. Декарта. Этим вопросам Ч. Дарвин посвятил две специальные работы: «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) и «Происхождение человека и половой отбор» (1871). В названных трудах он показал наличие общих генетических корней в психических способностях человека и животных. Проницательная наблюдательность позволила заявить Ч. Дарвину, что чувства и впечатления, различные эмоции и способности такие, как любовь, память, внимание, любопытство, подражание, рассудок и т. д., которыми гордится человек могут быть найдены в зачатке, а иногда даже в хорошо развитом состоянии у низших животных [45].
Изучению психики животных Ч. Дарвин придавал исключительное значение. Для этого у него было два главных основания. Во-первых, психические акты, как уже упоминалось, он рассматривал как орудие выживания организма, во-вторых, в психике животных он видел ключ к пониманию проблемы происхождения человека и истории его развития. Выдвинув принцип генетической преемственности и связи психики животных и человека, Ч. Дарвин направил дальнейший поиск ученых на раскрытие особенностей в психике различных животных, а также человека. Поэтому, Ч. Дарвина можно считать отцом сравнительной психологии. Следует признать ценными идеи Ч. Дарвина и в разработке проблемы антропогенеза. Он указывал на первостепенную роль языка, мышления, употребления и изготовления орудий в становлении человека. Однако в качестве определяющего фактора антропогенеза Ч. Дарвин видел только отбор и борьбу за существование. Основополагающая роль труда и социальных факторов в происхождении и развитии человека оказалась им не понятой. Отсюда вытекали его антропоморфические ошибки. Ч. Дарвин полагал, что психические способности человека и животных отличаются только в мере, но не в качестве. Одна из причин, заставившая Ч. Дарвина придерживаться подобной точки зрения, была связана с желанием ученого опровергнуть лженаучную теорию о божественном происхождении души человека. Признать различие в качестве между психикой животных и человека означало для Ч. Дарвина оборвать между ними генетическую связь и тем самым сделать непростительную уступку креацнизму. Антропоморфизм Ч. Дарвина при всей его опасности биологизировать психику человека был призван в ту пору сыграть прогрессивную роль в борьбе с философским идеализмом и теологией. Помимо сравнительной психологии Ч. Дарвин открывает еще один генетический раздел психологии - детскую психологию, о чем свидетельствует известная его книга «Биографический очерк младенца» [45]. Ч. Дарвиным была подготовлена почва не только для оформления сравнительной, детской и генетической психологии в целом. В известной степени его можно считать и прародителем дифференциальной психологии. Выдвинутые им положения об изменчивости и наследственности признаков вскоре были перенесены и на область психических свойств человека. Через десять лет после выхода книги Ч. Дарвина «Происхождение видов», его двоюродный брат Ф. Гальтон попытался показать в книге «Наследственность таланта» [32], что вариации психических способностей определяются наследственностью. Для доказательства своего основного тезиса Ф. Гальтоном привлекались экспериментальные, статистические и Ψ ____§ 3. Развитие нервно-мышечной физиологии и рефлекторной теории _______________
другие методы в изучении индивидуально-психологических различий между людьми. Ч. Дарвин, как подлинный естествоиспытатель, отстаивал объективный подход к изучению психических явлений. Все его труды основывались только на объективных наблюдениях и эксперименте. Взгляд на психику как на орудие приспособления организма к среде естественным образом предполагал включение в область рассмотрения факты приспособительного поведения животных и человека, доступные внешнему наблюдению и контролю. Именно это позволило Ч. Дарвину во всей своей исследовательской деятельности широко применять эксперимент и объективное наблюдение при изучении поведения животных и человека. О размахе его экспериментальной работы Г. В. Платонов пишет: «Труды Дарвина поражают масштабами его собственных экспериментальных исследований. Наблюдения и опыты с голубями, курами, собаками, насекомыми и лазящим животными, эксперименты по скрещиванию различных растений и животных, наблюдения за выражением эмоций у животных и человека, изучение инстинктов у собак, пчел, муравьев и других животных... и многие, и многие другие эксперименты Дарвина столь обширны и разнообразны, что когда пытаешься представить вою сумму проделанной при этом работы, становится трудным поверить, что все это совершил один человек» [88, с. 305]. Вряд ли можно переоценить значение эволюционных идей Ч. Дарвина для последующего развития психологии. Его учение положило начало ее естественнонаучной перестройке и обновлению.
§ 3. Развитие нервно- На пороге XIX в. общая физиология в разработке своих проблем мышечной физиологии опиралась на экспериментальные методы. Полученные с их помощью и рефлекторной теории факты, касающиеся работы различных систем организма, ставили на повестку дня вопрос о функциях нервной системы, поскольку все в большей степени обнаруживалось ее участие в различных физиологических актах. Интерес к проблемам физиологии нервной системы стремительно нарастал. Особенно быстро стала развиваться нервно-мышечная физиология -область, в которой рефлекторный принцип, выдвинутый Р. Декартом, впервые начинает подвергаться экспериментальной проверке и испытанию временем. Разработка проблемы нервно-мышечных связей началась с критики представлений о наличии в нервной системе и мышцах «животных духов». Еще в XVII столетии английский ученый Я. Сваммердам, занимающийся сравнительной анатомией и физиологией, опытным путем установил, что объем мышцы при ее сокращении но изменяется. Этот факт ставил под сомнение существование «животных духов», которые, как полагал Р. Декарт, направляясь к мышцам, наполняли и раздували их, как меха, и приводили тем самым их в действие. Опираясь на учение Ф. Глисоона о раздражимости живых тканей, Я. Сваммердам приходит к выводу, что и нервная ткань обладает свойством возбудимости. С этого времени старое представление о «животных духах» заменяется понятием нервной возбудимости. Многие опыты Я. Сваммердама касались также изучения ряда жизненных функций организма в связи с удалением головного мозга. Им было установлено, что многие из органических функций, в том числе и двигательные, после удаления головного мозга остаются сохранными в течение определенного времени. Это давало основание считать, что органические функции и непроизвольные движения с деятельностью мозга не связаны. Подобный взгляд на природу непроизвольных движений означал зарождение так называемого рефлекторного атомизма. Ему противостояла другая точка зрения, согласно которой все произвольные и непроизвольные акты имеют единую анатомо-физиологическую основу. Голландский врач Г. Бургав на основе многочисленных опытов обнаружил, что произвольные и непроизвольные движения осуществляются одними и теми же мышцами и характер сокращения их также одинаковый. В связи о этим Г. Бургав возражал против строгого разделения двигательных актов на произвольные и непроизвольные. Более того, он впервые описывает процесс перехода произвольных движений в непроизвольные. Важным для развития рефлекторной теории явилось подтверждение Г. Бургавом догадки александрийских врачей и Галеаа о чувствительных и дви Ψ ____§ 3. Развитие нервно-мышечной физиологии и рефлекторной теории _______________
гательных нервах как анатомической основе движений, рефлекторного механизма. До XVIII в. принцип машинообразности, выдвинутый Р. Декартом, оставался без названия. Лишь в 1736 г. Аструх Монпелье вводит термин ^рефлекс», понимая его в физическом смысле как зеркальное отражение. С этого времени понятие рефлекса становится общепринятым. В XVIII в. большую роль в развитии физиологии рефлекса сыграл А. Галлер. Продолжая линию Я. Сваммердама, А. Галлер вновь приходит к убеждению, что для мышечного сокращения участие головного мозга необязательно. Многочисленными опытами он установил автономный характер мышечного сокращения, что и свидетельствовало о полной безучастности центрально-мозговых структур в простейших элементарных нервно-мышечных реакциях. Под влиянием опытов и взглядов А. Галлера позиции рефлекторного атомизма еще более укрепились. Против рефлекторного атомизма А. Галлера выступил английский ученый Р. Витт. Множество конкретных фактов, которыми располагал Р. Витт, убеждали его в том, что, с одной стороны, нельзя «втискивать разум» в каждый нервно-мышечный акт, но и нет оснований сводить движения только к машинообразным, с другой. Чтобы разрешить это противоречие, Р. Витт вводит новый «чувственный принцип», как будто бы примиряющий принцип машинообразности с принципом участия души в нервно-мышечных реакциях. По его мнению, все двигательные акты, включая и непроизвольные, содержат в себе чувственные компоненты. При автоматизации сознательный компонент полностью не исчезает, в редуцированном виде он остается в каждом автоматизированном движении. Имея в виду, что часть рефлекторных движений сохраняется после удаления головного мозга, Р. Витт предположил, что «чувственный принцип» действует и на уровне спинного мозга. «Панчувствительная теория» Р. Витта вызвала острую критику, ибо она несла с собой опасность скатиться к витализму. Вместе с тем ценным во взглядах Р. Витта, как полагал П. К. Анохин, является попытка «объединить все многообразие машинных, автоматических и произвольных реакций в одном неврологическом принципе» [5, с. 49]. Р. Витт одним из первых обратил специальное внимание на возможность вызвать ряд органических рефлексов от одного вида внешнего предмета. Его догадки о «психических рефлексах» станут объектом экспериментального обоснования только через 150 лет в лабораториях И. П. Павлова. С именем Р. Витта связывают завершение первого периода в истории рефлекса, поскольку ему удалось рефлекторному принципу «придать такую четкость и такой физиологический смысл, какой уже не изменялся вплоть до классиков рефлекса XIX столетия» [5. с. 44]. Во второй половине XVIII в. тенденция ограничить действие рефлекторного механизма уровнем спинного мозга становится все заметнее. Особенно ярко она была выражена у П. Кабаниса и Ф. Блейна. Последний открыто призывал физиологов изъять проблему волевых, осознаваемых актов из круга вопросов, которыми должна заниматься физиология. После Ф. Блейна начинается официальное разграничение спинномозговой физиологии от психологии, которой полностью вверялся головной мозг как орган мыслящей субстанции, ее сознательных и произвольных актов. Но точка зрения Ф. Блейна разделялась не всеми. Ей противостояла другая тенденция, в которой выражалось стремление распространить рефлекторный механизм на все уровни нервно-мозговой деятельности, что означало перенос его действия в области психических явлений. Из философов с такими взглядами выступал Ж. Ламетри, а из естествоиспытателей - чешский физиолог И. Прохазка. Оба они развивали идею пригодности рефлекторного принципа для анализа психических явлений. Более того, у И. Прохазки рефлекторный принцип получил множество других важных оттенков. Так, в отличие от Р. Декарта, у которого отражательный механизм не включал психические компоненты, И. Прохазка, наоборот, полагал, что чувственные элементы, независимо от того осознаются они или не осознаются, обязательно входят в структуру рефлекторного акта. Они являются для организма «компасом жизни», позволяющим ему выделять полезные и вредные для него воздействия. Таким образом, рефлекторный механизм имеет для организма биологический смысл, поскольку он служит орудием приспособления к среде. После Р. Витта И. Прохазка олицетворял высший научный авторитет в области Ψ ____§ 3. Развитие нервно-мышечной физиологии и рефлекторной теории _______________
физиологии рефлекса. Он является автором классической формулировки рефлекса, которая была принята всеми физиологами XIX столетия. Анатомическую основу для рефлекторной схемы И. Прохазки установили независимо друг от друга английский физиолог Ч. Белл и французский ученый Ф. Мажанди. Экспериментальным путем им удалось определить какой из нервов несет чувствительную функцию, а какой -двигательную. Открытие сенсорных и моторных нервов дало мощный толчок к дальнейшему развитию рефлекторного учения. Новым для теории рефлекса было открытие Ч. Беллом регулирующей функции мышечного чувства в построении различных движений. Это новое открытие изложено Ч. Беллом в его теории «нервного круга». Против кольцевого характера рефлекса выступил М. Холл, сторонник рефлекторного атомизма. Он отрицал участие мышечного чувства и головного мозга в рефлекторных двигательных актах. Представления М. Холла окончательно закрепляют в физиологии дуализм головного и спинного мозга. И. Мюллер, выполнивший много исследований по изучению анатомических структур рефлекса, вынужден был отойти от ортодоксального варианта рефлекторного атомизма М. Холла. Он обнаружил, что отдельные рефлексы такие, например, как чихание, рвота, кашель и др., носят обобщенный характер и захватывают собою различные спинномозговые. структуры. Значение И. Мюллера в данном случае состоит, по мнению П, К Анохина, в стремлении подчеркнуть и доказать интегративный характер всякого рефлекторного акта, каким бы локальным он не казался, [5, с. 67]. Другое расхождение М. Холла и И. Мюллера касалось вопроса о роли ощущений в движениях, М. Холл считал, что рефлекторные и сенсорные акты между собой не связаны. Ощущения, согласно М. Холлу, не могут стать причиной движения. И. Мюллер полагал, в свою очередь, что ощущения являются фактором интеграции отдельных ответных действий организма. Вместе с тем, общим для М. Холла и И. Мюллера было следующее: с их точки зрения ощущения лишь внешне сопровождают движения и рефлекторные акты, не входя в их структуру. Рефлекс мыслился как «механическое» и «слепое» движение, предопределенное анатомическим строением организм и независимым от того, что происходит во внешней среде. Это вынуждало физиологов обращаться к бестелесной силе или душе, способной выбирать и синтезировать из существующего набора рефлексов те из них, которые более всего подходят ей для управления телом. Помимо И. Мюллера свое несогласие с М. Холлом выразил немецкий физиолог Э. Пфлюгер. Проведя много опытов по изучению спинномозговых рефлексов, Э. Пфлюгер пришел к заключению о том, что одного рефлекторного принципа недостаточно для объяснения целесообразных приспособительных актов и поведения животного. Целесообразный характер движений предполагает включение чувствительных компонентов даже на уровне спинного мозга. Отсюда Ф. Пфлюгер выдвигает теорию «спинномозговой души» как регулятора спинальных рефлексов. В спор с Э. Пфлюгером вступил Г. Лотце, выдвинувший идею о том, что целесообразные движения обезглавленной лягушки обусловлены прошлым вмешательством души в организацию и оформление рефлекторных актов. По представлению Г. Лотце, при жизни под влиянием бестелесной души, помещаемой им в головном мозгу, организм научается перестраивать и комбинировать свои рефлексы в адекватные поведенческие акты. После длительных упражнений эти целесообразные движения становятся настолько привычными, что они могут в том же виде проявляться даже тогда, когда головной мозг, как седалище души, удален. В идеалистических взглядах Г. Лотце дуализм души и рефлекса нашел свое крайнее выражение. Физиологи никак не могли выйти на линию связи психического и физиологического. Определяющую роль в переброске моста между психологией и физиологией, на основе рефлекторной концепции, сыграл русский ученый, основатель научной физиологии и психологии в России, И. М. Сеченов. В его руках рефлекторный принцип стал орудием борьбы с идеализмом в физиологии и психологии, основой для перевода психологии на естественнонаучные рельсы, объективные и экспериментальные методы исследования. Поскольку идеи И. М. Сеченова имели программное значение для естественнонаучной перестройки психологии их целесообразно рассмотреть несколько позднее в связи с анализом Ψ ___§ 4. Успехи физической оптики, акустики и сенсорной физиологии__________________ теоретических программ, на основе которых психология будет оформляться как самостоятельная и экспериментальная наука.
§ 4. Успехи физической Наиболее интенсивное развитие сенсорной физиологии началось в оптики, акустики и сен- первой полови не XIX столетия. Исходную основу для сорной физиологии физиологии органов чувств составили физическая оптика и акустика. Первые точные знания о строении и работе органов чувств стали появляться уже в средневековье. Пионерами оказались арабские ученые, а именно Альгазен и Авиценна. Так, Альгазен на опытной основе показал, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор, и что причиной возникновения чувственных образов являются не истечения, как предполагали многие древнегреческие мыслители, а законы отражения и преломления света. Той же позиции придерживался Авиценна, которым изучались законы смешения цветов с помощью специально изготовленного вращающегося диска. В XIII в. английский схоласт Р. Бэкон также считал, что причины формирования психического изображения лежат в природных законах распространения, преломления и отражения света. Последующая разработка проблем зрения была связана с именами крупнейших физиков И. Кеплера, Р. Декарта, Р. Гука. И. Ньютона, М. В Ломоносова. Физиками был установлен ряд ценнейших положений относительно оптических свойств глаза, хрусталика и сетчатки, механизмов аккомодации и бинокулярного зрения, роли глазных мышц в восприятии предметов, влияния объективных условий восприятия (угла зрения, освещенности и др. ) на характер видения внешних объектов, особенностей цветового зрения. В XVIII в. в области зрения много опытов проводилось по определению слепого пятна, остроты зрения, порогов различения, длительности последовательного образа и т. д. [95]. Большой интерес в тот период вызывали вопросы цветового зрения. Этот интерес в значительной мере был стимулирован появлением первых теорий цветового зрения (Т. Юнг, М. В. Ломоносов), выступлением в печати английского химика Дальтона, описавшего дефекты своего зрения - красно-зеленую слепоту. По сравнению со зрением намного меньше было научных сведений о строении и работе слухового аппарата и совсем мало о других органах чувств - осязании, обонянии, вкусовой чувствительности. Краткий и беглый обзор показывает, что к началу XIX в. наибольшее количество сведений имелось в основном в области физической оптики. Это было обусловлено, прежде всего, важностью органа зрения в практической жизни, а также потребностями астрономии, где знания о зрительном аппарате были чрезвычайно необходимы. В первой половине XIX столетия развитие сенсорной физиологии характеризовалось двумя основными чертами. Во-первых, в данный период происходило обобщение опыта работы физиков, химиков, анатомов, врачей и на этой основе шла дальнейшая разработка проблем, выдвинутых и поставленных в предшествующих исследованиях при изучении строения и функций ведущих органов чувств. Во-вторых, сенсорные эффекты начинают соотноситься не столько с физическими свойствами внешних предметов и окружения, сколько с анатомо-физиологическими свойствами самих органов чувств, а также нервной системы. По традиции, идущей от физической оптики и акустики, зрение и слух оказались наиболее разработанными разделами сенсорной физиологии. В области физиологии зрения и слуха большой вклад был сделан И. Мюллером. Значительное место в его исследованиях занимали проблемы бинокулярного зрения, световой и цветовой адаптации, смещения цветов, последовательных образов, механизмы конвергенции и аккомодации, явления контраста и др. В области слуха И. Мюллер основное внимание сосредоточил на изучении строения и функций внешнего, среднего и внутреннего уха. В частности, им было установлено, что восприятие высоких и низких тонов связано с различным напряжением слуховой мембраны. Центральное место в сенсорной физиологии И. Мюллера занимает его теория о специфической энергии чувств, философскую основу которой составило учение И. Канта об априорных формах сознания. И. Мюллер, изучая процесс возникновения ощущений, заметил, что Ψ ___§ 4. Успехи физической оптики, акустики и сенсорной физиологии__________________ световые эффекты могут вызываться не только в результате светового воздействия, но и при воздействии на глаз раздражителей другой физической природы (химических, механических, электрических и т. д. ). В других случаях один и тот же раздражитель вызывал различные по модальности ощущения. Обобщив полученные факты, И. Мюллер пришел к заключению о том, что качество ощущений их модальность определяется не природой внешнего раздражителя, а свойствами нервов или самих органов чувств. Онписал: «Мы не можем иметь никаких ощущений, вызванных внешними причинами, кроме таких, которые могут вызываться и без этих причин - состоянием наших чувствительных нервов» (цит. по [67], с. 152). Связь между учением И. Канта и теорией И. Мюллера очевидна. Вслед за И. Кантом И. Мюллер признавал объективность внешних предметов (у Канта - «вещи в себе»), но в то же время считал, что различия в качестве и модальностях ощущений определяются «специфической энергией чувств» (у Канта - априорными формами сознания или доопытными формами чувственности). Физиологический идеализм И. Мюллера был связан с метафизическим взглядом на эволюцию органов чувств. Органы чувств рассматривались им как раз навсегда данные, вне их исторического происхождения и развития, с которым связаны особенности и специфические функции органов чувств. И. Мюллер, умерший за год до появления книги Ч. Дарвина «Происхождение видов», искал источник специфичности органов чувств внутри них, тогда как его надо было искать вовне. С. Л. Рубинштейн по этому поводу писал: «Специфическая энергия органов чувств или нервов, взятая в генетическом плане, выражает, таким образом, пластичность нерва по отношению к специфичности внешнего раздражителя» [100, с. 156]. Учение И. Мюллера с момента своего появления нашло и горячих поклонников и суровых противников. Г. Гельмгольц, например, ставил теорию специфической энергии чувств в один ряд с законами И. Ньютона в физике. Из среды физиологов с критикой кантианских идей И. Мюллера выступили И. Штейнбух, Я. Пуркинье, И. М. Сеченов и др. Особенно учение И. Мюллера не выдерживало критики при решении вопроса о восприятии пространства. Здесь даже Г. Гельмгольц был вынужден отойти от нативизма Канта-Мюллера и однозначно заявить, что наши восприятия есть продукт опыта, а не врожденных форм сознания или свойств нервной системы и органов чувств. Намного вперед продвинулись знания в области осязания. Определяющую роль в этом прогрессе сыграли исследования Э. Вебера, которым в 1834 г. была издана известная теперь всему миру книга «Об осязании». Э. Вебером было установлено, что осязание, как правильно догадывался Аристотель, представляет собой синтетический чувствительный орган, включающий в себя температурную, мышечную, болевую чувствительность, а также ощущения касания и давления. Более того, Э. Ве-бером была замечена связь между отдельными видами кожной чувствительности (например, связь ощущения давления с температурной чувствительностью, связь ощущений давления, касания, тепла с болевыми ощущениями и т. п. ). Большое место в исследованиях Э. Вебера занимают измерения порогов различных видов чувствительности. Им были измерены болевые и кожные пространственные пороги, пороги температурной и мышечной чувствительности, зрительные и слуховые пороги. Общим методом измерения порогов был метод минимальных изменений. Он заключался в следующем. Предъявлялись одновременно или последовательно два сходных раздражителя, затем один из них уменьшался или увеличивался по интенсивности до того момента, когда различие между ними становилось едва заметным. Приложив разнообразные модификации этого метода к различным видам чувствительности, Э. Вебер нашел, что способность различения зависит не от абсолютной величины интенсивности раздражителя, а от относительного различия сравниваемых величин. Причем для каждого вида чувствительности это соотношение между интенсивностями двух стимулов является постоянной. Закон Э. Вебера гласит, что отношение добавочного раздражителя к основному есть величина постоянная. Для разных видов чувствительности соотношение между интенсивностями двух раздражителей разное. Так, для зрительных ощущений величина добавки, необходимой для осознания разницы равна 1/50, при различении тяжести она составляет 1/30 и т. д. Центральное место в опытах по измерению порогов занимают исследования кожных Ψ ___§ 5. Достижения анатомии и физиологии головного мозга _______________
пространственных порогов, о существовании которых уже догадывался Лукреций. Для определения кожных порогов Э. Вебером был изобретен в 1830 г. эстезиометр, представляющий собой циркуль с раздвижными ножками. Основной метод оставался тот же, т. е. метод едва заметных изменений. Измерялось минимальное расстояние между ножками циркуля, чтобы их прикосновение вызывало раздельные ощущения. В результате многочисленных опытов Э. Вебером было установлено, что вел
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|